Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение детей предшкольного возраста

Поиск

Обучение детей предшкольного возраста тоже проходит в три этапа.

Первый этап обучения

На этом этапе дети осваивают четыре новых способа известной им уже техники «объемная скульптура»: закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания, и новую технику — «плетение».

Этому посвящается пять занятий, имеющих общую структуру. В начале каждого занятия дети осваивают сам способ вне создания конкретной игрушки (получение конусов, коробочек и т.п.). А затем самостоятельно на их основе создают разные конструкции. При этом они изменяют основные способы, комбинируют их, дополняют полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями.

Для знакомства с новыми способами используются игровые ситуации загадочного превращения плоской формы в объемную типа «Как круг превратился в низкий конус». Однако на первых трех занятиях игровые ситуации (в отличие от предыдущих) содержат лишь словесные описания, детям не показывают процесса образования способа. Например, воспитатель говорит: «Красный круг так расхрабрился, взял и пополам сложился, половинки приподнял, в конус закрутил и встал». А дети, повторяя этот ритмический текст, практически делают высокий конус из половинки круга.

На последующих двух занятиях (освоение способов преобразования квадрата в куб и в брусок) используют бумажные образцы, каждый из которых фиксирует очередной промежуточный результат видоизменения квадрата с целью получения коробочек кубической и брусковой формы. Иначе говоря, серия таких образцов задает детям своеобразную «схему» действий, приводящих к конечному результату. Ребенок, глядя на каждый предыдущий и последующий образец, мысленно определяет операции способообразования, обеспечивающие последовательный переход от одного из них к другому.

Все описанные выше способы являются продуктивными; они используются детьми многофункционально, что позволяет им получить на одной основе несколько разных поделок.

Так, на первом занятии на основе низкого конуса дети могут создавать такие поделки, как колокольчик, зонтик, грибочки, лягушку, шапочку, лукошко и др.

На втором занятии, используя высокий конус как основу, дети конструируют елочку, колпак петрушки, ракету, цветок, лису с сачком и др.

На третьем занятии дети техникой «плетения» создают разноцветный коврик, сумочку, вазочку для цветов, коробочку и др.

На основе коробочек кубической и брусковой формы (четвертое и пятое занятия) дети конструируют грузовую машину, автобус, домик, телевизор, стол, кухонную мебель, мордочки для кубикового театра и др.

Наиболее типичная организация обучения на этом этапе представлена в конспекте первого занятия.

Примерный конспект занятия «Волшебные превращения круга»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры. Знакомить детей со способом закручивания круга в конус (низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию. Воспитатель располагает на одной стороне фланелеграфа несколько кругов разной величины (d — 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой — конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по несколько кругов различного диаметра от 3 до 5–9 см, обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.

Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказывать забавную историю.

«Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.

(Воспитатель показывает этот процесс.) И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?» А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем воспитатель предлагает детям выполнить способ закручивания круга в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных низких конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее воспитатель показывает несколько готовых поделок.

По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Второй этап обучения

На этом этапе необходимо провести не менее пяти занятий, на которых детям последовательно предлагают задачи проблемного характера. Условия этих задач инициируют создание представлений о конструируемых предметах и нахождение правильных решений. Решения предполагают комбинирование и трансформирование знакомых способов.

На двух первых занятиях дети работают индивидуально, поскольку каждый из них должен найти свое решение.

На первом занятии воспитатель вначале демонстрирует готовые конструкции домов разной конфигурации. Рассматривая их, дети выделяют способы создания каждого дома: преобразование квадрата в куб, в брусок; закручивание полукруга в конус; надрезание одной из противоположных сторон прямоугольника, квадрата, конус. Затем дети выбирают понравившееся им здание, самостоятельно отбирают все необходимое и конструируют его.

В результате дети получают разные конструкции домов: с аркой, с мансардой; одноподъездные и двухподъездные здания; высотный дом и т.п., — которые составляют композицию «Улица города».

На втором занятии детям задают условия, которым должны соответствовать их поделки.

Например, сделать специальные кресла для карусели с резными ножками, овальными или квадратными спинками, удобными и цветными, чтобы на них было весело кататься.

Для этого детям необходимо использовать видоизмененный способ преобразования квадрата в куб путем вырезания разной конфигурации всех сторон куба.

