Производство основных строительных машин в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство основных строительных машин в России



 

Наименование машин 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
1. Экскаваторы, тыс. шт. 5,2 3,4 3,6 3,2 2,9
2. Средняя емкость ковша одного экскаватора, м3 0,55 0,69 0,78 0,75 0,73
3. Бульдозеры, тыс. шт. 2,4 3,0 2,7 1,7 1,8
4. Башенные краны, шт.
5. Краны на пневмоколе-сном ходу, шт.
6. Краны на автомобиль­ном ходу, тыс. шт. 3,7 2,4 3,2 3,0 3,1
7. Автогрейдеры, тыс. шт. 1,2 1,7 1,3 1,0 1,0
8. Машины и оборудование для строительно-отделоч­ных работ, тыс. шт. 10,2 12,0 13,4 14,3 19,9

машин в составе себестоимости строительно-монтажных работ. Но одновременно учитывают возможность ускорения сроков выпол­нения работ и на этой основе — снижения постоянных издержек производства.

13.2. Определение потребности

в строительных машинах и показатели

их использования

Определение потребности в строительных машинах.Состав пар­ка иколичество строительных машин, необходимых для выполне­ния соответствующего объема строительно-монтажных работ, оп­ределяют следующими способами.

При определении потребности в строительных машинах на строительство крупных промышленных комплек­сов или больших районов застройки в составе проек­тов организации строительства она рассчитывается по норматив­ному усредненному показателю на 1 млн р. сметной стоимости под­лежащих выполнению строительно-монтажных работ по формуле

Mi =/я,ГКкл,

где Mj — количество потребных строительных машин г'-й группы; mtнорма потребности /-й группы машин на 1 млн р. сметной


 




стоимости строительно-монтажных работ в единицах главного па­раметра или штуках; V — объем строительно-монтажных работ, подлежащий выполнению; К,^ — коэффициент, учитывающий природно-климатический район строительства.

Нормы потребности в строительных машинах на 1 млн р. смет­ной стоимости строительно-монтажных работ существенно разли­чаются по видам строительства. Так, при строительстве магист­ральных трубопроводов, автомобильных дорог величина нормы потребности в землеройной технике, трубоукладчиках, асфальто­укладчиках выше, а в промышленном строительстве выше вели­чина нормы потребности в грузоподъемной технике и т.д.

При определении потребности в строительных машинах на сформированную программу работ строительной организации' она рассчитывается согласно принятым в проек­тах производства работ способам их выполнения и эксплуатацион­ной производительности или норм выработки машин с учетом местных условий строительства и возможного выполнения работ в зимнее время по формуле

м. = У±———

где Mj — потребное количество j-x строительных машин, ед.; Vt — объемы /-х строительно-монтажных работ, подлежащих выполне­нию в натуральных единицах измерения, м3; Щ — эксплуатацион­ная часовая производительность j- й строительной машины; / — рас­четная продолжительность использования машины в течение рабо­чего дня, ч; рт, рп, ррсоответственно потери времени вследствие внутрисменных простоев по различным причинам, время на пере­базировку машин с объектов на объекты и время нахождения стро­ительных машин в ремонте, % от общего фонда рабочего времени. При определении потребности в строительных машинах при строительстве отдельных объектов или выполне­нии заданного объема работ на них используется следу­ющая формула:

Н' V-TtnCM

где Mj — количество потребных j-x машин; Н1Щколичество времени работ у-й машины по норме на единицу объема работ, маш.-ч; Vi — объем подлежащих выполнению работ в физическом выражении, м3; Кп — коэффициент, учитывающий внутрисмен-ные потери рабочего времени и время на доставку машины на строительную площадку; Т — продолжительность выполнения ра­бот согласно календарному плану, дни; / — продолжительность смены, ч; псм — число смен работы машины в сутки.


Показатели использования строительных машин. Для оценки степени использования парка строительных машин используют следующие показатели.

