Боевые искусства России и стран бывшего СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боевые искусства России и стран бывшего СССР



Армейский рукопашный бой — универсальная система обучения приёмам защиты и нападения, соединившая в себе многие функциональные элементы из арсенала мировых видов единоборств (ударная техника руками, ногами, борцовская техника, болевые приёмы), опробованная в реальной боевой деятельности. Современный и быстро развивающийся вид боевых единоборств, получивший популярность за полноконтактные поединки[14].

Рукопашный бой — вид боевого искусства, включающий в себя: схватку без применения огнестрельного оружия либо вообще без оружия; ближнийбой с активным применением холодного оружия и стрельбой в упор; военно-прикладную научную и учебную дисциплину, изучающая применение в схватке холодного оружия либо бой без оружия; спортивное единоборство, обычно рассматриваемое как часть системы подготовки бойцов армии и различных силовых структур.

Са́мбо — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны, разработанная в СССР. Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда вид спорта был признан Спорткомитетом СССР. Самбо один из молодых, но достаточно популярных видов спорта. Специалисты считают его синтезом многих национальных видов борьбы в одежде, не только нашей страны, но и других народов мира. Оно располагает огромным арсеналом приёмов защиты и нападения, которых насчитывается около пяти тысяч.

Асака́-до — вид боевого искусства, который начал формироваться в 80-е годы XX века. Асака-до является современной авторской школой, оно основано на базе советского и зарубежного опыта спортивно-боевых единоборств и боевых искусств, практического опыта спортивных и реальных поединков. Асака-до включает в себя комплексную ударно-бросковую технику самозащиты, в том числе с использованием подручных средств: палки, пояса, носового платка и т.д. В программе занятий асака-до: специальная акробатика и метание дротиков из различных исходных положений, атлетическая подготовка, спортивно-боевые комплексы; индивидуальные, парные и групповые контактные спортивные поединки безоружных и вооружённых соперников в полной защитной экипировке без ударов в голову. Автор-разработчик асака-до и основатель Школы боевого искусства "АСАКА",- Казачок Михаил Васильевич, Республика Беларусь, г. Минск.

Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты) — система рукопашного боя, разработанная Александром Ивановичем Ретюнских, является подвидом Русского стиля рукопашного боя. Запатентована в 1995 году. Характерной особенностью системы РОСС, как и остальных подвидов русского стиля является отсутствие такого понятия как приём. Система построена на технике действий с учётом биомеханических особенностей человека и базируется на базовых движениях, варианты применения которых зависят от конкретных обстоятельств и условий. В 1998 году система РОСС признана и сертифицирована Всемирным Советом Гранд-мастеров боевых искусств «World Head of Family Sokeship Council» как самостоятельное направление в мире боевых искусств, автор системы, Александр Иванович Ретюнских, входит в совет Гранд-мастеров клуба.

Система эффективного боя (СЭБ) — боевое единоборство и комплексная система самозащиты, разработанная Президентом Международного союза русского рукопашного боя, кандидатом педагогических наук Александром Александровичем Половинкиным. Система эффективного боя предлагает ряд новых подходов в технике и тактике самозащиты при ведении боя в реальных условиях, в частности при противодействии противнику, применяющемухолодное оружие (нож или дубинка).

Стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою участвуют лица мужского пола от 16 до 60 лет. Количество участников варьируется от 10-15 до нескольких сотен человек. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленицу.

Славя́но-го́рицкая борьба́ — вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырёх видов и двенадцати базовых стилей, объединённых общим названием. Основная задача системы — подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников (в том числе вооружённых) и т. д.

Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная ударная техника. Основателем и руководителем школы славянского стиля самозащиты является доцент кафедры ФН-9 МГТУ им. Н. Э. БауманаРоманычев Александр Иванович. Первые наработки были сделаны ещё в 90-х годах прошлого века, официально же школа СлавСтС при МГТУ им. Н. Э. Баумана функционирует с 2003 года. Целью занятий является возрождение у занимающихся интереса к славянской истории и культуре, а также обучение их адекватно реагировать на реальные жизненные ситуации.

