Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ходовая часть колесных и гусеничных тракторов. Рулевое управление. Механизм поворота гусеничных тракторовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ходовая часть состоит из остова, подвески и движителя (колес или гусениц). У колесных тракторов различают рамные, полурамные и безрамные остовы. Остовом называют основание, соединяющие части трактора в единое целое. Рамный остов представляет собой клепаную или сварную раму из стального проката различного профиля, на которую устанавливают части тракторов или автомобиля. Полурамный остов (рис. 62, а, в) - это объединенная конструкция отдельных корпусов трансмиссии и балок полурамы. Безрамный остов представляет собой общую жесткую систему, состоящую из корпусов механизмов трансмиссии и двигателя. Полурамный и безрамный остовы применяют на пропашных тракторах. Подвеска - это система устройств для упругой связи остова с колесами или гусеницами. Она смягчает удары от неровностей дороги (почвы). Подвеска колесного трактора общего назначения установлена лишь в передней его части. К передней полу раме на двух полуэллиптических рессорах подвешен передний мост. Рессоры жестко соединены с мостом стремянками и накладками, а с рамой кронштейнами через резиновые опоры. На раме трактора установлен резиновый буфер, смягчающий удары о раму. Подобная передняя подвеска выполнена на грузовом автомобиле. Рис. 62. Ходовая часть и остов: а, в - универсально-пропашного трактора; б - остов трактора общего назначения; г - ходовая часть грузового автомобиля; 1 - подвеска; 2 - передний мост; 3 - остов; 4 и 5 - задние и передние колеса; б - задний мост; 7 - двойной шарнир; 8 - передняя балка; 9 - продольная балка; 10 - корпус сцепления; 11 - корпус коробки передач; 12 - корпус заднего моста Передняя подвеска универсально пропашного трактора (рис. 63, а) имеет цилиндрическую пружину 5, установленную внутри полого кулака 6. Пружина опирается внизу на опорный шариковый подшипник 4, сидящий на поворотной цапфе, а вверху - в стенке кулака. Рис. 63. Передние мосты пропашных тракторов с эластичной (а,б) и жесткой (в) подвеской:
1 - поворотная цапфа; 2 - ось поворотной цапфы; 3 - ступица колеса; 4 - опорный подшипник; 5 - пружина; 6 - выдвижной кулак; 7 - поворотный рычаг; 8 - штифт; 9 - корпус переднего моста; 10 - ось качения переднего моста относительно остова трактора; 11 - болты крепления выдвижного кулака; 12 - фланец составной цапфы; 13 - масленка; 14 -хомут крепления выдвижного кулака
Вращая червяк, можно передвинуть ведущее колесо на полуоси и получить нужную для работы колею. Перед этим необходимо поднять домкратом заднюю часть трактора до отрыва колес от земли и ослабить болты крепления вкладыша к ступице колеса. Для установки большой колеи диски ведущих колес трактора располагают выпуклостью внутрь. При этом вершины грунтозацепов покрышки, имеющих вид елочки, направляют по ходу вращения колеса. Для увеличения оцепления ведущих колес с почвой на их диски вешают грузы 4, а камеры заполняют на 3/4 их объема водой. Во время заморозков вместо воды заливают 25%-ный раствор хлористого кальция, который не замерзает при температуре до -30 °С. После заполнения камер раствором или водой колесо следует накачать воздухом до нормального давления. При использовании трактора на транспортных работах следует снять дополнительные грузы с задних колес и слить жидкость из шин. На каждом автомобиле и тракторе устанавливают шины определенного размера (рис. 65, а). Рис. 65. Размеры шин (а) и схемы перестановки колес (б): А - шина профиля; Б - внутренний диаметр; В - наружный диаметр Единицами измерения размеров шин являются миллиметры. Размер шины ставится на боковой части покрышки. Первая цифра обозначает ширину профиля шины, а через тире - ее внутренний диаметр. Буква Р после обозначения размера указывает, что шина имеет радиальное расположение корда. В такой шине нити корда (ткани) покрышки расположены радиально (по кратчайшему расстоянию между бортами). В отличие от обычных шин, в которых нити корда расположены диагонально (под углом друг к другу), радиальные