Основные формы документов для ведения работ по персонифицированному учету 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы документов для ведения работ по персонифицированному учету



 

Постановлением правления ПФР от 21 октября 2002 г. № 122п утверждены формы документов, используемые в индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (их перечень приводится ниже). Так, для ведения Персонифицированною учета страхователи представляют в террито­риальные управления ПФР следующие документы:

1) за 1997—2000 гг. — пачки форм СЗВ-1, сопровождаемые описью документов, передаваемых страхователем в ПФР (форма |АДВ-6-1); ОПИСЬ документов является неотъемлемой частью пачки 'документов;

2) за 2001 г. — пачки форм СЗВ-3, сопровождаемые описью документов (форма АДВ-6-1), и сводную ведомость форм документов СЗВ-3, передаваемых работодателем в ПФР (форма АДВ-10);

3) за 2002 г. — пачки форм СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2, сопровождаемые описью документов форма АДВ-6-1), и ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по организации — форма АДВ-11 по состоянию на 31 декабря 2002 г. При этом СЗВ-4-1 заполняется страхователем при представлении сведений о застрахованных лицах, у которых в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии либо при необходимости выделения отдельных периодов работы (прием-увольнение), периодов ухода за детьми и т. д. СЗВ-4-2 — это списочная форма и используется при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии и прочих условий (декрет, дети).

Входящие документы персонифицированного учета заполняют­ся в строгом соответствии с формами и правилами их заполнения, предусмотренными инструкцией по заполнению форм документов, утвержденной упомянутым выше постановлением правления ПФР.

Сведения о всех суммах начисленных страховых взносов за рас­четный период в отношении застрахованного лица, в том числе за совместительство по основному месту работы и по договорам граж­данско-правового характера, страхователь должен указывать в одной форме СЗВ-4. Таким образом, страхователь представляет на каждое застрахованное лицо с одним кодом категории (HP, CX) застрахо­ванного лица одну форму индивидуальных сведений СЗВ-4 (код HP — наемные работники, код СХ — наемные работники, занятые впроизводстве сельскохозяйственной продукции).

Перечень форм документов приведен в табл. 1.

Если в формах СЗВ-1 за 1997—2000 гг., кроме основных рекви­зитов суммы помесячной заработной платы (вознаграждения) и стажа работы за расчетный период, указывалась сумма начислен­ных страховых взносов в ПФР работодателем (28 % или 20,6 %) и сумма удержанных страховых взносов работодателем в ПФР (1 %),

Таблица 1. Перечень форм документов индивидуального (персонифицированного) учета. Утверждены постановлением правления ПФР 21 октября 2002 г. № 122п. Прошли регистрацию в Минюсте РФ от 19 февраля 2002 г. № 4051

 

п/п Наименование формы Условное обозначение Срок действия
        с по
1. 1 Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования АДИ-1 1996 г.  
2. 2 Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования АДИ-7 2003 г. Не ограничен
3. 2 Анкета застрахованного лица АДВ-1 1996 г. Не ограничен
4. 3 Заявление об обмене страхового свидетельства АДВ-2 1996 г. Не ограничен
5. 4 Заявление о выдаче дубликата страхового сви­детельства АДВ-3 1996 г. Не ограничен
6. 5 Листок исправлений АДВ-9 1996 г. Не ограничен
7. 6 Запрос об уточнении сведений АДИ-2 1996 г. Неограничен
8. 7 Справка о смерти АДВ-8 1996 г. Не ограничен
9. 8 Опись документов, передаваемых работодате­лем в ПФР АДВ-6 1996 г. 2002 г.
10. 9 Опись документов, передаваемых страховате­лем в ПФР АДВ-6-1 2002 г. Не ограничен
11. 10 Сопроводительная ведомость АДИ-5 1996 г. Не ограничен
12. 11 Индивидуальные сведения о трудовом стаже, за­работке (вознаграждении), доходе и начислен­ных страховых взносах застрахованного лица СЗВ-1 1996 г. 2001 г.
13. 12 Индивидуальные сведения о трудовом стаже, за­работке (вознаграждении), доходе и начислен­ных страховых взносах застрахованного лица СЗВ-3 2001г. 2001г.
14. 13 Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица СЗВ-4-1 2002 г. Не ограничен
15. 14 Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица С ЗВ-4-2 {списочная форма) 2002 г. Не ограничен -

Продолжение табл. I

 

