Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Униальная политика римских пап. Лионская, Ферраро-Флорентийская, Брестская унии. Баламандские соглашения. Орден «Общества Иисуса».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лионская Уния Когда крестоносцы разграбили КП, они там и остались, и была образована т.н. Латинская империя, т.е. КП и прилегающие земли перешли под власть крестоносцев, т.е. католиков, и в церковном плане эти земли перешли в юрисдикцию папы Римского. Эта латинская империя существовала до 1261 года, когда она пала. Это не значит, что Латинская империя утвердилась, и Византия вообще перестала существовать, европейская часть нынешней Турции и ещё некоторые части контролировали крестоносцы, а резиденция византийских императоров была перенесена в Никею, где они и продолжали действовать, и в конце концов собирали силы по всей азиатской части Византии, и в 1261 году они вытеснили из КП. Интересно, что сделали они это не только своей собственной мощью, но и привлекли сюда войска генуэзцев. Это говорит в пользу того, что раскол между Церквами не был ещё таким сильным, потому что генуэзцы - это католики, и они помогли православным вытеснить других католиков. Почему вмешались генуэзцы? Когда так трагически закончился 4-й крестовый поход, свои начали уничтожать своих - здесь были заинтересованы венецианцы. Венеция находится на северо-востоке Италии, а Генуя - на северо-западе Италии. Генуя и Венеция - города-республики, морские державы, у каждой из них был сильный флот, и каждая стремилась контролировать Средиземное море и торговые пути, у них была большая конкуренция, и каждая из городов-республик старалась проникнуть в Черное море и на берегах Черного моря устроить свои колонии, торговлю. Венецианцы, натравив крестоносцев на Византию, содействовали тому, что КП пал, и венецианцы могли беспрепятственно проникать в КП. Кто контролирует Босфор, тот контролирует вход в Черное море. Там настолько узкий пролив, что в некоторых местах он настолько же узкий, как река Нева, с обеих сторон крутые берега, и там издавна стояли 2 крепости, их стены сохранились очень хорошо сейчас. Любой корабль, который идет по Босфору, не может миновать этих крепостей, если это свой - его пропускают, а если чужой - в упор расстреливают, и ничего сделать невозможно. Поэтому кто имеет хорошее отношение с властями КП-ля, тот владеет ключом к Черному морю. Венецианцы закрепились там и с 1204 по 1261 год пользовались правом прохода через Босфор. Генуэсцы не могли это делать, потому что их корабли там потопили бы. Они стремились в Черное море, поэтому они вступили в союз с греками-византийцами и помогли им в борьбе против Латинской империи, так что вероисповедный момент здесь отошел на второй план - главное - проливы и черноморские колонии. С этого времени уже генуэзцы пользовались режимом наибольшего благоприятствования, поскольку впоследствии византийские греческие власти, снова воцарившись в КП, беспрепятственно их пропускали в Черное море в знак благодарности за помощь. В КП у них были свои храмы, торговые подворья, даже сохранилась "Генуэзская башня" в европейской части Стамбула. В Феодосии есть остатки Генуэзской крепости, в г. Судак великолепно сохранилась огромная крепость - лучше, чем в любой европейской стране, там сохранились гербы, генуэзские надписи. Никейский император этого периода Михаил VIII Палеолог отнял у латинян КП и восстановил Византийскую империю. Но его положение было очень непрочным, потому что низвергнутый латинский король, который бежал и КП (Бодуэн II - Болдуин II в нашем произношении), отправился к папе Римскому и просил у него помощи, чтобы вернуть свой престол. Тогдашний папа Урбан IV был с Бодуэном собратом по несчастью: Бодуэн потерял светскую власть в Латинской империи, а папа потерял церковную власть, потому что снова все храмы перешли в юрисдикцию КП-й Церкви, поэтому Урбан IV, прежде всего, отлучил генуэзцев от Церкви за союз с Никейским императором Михаилом VIII Палеологом. 