шины более износостойки. Автомобильная пневматическая шина (рис. 66, а) состоит из покрышки, камеры и ободной ленты 3. Покрышки состоят из каркаса, протектора (беговой дорожки), боковой и бортовой частей. Для хороших дорог применяют шины с мелким дорожным рисунком протектората для плохих дорог и бездорожья - с крупным. Камера изготовлена в виде эластичного кольцевого резинового рукава. Рис. 66. Автомобильная шипа (а) и вентиль (б): 1 - покрышка; 2 - вентиль; 3 - ободная лента; 4 - протектор; 5 - боковина; 6 - камера; 7 - обод покрышки; 8 - ниппель; 9 - золотник; 10 - колпачок Для наполнения воздухом и удаления его при необходимости камера имеет вентиль, который состоит из корпуса 11, золотника 9 и колпачка 10. Корпус вентиля сделан из латуни в виде трубки с фланцем и закреплен в камере 6 при помощи шайбы и гайки. Корпус вентиля может быть составным: верхняя часть изготовлена из латуни, а нижняя - из резины, привулканизированной к камере. Золотник - это клапан, пропускающий воздух только внутрь камеры. Он включает в себя ниппель 8 с резиновым кольцом, стержень и пружину. Золотник ввертывают в корпус вентиля и закрывают сверху колпачком. Гусеничный трактор имеет ряд преимуществ перед колесным. В их числе меньшее удельное давление на почву, лучшая проходимость по мягким почвам, возможность более раннего начала весенних работ. Однако они более сложны по устройству и ограничены в передвижениях по асфальтированным дорогам. Движитель включает в себя натяжной механизм 1 (рис. 67), подвеску 4, поддерживающие ролики 3, ведущую звездочку б и цепь 5. Гусеничная цепь состоит из отдельных шарнирно-соединенных между собой звеньев. Каждое звено представляет собой фасонную отливку из стали высокой твердости и прочности. Рис. 67. Гусеничный движитель: а - устройство; б - звено гусеницы болотоходного трактора; в - схема; 1 - натяжной механизм; 2 - рама; 3 - поддерживающий ролик 4 - каретка; 5 - гусеничная цепь; 6 - ведущая звездочка Ведущая звездочка имеет 13 зубьев. Шаг зубьев в два раза меньше шага гусеницы, поэтому при каждом обороте зубья звездочки работают попеременно, что уменьшает их износ. Натяжной механизм (рис. 68, а) служит для натяжения гусеничной цепи. В него входят направляющее колесо 7, коленчатая ось 13, амортизатор и натяжной болт 3. Направляющее колесо изготовлено из стали. Благодаря окнам между спицами на колесо не налипает грязь, и оно имеет облегченную конструкцию. Шейки верхнего колена - оси 13 во время работы трактора и при натяжении гусениц могут свободно поворачиваться в чугунных втулках, которые запрессованы в опору, приваренную к лонжеронам рамы. Амортизатор служит для удержания направляющего колеса в переднем положении и для предохранения его, а также гусеничной цепи от перегрузок. Основные детали амортизатора -пружины 4, которые установлены между упорами в сжатом состоянии. Упор 2 имеет фасонную вильчатую форму и соединен с ушком 1 коленчатой оси, которое вставлено в отверстие и закреплено гайкой. Натяжной болт 3 через яблоко шаровой опоры упирается в кронштейн рамы. Сжатие пружин регулируют перемещением гайки 5 по болту. Натяжение гусеничной цепи регулируют гайкой 6. Гайка при свертывании с натяжного болта, упираясь через шаровую опору в кронштейн рамы, перемещает болт и вместе с ним натяжное (направляющее) колесо вперед. После натяжения гусеницы регулировочную гайку зажимают контргайкой. Рис. 68. Натяжной механизм (а) и поддерживающий ролик (б): 1 - ушко коленчатого вала; 2 — упор пружины; 3 натяжной болт; 4 - пружина амортизатора; 5 - гайка натяжения пружины, 6 - регулировочная гайка натяжения пружины; 7 - направляющее колесо; 8 - регулировочная гайка; 9 - подвижное уплотнительное кольцо; 10 — неподвижное уплотнительное кольцо; 11 - резина подвижного кольца; 12 - пружина; 13 - коленчатая ось; 14 - ступица; 15 - ось; 16 - резиновый бандаж Поддерживающие ролики (рис. 68, б) предотвращают сильное провисание и боковое раскачивание гусеничных цепей. С каждой стороны рамы трактора устанавливают по два поддерживающих ролика (ступица 14 и ось 15). Ступица изготовлена в виде пустотелой чугунной отливки с двумя утолщенными