По мдк 02. 04 Практикум по художественной обработке материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мдк 02. 04 Практикум по художественной обработке материалов



Заочная форма обучения

По МДК 02.04 Практикум по художественной обработке материалов

В курсе изучения МДК 02.04 Практикум по художественной обработке материалов студент должен

Уметь:

· Изготавливать поделки из различных материалов;

· Конструировать.

Знать:

· Технологии художественной обработки материалов;

· Приемы аппликации и конструирования.

Домашняя контрольная работа – 4 семестр (44 «з» группа).

Дифференцированный зачет – 7 семестр (64 «з» группа):

Раздел 1 «Аппликация из бумаги и картона»:

1.1. Составить конспект беседы с детьми «История бумаги»

1.2. Оформить демонстрационный и раздаточной материалы:

коллекция «Виды бумаги и картона».

1.3. Оформить технологическую карту: «Приемы вырезания»:

а - выполнение упражнений по вырезанию симметричных изображений

(листья, деревья, цветы, вазы);

б – вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз («гармошкой»);

в – вырезание из бумаги, сложенной в 6, 8 раз (снежинки)

1.4. Выполнить творческие работы в технике аппликация:


а- сюжетная аппликация;

б- декоративная аппликация;

в- предметная аппликация;

г- силуэтное вырезание,

д- «мозаика».


 

Раздел 2 «Технология конструирования из бумаги и картона»:

2.1. Изготовить игрушку с подвижными деталями.

2.2. Оформить технологическую карту: «Базовые формы оригами»

2.3. Оформить технологическую карту по изготовлению оригами (2-3 карты)

2.4. Изготовить образцы игрушек в технике «оригами» (5-10 шт.)

2.5. Изготовить поделки из конуса и цилиндра.

2.6. Сделать изделия в технике «папье – маше» (посуда, фрукты, игрушки).

2.7. Изготовить образцы елочных игрушек, гирлянд.

2.8. Изготовить творческую работу в технике «квиллинг» (конструирование из бумажных полос в технике «скручивания»).

 

Раздел 3 «Художественная обработка разных материалов»:

 

3.1. Оформить изделие вышивкой (салфетка, платок, прихватка, игольница).

3.2. Выполнить творческую работу в технике «изонить».

3.3. выполнить аппликацию из ткани (декоративное панно, салфетка).

3.4. Раскроить и сшить мягкую игрушку.

3.5. Выполнить образцы вязания крючком (изделия для кукол, пальчиковый театр)

3.6. Выполнить образцы вязания спицами (изделия для сюжетных игр с куклами).

3.7. Выполнить аппликацию из листьев.

3.8. Выполнить аппликацию из соломы.

3.9. Изготовить объемную поделку из природного материала.

3.10 Изготовить куклы для одного из видов театра (теневой, пальчиковый,

настольный, варежковый, ростовые куклы и т.д.)

 

Раздел 1 «Аппликация из бумаги и картона»:

Виды и свойства бумаги и картона

Современна технология изготовления бумаги, область применения.

Свойства бумажного полотна: деформация под воздействием влаги и времени, степень растяжения и прочности, прозрачность, ломкость, плотность, толщина, шероховатость и т.д. обзор изделий из бумаги и картона.

Виды бумаги, используемые в детском саду:

а) рисовальная, чертежная, альбомная, оберточная, газетная, калька.

б) настольная, глянцевая, обойная.

в) папиросная, цветочная, гофрированная.

Современная технология изготовления картона, область применения.

Свойства картона

Виды картона: белый, бурый, цветной.

Инструменты и оборудование для обработки бумаги и картона.

Техника безопасности при работе с картоном.

Приемы вырезания из бумаги.

Приемы выполнения аппликации: из листа бумаги, сложенного вдвое и в несколько раз «гармошкой». Методика обучения детей дошкольного возраста алгоритму складывания, разметки и вырезании деталей для симметричной аппликации. Варианты использования данной техники в работах дошкольников.

Аппликация из бумаги.

Аппликация - как вид декоративно-прикладного искусства. Применение аппликации в детском саду при создании дидактических материалов, наглядных пособий, использование для оформления детского сада. Материалы и оборудование для аппликации. Подготовка рабочего места. Аппликация предметная, сюжетная, декоративная.

Последовательность выполнения аппликации.

Выбор натуры, предмета, сюжета, узора. Подбор материала (бумага, природные материалы). Вырезание частей. Закрепление к фону. Высушивание аппликации.

Орнаменты. Канты.