Основным показателем эффективности использования строи­тельных машин служит их фактическая годовая выработка в физи­ческом выражении выполненных строительно-монтажных работ. В частности, основным показателем использования экскаватора или скрепера является фактическое количество кубических метров раз­работанного ими грунта в год, а в целом по парку экскаваторов или скреперов — количество фактически разработанного в год грун­та, приходящееся на 1 м3 суммарной емкости их ковша (агрегата).

Этот показатель дополняется показателем выполнения норм вы­работки машин (использования по производительности), %, за соответствующий период времени Квн, рассчитываемым по фор­муле

кв.н =|^юо,

где Вф и Вн — средняя выработка машины (машин) соответствен­но фактическая и нормативная за соответствующий период (год, квартал, месяц, день), м3/т.

Для грузоподъемных кранов применяется показатель использо­вания их по грузоподъемности Кгр, представляющий собой следую­щую величину:

у Vimax

rp~ Q '

где Q и Qmax — соответственно грузоподъемность крана и макси­мальный вес наиболее тяжелой монтируемой конструкции или монтажного узла, т.

Важным показателем, отражающим уровень использования пар­ка строительных машин, является коэффициент технической го­товности его к эксплуатации Кт г, представляющий собой отноше­ние количества машин, пригодных к эксплуатации, к общему ко­личеству имеющихся машин, который рассчитывается по формуле

К =М~Мр

М '

где М и Мр — соответственно общее количество имеющихся стро­ительных машин и машин, находящихся в ремонте на рассматри­ваемую дату, ед.

Поскольку какое-то количество машин обязательно находится в ремонте в соответствии с нормами их эксплуатации, то при оценке качества технической эксплуатации и обеспечения готовности парка строительных машин используют соотношение


 




Кэ = ——,

где К*г и К"г — коэффициенты технической готовности парка строительных машин соответственно фактический и в соответствии с нормами прохождения ремонта.

Другие показатели в основном отражают использование строи­тельных машин по времени.

Коэффициент использования годового фонда времени работы ма­шин представляет собой величину

К =

14 г.ф _, ■> ' п

где Тф и Тп — число смен работы строительных машин в год фак­тическое и по плану (нормативное).

Указанный коэффициент Кг ф может быть рассчитан по отдель­ным машинам и по их группам (экскаваторы, бульдозеры, краны и др.).

Коэффициент сменности работы строительных машин Кси рас­считывается путем деления общего числа отработанных машино-часов соответствующей группой машин (QM_4) к их численности (М), продолжительности периода, за который он определяется (Т) и установленной продолжительности смены, ч (/см):

„ tsM-Ч

UTtr

Коэффициент использования строительных машин в течение сме­ны Кисп определяется как отношение числа часов чистой работы их в течение смены к общей продолжительности их работы на строи­тельном объекте. Он рассчитывается по формуле

jr ViM-Ч ~" ЧВСП

Iv,

-исп

s/м-ч

где QM_4 — число машиночасов, отработанных машинами; ^всп — число внутрисменных простоев машин, ч.

Чтобы оценка использования парка строительных машин с ис­пользованием изложенных коэффициентов была достоверной и объективной, организуется учет объемов и времени ра­боты строительных машин на объектах.

Учет объемов работ, выполненных с применением строительных машин, осуществляется посредством фактических замеров их в на­туре или согласно данных объемов работ в сметах на строительство. В случае внесения корректив в рабочие чертежи объемы работ в сметах соответственно корректируются.


Учет работы строительных машин посредством сменных рапор­тов машинистов предназначен и для определения объемов выпол­ненных работ, и для определения затраченного (отработанного) времени работы машин. Сменный рапорт машиниста представляет собой карточку, в которой отражается время работы машиниста на объекте в часах, а также количество выполненной им работы. В рапорте может отражаться расход машинистом горюче-смазоч­ных материалов.

Для оценки использования машин в течение смены применя­ется метод хронометражных наблюдений, в процессе которого фи­ксируются внутрисменные потери рабочего времени по различ­ным причинам (отсутствие фронта работ, отсутствие строитель­ных конструкций, атмосферные условия и т.д.).