обедами. Подвеска соединяет гусеничный движитель с рамой и обеспечивает плавность хода. Эластичная подвеска трактора достигается четырьмя балансирными каретками. Каретки установлены на цапфах поперечного бруса рамы по две с каждой стороны трактора. Каретка представляет собой тележку, состоящую из внешнего и внутреннего балансиров, опирающихся на катки, и пружинной рессоры, установленной между балансирами. Рулевое управление предназначено для изменения направления движения автомобиля иди колесного трактора посредством поворота передних колес или полу рамы. Рулевое управление (рис. 69) состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм осуществляет передачу усилия от водителя к рулевому приводу и облегчает поворот рулевого колеса. Различают несколько типов рулевого механизма: червяк-ролик, червяк-сектор и винт-гайка. Рис. 69. Схема рулевого управления: 1 - поперечная рулевая тяга; 2 - корпус рулевого механизма; 3 -рулевое колесо; 4 - рулевая сошка; 5 - продольная рулевая тяга; 6 - рычаги поворотных цапф Рулевой механизм типа червяк-ролик применяют на некоторых автомобилях и колесных тракторах талого класса, имеющих механическое рулевое управление. Рулевой механизм (рис. 70, а) этого типа включает в себя трех гребневый ролик 6 и глобоидальный червяк 8, которые составляют червячную пару с большим передаточным отношением. Червяк с помощью елочных шлицов насажен на рулевой вал 5. Червяк опирается на два конических подшипника, установленных в расточках корпуса. Подшипники не имеют внутреннего кольца, и их ролики катятся непосредственно по коническим поверхностям червяка. Наружные обоймы подшипников зажаты в осевом направлении крышками. Под фланец нижней крышки 1 установлены регулировочные прокладки, используемые для регулировки осевого зазора подшипников. Основание рулевой колонки 3 нижним концом входит в расточку крышки. Внутри колонки помещен рулевой вал. Он выполнен пустотелым, и внутри него проходит провод звукового сигнала. На верхнем конусном конце рулевого вала шпонкой и гайкой закреплено рулевое колесо 4. Трехгребневый ролик 6 опирается на два игольчатых подшипника, которые помещены на оси, запрессованной в отверстиях прилива (головки) вала сошки. Рис. 70. Рулевой механизм (а) и рулевой привод (б) автомобиля ГАЗ-53Л: 1 - нижняя крышка; 2 - конические подшипники; 3 - рулевая колонка; 4 - рулевое колесо; 5 - рулевой вал; 6 — ролик; 7 - вал сошки; 8 - червяк; 9 - корпус; 10 - регулировочный винт; 11 - шайба; 12 - рычаги поворотных цапф; 13 - поперечная тяга; 14 - верхний поворотный рычаг; 15 - продольная тяга; 16 - рулевая сошка Вал 7 сошки опирается с внешней стороны на втулку, запрессованную в корпус, а с внутренней стороны - на цилиндрический роликовый подшипник, установленный в боковую крышку. Внутренний конец вала сошки имеет кольцевую выточку, которая входит в паз регулировочного винта 10. В торце винта с обратной стороны выполнено углубление для специального ключа. Регулировочный винт ввертывается в боковую крышку корпуса рулевого механизма и удерживает вал сошки от осевых перемещений. Он стопорится шайбой 11, которая усом входит в паз винта. На винт навертывается колпачковая гайка, которая прижимает шайбу к крышке. Регулировочным винтом можно переместить вал сошки в осевом направлении и изменить зазор между червяком и роликом, что влияет на свободный ход рулевого колеса. Наружный конец вала сошки имеет елочные шлицы, на которые надевают сошку. Для правильной установки сошки на вал на их торцах выбиты риски. Гайкой закрепляют сошку на валу. Рулевой привод (рис. 70, б) составляют детали, соединяющие сошку с поворотными цапфами. Конструкция рулевого привода выполнена так, чтобы при повороте движение всех колес автомобиля или трактора осуществлялось без бокового скольжения, что обеспечивает легкость управления и минимальный износ шин. Для этого необходимо, чтобы все колеса имели общий центр поворота, т.