1. Европейские государства начали формировать силы, чтобы всем вместе начать поход за восстановление латинской империи, папа начал писать воззвания к королям и другим сильным мира сего. Это была первая внешняя угроза - общеевропейский крестовый поход против Михаила VIII. 2. Вторая опасность. Владения Никейского императора хотя и были восстановлены, но он чувствовал себя неуверенно, потому что подняли восстание болгары (Болгария тогда была под властью Византии). 3. Третья опасность. Михаил VIII вступил на престол незаконно - не было династического наследования от отца к сыну, а принцип: кто смел, тот и сел. Михаил VIII отстранил малолетнего царевича Иоанна Феодоровича, сына почившего императора Феодора II. У нас после Петра тоже был нарушен этот принцип, и это периодически приводило к тому, что у нас воцарялись императоры в результате переворота (Екатерина II, Анна Иоанновна). Также интересно, что нам не везет на немецких невест. Многие из них были из Дармштадта. Павел I взял невесту из Дармштадта, и был впоследствии убит. У Александра II жена тоже была из Дармштадта, его убили народовольцы. У Николая II жена тоже была жена Алиса из Дармштадта, и тоже знаете, чем кончилось дело. Итак, 3 проблемы было у Михаила VIII, и ему надо было разрешить главную проблему, а 2 другие разрешились бы гораздо легче. Он решил, что надо ликвидировать угрозу с Запада, тем более, что, когда он взошел на престол как узурпатор - ослепил и отстранил малолетнего царевича Иоанна, это злодеяние восстановило против него тогдашнего КП патриарха Арсения и бо,льшую часть народа. Тогда в Византии был принцип цезарепапизма - т.е. император диктовал свою волю Церкви, которая была в большой зависимости от императорской власти. Император низложил патриарха Арсения и поставил патриарха Германа. Казалось бы, Герман должен был быть благодарным Михаилу VIII, но он тоже принял сторону народа. Тогда и Германа тоже пришлось низложить и отправить в ссылку. Тогда Михаил VIII поставил в патриархи своего духовника Иосифа. Это был явный ставленник императора, народ его не признавал патриархом, и все требовали, чтобы был из ссылки возвращен Арсений. Так что был ещё и церковный бунт против императора. Палеолог решил, что надо устранить угрозу с Запада, а остальные внутренние дела можно постепенно решить безопасно для своего положения. Сразу после того, как КП был взят, Михаил VIII повел переговоры с папой Урбаном IV о том, чтобы заключить вероисповедный союз (унию). Логика следующая. Если будет уния, тогда Церкви будут едины при главенстве папы Римского, и тогда не надо будет папе Римскому сожалеть об утрате КП юрисдикции, потому что всё равно это формально будет его областью. Урбан IV вскоре скончался, и дальнейшие переговоры велись с Климентом IV. Именно к нему Михаил VIII послал несколько посольств. Эти посольства предлагали соединение Церквей. Климент IV и следующие папы отклоняли эти предложения, потому что слишком свежа была обида, которую ему нанесли, и они считали, что они не будут вести переговоры с Михаилом VIII. Только лишь когда в 1271 году на папский престол вступил Григорий Х, тогда переговоры сдвинулись. Папа Григорий Х был сторонником соединения Церквей с тем, чтобы КП Церковь перешла под власть Римской Церкви, и переговоры пошли успешно. Передвижения посольств были долгими из-за больших расстояний, и переговоры длились несколько лет. Папа Григорий Х пригласил делегацию от КП Церкви на Лионский Собор, который предполагалось созвать в 1274 году. Лион находится на территории нынешней Франции примерно в её географическом центре. Там предполагалось решить вопрос о соединении Церквей. Со своей стороны папа выдвинул условие, чтобы греки приняли Символ веры с прибавлением Filioque, чтобы они признали главенство папы. Когда эти условия стали известны в КП, то греческое духовенство выступило против этого. Самое интересное, что и п. Иосиф выступил против унии, хотя п. Иосиф - бывший духовник Михаила VIII - на 100% был обязан императору своим возвышением и должен был бы действовать по его указке. Михаил VIII действовал чисто по политическим соображениям, он не принимал в расчет богословские тонкости, и поэтому он настаивал на том, чтобы уния была заключена. Он говорил, что придется признать Filioque, но реально на богослужении можно будет читать Символ веры без Filioque; признать папу Римского и поминать его за богослужением тоже не предосудительно, потому что в древности, когда Церкви были едины, то папу поминали восточные патриархи, папа поминал их, и здесь не должно быть проблем. Поскольку папа считался первым, то в случае церковных споров в той же Византии спорящие стороны должны были обращаться именно к папе за разрешением вопросов, т.