В целях устранения субъективизма при учете времени загрузки применяется машинный учет строительных машин посредством ус­тановки соответствующих счетчиков или электрических приборов, которые автоматически фиксируют работу машины под нагруз­кой, на холостом ходу, ее остановку. С помощью соответствующих датчиков представляется возможным зафиксировать в течение про­цесса работы использование машин по грузоподъемности, мощ­ности двигателя.

13.3. Организационные формы эксплуатации машин в строительстве

Большая часть специализированных строительно-монтажных организаций, осуществляющих дорожное строительство, прокладку магистральных трубопроводов и других коммуникаций, и особен­но организаций, специализированных на монтаже уникального и специфического оборудования, являются собственниками необ­ходимого им парка строительных машин. Также собственными сред­ствами механизации располагают крупные строительно-монтаж­ные организации, осуществляющие наиболее массовое строитель­ство и выполняющие наиболее массовые строительно-монтажные работы.

В таких случаях могут иметь место следующие формы организа­ции эксплуатации строительных машин:

машины находятся в распоряжении подразде­лений строительно-монтажных организаций, ко­торые их эксплуатируют, а техническое обслуживание и текущий ремонт машин осуществляются силами службы главного механика. По заявкам линейных руководителей и распоряжению диспетчер­ской службы машины выделяются и прибывают на объекты. Недо­статком указанной формы, которая применяется редко, является низкий уровень технического обслуживания машин, вследствие

£«3 3


чего они быстрее изнашиваются. Кроме того, при такой форме организации эксплуатации машин меньше возможности обеспе­чить их наиболее полное использование по времени и особенно по мощности, принимают вариант применения машины не наиболее экономичный, а в рамках имеющихся у строительной организа­ции возможностей ее загрузки;

в крупных строительно-монтажных организациях создаются специальные подразделения (участки или управ­ления механизации), которые занимаются техническим об­служиванием и ремонтом строительных машин, подготовкой их к эксплуатации на строительных площадках. В этом случае повыша­ется уровень технического обслуживания и технического состоя­ния строительных машин, а вследствие большего объема и фронта работ появляется больше вариантов использования конкретных машин и, следовательно, возможностей их более полной загрузки по времени, грузоподъемности, производительности. Машины при этом предоставляются строительно-монтажным подразделениям по их заявкам на правах услуг, аренды или же подразделения механи­зации са*ми выполняют работы на основе субподрядных договоров. Расчеты между участками или управлениями механизации при предоставлении машин на правах услуг или аренды производятся за фактически отработанное время машинами по внутренним для строительной организации ценам. При выполнении работ по суб­подряду оплата за них подразделениям механизации производится на основе их стоимости по сметам. Все это направлено на побужде­ние строительных подразделений и подразделений механизации на лучшее использование имеющегося парка строительных машин.

В строительстве существуют и хозяйственно самостоя­тельные машинопрокатные организации. Парк стро­ительных машин является их собственностью. Они на собственной производственной базе осуществляют техническое обслуживание и ремонт строительных машин, предоставляют их строительным и монтажным организациям на различных условиях аренды и услуг. Также они могут выполнять строительно-монтажные работы на условиях субподряда.

Разновидностью машинопрокатных баз являются лизинговые компании по предоставлению различных машин и оборудова­ния (как правило, дорогих) строительным и монтажным организа­циям на условиях аренды. Поэтому лизинг как форму имуществен­ных отношений называют еще и кредит-арендой. Суть операционно­го лизинга состоит в приобретении лизинговой компанией за свои средства или средства финансового посредника различного имуще­ства (машины, оборудование, транспортные средства, средства свя­зи) и сдачи его в долгосрочную аренду с правом или без права выкупа. Основное достоинство лизинга строительной техники со­стоит в том, что в условиях напряженного финансового состояния


строительно-монтажных организации он является одним из прием­лемых источников развития парка машин и оборудования в строи­тельном секторе экономики. Организацию эксплуатации строитель­ных машин, арендованных у лизинговых компаний, осуществляют строительно-монтажные организации-лизингополучатели.