е. внутреннее управляемое колесо должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее. Выполнение этого требования обеспечивает рулевая трапеция, где основаниями служат передняя ось автомобиля (трактора) и поперечная рулевая тяга 13, а боковыми - рычаги 12 поворотных цапф. Рулевая трапеция соединена с сошкой 16 посредством верхнего поворотного рычага 14 и продольной тяги 15. В наконечниках продольной и поперечной тяг размещены шаровые сочленения. На нижнем конце сошки в коническом отверстии закреплен стержень шарового пальца, сфера которого размещена в продольной рулевой тяге 15. Рулевой механизм типа червяк-сектор состоит из корпуса, червяка 6 (рис. 71) вала 10 сошки и жестко закрепленного на нем сектора 8. Гидроусилитель включает в себя масляный резервуар, размещенный в корпусе, масляный насос, распределитель 5 и силовой цилиндр 4 с поршнем 3. Масло в бак заливают через горловину, закрытую крышкой 14 и снабженную сетчатым фильтром и масломером. Гидроцилиндр двухстороннего действия установлен в верхней части корпуса. Шток поршня соединен с рейкой 9, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором вала сошки с противоположной от червяка стороны. Распределитель 5, расположенный на пути потока масла из насоса в цилиндр, управляет работой цилиндра. Он состоит из корпуса с каналами и золотника 5 (рис. 72) закрепленного на хвостовике червяка рулевого механизма. Рис 71. Рулевой механизм с гидроусилителем (трактор МТЗ-80): 1 — корпус; 2 - упор рейки с датчиком блокировки дифференциала; 3 - поршень; 4 - цилиндр; 5 - распределитель; 6 - червяк; 7 - регулировочная эксцентриковая втулка; 8 - сектор; 9 - рейка; 10 - вал сошки; 11 - сошка; 12 - кран управления; 13 - ограничительный болт; 14 - крышка заливной горловины; А - выход масла от насоса; Б - вход масла к насосу; В - слив масла в рулевую колонку С обеих сторон золотника находятся шайбы 7, в которые под давлением пружины упираются ползуны 8. Ползуны и пружины с помощью шайбы удерживают золотник в нейтральном (среднем) положении, когда водитель не поворачивает рулевое колесо, и трактор движется в нужном направлении Рис. 72. Схема рулевого управления с гидроусилителем (трактор МТЗ-80): а — среднее положение золотника; б — положение золотника при повороте направо; в - положение золотника при повороте налево; 1 — поршень; 2 - цилиндр; 3 - нагнетательная магистраль к датчику блокировки дифференциала; 4 - редукционный клапан; 5 - золотник; 6 - корпус распределителя; 7 - шайба; 8 — ползун; 9 - предохранительный клапан; 10 - нагнетательная магистраль к гидроусилителю; 11 — червяк; 12 - сошка; 13 - рейка; 14 - кран управления блокировкой дифференциала; 15 - маховичок; 16-упор рейки, 17 - щуп, 18 - золотник; 19 - рулевое колесо; А и Б - полости цилиндра При этом золотник выточками соединяет нагнетательную магистраль 10 со сливной, и масло, нагнетаемое насосом, сливается в бак из сливной магистрали. Червяк 11 одновременно с вращательным может совершать поступательное движение вперед и назад от нейтрального положения, так как между упорными шайбами 7 и торцовыми расточками в корпусе распределителя с обеих сторон имеются зазоры. Поворотом рулевого колеса поворачивают червяк, который, упираясь в зубья сектора, смещается в осевом направлении вместе о золотником, и нагнетательная магистраль насоса соединяется с одной из полостей силового цилиндра. Маслом, нагнетаемым насосом в эту полость цилиндра, перемещается поршень 1, а вместе с ним и шток с рейкой, поворачивая с помощью сектора вал, который через сошку 12, тяги и рычаги соединен с направляющими колесами. При этом другая полость цилиндра через трубку и золотник соединяется со сливной магистралью, масло из этой полости вытесняется поршнем в бак. Если прекратить вращение рулевого колеса, то золотник возвращается в среднее (нейтральное) положение под действием пружин, а трактор продолжает движение в выбранном направлении. Усилие водителя, прикладываемое к рулевому колесу, используется для перемещения золотника, т.