Интеграция с изобразительной деятельностью и традициями декоративного искусства русского народа. Виды орнаментов и особенности их построения. Знакомство дошкольников с изображением окружающей действительности в народной символике орнамента. Реализация дидактических принципов обучения в методике работы с дошкольниками над темой «Орнаменты».

Кант как один из приемов введения в аппликацию элементов декоративности (наклеивание внахлест нескольких деталей разных размеров). Методика обучения дошкольников приемам работы с шаблоном и трафаретом. Воспитание в процессе этой работы аккуратности при работе с клеем и эстетического вкуса при подборе цветовой гаммы. Развитие мелкой моторики и глазомера ребенка.

Силуэтное вырезывание.

Технология вырезания ножницами симметричных и ассиметричных изображений. Художественное оформление силуэтных изображении. Методика работы с детьми дошкольного возраста по обучению силуэтному вырезыванию.

Аппликация, выполненная способом обрывания.

Методика обучения дошкольников разных возрастных групп выполнению аппликаций способом обрывания. Выбор определенных видов бумаги. Технология обрывания свободным способом и по контуру эскиза.

Мозаика из бумаги.

Понятие «мозаика». Историческая справка о ее возникновении и развитии. Технологические особенности выполнения разных видов мозаики. Методика обучения детей дошкольного возраста выполнению мозаики из бумаги.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.

Правила работы с ножницами:

· Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

· Ножницы должны иметь закругленные концы.

· Ножницы кладите кольцами к себе.

· Следите за движением лезвий во время резания.

· Не оставляете ножницы раскрытыми.

· Передавайте ножницы кольцами вперед.

· Не машите ножницами, не подносите к лицу.

· Используйте ножницы по назначению.

· После окончания работы кладите ножницы в футляр.

· Храните ножницы всегда в определенном месте.

Правила работы с иглой:

· Храните иголку в игольнице.

· Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.

· Передавайте иглу в игольнице с ниткой.

· Не берите иглу в рот.

· Не втыкайте иглу в одежду.

· Во время работы с иглой пользуйтесь наперстком.

· До и после работы проверяйте количество игл.

· Храните игольницу с иглой всегда в одном месте.

· Во время работы втыкайте иглу в игольницу.

· Не отвлекайтесь во время работы с иглой.

Резание бумаги ножницами:

· По прямой линии: резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;

· По кривой линии: смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой рукой материал;

· По внутреннему контуру: проколоть кончиками ножниц бума­гу в середине круга (овала), сделать надрез до линии разметки и вырезать по намеченным линиям.

Резание бумаги ножом:

· Положи стопку бумаги или картона на подрезную доску;

· Металлической линейкой (фальцлинейкой) прижми бумагу к доске;

· Захвати нож в кулак и прижми лезвие ножа к борту линейки.

· Плавными движениями, слегка нажимая, проведи по линиям раз­реза (сделай 3-4 движения);

· Плавными движениями, нажимая на нож, режь до конца.

 

 

ОТДЕЛКА БУМАГИ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ

I. Отделка бумаги окрашиванием:

1. Погружение бумаги в раствор красок.

2. Цветным клейстером:

а) Подготовить цветной клейстер (клейстер смешиваем с тушью, гуашью и т. д.). Большой кистью наносят на лист.

Гребенкой из картона, расческой, зубной щеткой или жесткой кистью наносят узор, рисунок и высушивают. Мож­но покрыть изделие лаком.

б) «Под мрамор»: несколько цветов масляных красок раз­водят и выливают на поверхность воды, перемешивают. Окрашиваемую поверхность «протягивают» по краске и вы­сушивают.

II. Роспись (хохлома, гжель, городец и т. д.).

III. Оклеивание: различными видами материала (бумага, ткань и т. д.).

IV. Аппликация.

В оформительской работе аппликация является плоскостной обобщенной трактовкой образа, гае можно передать цвет, форму без оттенков. Виды аппликаций: предметная, сюжетная, декора­тивная.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

1. Выбор сюжета.

2. Составление эскиза (композиционный центр).

3. Подбор материала, выразительное сочетание цветовых пятен.

4. Вырезание:

а) силуэтное (без разметки карандашом);

б) симметрическое («книжечкой», «гармошкой»);

в) по контуру, по шаблону.

5. Выкладывание композиции.

6. Наклеивание.

7. Сушка под легким прессом.

Инструменты и оборудование

для занятий по аппликации:

Ножницы. При работе в технике аппликации используют ножницы для раскроя ткани и для бумаги. Вырезать мелкие детали аппликации удобно маникюрными ножницами.