е. папа тогда бы имел право апелляции. Ещё на Сардикийском Соборе 343 года это право апелляции папе было усвоено, но мы отметили, что это было лишь конкретному папе и по конкретному вопросу, тем не менее, папы всё это распространяли и на последующие десятилетия и столетия. В ответ на это, убеждая противников унии в необходимости её принятия Михаил VIII говорил: формально признаем право апелляции, а если будут проблемы и споры, то на деле никто не поедет в Рим, а всё будет решаться в своем кругу, тем более, что цезарепапизм предлагал, что все споры будут решать императоры. Михаил VIII считал, что уния будет иметь чисто политический характер. Время близилось к открытию Лионского Собора, и надо было всех противников унии нейтрализовать, поэтому Михаил VIII предложил патриарху Иосифу на время удалиться в монастырь - он не стал низлагать, а предложил удалиться, чтобы "под ногами не путался". Условия были при этом: если уния не состоится, и посланцы вернутся обратно ни с чем, что было маловероятно, то патриарх Иосиф снова вернется на свою кафедру, а если уния будет заключена, то он либо откажется от патриаршества, либо смирится с унией. Иосифу пришлось удалиться в монастырь, и т.о. путь в Лион был расчищен. Всегда бывают какие-то люди, которые пользуются такой ситуацией, и были епископы, которые высказались за унию, и они составили делегацию. Интересно, что возник "промежуточный" патриарх Герман. Поехали в Лион. Путь был долгим, Собор уже начал свою работу, они всё ещё добирались до Лиона. Специально этот вопрос не обсуждался в Лионе без участия делегации из КП. Когда они прибыли в Лион, на 4-м заседании Собора был поднят вопрос унии. Обе стороны уже заранее настроились на то, что надо принимать унию, и любые богословские споры поднимать не надо. Они понимали, что, если они начнут поднимать какой-нибудь богословский вопрос, сразу выявятся противоположные мнения, и дело унии сорвется. Папа заявил Собору, что греки добровольно хотят войти в повиновение Римской Церкви, были зачитаны письма-обращения Михаила VIII Палеолога к участникам Собора, потом была зачитана грамота греческого духовенства, в которой выражалось подчинение папе Римскому. Эта грамота была представлена, как мнение всего греческого духовенства, но мы знаем, что это было лишь ограниченное число сторонников унии. Единственное, что там император ещё просил - оставить грекам Символ веры без Filioque - т.е. принимаем унию, правомерность Filioque признаём, но в практике надо оставить Символ веры грекам без Filioque. Получается некоторая двойственность. Можно привести пример с обратным знаком. В конце прошлого века старокатолики тяготели к Православной Церкви, а у старокатоликов был Символ веры с Filioque, и проф. Болотову было поручено рассмотреть вопрос о Filioque. Поскольку желания принять старокатоликов в Православие были слишком сильны, то как быть с вопросом о Filioque? Болотов составил тезисы о Filioque и высказал мнение, что Filioque - это не догмат, а некий теологумен - что-то близкое к частному богословскому мнению, и это настолько незначительно, что старокатоликам можно это оставить и их присоединять. Такого рода двойственность была и в более близкое к нам время. В последствии посмертно (после 1900) правота Болотова была подтверждена тем, что старокатолики в начал 1930-х годов провели в Бонне собственную конференцию и без давления со стороны православных сами убрали Filioque из Символа веры. Т.е. не надо было давить на них сразу, они и сами к этому пришли. В Лионе "с точностью да наоборот" греки просили оставить им Символ веры без Filioque. Это всё было принято участниками Лионского собора во главе с папой, торжественно зачитали текст унии, т.