Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение предмета науки «Сравнительного богословия», характер, цели и задачи. Вопрос о границах Церкви. Практика чиноприемов. Статистика вероисповеданий.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сравнительное богословие Литература: Сравнительное богословие
Католичество: 1. Огицкий Д.П., Козлов М., священник. Православие и Западное христианство. М., 1996; 2. Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Джорданвилль, 1972; 3. Св. Филарет (Дроздов), митрополит. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Кафолической Церкви. М., 1843; 4. Сергий (Страгородскии), патр. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам // ЖМП. 1994, №5 5. Сергий (Страгородскии), патр. Значение апостольского преемства в инославии // ЖМП. 1994, № 5; 6. Сергий (Страгородскии), патр. Есть ли у Христа наместник в Церкви // ЖМП. 1994, № 5; 7. Сергий (Страгородскии), патр. Православное учение о спасении. М., 1991; 8. Арсеньев Н. Православие и Западное христианство. Варшава, 1929. Т. 1; 9. Илларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. М., 1991; 10. Хомяков А.С. Сущность Западного Христианства. Монреаль, 1974; 11. Цыпин В., прот. К вопросу о границах Церкви // МДА – 300 лет. М., 1986. С. 193-225; 12. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 1991; 13. Лосский В. Исхождение Святаго Духа в православном учении о Троице // ЖМП. 1973, № 9.
Протестантизм: 1. Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории // Собрание сочинений. М., 1994; 2. Магрет А. Богословская мысль реформации. Одесса, 1994; 3. Сергиенко А. Старокатоличество // ЖМП. 1970, № 8; 4. Старокатоличество и Православие // ЖМП. 1962, № 2.
Билет 1 Билет 2 Билет 3 Билет 4 Билет 5 Билет 6 Римо-католическая триадология в учении об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («Филиокве»). Значение православного понимания догматов в отношении к предметам веры и делу молитвы. Догматическая сущность учения о «филиокве». Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное положение, отделяющее католицизм от Православия. В отличие от исповедуемого православными Символа веры, провозглашающего исхождение Св. Духа только «от Отца» (верую... «в Духа Святого... от Отца исходящего»), у католиков в текст восьмого члена добавлено «и Сына», что вносит в Символ искажение, имеющее глубинный догматический смысл. По-латыни слова «и Сына» звучат как «filioque» («филиокве»). Этот термин получил широкое распространение для обозначения учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына.
Догматическая сущность учения о «филиокве» Символ веры как краткое исповедание того, во что верит Церковь, занимал в жизни Христовой Церкви и продолжает занимать поныне исключительно важное значение. Исторически Символ веры возник из подготовления оглашенных, то есть новообращенных, готовящихся ко вступлению в Церковь, к таинству Крещения. Каждый крещаемый должен был прочесть его и тем самым выразить свою веру. Члены, то есть составляющие части Символа, имели двоякое значение: с одной стороны, указывали истину Откровения, которую верующие должны были принимать за догмат веры, а с другой — предохраняли их от какой-либо ереси, против которой были направлены. Слово «символ» греческое, в переводе оно означает то, что соединяет, собирает, держит вместе. Символ веры именно «содержит» все те истины, которые, как знает и верит Церковь, необходимы для человека, для полноты его жизни во Христе, для спасения от греха и духовной гибели. В первые три века у каждой значительной Поместной Церкви Иерусалимской, Александрийской, Кесарийской, Антиохийской, Римской, Аквилейской был свой крещальный Символ веры. Будучи сходны между собой по духу как выражение единой и неразделимой веры, они разнились по букве, имея почти каждый особенности, связанные с опровержением тех или иных заблуждений, бытовавших в тех местах, где тот или иной символ употреблялся. Из числа этих Символов наиболее известен и авторитетен поныне Символ святителя св. Григория Чудотворца, ученого епископа III столетия, излагающий учение о личных свойствах совершенном равенстве всех Лиц Пресвятой Троицы. В начале IV в., когда получила широкое распространение арианская ересь, подрывавшая самые основы христианского вероучения через признание Сына Божия только творением, и когда еретики начали издавать собственные символы по образцу православных, возникла общецерковная необходимость составить единое вероопределение. Эта задача была выполнена на I Вселенском Соборе (325) в Никее, который издал свой орос — свое» послание догматического характера. В этот орос, составленный на основе древних крещальных символов Кесарийской или Иерусалимской Церкви, была внесена формулировка о единосущии Сына с Отцом. Вот его текст: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, - несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Символ веры, которым Православная Церковь пользуется по сегодняшний день, первоначально был