ВОПРОС 1. Тире в простом предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 1. Тире в простом предложении



ПРАВИЛО 1:

Тире ставится:

1. при отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым, выраженными:

· им.сущ. + им.сущ.

Срок дознания – один месяц

· им.сущ. + неопр. Форма глагола

Процессуальная задача адвоката – проанализировать материалы дела с точки зрения защиты и доказать невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой органами предварительного расследования;

· неопр.форма глагола + неопр. Форма глагола

Стремиться не отставать от времени – уже отставать от него;

· неопр.форма глагола + сущ.(мест.)

Повелевать – труд утомительный.

Производить эффект – их наслаждение;

· личное мест. + сущ.

Он – виновник этого;

· если один из главных членов (оба) выражен числительным

Пятью девять – сорок пять;

Сто тысяч – огромная сумма для их семьи.

2. перед сказуемым при частицах это, вот, значит:

Судебный процесс – это разбирательство уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним;

3. при пропуске членов предложения, восстанавливаемых из контекста:

Справа находился пруд, слева – кирпичный дом, окруженный высоким забором; вдоль живой изгороди – кусты акации и жасмина, в середине сада – китайские яблони, груши, сирень.

ПРАВИЛО 2:

Тире не ставиться:

1. Е сли между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово

Самая большая ценность, без сомнения, жизнь.

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным, есть частица НЕ

Отрицание факта не ответ.

ЗАПОМНИТЕ: если после отрицания есть противопоставление с союзом А, то тире перед сказуемым ставится:

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения.

Задания

Задание 1.

Спишите. Объясните постановку тире в данных афоризмах. Объясните значение каждого из них. На основе каждого крылатого выражения постройте развернутый ответ и запишите его.

 

1. Закон для многих – жестокая повинность, а для меня – своего рода порядок, дающий мне свободу полета (Д.Кейз).

2. Все понять – значит простить (Ж. де Сталь).

3. Знания забудутся, пробелы в них – никогда (М.Генин).

4. Ум – начало дум (посл.).

5. Свойства мудрости – благодарить того, кто ею пользуется (А.П.Чехов).

6. Одни счастье высиживают, другие – выпрашивают, третьи – ждут его на большой дороге (А.В.Вампилов).

7. Образование – это то, что большинство получает, некоторые передают и лишь немногие имеют (К.Краус).

8. Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников (Талмуд).

9. Мир – моя родина, все люди – мои братья, а добрые дела – моя религия (Т.Пейн).

10. Жизнь – гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро (Ги де Мопассан).

11. Доброе – это прекрасное в действии (Ж.-Ж.Руссо).

Задание 2.

Спишите. Определите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте, где необходимо, тире. Объясните его постановку. Прочтите выразительно, соблюдая правило устной речи, – тире требует некоторого повышения голоса и паузы.

 

1.Семья конечно дело тайное, секретное (А.П.Чехов).

2. Каждый человек испытывает потребность быть любимым, и каждого человека надо любить, плох он или хорош, но одних нужно любить с бесконечной снисходительностью, других с неослабной строгостью.

3. Март безусловно весна, но и он может нести с собой снегопады и метели.

4. Культура речи вот неотъемлемый атрибут профессионального общения.

5. Достойное дело нести людям правду, свет, справедливость.

6. Пословица сохранившийся обломок древней философии (Аристотель).

7. Мир первое условие развития культуры (А.Н.Толстой).

8. Люди лодки. Хотя и на суше (В.В.Маяковский).

9. Психологический курьез моя мать (А.П.Чехов).

10. Быть честным это та роскошь, которую может позволить себе только сильный человек (В.Белов).

11. Мир освещается солнцем, а человек знанием (посл.).

12. Слово великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем (П.С.Пороховщиков).

13. О решенном говорить только путать (М.Горький).

14. Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости (Л.Н.Толстой).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 3.

Расставьте, где необходимо, тире. Обоснуйте его необходимость.

 

1) Убийство это противоправное умышленное лишние жизни другого человека.2) Помните, что одно из условий отправления действительного правосудия слушать голос своей совести и не заботиться о том, «что скажут» (А.Ф.Кони). 3) Справедливость категория морально-правового и социально-политического характера. 4) В первом случае максимальный срок ли­шения свободы, указанный в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, не должен превышать двух лет, во втором — пяти лет, в третьем — десяти лет. 5) Нравственный долг судьи не идти слепо по пути «собственного сознания»…, а свободно, вдумчиво и тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник доказательства (А.Ф.Кони) 6) Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. 7) Я нашел их /подстрекателей/ и с головой выдаю вашему правосудию: они подстрекатели, они зачинщики, они причина всех причин (Ф.Н.Плевако).

 

ВОПРОС 2. Однородные члены предложения

Особенность профессионального языка юристов усматривается в специфичном употреблении однородных членов предложения, когда в качестве однородных членов могут соединяться слова, называющие неоднородные несопоставимые понятия или выступающие разными членами предложения, что является отступлением от литературной нормы.

ПРАВИЛО 3:

При составлении документов нужно помнить, что однородные члены предложения в тексте закона выполняют уточняющую функцию и имеют следующие особенности:

1. отвечают на один и тот же вопрос

2. являются одинаковыми членами предложения

3. относятся к одному и тому же члену предложения

4. равноправны по отношению друг к другу, являясь сопоставимыми понятиями, и связаны между собой сочинительной связью.

 

Задания

Задание 1.

Определите, сколько в данных предложениях рядов однородных членов. Объясните, почему между ними не поставлены знаки препинания.

