ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, КОНЕЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ, РАЗДАТОЧНЫЕ КОРОБКИ, ХОДОУМЕНЬШИТЕЛИ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, КОНЕЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ, РАЗДАТОЧНЫЕ КОРОБКИ, ХОДОУМЕНЬШИТЕЛИ



Главная передача - механизм трансмиссии, увеличивающий крутя­щий момент после коробки передач. В автомобилях крутящий момент в главной передаче передается под прямым углом. Главная передача может быть одинарной, состоящей из одной пары шестерен, и двойной, состоящей из двух пар шестерен. Ведущие шес­терни 1 (рис. 56) выполняют заодно с валом или съемными.

 

 

Рис. 56. Главная передача: а - одинарная; б - двойная; 1 - ведущая шестерня; 2 - ведомая коническая шестерня; 3 — кониче­ская промежуточная шестерня; 4 — промежуточная цилиндрическая шестерня; 5 — ведомая цилиндриче­ская шестерня; 6 -дифференциал

Ведомые шестерни 2, 4 в основ­ном изготавливают в виде съемных венцов, прикрепляемых болтами или заклепками к корпусу дифференциа­ла. В двойной главной передаче име­ется одна пара конических и одна пара цилиндрических шестерен. Для обеспечения бесшумной работы ко­нические шестерни выполнены со спиральными зубьями. Во время движения автомобиля - ведущий вал вместе с малой конической шестерней приводит во вращение ве­домую коническую шестерню, закрепленную на корпусе диф­ференциала.

Дифференциал - механизм трансмиссии, распределяющий подводимый к нему крутящий момент между полуосями ве­дущих колес и позволяющий им вращаться с различными скоростями.

Он состоит из корпуса 1 (рис. 57) крестовины 3, малых конических шестерен-сател­литов 4 и полуосевых кониче­ских шестерен 2.

 

 

Рис. 57. Дифференциал: а - устройство; б - схема работы при пря­молинейном движении; в - схема работы при повороте; 1 - корпус (чашка); 2 - полуосевые шес­терни; 3 - крестовина; 4 - сателлит; 5 - ведомая шестерня главной передачи; 6 - ведущий вал главной передачи; 7 - полуоси

 

На цилиндрические пальцы крестовины свободно посажены сателлиты, которые вме­сте с крестовиной закреплены в корпусе (коробке) дифференциала и на­ходятся в постоянном зацеплении с шестернями левой и правой полуосей. Когда автомобиль движется прямо и по ровной дороге, оба ведущих ко­леса встречают одинаковые сопротивления качению. При этом (рис. 57, б) ведомая шестерня 5 главной передачи вращает вокруг своей оси корпус дифференциала с крестовиной и сателлитами.

Сателлиты, находясь в зацеплении с правой и левой полу осевыми шестернями, зубьями приводит их во вращение с одинаковой частотой. В этом случае сателлиты вокруг своей оси не вращаются. На повороте (рис. 57, в) колеса автомобиля проходят разную длину пути. Вращение внутреннего колеса замедляется, а наружного убыстряется. Сателлиты, вращаясь вместе с корпусом, зубьями упираются в зубья полу осевой шестерни, замедлившей вращение, и сообщают дополнительную ско­рость другой полуосевой шестерне, в результате чего наружное колесо, проходя больший путь, вращается быстрее.

Конечная передача представляет собой колесный редуктор (рис. 58) который служит для увеличения крутящего момента, предаваемого от главной передачи к передним ведущим колесам и для осуществления их поворота.

Колесный редуктор состоит из двух пар конических шестерен: верхней 5 и нижней 12. Корпуса 6 телескопически входят в рукава кор­пуса 8 переднего моста, что позволяет выдвигать их и изменять колено передних колес. Бесступенчатую регулировку колен передних колес приводят при помощи червячного механизма 7. Ведущая шестерня нижней конической пары вращается на двух шариковых подшипниках. Подвижное соединение ведущей шестерни с вертикальным валом по­зволяет подрессоривать передний мост. Ведомая шестерня нижней ко­нической пары расположена на шлицевом конце ведомого вала 3, к фланцу которого крепится диск 4 колеса. Ведомый вал вращается на двух роликовых конических подшипниках, зазор в которых регулируется прокладками 2, устанавливаемыми под фланец стакана подшипников.