е. для включения усилителя. Если гидроусилитель неисправен, поворот трактора рулевым колесом затруднен. При повороте рулевого колеса по ходу часовой стрелки (вправо) червяк поворачивает сектор вместе о валом сошки тоже по ходу часовой стрелки, а вал сошки с помощью рычагов и тяг - поворотные цапфы с направляющими колесами вправо. Для того чтобы обеспечить давление тосола в муфте блокировки дифференциала 0,7...1,0 МПа при прямолинейном движении трактора, в корпусе гидроусилителя смонтирован редукционный клапан 4. Там же размещается и предохранительный клапан 9, который срабатывает при давлении 7,5...8,0 МПа. Оба клапана запломбированы, и регулировать их водителю запрещено. Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) размещен в упоре 16 рейки. При прямолинейном движении трактора золотник 18 датчика входит в паз рейки 13. Во время поворота при автоматической блокировке дифференциала рейка выталкивает золотник из паза. Золотник, перемещаясь, сообщает полость муфты блокировки со сливом, и дифференциал разблокируется. Кран блокировки управляется рукояткой, расположенной в кабине и соединенной тросом о маховиком 15 датчика блокировки. Рукоятка и кран 12 (см. рис. 71) имеют три положения: I - блокирование дифференциала выключено (риска крана совпадает о риской "Выкл." на: крышке датчика), II - блокирование дифференциала автоматическое (риска "Вкл."), III - блокирование дифференциала принудительное независимо от положения направляющих колес (кран повернут до упора). Рис. 73. Планетарный механизм: а - устройство; б — схема; в — взаимодействие шестерен при прямолинейном движении трактора; 1 - ведущая шестерня конечной передачи; 2 - регулировочные гайки; 3 - пальцы; 4 - тормозная лента остановочного тормоза; 5 - рычаги остановочного тормоза; 6 - шкив остановочного тормоза; 7 — рычаги тормоза солнечной шестерни; 8 - тяга управления остановочным тормозом; 9: шток-указатель регулировки тормоза солнечной шестерни; 10 -тяга управления тормозом солнечной шестерни; 11 и 22 — пружина; 12 — шкив тормоза солнечной шестерни; 13 - тормозная лента солнечной шестерни; 14 - полуось (вал); 15 - сателлит; 16 - солнечная шестерня; 17 - водило; 18 - коронная шестерня; 19 - ведущая шестерня главной передачи; 20 - регулировочные винты; 21 - корпус заднего моста Планетарный механизм поворота (рис. 73) состоит из планетарного редуктора и двух тормозов: остановочного и тормоза солнечной шестерни. С помощью планетарного механизма можно замедлить или прекратить передачу вращения к одной из гусениц, и трактор будет поворачиваться. Редуктор смонтирован внутри коронной шестерни. Он включает подвижный корпус-водило 17, три сателлита 15 и солнечную шестерню 16. Все шкивы охватываются тормозными лентами, которые состоят ив двух половин, соединенных между собой шарниром. Такая конструкция лент позволяет заменить их без снятия тормозных шкивов. Планетарные механизмы работают следующим образом (рис. 73, б). При движении трактора по прямой шкивы солнечных шестерен полностью заторможены лентами, а шкивы полуосей находятся в свободном состоянии. Вращение от главной передачи передается коронной шестерней 18, которая приводит в движение сателлиты 15. Вращаясь вокруг осей, сателлиты одновременно обкатываются вокруг солнечных шестерен 16 (рис. 73, в), увлекая во вращательное движение водила и связанные с ними полуоси 14 и ведущие колеса (звездочки) трактора. При этом частота вращения водил по сравнению с частотой вращения коронной шестерни уменьшается в 1,4 раза и соответственно увеличивается крутящий момент. Для плавного поворота трактора тракторист должен потянуть на себя рычаг тормоза солнечной шестерни о той стороны, в которую совершается поворот. При этом снижается стяжная пружина тормозной ленты, солнечная шестерня растормаживается и свободно вращается сателлитами (рис. 73, г), а движение гусеницы с этой стороны замедляется. Трактор плавно поворачивается в сторону отстающей гусеницы. Во время крутого поворота трактора после отведения на себя рычага управления дополнительно нажимают на педаль, производят торможение шкива 6 остановочного тормоза с той стороны, в которую совершается поворот. В этом случае движение гусеницы прекращается, и трактор круто поворачивается в сторону остановленной гусеницы. Механизм управления гусеничным трактором включает рычаги, педали и тяги, с помощью которых управляют трактором из кабины.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.011 с.) |