№п/п     Наименование формы Условное обозначение     Срок действия
    с по
16. Сводная ведомость форм документов С ЗВ-3, передаваемых работодателем в ПФР ДДВ-10 1996 г. 2001 г.
17.   Ведомость уплаты страховых взносов на обяза­тельное пенсионное страхование AQB-11 2002 г. Не ограничен
18.   Запрос органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о представлении выписки из инди­видуального лицевого счета застрахованного лица СЗВ-2а 1998 г. Не ограничен
19. Запрос застрахованного лица о представлении выписки из его индивидуального лицевого счета СЗВ-26 1998 г. Не ограничен
20. Выписка из индивидуального лицевого счета за­страхованного лица СЗИ-2 1998 г. 2001г.
21. Выписка из индивидуального лицевого счета за­страхованного лица СЗИ-4 2002 г. 2002 г.
22. Выписка из индивидуального лицевого счета за­страхованного лица СЗИ-5 2002 г. Не ограничен
23. Сопроводительная ведомость для органов, осу­ществляющих пенсионное обеспечение СЗИ-3 1998 г. Не ограничен
24. Сведения о трудовом стаже за период до регист­рации в системе обязательного пенсионного страхования СЗВ-К 2003 г.  

то в формах СЗВ-3 за 2001 г. графу «Сумма удержанных страховых взносов...» заменила графа «Сумма налогооблагаемого заработка в ПФР».

В новых формах СЗВ-4 за 2002 г. произошли значительные из­менения. Теперь в них вместо реквизита «Сумма заработка (возна­граждения)» появились новые реквизиты:

· сумма начисленных страховых взносов на страховую часть и на накопительную часть трудовой пенсии, по дополнительно­му тарифу;

· выделены периоды работы по временной нетрудоспособности и отпуска без сохранения заработной платы;

· введен адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета.

Если в ранее представляемой форме АЦВ-10 за 2001 г. указыва­лись суммы начисленной помесячной заработной платы в целом по всей организации, суммы начисленных и уплаченных страховых взносов в ПФР, среднемесячная численность работающих, то в но­вой форме АДВ-11 за 2002 г. присутствуют только графы «Начисле­но страховых взносов за расчетный период» и «Уплачено страховых взносов» с разбивкой на страховую, накопительную часть трудовой пенсии, по дополнительному тарифу, а также выводится задолжен­ность по уплате страховых взносов на начало и на конец расчетного периода.

В случае, если страхователь производил уплату страховых взно­сов за работников, не зарегистрированных в системе индивидуаль­ного (персонифицированного) учета или не представивших страхо­вателю страховые свидетельства обязательного пенсионного страхо­вания, то страхователь при подготовке индивидуальных сведений обязан принять все необходимые меры для определения страхового номера, указываемого в индивидуальных сведениях. И только лишь в исключительных случаях допускается наличие пояснительной за­писки, в которой могут быть указаны лица, умершие на момент представления индивидуальных сведений и не имевшие страховых свидетельств.

При приеме индивидуальных сведений осуществляется провер­ка данных о начисленных и уплаченных страховых взносах на обя­зательное пенсионное страхование. Достоверность значений показа­телей в документах персонифицированного учета, представленных страхователем, определяется методом сверки значений показателей, указанных в самом документе, с данными других документов, пред­ставленных страхователем или налоговыми органами в территори­альное Управление ПФР. В случае утверждения в Министерстве юс­тиции РФ формы налоговой декларации по уплате страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование форма АДВ-11 будет сверяться с данными указанной декларации.

При приеме пачек индивидуальных сведений СЗВ-4-1, содержа­щих трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудо­вой пенсии, специалист ПФР по оценке пенсионных прав осущест­вляет проверку пачки и сверку с Перечнем рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию по старости.

Камеральная проверка пачек СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 и форм АДВ-11 предусматривает контроль соответствия сумм начисленных страхо­вых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии по всем представленным пачкам исходных форм СЗВ-4, корректи­рующих форм СЗВ-4 на пенсионеров суммам начисленных страхо­вых взносов в целом по организации, указанным в форме АДВ-11.

В межрайонный пункт персонифицированного учета пачки ин­дивидуальных сведений и АДВ-11 передаются, если приняты доку­менты в целом по всей организации.

Страхователи, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (предпри­ниматели, адвокаты, частные нотариусы), также представляют доку­менты персонифицированного учета в территориальный орган ПФР по месту регистрации, используя для этого формы АДВ-11 и СЗВ-4-1, где указываются суммы фиксированного платежа (1200 руб. на страховую часть пенсии и 600 руб. на накопительную), подлежа­щие уплате в течение календарного года, при этом указывается код основного тарифа — «ФП» (фиксированный платеж).