13.4. Организация эксплуатации средств малой механизации и строительно-монтажного инструмента

В строительстве помимо крупной строительной техники доста­точно много используется средств малой механизации и механи­зированного строительно-монтажного инструмента.

К средствам малой м е х а н и з а ц и и относятся строитель­ные машины и оборудование малой мощности: тракторы и бульдо­зеры с мощностью двигателя до 70 л.с, экскаваторы с емкостью ковша до 0,15 м3, одноковшовые погрузчики грузоподъемностью до 2 т, вилочные и грейферные электро- и автопогрузчики, телеско­пические подъемные вышки, мачтовые подъемники, переносные стреловые краны грузоподъемностью до 1 т и краны-укосины, ком­прессорные установки, сварочные агрегаты, штукатурные и маляр­ные станции и установки, установки для вибровакуумирования бе­тонных полов, растворонасосы, водоотливные насосы и др.

К механизированному строительно-монтажно­му инструменту относятся электрические и пневматические дрели (в том числе с регулируемым числом оборотов двигателя) с набором различных насадок для выполнения различных операций, электро- и пневматические перфораторы, различного рода вибра­торы для вибрирования бетонных смесей, паркетно-шлифоваль-ные машины, мозаично-шлифовальные машины для устройства мозаичных полов, затирочные штукатурные машинки, пистоле­ты-распылители, машины для сварки линолеума и др.

Применение средств малой механизации и механизированного строительно-монтажного инструмента обеспечивает существенное повышение производительности труда, снижение применения тя­желого ручного труда, повышение качества выполнения строи­тельно-монтажных работ.

Наиболее эффективной формой организации эксплуатации средств малой механизации и механизированного строительно-монтажного инструмента является сосредоточение их в специали­зированных подразделениях — участках малой механизации.

Указанные участки формируются в составе средних и крупных строительно-монтажных организаций. В их задачи входит:

приобретение и комплектация средств малой механизации и строительно-монтажного инструмента в соответствии с характе-


 




ром и объемами выполняемых строительно-монтажной организа­цией работ и согласно указаниям служб главного технолога и ме­ханика;

формирование типовых нормокомплектов инструмента согла­сно технологическим картам на выполнение комплексов строи­тельно-монтажных работ, выполняемых звеньями и бригадами, и указаниям службы главного технолога;

ремонт и модернизация средств малой механизации и строи­тельно-монтажного инструмента;

выдача средств малой механизации и нормокомплектов строи­тельно-монтажного инструмента строительным и монтажным под­разделениям, бригадам в соответствии с оперативными планами производства строительно-монтажных работ на объектах и с ука­заниями диспетчерской службы, а также прием возврата их после выполнения работ;

замена в нормокомплектах выбывшего изношенного строитель­но-монтажного инструмента новым.

Участки малой механизации осуществляют свою деятельность как производственные единицы строительно-монтажных органи­заций либо на основе планирования и установления им производ­ственных заданий по поставке и установлению средств малой ме­ханизации и комплектов строительно-монтажного инструмента бригадам на объекты, либо на основе внутренних экономических отношений со строительными и монтажными подразделениями, когда их услуги оцениваются в денежном исчислении.

Средства малой механизации и комплектов строительно-мон­тажного инструмента участками малой механизации могут предо­ставляться не только собственным подразделениям и бригадам стро­ительно-монтажной организации, но и сторонним организациям за соответствующую плату.

Расчетная себестоимость предоставления средств малой механи­зации См м для использования на объекте рассчитывается по следу­ющей формуле:

С* t

Р — Ч -I- Ч -+- б н 4- Ч

h *■ н

где Зд, Зу, Зэ — затраты соответственно на доставку средства ма­лой механизации на объект, его установку (монтаж) и перебази­рование в пределах объекта, эвакуацию по окончании использова­ния; Сб — балансовая стоимость средства малой механизации; /н — время нахождения средств малой механизации на объекте; trчисло рабочих дней в году; Гн — нормативный срок службы сред­ства малой механизации.