Конечная передача гусеничного трактора передает вращение от по­луосей заднего моста ведущим звездочкам гусеничных цепей. На трак­торе установлены две конечные передачи, расположенные по обеим сторонам заднего моста. Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен, заключенных в отдельный литой чугунный корпус 1 (рис. 59). Ведущая шестерня 6 вращается на двух роликовых подшипниках, установленных в расточках корпуса. Внутри ведущей шестерни находятся шлицы, в которые входит шлицевой конец полуоси 10 заднего моста.

Ведомая шестерня выполнена сборной. Венец 7 ведущей шестерни, изготовленный из высококачественной стали, закреплен точно обработан­ными болтами на ступице, которая посажена на конические шлицы вала 3 ведущей звездочки. Вал звездочки установлен в расточках корпуса на ша­риковом и роликовом подшипниках. К фланцу вала шестью болтами при­креплена ведущая звездочка 2. Вытекание масла из конечной передачи предотвращается самоподжимным уплотнительным устройством 4.

 

 

 

Рис. 58. Колесный редуктор переднего ведущего моста трактора (МТЗ-82): 1 - крышки корпуса; 2 - регулировочные прокладки; 3 - ведомый вал; 4 - диск колеса; 5 - верхняя коническая пара; 6 - выдвижной корпус верхней конической пары; 7 - червячный механизм; 8 - корпус ведущего моста; 9 - опора пружины с уплотнением; 10 - пружинная рессора, 11 - корпус редуктора; 12 — нижняя ко­ническая пара.

 

Рис. 59. Конечная передача:

1 - корпус; 2 - ведущая звездочка; 3 — вал ведущей звездочки; 4 - угаютнительное устройство; 5 и 9 — корпус звездочка: уплотнения; 6 — ведущая шестерня; 7 — венец ведомой шестерни; 8 — накладка; 10 - полуось (вал) заднего моста; 11 — опора; 12 — бугель; 13 - крышка корпуса

 

Корпус конечной передачи прикрепляют болтами к боковым стен­кам заднего моста. Опора 11 корпуса с помощью бугеля также прикреп­лена к заднему мосту. Собранные с задним мостом конечные передачи устанавливаются средними шейками опор в расточки задних кронштей­нов рамы трактора и закрепляются в них. Таким образом, усилие, разви­ваемое ведущими звездочками при работе трактора, передается через опоры на раму трактора.

В верхней части конечной передачи, открытой для монтажа ведо­мой шестерни, прикреплена стальная крышка 13. В ней расположены отверстия для контроля уровня и слива масла, закрываемые пробками.

Масло заливают че­рез горловину, расположенную в верхней части корпуса. В пробке горловины смонтирован сапун.

 

 

Рис. 60. Раздаточная коробка привода

переднего моста (трактор МТЗ-82): 1 - стойка фиксации тяги; 2 - рукоятка тяги управления; 3 - шестерня коробки передач; 4 - промежуточная, шестерня; 5 - наружная обойма с шестерней; 6 - ролик; 7 - внутренняя обойма муфты свободного хода; 8 - передвижная шес­терня; 9 - фланец карданного вала; 10 — вал; 11 — корпус; 12 - вилка; 13 –пружина

 

Раздаточная коробка уни­версально-пропашного трактора для привода заднего ведущего моста закреплена сбоку коробки передач. С помощью нее перед­ний мост включается автомати­чески при буксовании задних колес. Раздаточная коробка представляет собой одноступен­чатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода. В кор­пусе раздаточной коробки на двух шариковых подшипниках вращается вал 10 (рис. 60). На шлицах вала установлены внут­ренняя обойма 7 муфты свободного хода, подвижная шестерня 8 блокировки и фланец 9 карданного вала.

