Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение онтопсихологических инструментов

Поиск

2.2.1.

В арсенале онтопсихологии имеется ряд точных инструментов, позволяющих верифицировать, согласуются ли действия субъекта с его природным "изо" или нет. Каждый из нас, если он недостаточно прочно центрирован в себе, накрывается волной стремительно текущих событий и неизбежно откатывается назад. Конечно, каждый человек может воспринимать вещи так, как ему больше нравится, однако, если он желает достичь превосходства, базирующегося на непрерывной череде открывающихся перед ним возможностей, то в стремительном беге собственной жизни должен постоянно отводить время на то, чтобы из момента в момент анализировать ту ситуацию, в которой находится. Например, если мы замечаем, что за два-три месяца дела какого-то человека не изменились или ухудшились, о чем свидетельствует увеличение экономических потерь, это означает, что в нем остановился внутренний рост, и он начинает регрессировать.

Как только онто Ин-се видит стопор в том или ином виде, оно вначале страдает, а затем самоустраняется. Онто Ин-се исчезает всякий раз, когда

___________________________

6 Подробнее об онтопсихологической теории и практике см. Л. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1996.

­ Конец страницы 29 ­

¯ Начало страницы 30 ¯

человек не предоставил ему возможности вложиться во что-то: оно оставляет субъекта выживать на растительном уровне, на уровне биологических функций, но по прошествии определенного времени окончательно отрезает в нем присутствие духа. Это обусловлено тем, что онто Ин-се экономично, так как его видение реальности согласуется с неизменным законом жизни об экономии вещей. Если человек не вкладывается, то "изо" начинает дремать, впадает в своего рода состояние летаргического сна и поставляет только тот потенциал, который необходим для поддержания биологических функций, однако горизонт психического цикла на этом для субъекта закрыт. Вслед за некоторым периодом ошибок, "изо" полностью прекращает свою деятельность, то есть лишает человека возможности самовосстановления. Такое поведение "изо" также основывается на законе экономии вещей. Если "изо" испытало на себе ряд фрустраций, оно окончательно блокируется, и с этим уже ничего не поделаешь, а значит, такой человек уже не сможет стать лидером7. Это происходит вследствие того, что онто Ин-се более не возрождает свое действие внутри человека. Причина такого поведения онто Ин-се состоит в том, что ранее, когда субъект восстановил силу своего жизненного кванта — или

__________________________

7 Даже надежда, в объективной реальности вещей может основываться только на причинах, потенциально содержащих в себе возможность появления позитивных результатов; в случае отсутствия таких причин надежда превращается в бессмысленные мечтания.

­ Конец страницы 30 ­

¯ Начало страницы 31 ¯

исторические возможности, или социальный успех, — он возобновил также и чувственные связи, основывающиеся на его комплексах, которые, имея исторический вес, упрочились и опять перестроили окружающий мир человека по собственному предпочтению, то есть согласно привычным для него аффективным модальностям семейного стереотипа.

В таком случае онто Ин-се не открывает более человеку новых возможностей, поскольку это послужило бы очередным поводом подавить онто Инее, и таким образом оно могло бы стать соучастником комплексов субъекта8. Онто Ин-се в такой ситуации полностью самоустраняется, потому что по своей внутренней сути следует фундаментальным законам универсума, которые позволяют ему действовать только внутри предельно высокоразвитых экосистем.

"Изо" — это опережающее действие. Наличие пятнадцати характеристик "изо"9, определяемое с помощью онтопсихологических инструментов, свидетельствует о том, что человек находится в состоянии развития. "Сверх-Я", комплексы, негативная психология, наоборот, всегда крайне отрицательны для субъекта, так как они противоречат онто Ин-

_____________________________

8 Следует сказать о том, что субъект, который сначала первый раз теряет, а затем второй, если даже получит третью возможность, то разрушится еще больше как в экономическом плане, так и в плане здоровья.

9 См Л. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. "Что такое онто Ин-се?". — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997.

­ Конец страницы 31 ­

¯ Начало страницы 32 ¯

се, и в какой бы форме они ни проявлялись, для онто Ин-се означают смерть.

Диада или стереотип амбивалентны. Эти психологические явления в жизни человека могут играть как позитивную, так и негативную роль, которую следует проверять в каждом конкретном случае отдельно. В случае их негативности они убивают жизненность субъекта, в случае позитивности — усиливают. Диада эффективна только при условии, что субъект связан с полезной для него личностью. В качестве примера можно привести диадические отношения "Учитель-ученик": здесь диада представляет собой единомоментность двух действий, где один полюс усиливает другой. Если, наоборот, субъект установил диаду с негативным человеком, то есть ведущим его к регрессу, умаляющим его, такая ситуация смертельна для онто Ин-се зависимого полюса. Диадические отношения могут быть высоко ценностны исключительно в случае позитивности обоих полюсов.