одним из выражений этой «Никейской веры» (специфической особенностью этого изложения Никейской веры было детально разработанное исповедание Божественности Христа), составленный после 370 г. из крещальных антиохио-иерусалимских Символов. Затем литургический Символ был уточнен и принят отцами II Вселенского Собора (381) в Константинополе (Царьграде). Таким образом, за ним утвердилось название Никео-Цареградского (или Никео-Константинопольского) Символа веры. Впоследствии этот Символ веры распространился по всем Церквам Востока и Запада. Наконец III Вселенский Собор (431) постановил своим 7-м правилом, чтобы этот Символ оставался навеки неприкосновенным: «Не позволять никому ни произносить, ни писать, ни сочинять иную веру...» Существенно отметить, что в порядке молчаливой практики Никео-Цареградский символ принимается и в удалившихся, и в оторвавшихся от Вселенской Церкви — Церквах монофизитских и несторианских. На протяжении более чем полутора тысяч лет никео-цареградское исповедание является поистине Вселенским Символом веры, который поется или читается на каждой литургии, а все более поздние исповедания веры, догматы и символические тексты были призваны толковать его, охранять от заблуждений и по мере необходимости раскрывать его смысл. В наши дни для Православной Церкви Никео-Цареградский Символ веры является и таким, же современным и жизненным, как и в период Вселенских Соборов, обязательным для всех верующих, не могущим быть измененным или дополненным иначе чем гласом всей Полноты церковной, то есть на Вселенском Соборе. Исповедуемое Православной Церковью учение об исхождении Св. Духа от Отца восходит к истине, утверждаемой Священным Писанием. Господь Иисус Христос засвидетельствовал в прощальной беседе с учениками: «Дух Истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26). Именно эта вера в исхождение Св. Духа только от Отца была провозглашена Вселенской Церковью в Никео-Цареградском Символе веры. Несколько расширяя текст Символа согласно учению святых отцов, можно сказать так: Церковь учит, что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее себе) той же сущностью, что и Отец, и Сын, что Он Исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного, и почивает на Сыне, Сыном посылается в мир («Дух Утешитель, его же Аз послю вам от Отца»), чрез Сына преподается нам в Церкви и справедливо именуется как Духом Отца, так и Духом Сына. Принятое Римско-католической Церковью учение о двойном предвечном исхождении Св. Духа и Отца и Сына возникло на западе. Корни этого учения можно найти у блаженного Августина (V в.), который, подчеркивая единство Божественной Сущности, общей всем Лицам Святой Троицы, склонен был умалять значение личного свойства Отца и Тройческое единоначалие, осуществляемое одним Отцом. Термин «филиокве» впервые был внесен в Символ веры в Испании в VI столетии, а к III в. он распространился в державе франков. Окончательное формирование учения о «филиокве» Римско-католическая Церковь завершила в XV столетии, тем не менее, наиболее глубокой среди святых отцов Церкви следует признать оценку догматических основ этого учения, данную патриархом Константино-польским святителем Фотием в его Окружном послании (867). На сформулированных им доводах основана в значительной мере вся последующая критика этого учения. Фотий приводит четыре группы аргументов против «филиокве»: Первую группу он выводит из идеи единоначалия Св. Троицы. «Filioque вводит, — пишет св. Фотий, — в Троицу два начала: для Сына и Духа-Отца, и еще для Духа-Сына. Этим единоначалие Троицы разрешается непосредственно в двубожие, а в дальнейших выводах и в многобожие. Именно, если Отец является причиной Сына, а Сын вместе с Отцом есть причина Духа, то почему и Духу не произвести четвертое Лицо, а этому четвертому — пятое и так вплоть до языческого многобожия», то есть здесь используется сведение к абсурду. «По отношению к Лицу Св. Дух, — пишет Фотий далее, — получается следующий неприемлемый вывод: как возводимый к двум причинам. Дух Святой должен быть сложным» (в противоположность общецерковному учению о простоте Божества — М. К.). Вторая группа доводов вытекает из анализа качественной стороны исхождения Духа Святого от Отца. «Если это исхождение совершенно (а оно совершенно, ибо Бог совершенный от Бога совершенного — М.