Шестерня раздаточной коробки, изготовленная заодно с наружной обоймой 5 муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом, че­рез промежуточную шестерню 4 находится в постоянном зацеплении с шестерней 3 коробки передач. Наружная обойма муфты свободного хо­да поворачивается относительно внутренней обоймы на шариковых подшипниках. В профилированных пазах наружной обоймы располо­жены заклинивающие цилиндрические ролики 6. Частота вращения шестерни с наружной обоймой 5 всегда пропорциональна частоте вра­щения задних колес, а внутренней обоймы 7, соединяемой с валом 10 -частоте вращения передних ведущих колес. Передаточные числа перед­них и задних мостов подобраны так, что при отсутствии буксования внутренняя обойма вращается примерно в 1,06 раза быстрее, чем на­ружная обойма, получающая вращение от коробки передач. Поэтому в хороших дорожных условиях передние колеса работают в ведомом ре­жиме. Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота враще­ния передних колес и привода переднего моста замедляется, соответст­венно и уменьшается и частота вращения ведомой обоймы. При равной частоте вращения наружной и внутренней обойм ролики 6 заклинивают­ся и весь механизм начинает вращаться как одно целое, передавая кру­тящий момент от коробки передач передним ведущим колесам, когда буксование задних колес заканчивается, передний мост вновь автоматически отключается. При заднем ходе, а также при трогании трактора с места, когда необходимо преодолеть большое тяговое сопротивление, или при переезде через дорожные препятствия можно принудительно включить передний ведущих мост, введя передвижную шестерню блокировки в зацепление с зубчатым венцом наружной обоймы рукояткой 2. Если освободить тягу из стойки 1, то блокировка прекращается, так как пружина 13 возвращает тягу и передвижную шестерню в исходное по­ложение. Детали раздаточной коробки смазывается маслом, находящимся в корпусе коробки передач.

Ходоуменъшитель 15 (рис. 61) смонтирован в отдельном корпусе и может быть установлен на место левой крышки коробки передач. Он представляет собой планетарный редуктор.

Ходоуменьшителем пользуются только для понижения I и II пере­дач передних и задних ходов. Поэтому для привода ходоуменыпителя используют вал 11 заднего хода. При включении ходоуменыпителя шестерню 9 перемещают назад. В этом случае она - ведущая шестерня ходоуменьшителя, а шестерня 10 - ведомая. Во избежание несчастных случаев необходимо помнить, что при работе с ходоуменьшителем при включении передач переднего хода трактор движется назад, а при включении заднего хода - вперед.

Рис. 61. Схема коробки передач трактора:

а - основные передачи; б - ходоуменьшитель; в - включение бокового ВОМ; 1 - ведущая шестерня понижающего редуктора; 2 - вал сцепления; 3 – зубчатая муфта; 4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - первичный вал; 6 - передвижная шестерня (каретка) первичного вала; 7 - шестерня вторичного вала- 8 - промежуточный вал; 9 - ведущая передвижная шестерня ходоуменьшителя с продольным расположением валов (МТЗ-80); 10 - ведомая шестерня I и II передач переднего и заднего хода; 11 - вал 1 передачи заднего хода; 12 - ведущая передвижная шестерня 1 передачи и заднего хода; 13 - промежу­точная шестерня заднего хода; 14 - блок промежуточных шестерен понижаю­щего редуктора; 15 - шестерни ходоуменьшителя; 16 - боковой ВОМ; 17 - шестерня привода ВОМ.

При необходимости вместо ходоуменьшителя с левой стороны коробки передач устанавливают привод бокового вала 16 отбора мощности. На пропашных тракторах с передними ведущими колесами на место правой крышки коробки передач устанавливают раздаточную коробку. Ведущей шестерней раздаточной коробки служит шестерня 7. На некоторых тракторах ходоуменьшитель собирают в отдельном корпусе, который прикрепляют к передней стенке коробки передач.

Ходоуменьшитель включают только на основных пониженных пе­редачах специально для низких скоростей, а не для получения больших тяговых усилий, так как это может вызвать поломку механизмов транс­миссии трактора.

Контрольные вопросы

1. Какие виды главных передач Вы знаете?

2. Для чего служит дифференциал?

3. Как используют конечные передачи для изменения габаритов универсально-пропашного трактора?

4. Для чего необходима раздаточная коробка?

5. Покажите на рис. 61 как включается ходоуменьшитель.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.)