Организация приемки строительных материалов и конструкций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация приемки строительных материалов и конструкций.



Приемка поступивших строительных материалов и конструкций состоит в первую очередь в своевременной их разгрузке и склади­ровании в соответствии с техническими требованиями. В случае несвоевременной разгрузки прибывших грузов строительно-мон­тажные организации уплачивают штрафы за сверхнормативный простой транспортных средств. При несоблюдении правил склади­рования строительные конструкции могут поломаться или дефор­мироваться, а строительные материалы придти в полную или ча­стичную негодность.

Другой важной и ответственной задачей приемки является ус­тановление соответствия фактически получаемых строительных конструкций и материалов по количеству, весу и объему, комп­лектности и качеству, данным, указанным в сопроводительных транспортных документах.

Приемка по количеству строительных конструкций и из­делий из железобетона, бетонных, стальных, деревянных, метал-лодеревянных производится посредством визуального определения их количества на транспортных средствах и сличения с данными в транспортных документах. Прием по количеству в штуках или квад­ратных метрах упакованных строительных материалов производит­ся по количеству упаковок и объему одной упаковки.

Приемка строительных материалов по весу и объему про­изводится в зависимости от их характера различными способами.


Так, приемка пиломатериалов производится путем обмеров их или на грузовой платформе, или в штабелях после разгрузки и уклад­ки, а круглого леса — посредством подсчета количества поступив­ших кряжей, определения их диаметра в комле (толстый конец бревна) и расчета по стандартным таблицам. Щебень, гравий и песок принимаются по геометрическим обмерам разгружаемых ем­костей (барж, железнодорожных платформ, кузовов автомобилей и прицепов к ним). При этом при приемке песка, например, су­ществуют следующие правила. Если песок поставлен не сухим, а мокрым, то объем принимаемого песка составляет 90 % от его об­мера в натуре. Если песок, щебень, гравий поставляются зимой и в них имеются вкрапления снега и льда, то их объем по геометри­ческому обмеру уменьшается на процент содержания этих вкрап­лений. Цемент, поступающий в вагонах-хопперах и цементовозах, принимается по их грузоподъемности с поправкой на процент за­полнения их полезной емкости.

Комплектность поступивших строительных конструкций и материалов проверяется визуально посредством сличения посту­пившего набора конструкций и изделий с комплектовочными ве­домостями и отгрузочными документами, в которых отмечается принадлежность груза к поставочному комплекту.

Приемка поступивших строительных материалов, изделий и конструкций по качеству заключается в проверке соответствия их техническим требованиям, установленным в стандартах и тех­нических условиях на их производство и поставку. На строитель­ные конструкции поставщиком вместе с товаро-транспортной на­кладной или другим транспортным документом должны быть пе­реданы технические паспорта на них, оформленные в установлен­ном порядке. Такие же паспорта должны быть переданы получате­лю и на партии других строительных изделий и материалов. В них должны быть, в частности, указаны марка кирпича, цемента, бе­тона, из которых сделаны бетонные камни, объемная масса ке­рамзита, сорт пиломатериалов и т.д.

Приемка строительных материалов и конструкций по качеству предусматривает внешний их осмотр, проверку состояния упаков­ки и маркировки, выявление внешних повреждений или внешне­го брака при изготовлении, проверку размеров и допущенных от­клонений.

По отдельным материалам, таким как цемент, кирпич и др., в приемку входит также (после проведения разгрузочных работ) проведение лабораторных испытаний на предмет установления их фактической марки и определения соответствия ее данным в отгрузочных документах.

Лица, осуществляющие приемку строительных материалов и конструкций должны знать не только правила этой приемки, но и правила оформления транспортных документов.


 




Отпуск строительных материалов и конструкций. Отпуск строи­тельных материалов для производства строительно-монтажных ра­бот или для производства строительных изделий и конструкций производится в соответствии с объектными планкартами, в кото­рых определены лимиты на расходование материалов согласно производственным нормам их расхода. Сверх установленного в объектной планкарте лимита материал выдается на объект только с разрешения руководителя строительно-монтажной организации или его заместителя (уполномоченного лица).