На последующих трех занятиях дети объединяются в пары для создания одной поделки, которая затем включается в общую композицию. На третьем занятии воспитатель показывает детям изображение фигурок разных животных, каждая из которых сделана из двух и более конусов разных размеров. Дети должны увидеть эти конусы и использовать их в измененном виде: сплющить или надрезать один из конусов. Такое решение дети находят сами.

На четвертом занятии задача усложняется. Воспитатель только называет два известных детям способа конструирования — закручивание полукруга в конус и отгибание нижних углов треугольника к соответствующим сторонам — и предлагает использовать их для изготовления персонажей сказки «Теремок». Каждая пара детей выбирает персонаж. Выбор детей обсуждается с учетом их интересов и необходимости создания всех персонажей сказки.

Пятое занятие предусматривает одновременное комбинирование нескольких освоенных детьми способов конструирования в этом учебном году и одного из освоенных ранее способов — закручивание прямоугольников в цилиндр. Детям предлагают только тему, например «Вокзал», и обсуждают, какие поделки можно сделать и какими способами.

Эту работу дети выполняют по подгруппам (4–5 человек). Готовые поделки: здание вокзала, поезд, билетная касса, скамейки и др. — объединяются в общую композицию.

Решение системы постепенно усложняющихся задач проблемного характера способствует развитию у детей самостоятельного и творческого конструирования. Они сами анализируют предложенные взрослым условия, находят необходимые способы решения, подбирают соответствующий материал, определяют последовательность выполнения работы. Все это является чрезвычайно важным для дальнейшего успешного обучения в школе.

Третий этап обучения

Здесь педагогу необходимо организовать конструирование по собственному замыслу детей. Этому можно посвятить несколько занятий, на которых дети создают коллективные композиционные работы, используя весь свой опыт, в том числе и конструкторский.

Поделки детей отличаются оригинальностью, выразительностью, эстетичностью. Дети испытывают большое удовлетворение как от полученных результатов, так и от самого процесса деятельности. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание использовать свои поделки в других видах деятельности: в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, в составлении рассказов, в подготовке карнавальных шествий и др.

Поэтому очень важно создать условия для самостоятельного конструирования в свободное от занятий время. Для этого нужно выделить удобное место, оборудовать его и оснастить всеми необходимыми материалами. В такой специально созданной среде дети могли бы конструировать не только мелкие, но и крупные изделия: макеты зданий, костюмы для карнавалов и праздников, создавать художественно-эстетические композиции для украшения интерьера детского сада и многое другое.

Вопросы и задания

1. Назовите главные условия развития творческого конструирования из бумаги.

2. Сколько этапов обучения включает система развития творческого конструирования из бумаги в работе с детьми старшего дошкольного возраста? Дайте краткую характеристику содержания каждого этапа.

3. Сколько этапов обучения включает система развития творческого конструирования из бумаги в работе с детьми предшкольного возраста? Дайте краткую характеристику содержания каждого этапа.

Художник Г.Егоров

Лариса Парамонова,
доктор педагогических наук, директор Центра им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство»

Как сделать папье-маше?

Тарелки, шкатулки, маски, куклы – все эти и многие другие вещи можно сделать в технике папье-маше. Детям дошкольного и младшего школьного возраста это занятие принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу: развивается мелкая моторика, художественный вкус, пространственное мышление.
В переводе слово “папье-маше” означает “жеваная бумага”. Однако для изготовления поделок лучше воспользоваться инструкцией, чем дословным переводом с французского.

Инструкция

Уровень сложности: Несложно

Что вам понадобится:

· небольшая тарелка или блюдце

· мука

· вода

· газеты

· белая бумага

· краски

· лак

· кисточки

· мисочка для клея

· ножницы

· нож

Шаг

Выбрать предмет, который будет выполнен в технике папье-маше. В нашем случае это тарелочка или блюдце.

Шаг

Сварить клей: небольшое количество муки (2-3 ст. ложки) заливаем холодной водой, тщательно перемешиваем до консистенции густой сметаны. Полученную массу тонкой струйкой выливаем в мисочку с кипящей на плите водой. Не забываем постоянно помешивать. Как только масса загустеет, снимаем мисочку с плиты. Охлажденный клей лучше хранить в закрытой емкости.