Кох (арм. Կոխ) — армянская национальная борьба. Один из древнейших и наиболее популярных видов национальной борьбы. Имеет несколько разновидностей (лорийский кох, ширакский кох). Победитель должен бросить противника спиной на ковёр, не дожимая и не поворачивая его, либо вытолкнуть за поле боя. Захваты выполняются за пояс и выше пояса за чоху. Разрешаются броски. Время схватки не ограничено, но обычно борьба продолжается не более 5-10 мин. Схватка начинается с танца-разминки, который продолжается не менее половины минуты. По правилам борьбы, в том случае, если борец добился эффективного и явного выигрыша, по требованию зрителей, судей и участников он исполняет победный танец.

Гюлеш (азерб. Güləş) — азербайджанская национальная борьба. Популярна как в окрестностях Баку, в таких населённых пунктах как Маштага, Нардаран, Бузовна, Забрат, так и во многих других районах и городахАзербайджана (в Гяндже, Шеки, Казахе, Сальянах, Таузе, Закаталах и др.). Борцы в гюлеш могут захватывать своего противника ниже пояса (за ноги и за шаровары), им разрешены подножки, подсечки, подхваты, зацепы и некоторые другие приёмы. Перед началом борьбы пехлеваны приветствуют друг друга на середине ковра, а затем танцевальными шагами направляются в противоположные углы ковра. При этом они выполняют движения руками: одной рукой они проводят вверх и назад, а другой — вниз и назад, затем наоборот. Позже борцы, приняв упор лёжа, по 3—4 раза попеременно сгибают и разгибают каждую руку. Схатка начинается сразу после того, как по свистку судьи борцы, выйдя на середину ковра, подадут друг другу руки и трижды толкнутся плечами. Борьба проходит с музыкальным сопровождением, под музыку таких народных инструментов, как зурна и нагара. Раньше борец проигрывал сразу после того, как падал на колени. Для этого, борцам на колени привязывали небольшие зеркальца, раздавить которых считалось поражением. Теперь борцам разрешено переходить в партер и пользоваться мостом. Победа присуждается по очкам только в том случае, когда не сделано туше и борец не положен на лопатки. Учитываются как броски противника на ковёр, так и инициатива при ведении схватки.

 

Курэш на Сабантуе в Ульяновске

Куре́ш (башк. көрәш, крымскотат.— традиционный вид спорта у тюркских народов, национальная борьба на поясах. У башкир, татар ичувашей кураш является важным элементом национальных праздников — Сабантуя, Джиена и Акатуя. Куреш внесен в реестр национальных видов спорта. Победителям всероссийских соревнований присваивается звание мастер спорта. Основное отличие керешу: у чувашей и казахов поясная борьба сопровождается активной борьбой ног. У татар борьба на кушаках, полотенцах не включает борьбу ногами. Основатели татарской национальной борьбы Азизов, Шайхутдинов и другие сформулировали соответствующие правила в соответствии с существовавшей традицией. Азизов хотел, чтобы мастера татарской борьбы были сильны и в классической борьбе, потому их национальный вид спорта ориентирован на классику.

Казакша курес — или борьба по казахски (каз — Қазақша күрес или Қазақ күресі) — вид спортивной борьбы у казахского народа. Казакша курес является одним из древних видов спорта у казахов. В современном Казахстане данное искусство пользуется большой популярностью, а соревнования по казакша курес проводятся на праздниках и торжествах. В казакша курес разрешены захваты за верхнюю часть тела. Борьба проводится в стойке. Проходы в ноги запрещены. Можно проводить захваты за куртку и за пояс. Разрешены приёмы поясной борьбы (каз — белбеу күрес). Можно делать подсечки, зацепы ногами, приёмы через бедро. Ни в коем случае нельзя касаться коленом ковра, из-за этого дают предупреждение. Казакша курес по технике схож с грузинской (чидаоба) и узбекской борьбой (кураш). Приёмы казакша курес были включены в технику борьбы самбо. Зачастую борцы казакша курес (палуаны) участвуют в различных соревнованиях по дзюдо и самбо.

