Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Римо-католическая мариология. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо. Новейшая римо-католическая мариология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо. В православном святоотеческом богословии автономная мариология отсутствует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов только внутри христологии, а не как некая самостоятельная мариология, или особый раздел антропологии, посвященный Святой Деве. Самое именование Богородица, которым на III Вселенском Соборе (431) Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы, утвердилось в контексте христологических споров. В противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим: родившийся от Нее есть непреложно Бог и человек.
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Учение, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первого момента своего зачатия по особой благодати и особенной привилегии Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Искупителя человеческого рода, была сохранена от всякого пятна первородного греха, есть учение Богооткровенное и потому должно быть твердо и решительно исповедуемо всеми верными». Смысл этого догмата таков: Римско-католическая Церковь признает, что Дева Мария была зачата праведными родителями Своими, Иоакимом и Анной, естественным образом, то есть зачатие не было безмужним, как зачатие Иисуса Христа в день Благовещения. Однако, по папскому учению. Дева Мария уже в самом зачатии была освобождена от причастности первородному греху в силу будущих заслуг Иисуса Христа. Католическая Церковь исходит при этом из того, что первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом Ее зачатии, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения. Мнения о непорочном зачатии Девы Марии богословы Запада высказывали уже тысячу лет назад, занимая иногда прямо противоположные позиции. Его не разделяли и опровергали, например, такие крупные представители западного богословия, как Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Бернард Клервосский (1090-1153), Фома Аквинат (1226-1274). Противником этого учения был и орден доминиканцев. Главным защитником учения о непорочном зачатии был францисканец Дунс Скот (ок. 1260-1308), а впоследствии орден иезуитов. Церковь Христова не знает такого догмата и не может согласиться с ним по существу. Спасение рода человеческого совершено Иисусом Христом. Мы спасаемся Христом, будучи «сраслены» с Ним, то есть, соучаствуя в Его жизни, крестных страданиях и Воскресении. В этом основа христианской веры. Из римско-католического учения о непорочном зачатии Девы Марии вытекает, что спасение можно было получить иным путем, еще до Христа. Идея первенства Христова в новом человечестве этим затемняется. Дева Мария принадлежала к человечеству, ради которого Христос сошел на землю. Об этом говорит и естественность Ее зачатия праведной Анной (рождение «от плоти»). Разделяя судьбу человечества, Она разделяла с ним и вину первородного греха. Правомерно ли отделять, как это делают католики. Деву Марию от остальной части потомства Адамова, не подрывается ли этим весь смысл предуготовленной домостроительной истории Ветхого Завета, которая принципиально заключалась в том, что человеческий род из поколения в поколение взрастил избранную от всех родов для воплощения Сына? По сути, католиками отрицается также единство природы человеческого рода: если Дева Мария — особенна, то можно ли говорить о ее полновесной тождественности человеческому роду, и тем самым подвергается сомнению само воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества. По римско-католическому учению, изъятие Девы Марии от последствий первородного греха произошло в силу будущих крестных заслуг Спасителя. Но такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, почему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей. В подтверждение учения о непорочном зачатии римо-католики ссылаются на то, что в Вульгате содержится пророчество о том, что семя жены сотрет главу змия (ср. Быт. 3, 15). Но в этих словах нет ни прямого, ни косвенного указания на непорочное зачатие. Ссылаются католики и на слова ангельского приветствия: «Радуйся, благодатная!..» В латинском переводе — gratia plena, то есть «полная благодати». Но значение оригинального греческого слова KEXAPITOMEVN дословно переводится как «облагодатствованная». Этот смысл поясняют и последующие слова архангела: «Обрела бо беси благодать у Бога», то есть благодать эта была не чем-то изначально данным Ей, а заслуженно «обретенным» Ею, связанным с Ее образом жизни (то же говорится и о других праведниках — Ное (Быт. 6, 8); Давиде (Деян. 7, 46)). Здесь нет указания на непорочное зачатие. Нельзя также ссылаться в подтверждение католического учения на то, что Православная Церковь тоже отмечает зачатие Девы Марии праведной Анной особой службой (9 декабря). Православные отмечают такой же службой и зачатие Иоанна Предтечи праведной Елизаветой (23 сентября), но отнюдь никто не делает выводы, что и это зачатие было «непорочным» в смысле непричастности Иоанна Предтечи первородному греху. Как видно из молитв Божественной литургии. Церковь приносит Богу словесную сию службу о всех, искупленных крестной смертью Христовой – «о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, изрядно о пресвятой. Пречистой, Преблагословенней, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Церковь не включала бы в это поминовение Деву Марию, если бы считала Ее непричастной первородному греху.
Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный догмат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоякую трактовку: она может относиться к переходу Богородицы в загробную жизнь как через смерть, так и помимо нее. Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непорочном зачатии, ибо если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, безусловно, даны и дары сверхъестественные — праведность и бессмертие. Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти. «Непорочная Богоматерь, Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душой и телом в Небесную Славу». В канонах праздника Успения есть утверждение о телесном восхождении Пресвятой Девы, о том же свидетельствует иконография, факт отсутствия Ее мощей. Но лишь на внешний взгляд православное учение совпадает с католическим. По сути — нет, так как римский догмат происходит от догмата о непорочном зачатии. Если быть последовательным и в опоре на догмат о непорочном зачатии, католическим богословам остается два выхода. Первый — это отрицать саму возможность смерти Божией Матери, как это делают так называемые имморталисты (immortalis — бессмертный). Однако это учение явно противоречит древнему Преданию, и прежде всего Преданию Иерусалимской Церкви о факте естественной смерти Пресвятой Богородицы. Начиная с IV столетия о том есть много святоотеческих свидетельств (св. Модест Иерусалимский, св. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин). В католичестве это течение не очень влиятельно. Если же считаться вместе с морталистами с фактом смерти Пресвятой Девы, то остается только провозгласить смерть Богородицы искупительной, а саму Святую Деву — искупительницей или соискупительницей, как об этом уже говорят и пишут и к чему склоняется современная католическая мариология. Этот вывод находится в исключительном, противоречии с Православным Преданием.
Билет 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.01 с.) |