Страхователи, осуществляющие деятельность неполный кален­дарный год, производят уплату страховых взносов в виде фиксиро­ванного платежа пропорционально количеству месяцев, в течение которых ими осуществлялась деятельность.

Кроме вышеуказанных форм документов для ведения работ по персонифицированному учету страхователями используются и дру­гие формы, а именно:

· АДВ-1 — «Анкета застрахованного лица»;

· АДВ-2 — «Заявление на обмен страхового свидетельства»;

· АДВ-3 — «Заявление на выдачу дубликата страхового свидетельства».

Форма АДВ-1 применяется работодателями для регистрации граждан в системе государственного пенсионного страхования при приеме на работу и не имеющих до этого трудового стажа и страхо­вого свидетельства.

Форма АДВ-2 применяется застрахованными лицами при необ­ходимости внесения изменений в адресной части, при обмене фа­милии, имени, отчества или в случае допущения неточностей при оформлении страхового свидетельства.

Форма АДВ-3 применяется при утере страхового свидетельства или прихода в негодность в случае каких-либо стихийных бедствий, обстоятельств.


2.4. Использование информационной базы персонифицированного учета для назначения (перерасчета) пенсий

 

В целях обеспечения реализации Федерального закона «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» была определена техноло­гия документооборота для назначения трудовой пенсии и определе­ния размера ее страховой части по данным индивидуального (пер­сонифицированного) учета.

На застрахованных лиц, выходящих на пенсию, работодатели представляют в территориальные органы ПФР документы индиви­дуального учета. При назначении пенсии стаж и заработок за пери­од после регистрации застрахованного лица в системе государствен­ного пенсионного страхования устанавливаются данными персони­фицированного учета.

Документом, подтверждающим стаж и заработок застрахованно­го лица за период с 1997 по 2001 гг., является выписка из индивиду­ального лицевого счета по форме СЗИ-4. Данная форма представля­ется межрайонным пунктом персонифицированного учета по запро­су отдела назначения и перерасчета пенсии Управлением ПФР. Запросы оформляются согласно первичным документам: сведениям в трудовых книжках, договорам гражданско-правового характера с отметкой о выполнении работы, справками о работе по совмести­тельству.

В тех случаях, когда при подготовке выписки из лицевого сче­та застрахованного лица выясняется тот факт, что каким-либо ра­ботодателем не были представлены индивидуальные сведения, в Управление ПФР по месту нахождения работодателя направляется уведомление о необходимости истребовать от него недостающие сведения.

В том случае, если работодатель снят с учета (признан банкро­том, ликвидирован, реорганизован), и индивидуальные сведения на застрахованное лицо от него истребовать или откорректировать не представляется возможным, вопрос о назначении пенсии решается, как правило, без данных персонифицированного учета.

Документом, на основании которого рассчитывается страховая часть трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов за период начиная с 2002 г., является выписка из индивидуального ли­цевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5, в которой от­ражаются данные о поступивших страховых взносах по каждому страхователю, представившему индивидуальные сведения за застра­хованное лицо.

Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал за тот период, в который они фактически поступили.

Размер назна­ченной страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взноса и ранее представленных страхователем данных персонифицированного учета о сумме страховых взносов, уплаченных им.м в ПФР. Ука­занные сведения и данные принимаются во внимание при опреде­лении суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части пенсии. Такая корректировка производит­ся с 1 июля года, следующего за годом, в котором была назначена пенсия.

Застрахованным лицам, которым в скором времени предстоит оформлять пенсию, необходимо в обязательном порядке обратиться к работодателю как по основному месту работы, так и по совместительству с заявлением о представлении в территориальное Управление ПФР индивидуальных сведений. Работодатель обязан, в соответствии с инструкцией о порядке ведения персонифицированного учета, в десятидневный срок представить те индивидуальные сведения, которые ранее не были представлен мы. Поэтому если работодатель будет добросовестно выполнять свои обязанности в части реализации закона о персонифицированном учете, назначение пенсии будет произведено своевременно и по достоверным данным.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы основные цепи персонифицированного учета?

2. Каковы принципы организации персонифицированного учета?

3. Назовите основные этапы реализации законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

4. Дайте определения основным понятиям, употребляемым в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхованиями»: застрахованного лица; страхователя; индивидуального лицевого счета.