Себестоимость обеспечения бригады комплектом строительно-монтажного инструмента Сс_м.„ может быть рассчитана по следую­щей формуле:


С — Ч -i- V* бм ^ н , э , э

^с-м.и °д "•" JLi i Т"1 +°э +JT.n)

/ 'г * н

где Зд, Зэ — затраты соответственно на доставку комплекта инст­румента на объект и его обратную эвакуацию на склад участка средств малой механизации; С'6 —- рыночная (балансовая) сто­имость /-го инструмента, входящего в комплект; 31м — затраты на модернизацию и ремонт /-го инструмента; /„ — время нахождения комплекта инструмента на объекте (в распоряжении строительной бригады), дни; /г — расчетное число рабочих дней в году; Т'н — нормативный физический срок службы /-го инструмента; Зтп — затраты на транспорт по текущему пополнению комплекта взамен выбывающих из эксплуатации.

13.5. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин

Чтобы строительные машины работали бесперебойно и безот­казно на строительных объектах и не вызывали по причине их по­ломки простои строительных бригад, необходима соответствую­щая система их планово-предупредительного технического обслу­живания и ремонта. Эта система представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий предупредительного ха­рактера, проводимых периодически в плановом порядке и направ­ленных на поддержание машин в работоспособном состоянии, обес­печивающем их нормальную производительность и безопасность эксплуатации.

В комплекс организационно-технических мероприятий, преду­сматриваемых системой планово-предупредительного ремонта (ППР), входят работы по техническому обслуживанию строитель­ных машин и по их ремонту.

Система технического обслуживания строительных машин. Техническое обслуживание (ТО) строительных машин представ­ляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреж­дение преждевременного сверхнормативного износа деталей и со­пряжений машин, что достигается своевременным проведением регулировочных работ, смазкой машин, выявлением возникших неисправностей, обусловленных эксплуатацией машин, и устра­нением их.

В соответствии с назначением, объемом и составом предупре­дительных работ и периодичностью их проведения техническое обслуживание строительных машин подразделяют:

на ежесменное;

периодическое;

сезонное.


 




Ежесменное техническое обслуживание осуществ­ляется экипажем машины регулярно перед началом смены, во время перерывов в работе и в конце смены по окончании работы. Оно включает в себя:

осмотр, смазку, заправку и опробование машины до начала работы;

осмотр, смазку, в некоторых случаях очистку, крепление де­талей и регулировку механизмов в процессе работы в течение смены;

очистку, осмотр, крепление деталей, регулировку механизмов, опробование машин по окончании работы в конце смены.

В зимнее время дополнительно в конце смены у отдельных ма­шин удаляется вода из системы охлаждения двигателя.

Периодическое техническое обслуживание стро­ительных машин проводится после отработки ими количества ча­сов паспортов технической эксплуатации, регламентированного заводами-изготовителями. При проведении периодических ТО вы­полняются работы, предписанные в паспортах технической эксп­луатации машин. К ним относятся осмотр, прочистка, смазка ос­новных узлов машины, опробование их и машины в целом и свер­ка параметров технического состояния машины с требуемыми со­гласно техническому паспорту машины. Периодическое ТО произ­водится по плановому графику, как правило, в условиях стацио­нарных мастерских.

Сезонное техническое обслуживание строитель­ных машин состоит в подготовке и обеспечении их работы в зим­нее время.

Система ремонта строительных машин.Ремонт строительных машин состоит в осуществлении комплекса технических меропри­ятий, восстанавливающих их первоначальную работоспособность посредством устранения возникающих неисправностей, восстанов­ления и замены деталей, узлов, агрегатов. В зависимости от назна­чения, характера и объема ремонтных работ различают ремонт:

текущий;

капитальный.