Шаг

Кладем блюдце на газету или подставку донышком вверх, отрываем от листа белой бумаги клочки неправильной формы и, смочив каждый из них клеем, прикладываем к донышку блюдца так, чтобы бумажки лежали без зазоров ровным слоем по всей поверхности блюдца.

Шаг

На первый слой наклеиваем второй слой, теперь уже из газеты.

Шаг

И третий слой, и четвертый…

Шаг

И – страшно сказать – пятый и шестой!

Шаг

Просушиваем папье-маше

Шаг

И снова добавляем несколько слоев (от 5 до 10) из газеты.

Шаг

Последний слой-два тоже сделаем из белой бумаги.

Шаг

Дадим изделию хорошо просохнуть.

Шаг

Аккуратно ножницами выровняем края блюдца из папье-маше. Тонким ножом приподнимем плотное бумажное блюдечко с основы и отделим наше изделие от нее.

Шаг

Акриловые краски или гуашь, кисточки и собственная фантазия помогут Вам сотворить из блюдца подлинный шедевр!

Шаг

Лак (после очередной просушки) всего лишь закрепит полученный результат.

 

Квиллинг (бумагокручение)

искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Квиллинг еще называют «бумажной филигранью». Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.

 

Инструменты и материалы

Чтобы сделать любую композицию, приготовьте бумаж­ные ленты разной ширины; их продают в магазинах для рукоделия. В большин­стве моделей, при отсутствии специальных указаний, использованы бумажные ленты шириной 3 мм и листы однотонного картона 11 х 15 см.

Приспособление для закрутки лент (в продаже имеются специальные машинки) можно сделать из деревянной папочки длиной 10 см и гобеленовой иглы. Воткните острие иглы в торец палочки и "откусите» кусачками конец ушка, чтобы осталась щель.

Кроме того вам понадобятся; пинцет с плоскими концами (чтобы держать бумажную заготовку, когда наносят на нее клей и приклеивают ее к карто­ну), маленькие ножницы, зубочистки (для нанесения клея на заготовку), сантиметр и линейка, белый клей ПВА (следует наносить минимальное количество)..

Основные формы

Тугая спираль: скрутите ленту и приклейте ее конец, не снимая спираль с иглы.

Свободная спираль: скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться

Капля: сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны.

Изогнутая капля: сделайте каплю и загните ее уголок.

Глаз: сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны.

Полукруг: сделайте свободную спираль, сожмите два уголка так, чтобы одна сто­рона заготовки была ровной, а другая - закругленной.

Птичья лапка: сделайте свободную спираль, сожмите треугольник, загните два уголка в направлении третьего и сильно прижмите.

Лист: сделайте свободную спираль, со­жмите ее в виде глаза и загните уголки.

Треугольник: сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах.

Стрелка: сделайте свободную спираль, сожмите ее так, чтобы образовался треугольник, и прижмите два его уголка друг к другу.

Конус: закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте конец ленты, высушите заготовку и только после этого снимите с иглы.

Полумесяц: сделайте свободную спи­раль, сожмите уголки и изогните деталь.

Способ изготовления декоративных цветов:
Подсолнух.

Материалы:
Цветной гофрокартон, обычный картон, деревянные палочки (шпажки), клей, ножницы.

 

· Нарисуйте шаблон лепестка. Один лепесток вписывается в прямоугольник с размерами 1,7х3,5 см. Для подсолнуха нужно 17 таких лепесточков.

· Вырежьте из картона желтого и коричневого цветов две полоски 0,5х50 см. каждая. Скрутите их вместе и сформируйте невысокий купол. Зафиксируйте клеем.

· Вырежьте из обычного картона круг диаметром 4 см.

· Приклейте по радиусу к нему палочку, а по окружности лепестки. Затем наклейте на них второй ряд лепестков со сдвигом.

· Из зеленого гофрокартона вырежьте листья и приклейте их к стеблю.

Цветок

· Из полоски 2,5х25 см. вырежьте полоски и скрутите из них диски. это будут лепестки - 5 штук.

· Из двух полосок контрастных цветов 0,5х12 см. скрутите сердцевину и сформируйте купол. Сделайте две такие сердцевины.

· Листья делаются тоже из полосок гофрированного картона зеленого цвета. Отрежьте полосы (0,5х25 см.) и сформируйте лист. Сделайте четыре таких листочка и приклейте их к палочке-стеблю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.012 с.)