Чидаоба (груз. ჭიდაობა — борьба) или Картули чидаоба (груз. грузинская борьба) — грузинское национальное единоборство, борьба в одежде. Чидаоба во-многом послужила основой для создания самбо: многие приёмы из грузинской борьбы в стойке заимствованы в самбо. Чидаоба изучали какВасилий Ощепков, так и Анатолий Харлампиев. Техника чидаоба обогатила и технику советской школы вольной борьбы. Шота Чочишвили, олимпийский чемпион по дзюдо говорил, что «борец, хорошо владеющий грузинской борьбой чидаоба, уже на девяносто процентов дзюдоист». На олимпийских играх 1976 года другой советский борец, Харшиладзе, Рамаз Ноевич победил в полуфинале британского борца Дэвид Старсбрука, используя оригинальную подсечку из чидаоба. Интерес к чидаоба после успехов грузинских дзюдоистов возрос настолько, что в 1980-х в Токио четырёхкратный чемпион мира по дзюдо Сейдзо Фудзи создал ассоциацию грузинской борьбы чидаоба.

Хридо́ли (груз. ხრიდოლი) — грузинское боевое искусство, включающее в себя ударную и бросковую технику, а также владение традиционным клинковым оружием. Вплоть до начала XX столетия в каждом регионе Грузии имелись особые места, отведённые под состязания в боевых искусствах, которые проводились в виде военных манёвров с участием тысяч людей, сражавшихся по правилам «салдасти» (с применением деревянного оружия)[15]. Воинские традиции и обычаи проведения соревнований были весьма разнообразны, всего в разных местностях выделяется более 30 стилей борьбы и рукопашного боя. В XX в. грузинские техники рукопашного боя оказали определенное влияние на развитие самбо[16], однако собственно грузинские обычаи пришли в упад

В России развитие боевых искусств началось только после Октябрьской революции, в 1920-х годах. К тому времени были уже образованы школы раннего самбо и появился вид единоборства с простым названием «рукопашный бой». Ему обучали солдат некоторых подразделений Красной армии.

САМБО

История развития борьбы самбо началась с основания первой секции борьбы на базе общества «Динамо». Возглавил ее Виктор Спиридонов в 1923г. На занятиях он обучает работников силовых органов и бойцов пограничных войск боевым приемам. Именно Спиридонов выделил два направления развития самбо – спортивное самбо и боевое самбо. Виктор Афанасьевич не просто обучал борьбе, он активно пропагандировал ее распространение по всей стране. Открыл спортивные секции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске и ряде других городов. Предложил правила проведения соревнований, первым из которых было категорическое запрещение «горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не проходила».

Другим энтузиастом в деле развития самбо был Василий Ощепков, который в 1913г. закончил в Японии институт дзюдо «Кодокан», С 1918 по 1926 год был резидентом Главного разведовательного управления Красной Армии в Японии. До переезда в Москву работал инструктором по самозащите в новосибирском отделении «Динамо», обучая курсантов местной школы милиции. Там уже внедрялась закрытая система Спиридонова «САМ». В Москве Ощепков организовывает в ЦДКА группы по изучению рукопашного боя среди военнослужащих, проводит занятия для высшего командного состава Красной Армии.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев именно он зачастую считается основателем борьбы самбо. Харлампиев много путешествовал собирая и систематизируя приемы и методы тренировки национальных видов спорта. Харлампиев автор первого учебника «Борьба самбо». Еще студентом, в 1936 году он защищает дипломную работу, в которой собраны и описаны приёмы, изученные им под руководством Ощепкова. На протяжении многих лет систематизировал приемы и методы борьбы народов СССР. Харлампиев — автор многих книг по теории и практики обучения самбо, организатор многочисленных судейских семинаров и учебных сборов для спортсменов. Он основал школы воспитания спортсменов в таких спортивных обществах как «Крылья Советов», «Динамо» и Московском энергетическом институте, подготовив более ста мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и тысячи разрядников.