е. вероисповедного единства, и все пропели гимн Амвросия Медиоланского "Te Deum laudeamus" (Тебе, Бога, хвалим...), и Символ веры был прочитан с Filioque, поскольку большинство участников Собора были католиками. Михаил VIII был доволен делом, папа сразу объявил, что вся военная коалиция, которая всё ещё формировалась для похода против Михаила VIII, должна быть распущена (зачем выступать против своих собратьев по вере?), и главная угроза была упразднена, Михаил VIII мог больше уделять внимания своим проблемам. "Замирили" болгар (по-современному - "сделали зачистку") - термин войны на Кавказе времен Лионской унии. Подводя итоги, можно сказать, что реально народ в КП унию не принял, и, когда папы Римские, сменяя один другого, требовали, чтобы эта уния была принята, то их всё время заверяли, что она принята, давали им подложные грамоты, которые якобы свидетельствовали о том, что уния была принята, но это всё не удовлетворяло римских пап, и Мартин IV, который в 1281 году вступил на папский престол, понял, что его предшественников вводили в заблуждение, и отлучил Михаила VIII от Церкви. Таким образом, отношения были снова разорваны, а когда Михаил VIII в 1282 году скончался, то и Лионская уния потеряла свое значение. В 1283 году в КП был созван Собор, на котором было осуждено учение о Filioque, и таким образом плоды унии были перечеркнуты, и она была со временем забыта и известна лишь церковным историкам. На деле она кончилась ничем, поскольку с самого начала имела политический характер.
Ферраро-Флорентийский собор и Флорентийская уния Заседания собора в Ферраре начались 10 января 1438 года. В начале марта-феврале прибыли патриарх Константинопольский Иосиф II, Византийский император Иоанн VIII Палеолог с сыном Димитрием, представители восточных патриархов, некоторые из которых специально для этого рукоположены во епископы, чтобы выступать на соборе (Марк Ефесский, например). Первые трудности на соборе были вызваны соблюдением протокола. Во-первых, патриарх и все восточное духовенство отказались целовать туфлю папы. Тогда было решено, что патриарх поцелует папу в щеку, епископы в щеку и в руку, а остальные поклонятся. Во-вторых, пришлось уладить правила рассаживания участников собора. Выяснилось, что у католиков и православных по-разному считаются правая и левая стороны храма (у католиков - от алтаря, у православных - от входа). Решили разместить троны папы и Германского императора по правой католической стороне, а троны патриарха и Византийского императора - по правой православной стороне. Трон папы сделали повыше, но он все равно пустовал (папа отсутствовал на соборе). Среди греков наиболее активное участие в работе собора принимали митр. Исидор Киевский, епископы Марк Ефесский и Виссарион Никейский, с западной стороны - кардинал Цезарини и еп. Торквемада (брат извес тного испанского инквизитора). Переговолы велись через переводчика. Первое торжественное заседание прошло 1 апреля под председательством папы. Затем заседания отложились до осени, так как греки требовали присутствия западных монархов (никого из них не было на первом заседании). Во время этого перерыва император Иоанн VIII Палеолог находился недалеко от Феррары. Рабочие заседания возобновились в октябре. Первым встал вопрос о допустимости внесения добавки "Филиокве" в Символ веры. Латинские богословы возражали, именуя эту добавку лишь необходимым пояснением, развив учение об имманентном (внутреннем) содержании "Филиокве" в первоначальном Символе веры. Но даже сторонник унии Виссарион с этим не согласился. В начале 1439 г. собор переехал во Флоренцию по причине эпидемии чумы в Ферраре. Здесь продолжились обсуждения вопроса об исхождении Святого Духа. Произошло некоторое сближение во мнениях. Католики заявили, что Римская церковь знает лишь одну причину исхождения Святого Духа, а Сын получает от Отца бытие и власть изводить Святого Духа. И Он изводит Святого Духа не от Себя, а от Того, от Кого и Сам получает бытие. Папа Евгений IV не был этим удовлетворен, ибо первая фраза близка к восточному пониманию исхождения Святого Духа. 4 июня 1439 г. стороны подписали формулу, в которой просто одобрялась западная добавка к Символу веры, и утверждалось исхождение Святого Духа и от Отца, и от Сына как из единого Начала и Причины. 