К.), то схождение от Сына излишне и напрасно, ибо ничего не может привнести в бытие Духа. Исхождение Духа от Сына может быть или тождественным с исхождение ем от Отца, или ему противоположным. Но в первом случае обобщились бы личные свойства, только благодаря которым Троица и познается как Троица, во втором же случае перед нами оживают ереси Манеса и Маркиона. Как известно, Манес – это родоначальник доктрины, называемой манихейством, a Маркион — представитель еретиков-гностиков. Объединяет их обоих дуализм, то есть признание двух начал (светлого и темного), равноправно лежащих в основе бытия мира. Святитель Фотий вспоминает здесь эти ереси потому, что если признать довод, что исхождение от Сына является противоположным исхождению от Отца, то, значит, и свойства его должны быть противоположными. Если исхождение от Отца обладает всей полнотой светлых, божественных совершенств, то исхождение от Сына, как противоположное, должно обладать прямо противоположными характеристиками, то есть в существо Божие вводятся два начала — наряду с началом светлым и начало темное. Вывод явно неприемлемый, принуждающий отбросить и саму посылку — учение о «филиокве». Третья группа возражений построена на том, что «филиокве» нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей и этим ставит Лица (или Ипостаси) в неодинаковую близость друг к другу. Личное свойство Сына — рождение от Отца. Свойство Духа Святого — исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом личных свойств, чем Сын. И, следовательно, будет отстоять от существа Отца далее, чем Сын, что ведет к ереси Македония. Ересь Македония, или духоборчество, заключается в том, что Ипостась Духа Святого ставилась в подчиненное положение по отношению к Ипостаси Отца. Эта ересь была разновидностью, вернее дальнейшей модификацией арианства. Ариане ставили в подчиненное положение Ипостась Сына Божия. Эта ересь была осуждена на I Вселенском Соборе (325), а духоборчество было осуждено на II Вселенском Соборе (381). И Фотий указывает, что доводы филиокве приводят к возрождению этой ереси. Четвертую, последнюю, группу возражений святитель Фотий выводит из противоположения общих и личных свойств Святой Троицы — исхождение Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам. «Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать и Самому Духу, то есть Дух должен исходить и от Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины». Святитель Фотий пишет, что этого не измышляли и языческие мифы, имея в виду, что это очевидное внутреннее противоречие. Далее, если это личное свойство, то какого из Лиц? «Если скажу, что это свойство Отца, то они (латиняне — М.К.) должны отказаться от своего нового учения», так как если это личное свойство Отца, то нужно просто зачеркнуть «филиокве» и принять Символ веры таким, каким он был до этой вставки. «Если это свойство Сына, то почему они не открыли, что не только признают за Сыном изведение Духа, но отнимают таковое у Отца?» Здесь святитель Фотий хочет подчеркнуть, что неприемлемо оперировать внутритроичными свойствами как некими логическими категориями, то есть взять и переносить произвольно, в угоду тому или иному богословскому или околобогословскому мнению, понятия исхождения от одной ипостаси к другой. Он пишет, что если пойти таким путем, то можно утверждать, что не Сын рождается от Отца, но Отец от Сына. Вывод он делает такой: «Но если исхождение Духа не может быть признано ни общим, ни личным свойством, тогда в Троице и вовсе нет исхождения Святого Духа». Вот эти аргументы, приведенные святителем Фотием, конечно же, в целом нелегки для восприятия. Но важно вникнуть в них и воспринять их со всей серьезностью. Именно потому, что догматическое переживание Православной веры должно быть основой благочестия и аскетики, в полемике с западными исповеданиями не следует опираться на факты исторической несправедливости, привнесенные католиками или протестантами по отношению к православным, или, например, личной нечистоты представителей западных исповеданий, в частности римских пап. Нужно исходить из догматической неправоты, коренящейся в инославии. А аргументы, приводимые святителем Фотием, как раз и свидетельствуют о его очень глубоком догматическом осознании губительных последствий «филиокве». В последующие за пресловутым делом Фотия годы учение о «филиокве» неоднократно было предметом споров между католическими и православными богословами. В годы, последовавшие за униатским II Лионским Собором (1274), святоотеческие тексты искажающе истолковывались латинофилами. Константинопольский патриарх Григорий II Кипрский (1283-1289) хорошо уточнил их значение: «Дух имеет Свое совершенное бытие от Отца, Который есть единственная причина, из которой Он исходит вместе с Сыном Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно чрез Сына, чрез Него и при Нем воссиявая, так же, как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него и при нем и даже от него... Ясно, что когда некоторые говорят, что Дух Святой исходит от обоих, то есть от Отца и Сына, или от Отца через Сына, или же что Он является, или воссиявает, или происходит, или существует из сущности обоих, то все это не значит, что они исповедуют, что бытие Духа Святого происходит от Сына так же, как от Отца... Действительно, ведь и вода, которую черпают из реки, существует из нее; так и свет существует из луча. Но ни тот, ни другая (то есть ни свет, ни вода) не имеют причиной своего бытия эти две вещи (луч или реку). Действительно, вода существует из источника, из которого она изливается, существуя; а свет существует от солнца, откуда он, получая свое сияние, светится вместе с лучом и через него происходит».