День рождения самбо - или официальное признание 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издаёт Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день принято считать днём рождения самбо. В1938 году в комплекс норм ГТО II степени, как зачётные дисциплины, включаются спортивная борьба (для мужчин) и самозащита (для женщин).В1938 году в Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда. В1939 году в Ленинграде Личное первенство СССР по борьбе вольного стиля. Участвуют 56 человек в восьми весовых категориях. В 1940 году первые 16 человек получают звание «Мастер спорта СССР».

1961 год. В программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включается дзюдо. Федерация борьбы самбо получает задание подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов.1964 год. Олимпиада в Токио. Выступление советских борцов становится сенсацией. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе. Первые чемпионаты Европы и мира

1972 год в Риге стартует первый Чемпионат Европы. Выходит постановление о раздельном культивировании в СССР борьбы самбо и дзюдо. Первые чемпионы Европы В. Кюлленен, А. Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Саито, С. Новиков, В. Кузнецов. 1973 год Первый чемпионат мира в Тегеране. Команда СССР завоёвывает девять золотых медалей из десяти. Первые чемпионы мира Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Д. Рудман, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко. Первые женские соревнования1981 год. В Мадриде проходит первый чемпионат мира среди женщин. Советские спортсменки в соревнованиях участия не принимают. 1987 год. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту издается приказ «О развитии самбо среди женщин». Нижний Тагил принимает первый женский Всероссийский турнир. Первый фильм о самбо2001 год. В Москве открывается первый Международный юношеский турнир «Победа». Проходит первый чемпионат России по боевому самбо Национальный и приоритетный23 апреля 2003 года состоялось заседание коллегии Госкомспорта России. Решение, принятое на этом заседании, изменило судьбу самбо. Самбо было признано национальным и приоритетным видом спорта.

В 2007 год. В Москве проводится первый Кубок Президента Российской Федерации.

АНГЛИЙСКИЙ БОКС

Временем основания английского бокса, впоследствии распространившегося и в других странах, официально назван 1719 год. Однако после этого техника бокса продолжала совершенствоваться примерно в течение ста лет. На начальном этапе развития этого вида борьбы требовалось в ходе боя только наносить и отражать кулачные удары. Правил не существовало, побеждал тот, кто оказывался более выносливым. Таким образом сражались первые боксеры. Лидером в боксерских поединках данного периода чаще всего выступал Джеймс Фигг. Он стал первым чемпионом по английскому боксу и носил этот титул в течение 15 лет. Фигг также являлся организатором призового ринга и первым преподавателем кулачного боя в своей стране. Второй этап становления английского бокса можно назвать этапом первых правил. Самым известным боксером этого периода являлся Джонс Браутон, чемпион Англии с 1740 по 1750 год, ставший основоположником современного направления в этом виде спорта. Он был не менее популярен, чем его предшественник Фигг, и к тому же значительно превосходил его в мастерстве.

Историки приписывают Джексону изобретение так называемого прямого удара, который стал основой английского бокса. В 1838 году были приняты правила «Лондонского призового ринга», за основу которых были взяты правила Браутона. Они действовали до тех пор, пока участники поединков выходили на ринг без перчаток.

Началом эры современного бокса принято считать 1867 год, когда были официально приняты правила маркиза Квинсберри. Одним из главных пунктов стало применение специальных боксерских перчаток. Благодаря введению новых правил бокс начал развиваться гораздо быстрее, чем раньше, поскольку повысилась безопасность бойцов и стала совершенствоваться тактика боя. Вторым важным условием, указанным в этих правилах, являлось разделение соперников по весовым категориям. Любительский бокс формировался гораздо медленнее. В программу Олимпийских игр, например, бокс был введен только в 1904 году, чемпионаты Европы стали проводить с 1924 года (раз в два года), в 1974 году прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта. В современном боксе раунд длится три минуты. Любительский матч включает в себя три раунда, матч профессионалов – от 4 до 15 раундов. Любители используют 285-или 228-граммовые перчатки, профессионалы – 228-граммовые, в редких случаях – 171-граммовые.