10 июня умер патриарх Иосиф II, и после его смерти в латинском духе были быстро решены и другие вопросы: о власти папы, о чистилище и др. 5 июля представители Константинопольской церкви, среди которых были Исидор Киевский и Авраамий Суздальский, подписали акт унии. Подписал его и представитель Молдавской церкви. Всего с восточной стороны было 33 подписи (с западной - меньше). Отказался подписывать лишь один Марк Ефесский. Представители других церквей (Грузинской, Абхазской и др.), не подписавшие унию, просто сбежали с собора. В августе греки покинули Флоренцию. Евгений IV, видя, что Марк Ефесский не подписал унию, понял, что эта уния не даст эффекта. Дальнейшие заседания Флорентийского собора были посвящены борьбе с базельской схизмой. Базельский собор был осужден. В 1439 г. были провозглашены новые кардиналы: Виссарион Никейский и Исидор Киевский. Папа Евгений IV выполнил свое обещание и организовал крестовый поход против турок. Но войска были разбиты под Никеей в 1448 г., а Константинополь взят турками, и проблема унии для Востока потеряла смысл.
Брестская уния. В 1596 году была заключена Брестская уния, и часть православных, живших в Польско-Литовском государстве, были вынуждены признать главенство папы Римского при условии сохранения своих обрядов. Был выбор: либо такой вариант, либо полностью уйти в подполье и стать вне закона. Часть православных решили заключить вероисповедный союз с протестантами на параллельном протестантско-православном соборе в Бресте. Было около 300 участников, были представители древних патриархатов. Униатский собор известен широко, а о православно-протестантском соборе пишут меньше. Брестская уния активно распространялась по тем землям, где жили православные, и началась миссионерская деятельность среди православных, их начали обращать в унию. Православные сопротивлялись введению унии, но она вводилась насильно. Когда унии такого рода ликвидировались (в XIX веке, когда Россия вернула часть этих земель), это тоже делалось насильно, и отношения между католиками и православными очень напряженные в тех местах, где есть униаты. На Брестском соборе 1596 года активное влияние имели иезуиты. Когда уния была заключена, то папа Климент VIII приказал выбить медаль, на которой он восседает на троне перед склонившимися русскими, и латинская надпись медали гласит: "На принятие русских". Но унию пришлось вводить силой. Одним из активных миссионеров был полоцкий униатский архиепископ Иосафат (Кунцевич), который действовал силой. В 1623 году, когда он находился в Витебске, он был убит, и его труб бросили в прорубь. Потом была скорая расправа, около 100 жителей во главе с городскими властями было казнено. Католическая Церковь объявила Иосафата (Кунцевича) блаженным (первая степень лика святых) в 1624 году - на следующий год после его смерти. В этом ранге он пребывал до 1867 года. Когда отношения между Россией и Польшей (автоматически Россией и Ватиканом) ухудшились, то в 1867 году Католическая Церковь возвела Иосафата (Кунцевича) в ранг святого. С Ватиканом были отношения регулярные, наш представитель находился при папе, папский нунций постоянно находился в России, но отношения иногда осложнялись из-за восстаний, которые происходили в Польше - католики поднимали восстание, православная Россия их подавляла, поляки отправлялись в ссылку в Сибирь, папа Римский за них заступался, отсюда осложнения. Иосафат (Кунцевич) тоже стал политической картой, и её разыграли в 1867 году. Его останки хранятся в соборе святого апостола Петра в Риме. В 1962-65 году был II Ватиканский Собор, на нем были представители РПЦ. Было несколько сессий, и один из представителей всё время менялся, а протопресвитер Виталий Боровой, представители МДА и СПбДА были во время всех этих сессий. Виталий Боровой, как старожил, неофициально говорил нашим представителям: старайтесь не особенно близко приближаться к гробнице Иосафата (Кунцевича), чтобы вас там не сфотографировали: вы наклонитесь ради любопытства, а вас сфотографируют и скажут, что православный человек поклоняется мощам униатского епископа. До сих пор Иоасафат (Кунцевич) считается униатским миссионером, и день его памяти празднуется также, как день памяти Игнатия Лойолы. Гонения на Православную Церковь в Польше вызывали озабоченность со стороны православных властей. Петр I не раз писал