При текущем ремонте заменяют и восстанавливают от­дельные части машин с последующей регулировкой соответству­ющих узлов и агрегатов. В результате проведения текущего ремон­та обеспечивается гарантированная работоспособность машины до проведения очередного ее планового ремонта. Текущий ре­монт машин выполняют в стационарных мастерских специаль­ными рабочими — ремонтниками. При необходимости к ремонт­ной работе могут привлекаться и машинисты ремонтируемых машин.

При капитальном ремонте строительные машины раз­бираются полностью, изношенные детали, узлы и агрегаты в за-


висимости от степени износа ремонтируются или заменяются но­выми. После сборки машины производится опробование ее под нагрузкой и необходимое регулирование. В принципе после каче­ственного капитального ремонта должно быть обеспечено полное или близкое к нему восстановление технических параметров и экс­плуатационного ресурса строительной машины.

Капитальный ремонт строительных машин осуществляется, как правило, на ремонтных предприятиях. Для осуществления каче­ственного ремонта машин необходима достаточно широкая но­менклатура соответствующего оборудования, контрольно-измери­тельных приборов. Поэтому качество капитального ремонта, про­водимого в мастерских машиноэксплуатационных организаций, обеспечить сложнее, а затраты на ремонт выше, так как меньше возможностей полной загрузки оборудования и контрольно-изме­рительных приборов.

Ремонт строительных машин производится с применением сле­дующих методов: индивидуальный; агрегатный; комплектный.

При индивидуальном методе отремонтированные износившиеся детали и узлы ставятся на машину, с которой они были сняты. Машина в этом случае простаивает, пока ремонтируются ее изно­шенные детали и узлы.

При агрегатном методе снятые с машин детали и узлы ремонти­руются обезличенно, а на ремонтируемую машину ставятся уже от­ремонтированные детали и узлы из оборотного фонда. Машина в этом случае находится в простое существенно меньше, так как она не ожидает пока ее детали и узлы будут ремонтироваться.

При комплектном методе строительная машина расчленяется на части (комплекты), представляющие собой автономные сово­купности агрегатов и узлов. При наработке нормативного ресурса эти комплекты периодически заменяются на капитально отремон­тированные. Для этого на ремонтном предприятии должен быть создан оборотный фонд соответствующих комплектов.

Годовые имесячные планы-графики.Техническое обслужива­ние и ремонт строительных машин проводят в соответствии с разрабатываемыми годовыми и месячными планами-графиками. Исходными данными для составления планов-графиков являют­ся данные о числе часов, отработанных машинами, объеме вы­полненных ими работ со времени последнего обслуживания и ремонта, а также данные о проведении периодических ТО ма­шин. В годовом плане-графике помимо установления числа про­водимых всех видов ремонта и ТО строительных машин опреде­ляется потребность в материальных ресурсах и затратах труда на их осуществление.


 




Число всех видов ремонта и технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) строительных машин в планируемом году 7VTOp опре­деляется по следующей формуле:

Ч + Ч

-*М\о,р = ~ 7Р- -^пр? (13.1)

н

где Чф — фактическое число часов, отработанных машиной, на на­чало года с момента проведения последнего аналогичного вида ТО или с начала ее эксплуатации; Чп — планируемое число часов работы машины в расчетном году; Тннормативная величина часов работы машины между смежными видами ТО и ремонта согласно техничес­ким паспортам эксплуатации; jVnp — число всех видов предшествую­щих ТО и ремонта, по которым ведется расчет. При расчете числа капитального вида ремонта величина Nnp принимается равной нулю.

Расчет числа всех видов ремонта и ТО ведется по формуле (13.1) в следующей последовательности. Сначала рассчитывается число капитального вида ремонта, затем текущего, потом ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т.д. Это обусловлено тем, что в процессе текущего ремонта осуществляется проведение очередного ТО, а при капитальном ремонте производятся все работы текущего ремонта и потому про­изводить их еще раз нет необходимости.