У-ШУ

Под термином «ушу» понимают общее название различных традиционных китайских боевых искусств. Дословно «ушу» переводится как «воинское искусство». В различных источниках встречаются также названия «кун-фу» («кунг-фу») и «китайский бокс», которые являются родственными видами ушу, но распространены в основном в западных странах. Весь период развития ушу неразрывно связан с изменением политической обстановки в стране. Во времена, когда у власти находились китайские правители, развитие ушу поддерживалось ими и этот вид боевого искусства вводился в качестве обязательной дисциплины в программу обучения солдат китайской армии. Однако довольно длительный период в истории этого государства власть принадлежала иноземцам (монголам и др.), которые стремились к искоренению китайских традиций, в том числе и ушу.

Легенда называет основателем ушу индийского миссионера Бодхидхарму. В VI веке он пришел в Китай и начал проповедовать в монастыре Шаолинь, неподалеку от Лояна. Здесь он создал шаолиньский стиль ушу. Через некоторое время монахи монастыря, используя свое искусство, помогли второму императору династии Тан – Ли Шиминю – вернуть себе трон, а правитель в благодарность за это разрешил им вести подготовку воинов в монастырских стенах.

Начальный уровень системы ушу существовал, по всей видимости, начиная с глубокой древности. Однако до III–IV веков н. э. вся методика ушу представляла собой лишь способ подготовки воинов, так называемое воинское ремесло. Приемы ушу в то время имели вид танцевально-боевых упражнений, а спустя некоторое время превратились в учебную дисциплину, которая преподавалась в специальных учебных заведениях. Об этом раннем периоде развития ушу сохранились некоторые исторические сведения. Например, известно, что в конце II столетия н. э. все способы воинской подготовки (цзюэди, или борьба; шоубо, или рукопашный бой; техники работы с оружием) были объединены в систему уи. Этот термин был в ходу в течение многих веков и являлся синонимом ушу.

В течение нескольких веков боевое искусство ушу развивалось только в стенах монастыря Шаолинь. Так продолжалось до сунской эпохи (960-1279), когда многие усэны (монахи-бойцы) начали слагать с себя монашеские обязанности и уходить в мир. В то же время в стране отмечались гонения на буддизм. В связи с этим к началу XIII века шаолиньское ушу пришло в упадок.

В 1220-х годах один из монахов Шаолиня по имени Цзюэюань постарался возродить древние традиции ушу, которые считались утраченными. Но в действительности он создал новый стиль, который существует и сегодня. Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране (власть в ней захватили монголы) и преследованиями китайцев традиции ушу здесь не были популярны. Только после того, как к власти вновь пришла китайская династия, это единоборство снова стало развиваться. Во второй половине 1500-х годов генералом Ци Цзигуаном была написана книга «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях (в военном деле)»). В ней подробно описывались все наиболее популярные системы военной подготовки. Довольно много внимания в этой работе уделялось и ушу. Кроме того, именно Ци Цзигуан ввел обязательное изучение данного единоборства всеми воинами, в том числе и офицерами. Благодаря нововведениям генерала ушу в XVI веке получило широкое распространение в Китае.

В XIX веке в стране часто происходили народные восстания (восстание «восьми триграмм», «опиумные войны», война тайпинов, боксерское восстание). Многие из них были организованы различными тайными обществами, в том числе и Центром изучения ушу. Однако повстанцам не удавалось поколебать власть иноземной династии Цин, а в ходе одного из восстаний Центр изучения ушу был окончательно разгромлен и многие мастера ушу погибли. Однако традиции этого вида боевых искусств все же не были утрачены полностью, и спустя несколько десятилетий деятельность Центра изучения ушу возобновилась.

В 1909 году мастер стиля мицзунцюань Хо Юаньцзя основал в Шанхае академию боевых искусств под названием Ассоциация Цзиньу, в которой преподавалась техника ушу. В академию приглашались ведущие мастера различных традиционных стилей и направлений боевых искусств. Были разработана классификация ушу и специальные программы для массового обучения этому искусству. Через год после открытия Ассоциации Цзиньу в Шанхае прошли первые показательные выступления. Воспитанники демонстрировали зрителям парные комплексы и принимали участие в поединках.