Канцелярский нож. Им удобно резать картон.

Утюг. На протяжении всей работы в технике аппликации понадобится утюг с терморегулятором для ткани и приклеивания деталей аппликации.

Ластик. Ластик понадобится при выполнении эскизов для удаления ненужных линий.

Карандаши. Набор графитных мягких карандашей поможет в работе над созданием набросков и эскизов панно. Для разметки по ткани можно использовать кусочек сухого мыла или мела.

Измерительные инструменты. В работе понадобятся линейка металлическая 40 см, угольник прямоугольный, циркуль (вычерчивание круглого контура основы).

Клей ПВА. Техника, предусматривает склеивание бумаги и ткани, а также других материалов. Для этих целей подойдёт клей ПВА, который надёжно соединяет детали..

Кисточка для клея. Аккуратно нанести клей поможет кисточка из щетины. При приклеивании очень мелких деталей лучше взять кисточку с тоненьким кончиком.

Пинцет. Пинцет понадобится во время работы с мелкими деталями.

Аппликация

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон. Аппликацию используется не только в оформительских целях (при изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта, отделки одежды, сумок, поясов...

Аппликация может быть:

· предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, дом, машина, человек и. д.);

· сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Весна", "Зимние забавы" и т. д.);

· декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Последовательность выполнения работы:

Составление эскиза

Эскиз - это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения. Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняют в карандаше и соответствует её размерам.

Выполняя эскиз для аппликации необходимо учитывать основные закономерности композиционного построения эскиза:

1) В эскизе особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива). При работе под готовый формат важно сохранить пропорциональные соотношения главных и второстепенных частей композиции.

2) Пространство пейзажа должно быть разделено на планы (передний, средний, дальний) с учётом воздушной и линейной перспектив.

3) На панно детской тематики, в сказочных сюжетах и других, которым присуща условность, элементы аппликации (деревья, облака, солнце, люди, животные, архитектурные сооружения и т.п.) могут быть стилизованы или приближаться к реальности в зависимости от общего замысла и сюжета композиции. Солнце - обязательный элемент в композициях детской тематики, изображается различными способами.

4) Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как это осложняет точность воспроизведения.

5) При переводе эскиза на фон обратную сторону эскиза штрихуют белым или цветным мелом. Не следует переводить эскиз на фон с помощью копировальной бумаги, так как от неё остаются грязные следы краски.

Составляя композицию важно правильно выбрать цветовое решение. Цвет может быть реальным, условным или чисто декоративным. Аппликации могут быть монохромными и полихромными. Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные - красочностью.

Подготовка фона Фон для аппликации может быть обтянут тканью или ткань приклеивают на основу; из цветной и окрашенной бумаги…

Подготовка деталей изображения При выполнении аппликации из ткани деталь вначале переводится на бумагу (в зеркальном отображении), затем вырезается с припусками 4 мм и наклеивается чистой стороной на изнаночную сторону ткани. Для лучшего приклеивания - просушить горячим утюгом через лист бумаги. Вырезать деталь следует строго по контуру острыми ножницами. В тех местах, где одна деталь накладывается на другую, на нижней детали оставляют припуск 4 мм. Клей на бумагу наносят тонким слоем и немного подсушивают (во избежание проступания клея на лицевую сторону).

Вырезание деталей изображения Успех выполнения аппликации во многом зависит от правильности вырезания, без искажения формы. Линия среза должна быть чёткой, без зазубрин. Для вырезания деталей следует пользоваться ножницами различной величины, с прямыми и закруглёнными лезвиями.

Раскладывание деталей изображения на фоне Заготовленные детали изображения располагаются на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция. Если полученная композиция не нравится, детали располагают иначе - находят более удачные композиционные решения.

Наклеивание деталей изображения Клеем промазывается только наклеиваемая деталь изображения. Удобнее промазывать от середины к краям. Каждое новое промазывание делается на чистом листе. На фон изображения наклеиваются в определённой последовательности: сначала - наиболее удалённые, а затем - постепенно приближающиеся к переднему плану.

Оформление аппликации в рамку Чтобы изделие опрятно выглядело и с тыльной стороны, необходимо эту сторону заклеить тонким картоном.

Аппликация и трафарет

Аппликация

Когда собираешь листья и цветы, невольно удивляешься тому, как разнообразны их формы. И не случайно люди, составляя узоры для украшения своего жилища, утвари и одежды, часто берут мотивы из растительного мира.

Пользуясь формами цветов и листьев, можно легко составить узор для аппликации или рисунка по трафарету.