Билет 7 Билет 8 Билет 9 Билет 10 Билет 11 Билет 12 Билет 13 Билет 14 Билет 15 Общая характеристика современного состояния Римо-католической Церкви. II Ватиканский собор. Устройство РКЦ: папство, кардиналы, епископы, пресвитеры, диаконы, монашество, миряне, учреждения. Римо-католическая Церковь в России. Богослужение в Западной Церкви и богослужебный календарь. По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) - это около 15% населения Земли. Из них: — католических епископов 3500 чел. (с униатами); — пресвитеров около 400 000 чел.; — членов различных монашеских организаций, "религиозов" около 2 млн. чел.; — кардиналов около 250 чел. В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.). На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм - наиболее растущая конфессия (в 1945 г. - 15% населения католики, в 1987 г. - 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ - католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притязаниям. На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики. В Индии около 7 млн. жителей католики. В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае). Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии - 1 млн., также много католиков на Шри Ланке. В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел.
ПАПА - ГЛАВА СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. В РКЦ папа - последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса "верховная кафедра никем не может быть судима". Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra). Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же. Папе усваивается право церковного учительства (ma- gisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения.
Избрание папы. В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые - в IX в.). Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа - в XIV веке. Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становатся носителем папской власти, а интронизация - лишь обряд. В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: "если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия". В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день. Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето). Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу - народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу). Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остется лишь окно для передачи питания. Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов - Григорий XVI (1831 г.). Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава. Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было). Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы). После избрания следует адорация - поклонение кардиналов папе. Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы. Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы. Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей - символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами "так проходит мирская слава". В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы. В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения).
Папские мессы и папские храмы. Папский цвет - красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор - палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы - жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год). На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом. Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке - под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест. Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими: — Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла; — Ватиканский храм Св. Апостола Петра; — Базилика Св. Марии Большей; — Базилика Св. Апостола Павла вне стен; — Базилика Св. Лаврентия вне стен. В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций. Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) - дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке. Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан - часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом.
ГЛАВА 2. КАРДИНАЛЫ. Кардинал - высшая после папы ступень иерархии в РКЦ. Слово "cardinalos" означает "главный, основной". В древней церкви на Западе кардиналами назывались клирики всякого кафедрального храма. Со временем название кардинала закрепилось исключительно за римскими клириками Латеранского храма. И до VIII в. кардиналами могли быть иподиаконы, диаконы, пресвитеры, но не епископы, так как в Риме один епископ. В VIII веке в состав Рима были включены 7 ближайших к городу епархий. И 7 епископов этих епархий включились в состав кардиналов. Они по очереди служили в Латеранской базилике во время отсутствия папы. Дальнейшие изменения в составе кардиналов связаны с возвышением Римской кафедры и характерихуются возвышением самой кардинальской коллегии прежде всего в иерархическом плане: в ней появляется все больше епископов. Эта постепенная епископизация коллегии кардиналов своеобразно сочетается с привязанностью к традициям прошлого. Так, в ранг кардиналов-епископов включались только 7 пригородных епископов. А остальные кардиналы, хотя и имели бы епископский сан, причислялись номинально к рангу пресвитеров или диаконов (то есть, они входят в состав коллегии кардиналов не как епископы, а как пресвитеры церкви Рима, к которой они формально причисляются, и, если служат в Риме, то служат, как пресвитеры). Этим важно было показать, что папа настолько выше