В 1928 году с целью «консолидировать боевые искусства Китая, собрав вместе великих мастеров», в стране был основан Центральный институт гошу (ушу). Его ректором назначили генерала Чжжан Чжицзяна, поклонника ушу и сторонника введения этого единоборства в армии.

В первой половине XX века правители и высокопоставленные чиновники Китая всячески оказывали содействие развитию ушу. В частности, Сунь Ятсен был членом тайного общества, в котором изучал боевые искусства; генералиссимус Чан Кайши активно поддерживал проведение соревнований

В заключение необходимо отметить, что ушу считается наиболее древним и популярным из всех видов боевых искусств. Оно оказало влияние на развитие многих японских и других восточных видов единоборств. Более того, даже мастера единоборств, сформировавшихся без влияния ушу, для повышения своего престижа нередко ссылаются на связь с китайскими боевыми традициями.

КАРАТЭ

Боевые традиции карате зародились на острове Окинава, который в настоящее время принадлежит Японии. Но так было не всегда.

В 1606 году японский князь Симадзу Иэсиха при помощи трех тысяч самураев клана Симадзу захватил остров. Жители Окинавы не могли противостоять такой многочисленной армии, так как они не владели боевыми единоборствами и были плохо вооружены. Однако этот захват стал отправной точкой развития на острове боевого искусства под названием «карате».

В трактате по Окинава-тэ, написанном в XVIII веке, есть такие строки: «Время не трать даром, молод ты или стар, учись ударом отвечать на удар. Пусть крепче булатной стали будет твоя рука, чтобы зря враги уповали на мощь стального клинка».

Захватив остров, японский князь заставил его жителей платить высокие налоги; местное население страдало от тяжелого гнета и унижений со стороны Японии. Окинавцы в свою очередь были вынуждены тренироваться, чтобы противостоять самураям. Не имея возможности применять против них оружие, жители острова со временем превратили в грозное оружие руки и ноги. Многие крестьяне сумели разработать свои конечности так, что одним ударом могли расколоть шлем или пробить доспехи самураев. Поэтому слова «пусть крепче булатной стали будет твоя рука» следует понимать не иносказательно, а буквально.

Окинавцы изучали известные им китайские приемы и придумывали новые. Способ укрепления конечностей, по всей видимости, был разработан на острове. Он заключался в следующем: ученик, начинающий изучать карате, насыпал полное ведро фасоли и по нескольку тысяч раз в день резко, рывком погружал в него руки с сомкнутыми и разомкнутыми пальцами. Через некоторое время из-под ногтей начинала сочиться кровь, но тренировки на этом не прекращались: ученик должен был терпеть боль. Через несколько месяцев таких занятий кончики пальцев рук теряли чувствительность, и человек уже не ощущал боли. Благодаря длительной и серьезной подготовке сила удара кулаком в карате может достигать 700кг, а сила удара ногой – более одной тонны.

В основе шури-тэ находились так называемые северные стили ушу. Традиции шури-тэ легли в основу современной школы карате Сетокан. Создателем школы являлся Гичин Фунакоши; он в свою очередь учился у двух выдающихся мастеров шури-тэ XIX века Итосу Анко и Азато Пейчина. Один из учеников Анко по имени Мабуни Кенва, синтезировав наха-тэ и шури-тэ, разработал собственный стиль шито-рю.

Основными для наха-тэ стали южные стили ушу. Для этого направления главными являются работа руками в соответствии с китайскими стилями тан-лун («богомол») и винчун, устойчивая стойка, громкое брюшное дыхание, нанесение ударов ногами только снизу по дуге. Именно в карате сформировалась практика тамэси-вари – разбивания предметов различной твердости (деревянных брусков, кирпичей, каменных плит).