Учет и контроль строительных материалов и конструкций. Этот учет состоит в точной фиксации по времени и объемам их наличия поступления и расходования, а также в правильном и своевремен­ном оформлении документации по их перемещению, выявлении и отражении затрат, связанных с закупками сырья и материалов, контроле сохранности и правильности расходования.

Качество учета наличия и расходования строительных материа­лов и конструкций во многом определяется рациональностью и простотой построения соответствующей системы документообо­рота, своевременностью и правильностью заполнения первичных документов (приходных и расходных ордеров, счетов-фактур, то­варных накладных и др.), а также качеством работы материальной части бухгалтерии, заведующих складами, материально ответствен­ных лиц, которыми на строительных объектах являются мастера, производители и старшие производители работ, руководители объектов.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «производственные ресурсы» в строительстве.

2. Назовите основные формы приобретения материалов, строительных машин и оборудования для строительства.

3. Раскройте систему органов обеспечения материально-техническими ресурсами для строительства.

4. Что такое договор поставки? Раскройте его содержание.

5. Назовите виды закупок для строительства. Как они организуются?

6. Как рассчитывается потребность в строительных материалах, конст­рукциях и изделиях для строительства?

7. Какими методами и как рассчитываются нормы расхода строитель­ных материалов, конструкций?

8. Раскройте сущность системы производственно-технологической ком­плектации строительных объектов.

9. Что такое логистика в материальном обеспечении строительства? Каковы основные ее принципы?

 

10. Раскройте понятие «технологический комплект» в материальном обеспечении строительного производства.

11. Раскройте содержание работы отделов и служб комплектации стро­ительно-монтажных организаций.


 

12. Раскройте содержание работы участков и управлений производствен­но-технологической комплектации строительно-монтажных организаций.

13. В чем состоит сущность пакетизации и контейнеризации в матери­альном обеспечении строительных объектов?

14. Как рассчитывается потребность в количестве контейнеров и средств пакетизации?

15. Каковы правила приемки поступивших строительных материалов, конструкций, изделий?

16. Как организуется отпуск строительных материалов с использовани­ем планкарт?

17. Как организуется учет и контроль расходования строительных мате­риалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций?



Глава 13

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

13.1. Парк машин, применяемых

в строительстве, и оценка его состояния

Парк строительных машин. Строительное производство в на­стоящее время достаточно высоко механизировано. Без примене­ния мощной строительной техники современное строительство невозможно. В распоряжении отечественных подрядных строитель­ных организаций, а также строительных подразделений предприя­тий и организаций других отраслей экономики находится большое количество машин:

для разработки, перемещения и уплотнения грунта;

выполнения работ по монтажу строительных конструкций, те­хнологического оборудования;

механизированной укладки трубопроводов, подземных кабелей;

выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

механизированного нанесения штукатурки и затирки оштука­туриваемых поверхностей, для механизированной окраски поверх­ностей красками, раскроя строительных материалов и т.д.

Кроме того, в строительстве используется еще и большое коли­чество механизированного строительно-монтажного инструмента.

Наличие основных строительных машин в России характеризу­ется данными, приведенными в табл. 13.1, из которой видно, что за последнее пятилетие количество строительных машин, находя­щихся непосредственно в крупных подрядных строительно-мон­тажных организациях, уменьшилось в среднем примерно в два раза. Вместе с тем следует иметь в виду, что часть строительных машин, используемая в сфере строительного бизнеса при производстве строительно-монтажных работ, находится в собственности хозяй­ственно обособленных самостоятельных лизинговых компаний, различных машинопрокатных баз и организаций, а также в орга­низациях и предприятиях нестроительного профиля.

Оценка состояния парка строительных машин. Состояние парка строительных машин характеризуется:

структурой;

уровнем физического износа;

уровнем морального износа.

Структура парка строительных машин — это его состав по типам и номенклатуре машин, их мощности, грузоподъ­емности, производительности.


Таблица 13.1

Наличие основных строительных машин в крупных и средних строительных организациях России на начало 2004 г.