прочих епископов, что в его кафедральном городе и пресвитеры, и диаконы могут иметь епископский сан. В середине XV века за кардиналами утвердилось право участия в соборе с правом решающего голоса, независимо от их сана (например, иподиакон Рима). Если в XII веке кардиналы были поставлены выше архиепископов, то к XV веку они стали выше католических патриархов. Таким образом, близость к Римскому епископу считалась выше степени иерархичности. В этот период (XII - XV вв.) число кардиналов не превышало 30. С XII века изменения в кардинальской коллегии коснулись ее полномочий и, в связи с этим, и ее национального состава. С середины XII века все кардиналы образуют священную коллегию, имеют своего старшину - дуайена (старший кардинал). С 1179 г. кардиналы стали единственными избирателями папы, осуществляя это право на конклаве. По мере того, как Римская кафедра возрастала в своем значении и стала ведать делами всей Западной церкви, кардинальский титул стали получать не только итальянцы, но и представители других региональных церквей, других национальностей и, как правило, лица, занимающие руководящие посты. Номинально они причислялись к какому-либо римскому храму. В XVI веке звание кардинала перестали получать низшие клирики (иподиаконы и ниже). С 60-х годов XX столетия все кардиналы имеют епископский сан. С 1962 г. всем католическим и униатским патриархам было дано достоинство кардиналов. По старшинству они стоят третьими после папы и семи пригородных епископов-кардиналов и не причислены ни к каким храмам Рима. В настоящее время число кардиналов достигает 200. Из них около 30% итальянцев. В 1987 г. трое кардиналов были поляками. Сейчас наблюдается тенденция пап не подчеркивать особой роли Италии в католическом мире. Кроме того, современный папа - первый папа славянского происхождения. Заседание кардинальской коллегии не для избрания папы называется консисторией, которая может быть тайной или публичной. На тайной консистории присутствуют исключительно кардиналы. Консистория считается совещательным органом при папе, но не является административным. Кардиналы различаются на куриальных и епархиальных. Куриальные кардиналы не имеют епархий и занимаются только административными делами. Цвет кардинальского облачения малиновый. Малинового цвета и шапочка с кисточкой - galero. Вне Рима при служении кардиналы могут употреблять мантию (в отсутствии папы). У кардиналов, как правило, есть свой герб (но не обязательно). Обращение к кардиналам - eminentia - "ваше превосходительство". Но сейчас можно обращаться и просто "господин кардинал" (dominus cardinalis). В XX веке опускается обязательное обращение к кардиналам в письме: "целую священный пурпур". Кардиналы назначаются папой единолично. Имя кардинала может быть объявлено, а может быть и тайное назначение in pectore (буквально: "в груди"). Последнее связано часто с возможными осложнениями назначаемого со светскими властями или с другими причинами. С 1970 г. кардинал, достигший 75-летнего возраста, должен подать прошение об уходе со всех занимаемых должностей, оставаясь лишь носителем звания кардинала. Папа может оставить его на должности, но не более, чем до 80-ти лет, чтобы не сказалось личного отношения папы. Заштатные кардиналы могут быть лишь почетными гостями на консисториях.
ЕПИСКОПАТ РКЦ. Епископство признается у католиков высшей степенью священства. чин епископов назывался "преемствующим апостольской коллегии". Сами епископы именуются преемниками апостолов. Вместе с папой епископы осуществляют высшую и полную власть над всей Церковью настолько, насколько находятся в единстве с папой. Епископы продолжают вместе с папой основную миссию апостолов - учить, освящать и пастырствовать. За епископом признается право судебных и законодательных решений в пределах епархии при условии, что эти решения не будут противоречить установкам вышестоящих церковных органов. Папа сохраняет за собой решение ряда вопросов, которые изъяты из компетенции епископов. Епископам не разрешается: — давать духовникам полномочия на отпущение наказаний за определенные категории грехов (например, за нарушение тайны куриальных секретов); — давать священникам диспенсацию на занятие медициной или хирургией; — давать самостоятельно диспенсацию на смешанные браки (по закону смешанный брак заключается лишь через Ватикан или, если папа дает церковной власти право на определенное время на определенной территории). Правом поставления епископов с XIV в. в РКЦ обладает только папа или другие епископы при выдаче папского мандата на это. Особая роль в выдвижении кандидата принадлежит легату папы, который представляет в курию список кандидатов со своими соображениями. Другой рекомендующей стороной является местная епископская конференция. Она выдвигает трех кандидатов. В курию, таким образом, поступают независимо друг от друга два списка кандидатов. Папа может все эти кандидатуры отклонить и попросить новые списки. Епископская хиротония совершается через возложение рук епископов или хотя бы одного епископа. Это материя таиннства. Тайносовершительная молитва заимствована из Апостольского Предания св. Ипполита Римского (III в.). Эта молитва сохранилась у коптов и сирийцев, и в РКЦ она считается формой таинства. Знаки епископского достоинства - жезл, перстень и митра (перстень - древний знак церковного союза). По достижении 75-ти лет епископы должны ходотайствовать об освобождении от занимаемых постов. Общее число епископоов в РКЦ сейчас около 3500 чел.
