ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная деятельность человека и технические средства



Деятельность человека, связанную с процессами получе­ния, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархи­вы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадыва­ют кроссворды и т. п.); для многих она является профессио­нальной.

Тысячелетиями предметами труда людей были материа­льные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использовани­ем и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возника­ли группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, на­пример, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

Изобретение письменности называют первой информационной революцией. Однако число людей, которые могли вос­пользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была приви­легией крайне ограниченного круга лиц, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой или второй информационной революцией в раз­витии обмена информацией стало изобретение книгопечата­ния. Благодаря печатному станку (первому техническому средству копирования информации), созданному И. Гуттенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражи­руемыми, доступными многим людям. Это послужило мощ­ным стимулом для увеличения грамотности населения, разви­тия образования, науки, производства. И. Федоров в 1564 году издал в Москве первую печатную книгу «Апостол».

Не всем известно, что в Китае еще в XI веке было изобре­тено книгопечатание. Изобретатель Пи Шен сделал из гли­ны литеры иероглифов (металлические появились позже), уложил их в металлическую форму, смазал специальным со­ставом и сделал первый бумажный оттиск (бумагу ведь тоже изобрели в Китае). Но его изобретение не получило распро­странения из-за большого количества иероглифов (около 50 000).

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количест­во книг, рукописей и других письменных документов. Поя­вилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, со­держащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизиро­вать. Так возникли библиотечные классификаторы, пред­метные и алфавитные каталоги и другие средства система­тизации книг и документов, появились профессии библио­текаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуко­вой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, ки­нокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, теле­граф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в ин­формационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавне­го времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема инфор­мации, которой приходится оперировать человеку в процес­се его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале про­шлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, создан­ные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оператив­но находить в нем то, что требовалось для тех или иных ра­бот. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для полу­чения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литерату­ре. Информационная система, основанная на бумажных но­сителях, переросла свои возможности. Назрел информаци­онный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемле­мое время.

Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствамработы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

  • сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;
  • аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
  • записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);
  • полиграфическое оборудование;
  • цифровые музыкальные студии;
  • медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаме­нах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;
  • плоттеры и различные принтеры;
  • мультимедийные проекторы;
  • флэш-память, используемая также в плеерах и фотоап­паратах;
  • мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интер­нет):

  • многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими про­цессами);
  • серверы в глобальной компьютерной сети, управляю­щие работой и хранящие огромный объем информации;
  • специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

Все перечисленные технические средства и системы пред­назначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики.

Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

  1. Научные исследования. Расчеты и вычисления — обя­зательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономер­ностях, проявляемых в нем. Создаются специальные авто­матизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не толь­ко математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы исполь­зуют специальные программы для анализа текстов произве­дений, создания различных словарей.
  2. Создание новых изделий. Некоторые этапы создания новых изделий могут быть автоматизированы, а следова­тельно, не удивительно, что компьютеру и здесь нашлось место. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Ведь и интегральную схему оказалось воз­можным сконструировать благодаря самому компьютеру и его программному обеспечению. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволя­ет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.
  3. Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точ­ной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным ис­пользовать компьютеры для целей управления. Системы ав­томатического управления (АСУ) могут управлять процесса­ми, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходи­мое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и фор­ма которой определены чертежом. По специальным про­граммам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.
  4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД).Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области чело­веческих знаний. Это может быть информация об инфраст­руктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.). Использование Интернета делает доступными сведе­ния из ИС большому числу пользователей. В настоящее вре­мя школы Москвы получают доступ в Интернет и могут использовать сведения из различных ИС для выполнения про­ектов из различных областей (география, история, литература, биология, экология и т. п.). ИС или БД учреж­дений, школ, библиотек и т. д. позволяют выполнять поиск, запросы, изменения и дополнения быстро, с малым коли­чеством ошибок и человеческих ресурсов.
  5. Обучение.Широкое распространение получили компьютеры в области образования. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов — в явном виде и с участием специалистов сформировать профессиональную зону и механизмы поиска качественной образовательной информации.
  6. Компьютеры в издательском деле. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах со­здания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издатель­ства.
  7. Автоматизированное рабочее место (АРМ).В настоящее время это место работника, оснащенное компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, аудио-колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т. п.). АРМ может иметь также выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию в сфере своей деятельности, получать и отправлять электронные письма, делать покупки в Интернете, заказывать электронные билеты и т. д.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.005 с.)