Наиболее яркими представителями современного наха-тэ являются мастера Чодзюн Мияги и Масутацу Ояма. Первый разработал стиль годзю-рю, второй – направление киокушинкай. В настоящее время все эти стили и направления официально объединены под общим названием «карате». Однако долгое время понятия «карате» в Японии вообще не существовало. Это слово вошло в обиход только в начале XX века.

В 1921 году в Токио во время фестиваля боевых искусств Гичином Фунакоши впервые были показаны приемы окинава-тэ. Никто не ожидал, что его выступление будет настолько успешным. Фунакоши, до того времени никому не известный, сразу же стал очень популярен по всей Японии. Дзи-гаро Кано, создатель «Кодокана» (академии дзюдо), пригласил Фунакоши в свой тренировочный зал, с тем чтобы мастер дал ученикам несколько уроков.

С начала 1930-х годов новое для многих искусство, названное карате-дзюдзюцу («искусство китайской руки»), решено было включить в программу физического воспитания всех японских университетов. В 1936 году Фунакоши открыл школу Шотокан, которая на сегодняшний день является одной из крупнейших школ карате во всем мире.

К современным стилям карате относятся следующие.Серин-рю, илиокинавский стиль. Он характеризуется более высокими стойками, а нанесение ударов выше пояса запрещается, так как это может привести к потере устойчивости атакующего и получению удара в пах. Последователи серин-рю изучают тактику ведения боя с применением некоторых видов холодного оружия.

Для сетокана характерны устойчивые стойки, резкие и энергичные движения. В целом сетокан является наиболее динамичным стилем карате. Большое внимание в нем уделяется ката (упражнениям). При этом многие движения, заимствованные из окинавского стиля, утратили первоначальное воздействие и в настоящее время выполняют только эстетические функции.

До XX столетия на Окинаве слово «карате» записывалось двумя иероглифами. Первый звучал как «кара» и буквально означал как «Китай периода правления династии Тан» (реже употреблялось понятие «Великий Китай»). Второй иероглиф тэ переводится как «рука».

Наибольшее распространение в Японии сетокан получил после Второй мировой войны. В этот же период старшие ученики школы Накаяма, Обата и Егами основали японскую ассоциацию карате. Сотрудники ассоциации подготовили инструкторов, которые затем начали заниматься с учениками в разных странах мира, тем самым способствуя распространению популярности этого боевого искусства. Технический уровень карате значительно возрос.

В 1957 году, после смерти Фунакоши, большинство инструкторов покинули ассоциацию, объявив, что жесткие методы обучения и регулярно проводимые спарринги не соответствуют моральным принципам, заложенным учителем. Они создали новую организацию «Сетокан».

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕДИНОБОРСТВ

В социальном аспекте единоборства востребованы в обществе как средство оздоровления и развития подрастающих поколений в противовес негативному влиянию гаджетов, медийных развлечений и компьютерной зависимости.

Межвидовая конкуренция в массовом спорте вынуждает модифицировать технику к максимально эффективным формам. В целом, высокая скорость развития современного спорта, большое количество соревнований, доступность методической литературы стимулируют развитие единоборств.

Смешенные единоборства микс файт, рукопашный бой, mmi, панкратион перетягивают на свою сторону всё больше внимание общества. Дети и молодежь идут в эти виды спорта увлечённые всесторонней универсальной подготовкой бойцов. Классические единоборства бокс и все виды борьбы ставят спортсмена в жёсткие рамки ограничивая всестороннее развитие бойца. И это невозможно обойти вниманием.

В нашей иркутской области по массовости доминируют киг-босинг, рукопашный бой, бокс и самбо, значительно уступает в массовости вольная борьба и тайский бокс. Отделения ДЮСШ могут существовать кое-как на энтузиазме и жалком финансировании государства. Для высоких спортивных показателей нужно финансирование соревновательной деятельности. От массовости к мастерству каждый тренер проводит своих учеников сам своими средствами: поиск спонсоров, создание федераций, личный вклад родителей.

Самостоятельная работа № 1. Проанализировать учебную и научно-методическую литературу интернет источники. По теме: В озникновение, развитие и современное состояние единоборств в России и за рубежом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 9037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.037 с.)