Соберите всевозможные листья и цветы и засушите их. Самый быстрый способ сушки — горячим утюгом: растение кладется на стол между листами промокательной бумаги и проглаживается.

Чтобы нарисовать цветок или лист для трафарета, положите его на плотную бумагу или очень тонкий картон и остро отточенным карандашом обрисуйте по контуру. Затем перочинным ножом или маленькими ножницами вырежьте обрисованный вами лист или цветок точно по контуру. Вот трафарет и готов.

На рисунках 158 и 160 вы видите выкройки и трафареты различных листьев.

Пользуясь трафаретом, можно составить разные декоративные узоры для аппликации из бумаги и из материи, а также для печатания узоров по трафарету.

Рис. 158. Образцы различных листьев для трафарета и аппликаций.

 

Допустим, вы хотите сделать скатерть с узорами из листьев. Сделайте трафареты — выкройки — кленовых листьев: большого и маленького. С помощью этих выкроек вырежьте листья из материи разного цвета: зеленой, желтой или коричневой.

Расстелив на столе скатерть, раскладывайте на ней по-разному листья, пока не составится узор, который вам понравится. На рисунке 160 даны образцы узоров для скатерти из различных листьев. Затем закрепите листья на материи, примечите их слепка нитками и пришивайте обметными стежками. На серой, сурового полотна скатерти будут красиво выглядеть золотистые осенние листья разных оттенков, на светлозеленой материи — темнозеленые листья.

Все знают и любят цветы анютины глазки. Хорошо сделать аппликации этих цветов на подушку.

Цветы анютиных глазок хорошо сделать из лоскутков шелка и бархата желтого, лилового и других цветов и оттенков. Жилки на цветах лучше всего вышить крученым шелком. Подходящий фон для анютиных глазок — темнозеленый.

Много интересных аппликаций можно сделать из цветной бумаги.

При аппликациях из бумаги принцип работы тот же: сначала вырезают из разноцветной бумаги, с помощью трафарета, аппликации, потом монтируют их, наклеивая на какой-нибудь фон, и подрисовывают недостающие линии карандашами или красками.

Бумажные аппликации можно хорошо использовать при оформлении стенной газеты, карнавальных костюмов, вечеров самодеятельности и т. д.

Трафарет

С помощью трафарета можно печатать узоры краской на материи или бумаге. Для работы по трафарету есть специальные кисти с подрезанной гладкой щетиной. Но кисть не обязательна. Трафаретить можно так же хорошо с помощью тампона из ваты. Возьмите комочек ваты, вложите ее в марлю и туго завяжите сверху. Тампон готов. Затем, положив на материю или бумагу трафарет, обмакните тампон в краску и набивайте на материю или бумагу узор. Краска закрашивает и трафарет и бумагу, на которую наносится узор. Когда вы снимете трафарет, на бумаге останется отпечаток листа с чисто отбитым контуром. Переложив трафарет на другое место, снова набиваете рисунок, и так столько раз, сколько вам нужно.

1 — кисть для трафарета; 2 — тампон для трафарета.

Краску для штамповки по бумаге можно брать акварельную или гуашь. Узор на материи следует делать масляной краской, разводя ее олифой, скипидаром или даже керосином. Отштампованный масляной краской узор не смывается при стирке. Его можно делать на любом материале, даже на марле. Этим способом можно украсить занавески, скатерть, сумку и другие вещи.

Образцы трафаретов листьев (вверху). Образцы узоров из листьев для скатертей (внизу).

Техника папье-маше.

Использование изделий из папье-маше для оформления творческих игр, наглядных пособий, масок. Материалы и оборудование для изготовления. Материалы для оформления и отделки изделий.

Линии и стрелки

Изображение Обозначение Пример
Линия складки «долиной», «на себя»
Стрелка складки «долиной», «на себя»
Линия складки «горой», «от себя»
Стрелка складки «горой», «от себя»
Перегнуть на себя — согнуть и разогнуть, сделав складку «долиной»
Получившаяся в результате перегиба линия
Невидимая или воображаемая линия

Уточняющие знаки

Изображение Обозначение Пример
Совместить указанные точки
Раздвинуть бумажные слои
Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол (90 гр.)