 

Заведомо ложное показание свидетеля или потерпевшего или заведомо неправильный перевод, сделанный переводчиком в суде или при производстве предварительного следствия или дознания, наказывается лишением свободы. Отказ или уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи показаний или эксперта от заключения в судебном заседании или при производстве предварительного следствия или дознания, а равно воспрепятствование явке свидетеля или потерпевшего или даче ими показаний наказывается исправительными работами. Не является преступлением действие, совершенное при защите личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства.

ПРАВИЛО 4:

Запятая между однородными членами ставится :

- при отсутствии союзов:

С места происшествия были похищены электрический рубанок, отвертки, рулетки и другие мелкие инструменты;

- при противительных союзах (а, но, да=но, однако и др.):

Человек лежал неподвижно, но был еще жив;

- при повторяющихся сочинительных союзах (то-то, или-или, либо-либо, не то-не то и др.):

В своих показаниях он постоянно путался, говорил то одно, то другое;

- перед второй частью двойного союза (как… так и, не только… но и)

Профессия полицейского требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

 

ПРАВИЛО 5:

Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами (и, или, либо), а также в устойчивых выражениях (и так и сяк, ни дать ни взять):

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

 

ПРАВИЛО 6:

При однородных членах могут находиться обобщающие слова. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире:

Земля, вода, лес, камень, песок – все это было монополией владельца.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие :

Все это делает картину суровой: и кочки, и мох, и стылые озера, и горбатые скелеты деревьев, склонившихся в последнем поклоне.

 

ЗАПОМНИТЕ:

· Если предложение не заканчивается однородными членами, после них ставится тире:

Всюду: вверху, внизу, справ, слева – кипела жизнь океана.

· При наличии после обобщающего слова слов а именно, например, перед ними ставится запятая, после них ставится двоеточие:

При составлении следственных и судебных документов необходимо помнить о четырех важнейших коммуникативных качествах речи, а именно: точности, ясности, понятности и грамотности.

 

Задания:

Задание 1.

Найдите в текстах однородные члены предложения. Определите, какими частями речи они являются. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните представленные орфограммы. Расставьте пропущенные знаки препинания.

 

1. Если человек, забыв о мудрост.. и долг.., отбросив и чувство чести и доблесть, стан..т заботиться лишь о красноречии.., такой человек (не) добьется н..чего для себя, а для родины окаж..тся вредоносным; если (же) вооружится он красноречием для того, чтобы защ..щать интересы государства…, тогда стан..т полезен и себе и своим близким и разумным нач..наниям в своем отечеств.. и заслуж..т любовь сограждан (Цицерон).

2. Когда, поверяя историей, восстанавливаю пред мысленным взором времена давно м..нувшие, вижу, как мудрость, а еще более красноречие основывают города гас..т войны заключают длительные союзы и завязывают свяще..ую дружбу между народами. Так (что) по зрелом размышлении сам здравый смысл пр..водит меня к заключению, что мудрость без красноречия мало пр..носит пользы государству, но красноречие без мудрост.. (за)частую бывает лишь пагубно и никогда (не) принос..т пользы (Цицерон).

3. Можно г..рдиться кр..сотой и умом знаниями и талантом. Можно восторже..о радоваться ясному дню пр..красному настроению счас..ливым обст..ятельствам. Но даже если взобраться на в..ршину самой высокой горы или обозреть все просторы космоса, все (равно) никогда (не) ощутить того пр..красного под..ема чувств, который дает умение выражать себя и быть пон..маемым другими. Такую способность обеспечивает только речь, и потому говорение произнесение высказывание себя (во)вне есть наилучшая цель и наиважнейшая мечта (П.С. Таранов).

 

ВОПРОС 3. Вводные слова и словосочетания

ПРАВИЛО 7:

Вводные слова и словосочетания выделяются на письме запятыми. Они могут иметь разные значения (см. таблицу):

 

Таблица. «Основные группы вводных слов».

Различные чувства говорящего в связи с сообщением к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению…

 

Источник сообщения говорят, сообщают, по-моему, по моему мнению, по словам, по сведениям, как известно, как утверждают

 

Оформление высказываемых мыслей одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, точнее сказать, по сути дела, иными словами

 

Оценка степени реальности сообщения(уверенность, возможность…) конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется…
Связь мыслей, последовательность изложения итак, следовательно, во-первых, наконец, между прочим…

 

  Призыв с целью привлечения внимания к сообщению видишь, понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим…

 

Таким образом, ответственность за трагический исход ложится в определенной степени и на представителя самой гуманной в мире профессии.

При обособлении вводных слов и словосочетаний могут возникать следующие нюансы:

1. Если перед вводным словом стоит сочинительный союз, то запятая ставится. В таком случае вводное слово может опускаться без нарушения смысла

Во-первых, об этом необходимо говорить, и, во-вторых, говорить как можно чаще.

2. Часто к вводным словам присоединяются союзы А и И, образуя спаянные сочетания (а и значит, а и следовательно и.т.д.). В таком случае они обособляются вместе.

Работа на сегодня была завершена, и следовательно, оставаться уже не имело смысла.

3. Слова например, в частности, главным образом, стоящие в начале уточняющего оборота, выделяются вместе со всем оборотом.

Он говорил о своей профессии, в частности о трудностях, связанных с ней.

4. Слово однако может выступать в качестве вводного слова, и тогда выделяется на письме запятыми, а также может выступать в роли союза но. Тогда запятые при слове однако ставятся как при союзе но.

Я, однако, очень сомневаюсь в его правоте.

Однако я исполняю сегодня свой профессиональный долг с глубоким убеждением в правильности моей правовой и моральной оценки действий

В.(О.В. Дервиз).

ЗАПОМНИТЕ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.475 с.)