польскому правительству, чтобы оно прекратило преследовать православных. Но польское правительство предпочитало отмалчиваться, и тогда в 1722 году Петр I послал такой протест прямо на имя папы Римского. В 1946 году после 2-й мировой войны Брестская уния была ликвидирована, и это было сделано по прямому повелению Сталина. Для политика безразлично, на территории будут баптисты, адвентисты, либо старообрядцы, католики, главное, чтобы они ориентировались на Москву, а здесь получалось, что униаты, жившие на Волыни, считали своим духовным центром Рим, а не Москву, и с чисто политической точки зрения их надо было переориентировать. Уния была ликвидирована, и униатские храмы передавались в ведение МП. Наши представители не отказывались от этих храмов, но тогда закладывалась мина замедленного действия в отношения православных и униатов на Западной Украине. Униаты никуда не делись, просто ушли в подполье, собирались в лесах для молитвы. Как только появилась возможность в конце 80-х годов, они сразу начали захватывать храмы, которые им когда-то принадлежали. Можно было бы начать с ними переговоры по церковной линии и занять позицию: и вы, и мы страдали от сталинского режима, забудем прошлое и будем налаживать отношения. В Польше тоже есть униаты, и отношения довольно хорошие, потому что там всё сделали по-человечески. Если большинство в селе униатов, то им принадлежит храм, а православные могут построить свой маленький храм, причем, сбрасывается на постройку всё село. Если где-то в меньшинстве униаты, делается наоборот. А в некоторых местах в православном храме есть униатский предел, и в какое-то время дня униаты могут служить в своем пределе. У нас такое немыслимо. Когда уния была ликвидирована, участником Собора во Львове был бывший униатский священник Гавриил Костельник, который в силу ряда причин решил порвать с унией и возглавил движение за Православие в западных землях. Там присутствовал и писатель-атеист Ярослав Гола,н, который выступал против Ватикана со своих коммунистических позиций. Кончилось тем, что убили и Галана, и Гавриила Костельника - такая напряженность была в то время.
Орден Иисуса (Иезуиты). Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная борьба католиков с протестантами. Во Франции, например, шла борьба с гугенотами (кальвинистами), апогеем которой явилась Варфоломеевская ночь 1572 г., когда при короле Карле IX за одну ночь было убито около 30 000 человек во Франции. Сам Карл IX стрелял из окна в гугенотов, тогда как католики носили опознавательные кресты. Последствия этой трагедии вылились в 30-летнюю войну 1618-1648 гг., в которой принимала участие почти вся Европа, разделившаяся на католиков и протестантов. На этот тяжелый период приходится организация конгрегации инквизиции (1542 г.) и конгрегации индекса (1571 г.). Тем не менее, реформация отторгла от католического мира ряд стран. Эти потери и стремились компенсировать иезуиты усилением миссионерской деятельности в Азии, Африке, Южной Америке. В 1596 г. при содействии иезуитов была заключена Брест-Литовская уния. Велась борьба с реформистскими течениями и в самой РКЦ. Наибольшую заботу доставляли два течения. Первое - галликанство - за автономию и внутреннюю независимость Французской церкви от Рима, поддерживаемое Французским королем. В 1682 г. была провозглашена независимость Французской церкви от папы и подчинение ее королю (при Людовике XIV). Но в результате энергичных протестов папы и ряда его уступок через 10 лет король отказался от декларации (Людовик много воевал, нужны были средства, и папа отдал ему налоги курии из Франции). Другое течение - янсенизм - богословское течение, получившее название от имени голландского епископа Янсения (конец XVI - начало XVII вв.). Главное сочинения Янсения "Августин" было опубликовано после его смерти. В нем Янсений до крайности развивал сотериологию Бладенного Августина, почти до безусловного предопределения минимизировал значимость человеческих усилий. Его книга попала в число запрещенных в 1643 г., но сторонники течения в Голландии и Франции в начале XVIII в. отделились от РКЦ (в Голландии), образовав Утрехтскую церковь, которая существует и по ныне (от них старокатолики взяли иерархию).