 

Операции с фигурой

Изображение Обозначение Пример
Повернуть фигуру на 180 гр.
Перевернуть фигуру другой стороной

Комбинированные операции

Изображение Обозначение Пример
Складка «гармошкой»
Проделать указанную операцию несколько раз
Свернуть
Сложить несколько раз
Достать, открыть, вывернуть, развернуть
Нажать, затолкнуть

5. Знаки оформления

Изображение Обозначение
Номер операции
Стороны бумаги: цветная и нет
Увеличение масштабирования
Смотрите продолжение схемы на др. странице

Другие знаки

Изображение Обозначение
Линия для разреза
Дунуть, надуть

 

Базовые формы оригами

— часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами.

Итак, базовые формы оригами:
1. Совсем простые треугольник и прямоугольник:

2. Блин или блинчик:

Схема:

3. Водяная бомбочка (чувствуете, как детством повеяло?):

Схема:

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей:

Ромб:

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:

6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1:

Рыба-2:

И рыбная схема. На четвёртом этапе рыба в первой инкарнации, на пятом — во второй:

8. Квадрат, он же двойной квадрат:

Схема:

9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1:

Птица-2:

Обе птицы берут начало из базовой формы квадрат (двойной квадрат). Такая вот рекурсия получается, базовая форма, базирующаяся на более базовой форме. На третьем этапе схемы получается первая птица, на четвертом — вторая. Схема:

11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1:

Лягушка-2:

Отцом обеих лягушек снова-таки служит базовая форма «квадрат». Такая вот популярная фигура: хочешь — лягушки, хочешь — птицы. То ли еще будет! На пятом этапе схемы первый вариант лягушки, на шестом — второй:

13. Дверь:

Схема:

14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран:

Вертушка:

В основе обеих фигур лежит базовая складка «дверь». Схема начинается именно с неё. На четвёртой итерации получается катамаран, на шестой же он превращается в вертушку:

16, 17. Узор и стол:
Узор:

Стол:

И узор, и стол мы получаем из катамарана, такое вот это универсальное средство. Схема начинается именно с этой базовой схемы, на втором этапе катамаран чудесным образом становится узором, а на последнем трансформируется в стол:

Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры. Старательно потренируйтесь «на кошках», прежде чем переходить к «серьёзным» занятиям.

 

Схема оригами «Пароход»

 

1. Складываем и разгибаем квадрат по его диагоналям;
2. Теперь загибаем к центру все углы фигуры;
3. Переворачиваем ромб другой стороной;
4. Загибаем к центру все его углы;
5. Загибаем к центру все углы получившегося квадрата;
6. Переворачиваем получившийся ромб другой стороной;
7. Разгибаем указанные слои бумаги;
8. Отгибаем два ромба в стороны и складываем фигуру пополам;
9. Дать кораблю имя и можно попробовать спустить его на воду.

 

 

Схема оригами «Журавлик»

Схема оригами «Журавлик»:

 

Порядок действий:
1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат
2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;
3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам.
4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;
5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;
6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;
7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;
8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.

Схема оригами «Голубь»

 

1. Сгибаем и разгибаем ромб по диагонали, затем сгибаем по другой и превращаем в треугольник;
2. В указанных проворциях загибаем верхний угол треугольника;
3. В указанных пропорциях загибаем кверху верхний угол треугольника;
4. Раздвигаем слои бумаги и сгибаем пополам фигуру, загибая наверх нижнюю половину;
5. Опускаем вниз у почти птицы оба крыла;
6. Поворачиваем птицу на 180 градусов;
7. Загибаем оба крыла и выгибаем клюв;
Голубь готов. Ещё бы оливковую веточку и будет настоящий голубь мира.

 

Образцы оформления технологических карт по оригами.

ТЮЛЬПАН

2. Согните один из углов наискосок.

5. Тюльпан готов.


МОРДОЧКА ЗАЙЦА



1. Сделайте перегиб по вертикали и согните по горизонтали.

4. Согните по пунктиру.



N


2. Согните основание треу­гольника по пунктиру.


3. Согните оба угла вперед.


 


       
   
 


5. Нижний угол загните вверх 6 Мордочка зайца готова, и переверните.


КАРП

 


       
   
 


 


3. Разогните внутренние угол-

Ки.


4. Согните верхний слой пра­вого угла.


 


       
   
 


 


7. С двух сторон отогните уголки наискосок.


8. Согните хвост внутрь.



 


1. Сделайте перегиб по диаго­нали и согните углы к линии перегиба.


2. Согните угол назад, чтобы его вершина совпала с вершиной правого угла.


 


5. Согните левый угол к центру.

9. Карп готов.


6. Согните пополам по про­дольной оси.


Конструирование из бумаги

Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори — сгибать, гами — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок.

В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.161 с.)