 

 

 

Наименование машин Всего, тыс. шт. Машины с истекшим сроком службы от общего количества машин, % Удельный вес машин зарубежного производства от общего количества машин, % Для сравнения: машины с истекшим сроком службы от общего количества машин, %
1995 г. 2000 г. 2002 г.
1. Экскаваторы одноковшовые 2. Скреперы 3. Бульдозеры на тракторах 4. Краны башенные 5. Краны на автомобильном ходу 6. Краны на пневмоколесном ходу 7. Краны на гусеничном ходу 8. Автогрейдеры 19,7 1,7 19,3 6,6 15,3 3,5 5,6 6,2 48,4 70,3 56,6 72,7 47,5 66,0 74,1 39,8 23,2 41,4 13,5 10,6 13,1 31,4 35,4 7,7 21,5 18,7 22,3 38,7 23,2 33,0 42,4 15,8 42,5 55,7 51,4 60,7 40,1 55,0 64,1 30,5 47,4 60,7 56,2 70,7 46,4 62,6 72,6 36,6

Для осуществления различных видов строительства и строитель­но-монтажных работ требуется соответствующий набор и номенкла­тура машин. Так, в жилищно-гражданском строительстве при возве­дении надземной части домов в наибольшей степени применяются башенные краны, а для подачи мелкоштучных материалов на этажи используются мачтовые подъемники. В промышленном строительстве при монтаже -строительных конструкций в большей мере использу­ются стреловые краны на гусеничном или пневмоколесном ходу. При производстве больших объемов бетонных работ используются авто­бетононасосы. При монтаже конструкций овощехранилищ, живот­новодческих помещений в сельском строительстве чаще применяют­ся автомобильные краны. В трубопроводном строительстве основным типом применяемых машин являются трубоукладчики и т.д.

В настоящее время в промышленном строительстве в большем объеме производятся реконструктивные работы в стесненных усло­виях внутри цехов, в межцеховом пространстве, где применение машин большой мощности и производительности весьма ограниче­но, да и не рентабельно. В жилищном строительстве увеличивается


 




доля строительства малоэтажных домов, в том числе коттеджного типа. В связи с этим увеличивается необходимость в малогабаритных машинах и механизмах меньшей мощности, грузоподъемности. Также увеличивается объем работ по ремонту зданий и сооружений, при котором используются другие механизмы: телескопические вышки на автомобильных шасси, краны-деррики и др.

Строительные машины по мере их эксплуатации физически изнашиваются, а потому необходимо постоянное обновление их парка путем списания негодных к эксплуатации строительных ма­шин и приобретения на замену им новых. В качестве основного показателя, характеризующего степень физического изно­са парка строительных машин, используют коэффици­ент Кфи, рассчитываемый по формуле

С - А К — °

где С0 — общая суммарная первоначальная стоимость строитель­ных машин по балансу; А — фактически начисленная сумма амор­тизации на весь парк машин.

Другим показателем физического износа парка строительных машин является доля в нем машин с истекшим нормативным сро­ком службы, которая может быть рассчитана в процентах (или в относительной величине). Из табл. 13.1 видно, что в настоящее время доля основных строительных машин с истекшим сроком службы по России в целом недопустимо высока и составляет в среднем 60 %. Поэтому необходимо ускоренное обновление парка строительных машин. Вместе с тем фактические темпы обновления парка машин в строительных организациях составляет от 1 до 2 % в год при нор­мальном среднем значении этого показателя, равном 8—10%. В табл. 13.2 приведены данные о производстве строительных ма­шин отечественной промышленностью. Производимых отечествен­ной промышленностью строительных машин недостаточно для нор­мального обновления их парка в строительных организациях. В боль­шей мере поэтому в составе парка строительных машин увеличи­вается доля техники зарубежного производства, которая по ряду строительных машин достигает 1/3.

Наряду с физическим износом парка строительных машин имеет место и их моральное старение в связи с выпуском про­мышленностью более совершенных и эффективных машин, а так­же в связи разработкой новых технологий и способов произво­дства строительно-монтажных работ. Поэтому при обновлении парка строительных машин взамен выбывающих приобретаются новые более эффективные машины.

При замене ранее применявшихся строительных машин на но­вые руководствуются критерием снижения суммарных издержек на заработную плату рабочих и на эксплуатацию строительных


Таблица 13.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 6184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.026 с.)