Билет 15 Общая характеристика современного состояния Римо-католической Церкви. II Ватиканский собор. Устройство РКЦ: папство, кардиналы, епископы, пресвитеры, диаконы, монашество, миряне, учреждения. Римо-католическая Церковь в России. Богослужение в Западной Церкви и богослужебный календарь. По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) - это около 15% населения Земли. Из них: — католических епископов 3500 чел. (с униатами); — пресвитеров около 400 000 чел.; — членов различных монашеских организаций, "религиозов" около 2 млн. чел.; — кардиналов около 250 чел. В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.). На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм - наиболее растущая конфессия (в 1945 г. - 15% населения католики, в 1987 г. - 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ - католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притязаниям. На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики. В Индии около 7 млн. жителей католики. В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае). Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии - 1 млн., также много католиков на Шри Ланке. В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел.
ПАПА - ГЛАВА СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. В РКЦ папа - последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса "верховная кафедра никем не может быть судима". Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra). Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же. Папе усваивается право церковного учительства (ma- gisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения.
Избрание папы. В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые - в IX в.). Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа - в XIV веке. Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становатся носителем папской власти, а интронизация - лишь обряд. В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: "если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия". В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день. Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето). Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу - народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу). Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остется лишь окно для передачи питания. Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов - Григорий XVI (1831 г.). Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава. Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было). Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы). После избрания следует адорация - поклонение кардиналов папе. Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы. Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы. Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей - символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами "так проходит мирская слава". В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы. В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения).
Папские мессы и папские храмы. Папский цвет - красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор - палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы - жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год). На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом. Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке - под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест. Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими: — Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла; — Ватиканский храм Св. Апостола Петра; — Базилика Св. Марии Большей; — Базилика Св. Апостола Павла вне стен; — Базилика Св. Лаврентия вне стен. В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций. Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) - дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке. Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан - часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом.
ГЛАВА 2. КАРДИНАЛЫ. Кардинал - высшая после папы ступень иерархии в РКЦ. Слово "cardinalos" означает "главный, основной". В древней церкви на Западе кардиналами назывались клирики всякого кафедрального храма. Со временем название кардинала закрепилось исключительно за римскими клириками Латеранского храма. И до VIII в. кардиналами могли быть иподиаконы, диаконы, пресвитеры, но не епископы, так как в Риме один епископ. В VIII веке в состав Рима были включены 7 ближайших к городу епархий. И 7 епископов этих епархий включились в состав кардиналов. Они по очереди служили в Латеранской базилике во время отсутствия папы. Дальнейшие изменения в составе кардиналов связаны с возвышением Римской кафедры и характерихуются возвышением самой кардинальской коллегии прежде всего в иерархическом плане: в ней появляется все больше епископов. Эта постепенная епископизация коллегии кардиналов своеобразно сочетается с привязанностью к традициям прошлого. Так, в ранг кардиналов-епископов включались только 7 пригородных епископов. А остальные кардиналы, хотя и имели бы епископский сан, причислялись номинально к рангу пресвитеров или диаконов (то есть, они входят в состав коллегии кардиналов не как епископы, а как пресвитеры церкви Рима, к которой они формально причисляются, и, если служат в Ри
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.019 с.) |