Стереотип — это модель поведения, которая может касаться социальной, исторической или индивидуальной сферы жизни субъекта. Стереотип носит негативный характер, если логика поведения непродуктивна, не приносит результата для оператора. В таком случае, речь идет о субъекте, который, единожды открыв для себя и опробовав ряд инструментов, что бы с ним ни происходило в дальнейшем, использует только их вместо включения момента новизны для поиска в окружающем его контексте нестандартных резолютивных прие-

­ Конец страницы 32 ­

¯ Начало страницы 33 ¯

мов. Вместо этого он постоянно прибегает к старому опыту.

Багаж жизненного опыта — это связка стереотипов, стиль поведения, который иногда может быть полезен и в высшей степени функционален, однако, всякий раз следует перепроверять, какого результата вы добьетесь с его помощью именно сейчас10.

Когда возникают ситуации, в которых замешаны "Сверх-Я", комплексы и негативная психология, это означает, что субъект отстал от собственного потенциала действия. И, наоборот, все, на что указывает Ин-се субъекта, несет в себе возможность роста, даже если другим это кажется опасным, нечестным, странным, новым, слишком эгоистичным, неинтересным. Онто Ин-се всегда выбирает самый практичный, подходящий для данного человека путь, оно не следует закону раздора или лингвистического стереотипа.

Чтобы уловить практичность интуиции, ту разумную пропорциональность, которую дает человеку "изо", необходимо обрести иммунитет от следующих трех элементов: "Сверх-Я", комплексов и негативной психологии, а также полностью устра-

___________________________

10 Иногда стереотип может быть пригоден, но, превращая его в фиксированный модуль, ясно, что с течением времени он породит в зависимом от него полюсе состояние депрессии и разупорядоченность; в таком случае для человека этот стереотип более не подходит и от него следует отказаться. Даже настойчиво проявлять воспитанность из вежливости — тоже стереотип; наоборот, существуют моменты, когда лучше тактично ответить: "Я не согласен, может вина и на мне, ну тогда я удаляюсь".

­ Конец страницы 33 ­

¯ Начало страницы 34 ¯

нить в себе связи, носящие негативный диадический или стереотипный характер.

Действие монитора отклонения в человеческой психике также амбивалентно, так как знание устройства этого механизма может быть использовано для сбора психологической информации о других людях (любовнике, друзьях, подчиненных, партнерах и т.д.), что раскрывает логику их поведения.

Осознав, что единственная реальность, несущая рост, исходит от онто Ин-се, необходимо научиться прочитывать его указания и отличать его от действий других элементов психической структуры.

2.2.2.

Если человек желает достичь единства в самом себе, он должен сделать выбор: действовать согласно волеизъявлениям онто Ин-се.

При анализе субъекта — того, как он любит, спит, работает, эмоционально сопереживает и т.д. — необходимо внимательно рассмотреть каждую деталь его поведения: всякий ли предпринимаемый им шаг ведет к увеличению, усилению единства центра, то есть онто Ин-се. Любое действие, усиливающее идентичность собственного единства действия, свидетельствует о правильном выборе, который приведет человека к росту. И, наоборот, любое действие, отклоняющее субъекта от собст-

­ Конец страницы 34 ­

¯ Начало страницы 35 ¯

венного единства действия, есть неправильный выбор, влекущий за собой ошибку, а значит, потери.

Вершины искусства изомастера достигаются с помощью онтопсихологических инструментов. При их использовании невозможно потерпеть поражение, ибо онтопсихология открыла существование онто Ин-се, которое равнозначно природе победного проекта и позволяет субъекту в любой момент жизни понять способы самовложения.

Природные инстинкты

2.3.1.

В этом мире все хотят достичь желаемых высот, однако нужно констатировать тот факт, что большинству это не удается. Трудность воплощения в жизнь собственных устремлений объясняется тем, что субъект попадает в манящий и сулящий множество удовольствий сад неподготовленным, незрелым, он не распознает опасностей и последствий определенных ситуаций. Люди попадают в мир незрелыми, ничего незнающими о природных инстинктах, таких как еда, сон, агрессия, секс, стремление к власти.