5. Из каких частей состоит индивидуальный лицевой ой счет?

6. Что составляет правовую основу индивидуальной ого учета?

7. Каковы основные функции персонифицированного учета?

8. Какова цель информирования застрахованных л лиц о состоянии их индивидуального лицевого счета?

Глава 4

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ (ГРУПП) ОЦЕНКИ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

 

1. Обеспечение достоверности сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахованных лиц

1.1. Организация документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ

На основании ст. 13 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 15 Закона «Об индиви­дуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 31 декабря 2002 г.) ПФР имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц, в том числе в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчет­ный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Закона о трудо­вых пенсиях.

Документальная проверка достоверности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях застрахованных лиц, при которой форма СЗВ проверяется только в части специального стажа, осуществляет­ся специалистом по оценке пенсионных прав.

Проверка специального стажа работы застрахованных лиц осу­ществляется одновременно с проверкой Перечней рабочих мест, профессий и должностей, занятость в которых дает право на до­срочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

В отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управле­ния ПФР ведутся «наблюдательные» дела, подшивки инструктивных писем, журналы регистрации, а также формируются «наблюдатель­ные» дела организаций.

В «наблюдательном» деле находятся:

• учредительные документы учреждения: свидетельство о госу­дарственной регистрации, устав или положение, лицензия и т. д., из которых можно усмотреть вид производства, режим работы учреждения;

· Перечень работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, заверенный подписью руководителя и печатью предприятия. В случае, если Перечень составлен с участием представителя профсоюзной организации, он должен быть дополнительно подписан председателем профсоюзного комитета;

· списочный состав работников, пользующихся правом на досрочную трудовую пенсию на соответствующих видах работ, подготовленный на начало года;

· списочный состав работников, выходящих на досрочную пенсию в новом году;

· штатное расписание, тарификационные списки, расчет численности работников;

· документы, подтверждающие факт работы на соответствующих видах работ.

Работодатели всех форм собственности ежегодно предоставляют Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, ра­бота в которых дает право на досрочное назначение трудовой пен­сии по старости, не позднее 1 февраля в территориальные органы ПФР. При организации работы с Перечнями необходимо исходить из того, что Перечень — это официальный документ работодателя, которым он заявляет право своих работников получать досрочную пенсию по старости в течение 5—10 лет из средств ПФР. Поэтому вся информация в Перечне должна соответствовать первичной учет­ной документации по условиям труда. Работодатель в соответствии со ст. 25 Закона о трудовых пенсиях несет ответственность за досто­верность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовых пенсий, сведений персо­нифицированного учета. Обязанность работодателя — документаль­но доказать наличие пенсионных льгот.

При формировании Перечня необходимо определить:

1) имеются ли на предприятии производства, работы, технологические процессы, предусмотренные ст. 27 Закона о трудовых пенсиях;

2) уточнить, какие конкретно разделы, подразделы, пункты, позиции (должности и профессии) Списков № 1 и 2 применяются независимо от ведомственной принадлежности предприятия;

3) определить соответствие записей наименований профессий по штатному расписанию с наименованиями профессий и работ с особыми условиями труда, предусмотренных ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Наименование профессий в штатном расписании должно соответствовать Общероссийскому классификатору.

Перечни выпускаются в двух экземплярах, один находится в «наблюдательном» деле, другой остается на хранении у работодате­ля. При составлении Перечня рабочих мест, наименований профес­сий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо использовать следующие законодательные и нормативные акты:

· Закон о трудовых пенсиях;

· Списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г.;

· Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Вып. 00-76 (М., 1986).

Перечень составляется по видам деятельности, предусмотрен­ным ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях. При составлении Переч­ня учитывается, что круг лиц, имеющих право на досрочную трудо­вую пенсию по старости, определяется Списками соответствующих работ, профессий и должностей, утвержденными Правительством РФ. Указанные списки конкретизируют наименование видов дея­тельности, профессий, должностей, учреждений и организаций, за­нятость в которых подлежит зачету в стаж на досрочную трудовую пенсию по старости.

Принятые Перечни в обязательном порядке регистрируются в журнале.

Если в течение года, на который представлены Перечни, на предприятии вследствие реорганизации или других причин измени­лись штатное расписание, структурное деление, условия труда, влияющие на право приобретения стажа на соответствующих видах работ, работодатели в установленные сроки представляют «Измене­ния к Перечню работ, профессий и должностей, занятость в кото­рых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.066 с.)