Различные виды епископских должностей. I. Патриархи. Патриархаты восточного обряда (их 6): 1 - Александрийский патриархат коптского обряда (бывшие монофизиты), возник в конце XIX в., насчитывает около 50 тыс. чел.; 2 - Антиохийский патриархат сирийского обряда (из иаковитов и маланкар в Индии); 3 - Антиохийский патриархат мельхитского ообряда (бывшие православные); 4 - Антиохийский патриархат маронитского обряда с центром в Ливане (ветвь, отколовшаяся от маронитов в XIII в. после крестового похода, центр маронитов был в монастыре Марона в Сирии); 5 - Вавилонский патриархат халдейского обряда (бывшие несториане), возник в XVI в., центр в Багдаде, около 1 млн. чел.; 6 - Киликийский патриархат армянского обряда с центром в Бейруте, около 200 тыс. армян-униатов. Патриархаты латинского обряда (их 5): 1 - Иерусалимский (есть реальная область), создан в эпоху крестовых походов; 2 - Венецианский; 3 - Вестиндийский (Американский), центр в Мадриде; 4 - Лиссабонский; 5 - Восточно-Индийский (Индия). Последние три патриархата чисто титулярные.
II. Митрополиты и архиепископы. Митрополиты, они же архиепископы - суть епископы, председательствующие в церковных провинциях. Митрополиты латинского обряда получаооооо папы палию (омофор западного типа) и право предношения креста. Митрополит председательствует на провинциальном соборе. Униатские митрополиты подчиняются патриарху и особых прав не имеют. Митрополиты, первенствующие в национальной церкви, называются примасами. Примас - это первенство чести. Это обычно старейший из митрополитов в данной церкви. В некоторых странах имеется два примаса. Каждый митрополит возглавляет провинцию, те есть церковно-административную единицу, включающую несколько епархий. Таких провинций в РКЦ около 400. Большинство митрополитов является кардиналами.
III. Епископы. 1. Епархиальные епископы управляют определенной областью, епархией. Они называются ординариями. Поскольку большинство епархий входит в состав церковных провинций, управляемых митрополитом, то эти епископы именуются еще суффраганами, то есть имеющими право голоса на провинциальных соборах. 2. Титулярные епископы - те, которые носят условные титулы, а епархиями не управляют. Это сотрудники, курии, нунции, легаты. Так, непример, Генеральный секретарь Ватикана - архиепископ Карфагена. 3. Викарные епископы называются еще ауксилиариями (помощниками). У одного епископа может быть несколько викариев. Различают генеральных викариев (первенствующих) и епископских викариев по определенной территории или сфере деятельности (например, книгоизданию). Викарии-коадъюторы (преемники) имеют право наследования кафедры в случае смерти правящего епископа в той же епархии. Епископы той или иной страны периодически собираются на епископские конференции, по сути поместные соборы. С правом голоса на них выступают лишь епархиальные епископы. Остальные епископы - только участники. На таких конференциях присутствуют и легаты, но не являясь их членами (дискутируют, но не голосуют). Решение конференции направляется папе на утверждение.
IV. Епархиальные органы. 1. Капитул - ведает богослужением кафедрального собора. Членам капитула (совета священников кафедрального собора) усваивается звание каноников. В период между смертью правящего епископа и назначением нового капитул управляет епархией. 2. Пресвитерский совет - основной совещательный орган при епархиальном епископе. В него в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.015 с.) |