Для составления помесячного плана-графика проведения ка­питального ремонта и ТО машины определяют, в какие месяцы должен производиться ремонт машины, а также дни начала по­становки ее на ремонт и ТО.

Порядковый номер месяца, в котором должен производиться ремонт i-й строительной машины М/; определяется по формуле

ч

Если при расчете величина М,- получается больше 2, значит, капитальный ремонт в планируемом году не положен и предстоит в следующем году.

Порядковый номер рабочего дня начала проведения ТО или ремонта машины в течение соответствующего месяца Д,- определя­ется по формуле

гт Д(Тн "" Чф) , ,

Д . _ + 1?

*п.м

где Д — расчетное число рабочих дней в конкретном месяце года; Чп м — плановое число часов работы машины в рассматриваемом месяце.

Если при расчете величина Д,- окажется больше числа рабочих дней в месяце Д, значит, соответствующий вид ТО или ремонта в рассматриваемом месяце не производится.


Контрольные вопросы

1. Что такое структура парка строительных машин и какими показате­лями она характеризуется?

2. Что такое степень физического износа строительных машин и как она определяется?

3. Каким способом рассчитывается потребность в строительных маши­нах в составе ПОС на строительство комплекса объектов?

4. Как рассчитывается потребность в строительных машинах в составе ППР при возведении отдельных объектов?

5. Как рассчитывается потребность в строительных машинах на сфор­мированную годовую программу работ строительно-монтажной органи­зации?

6. Какие показатели применяются при оценке степени использования строительных машин?

7. Как организуется учет работы строительных машин?

8. Назовите формы организации эксплуатации машин в строительстве.

9. Назовите формы предоставления машин и механизмов строительно-монтажным организациям машинопрокатными базами, управлениями механизации, лизинговыми компаниями.

 

10. В чем состоит суть аренды и лизинга строительных машин, предо­ставление их на правах услуг?

11. Что входит в понятия «малая механизация», «строительно-монтаж­ный инструмент», «технологическая оснастка», «организационная осна­стка» в строительстве?

12. Что такое нормокомплект строительно-монтажного инструмента?

13. Какие организационные формы эксплуатации средств малой меха­низации и строительно-монтажного инструмента применяются в строи­тельстве?

14. Раскройте понятия «техническое обслуживание», «текущий ремонт», «капитальный ремонт» строительных машин и другой строительной тех­ники?

15. Как организуется техническое обслуживание, текущий и капиталь­ный ремонт техники и машин в строительстве? Назовите методы ремонта строительных машин.

16. Как рассчитывается плановое число всех видов технического обслу­живания, текущего и капитального ремонта по наличному парку строи­тельных машин и как это учитывается при определении потребности в строительных машинах?

17. Раскройте содержание месячных планов-графиков проведения ка­питального ремонта и технического обслуживания строительных машин.



Гл а ва 14

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

14.1. Виды транспорта и грузов

в строительстве

Виды транспорта в строительстве. В строительстве потребляется большое количество разнообразных строительных материалов, полуфабрикатов, конструкций и изделий заводского изготовления, оборудования. Доля затрат на транспорт в настоящее время в сред­нем по отрасли превышает 20 % всех издержек строительного про­изводства. Поэтому рациональная организация транспорта в стро­ительстве имеет очень большое значение.

Весь строительный транспорт подразделяется на внешний и внутрипостроечный.

Внешним транспортом осуидествляется перевозка гру­зов от предприятий и организаций — поставщиков строительных материалов, конструкций, оборудования до общих складов строи­тельно-монтажных организаций, складов предприятий и цехов по изготовлению строительных конструкций, производству полуфаб­рикатов, баз подразделений производственно-технологической комплектации, приобъектных складов строительных площадок.

К внутри построечному транспорту относится дос­тавка строительных конструкций и материалов в монтажную или рабочую зону с приобъектных складов, складов баз производствен­но-технологической комплектации, общих складов строительно-монтажной организации.

Внутрипостроечный транспорт подразделяется: на горизонтальный; вертикальный.

Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение строи­тельных материалов, изделий и конструкций, а также оборудова­ния от мест их складирования, укрупнительной сборки или про­изводства до зоны монтажа или укладки.

Вертикальный транспорт состоит в подъеме строительных ма­териалов, деталей, изделий и полуфабрикатов и доставке их к ра­бочим местам на соответствующую высоту различными типами кра­нов, шахтными подъемниками, лифтами, бетоно-, растворонасо-сами, шнековыми установками, ленточными транспортерами, пневмонагнетателями и др.

Виды грузов в строительстве. По виду строительные грузы ус­ловно можно разбить на следующие группы:


порошкообразные строительные материалы, к которым отно­сится цемент, известь-пушонка, гипс строительный (алебастр) и др.;

сыпучие материалы — гравий, щебень, песок, сухие бетонные, растворные и другие смеси, керамзит, шлак, строительный му­сор, грунт и др.;

вязкие (подвижные) материалы — приготовленные бетонные и растворные смеси, асфальтобетонная смесь, гашеная известь, ра­зогретые битумные и холодные мастики, шпатлевочные растворы;

мелкоштучные строительные материалы и изделия, к которым относятся кирпич и кирпичные камни, мелкоразмерные бетон­ные камни и блоки, гипсобетонные и газобетонные блоки и пли­ты, керамическая плитка, стекло, паркетная доска, кровельные и изоляционные материалы, облицовочные материалы из дерева, пластмасс, арматурная сталь в бухтах, санитарно-технические из­делия, запорная арматура, фитинги и другие соединительные эле­менты для прокладки сетей водопровода, канализации и др.;

малогабаритные строительные изделия — оконные и дверные блоки, асбоцементные трубы, бетонные стеновые и фундамент­ные блоки, перемычки, пенополистирольные изоляционные пли­ты, гипсокартонные листы, минеральная вата, вата из стеклово­локна и плиты из них и др.;

длинномерные строительные материалы и изделия — круглый лес и пиломатериалы, металлопрокат, арматурная стержневая сталь, стальные и чугунные трубы, трубы из железобетона, желе­зобетонные осветительные столбы и др.;

крупноразмерные строительные конструкции и изделия — ме­таллические, железобетонные, деревянные, металл од еревя иные фермы и элементы арок, пролетные строения мостов, крупные стеновые панели и др.;

плоские элементы и плиты покрытий и перекрытий зданий и сооружений, плиты дорожных покрытий и др.;

объемные строительные элементы — блоки санитарно-техни-ческих кабин, поэтажные блоки водопроводных и канализацион­ных стояков с ответвлениями для присоединений, блоки колле­кторов подземных коммуникаций, блоки тепловых узлов-распре­делителей и др.;

крупные объемные строительные блоки: готовые к установке на фундамент и присоединению к энергосетям электроподстан­ции; собранные, прошедшие опрессовку, теплоизолированные па­ровые и водогрейные котлы, готовые к установке на фундамент; объемные блок-комнаты при объемно-блочном домостроении и блок-секции при комплектно-блочном строительстве станций га­зообустройства; газгольдеры и другие емкости и резервуары для промышленного строительства, изготовленные на заводах; бло­чные компактные очистные сооружения заводского изготовления;


 




объемно-блочные элементы железобетонных покрытий промыш­ленных зданий типа КЖС и др.; элементы сводов и оболочек.

Транспортировка и виды транспорта. Характер указанных стро­ительных грузов, а также места их доставки и расстояния переме­щения определяют способы транспортировки и выбор вида транс­порта. Транспортировка таких грузов, как кирпич и мелкоштучные строительные материалы, оконные и дверные блоки и др., может производиться обычными бортовыми автомобилями. При этом часть их может быть крытыми для перевозки материалов, требующих защиты от атмосферных осадков, а другая часть — открытыми для перевозки материалов, не боящихся воздействия атмосферных осадков (гравий, щебень, песок, кирпич, бетонные камни, блоки и др.).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.048 с.)