Слишком рано, уже в период полового созревания или на стадии перехода от детства к отрочеству, природа порождает в нас импульсивное стремление завоевать весь мир. Мы чувствуем ог-

­ Конец страницы 35 ­

¯ Начало страницы 36 ¯

ромный прилив физических сил, наш возбужденный организм постоянно что-то будоражит, однако мы не знаем, куда могут унести нас эти кони. Все желают подняться, и на деле им удается оседлать этих прекрасных, стремительных коней, в скачке дарующих ощущение внутреннего превосходства. Однако, оказываясь верхом на коне, мы не умеем им управлять: наш ум к этому неподготовлен, поступающая в него информация искажена; человек выбивается из седла и ломается: он не знает, как выстраивается иерархия инстинктов.

2.3.2.

Теперь давайте проанализируем один из этих инстинктов: сон. Если молодой человек приучается подолгу спать, особенно в подростковом возрасте, он входит в состояние своего рода нейронного артрита, чем наносит огромный вред собственной церебральной системе. Возникает своеобразный нейронный застой, сопровождающийся снотворным эффектом. Как следствие, нейроны теряют способность к непосредственному реагированию.

Самые лучшие часы — утренние. Если молодой человек привыкает лениться, залеживаться в постели, то, несомненно, когда он вырастет, из него не получится гения, потому что в нем уже развились такие моменты как статичность, быстрая утомляемость, запаздывание ментального отраже-

­ Конец страницы 36 ­

¯ Начало страницы 37 ¯

ния и, как следствие, нехватка амбиций, смелости, мужества и длительной выносливости. Сила воли будет слаборазвитой и после двух-трех раз возникновения серьезных трудностей субъект самозаблокируется, потому что в этот момент к делу подключатся его страх, незнание, возникнут осложнения. Этот субъект не сможет действовать, проявлять свои способности и силу воли длительное время, годы, в нем не будет бойцовской закалки.

Другая проблема, связанная со сном — семейные инкубации, то есть та диада, то пространство, тот контекст, которые денно и нощно активизируются рефлективной матрицей в общении со старшими (бабушкой, дедушкой, матерью и т.д.) и в контакте с замкнутой защитной средой, которая изначально принимается субъектом, а после избирается им в качестве убежища, места, где он чувствует себя спокойно и уверенно.

Из безопасного, первичное пространство превращается в тесное кольцо, но субъект по привычке в людях и во всем, что там происходит, видит своих защитников, не будучи способным разглядеть их отрицательного, урезающего характера влияния на собственные личность и ум. Во сне усиливаются культура, традиции, отношение к морали, запахам, взгляд на одежду, мебель, фотографии, музыку, памятные подарки. Во сне деятельность бессознательного упрощает избирательность комплекса, ослабевают энергетические и волевые способности сознания субъекта; происходит перезапуск цикла одних и тех же образов. Таким

­ Конец страницы 37 ­

¯ Начало страницы 38 ¯

образом, во сне мы навязчиво выстраиваемся тройственным действием: мы семантизируемся, спим и видим сны, и это нас выстраивает.

Природа в определенном смысле охраняет нас в течение девяти месяцев, пока мы находимся в •материнском лоне, однако после мы сами год за годом выбираем некий статус, модус жизни, который, как полагаем, дает нам преимущества, но в действительности лишь смягчает окружающую реальность.

В период сна резко снижается активность мозга и внутренних органов11. Жизнь молодого человека, приученного не спать более необходимого, — некоторые спят по шесть-семь часов, — протекает совсем в ином ключе, нежели у остальных, привыкших спать подолгу. Эти молодые люди осознают опасности, которые подстерегают их даже во сне, по-иному видят и координируют мир. Приспособившись к такому стилю жизни, церебральные функции синтеза информации (ее приема и выдачи ответа) выполняются мгновенно. Мозг быстро перестраивается от сна к бодрствованию, поэтому даже в состоянии активности может отдыхать. При такой комфортной работе мозга проис-

____________________________

11 Многие, например, чтобы иметь стройную фигуру, садятся на диету и при этом забывают, что проблема не в питании, а, прежде всего, в том, что во сне наше тело максимально расслабляется, так как все органические процессы находятся в статическом состоянии; избыточная энергия не сжигается и не выводится из организма, вследствие чего начинается процесс медленного ее отстаивании. В конечном итоге излишний сон располагает к лени не только мозг, но и клеточно-органическую систему.

­ Конец страницы 38 ­

¯ Начало страницы 39 ¯

ходит его непрерывное самооживление, которое не только качественно повышает уровень его деятельности, но и количественно усиливает ментальную отдачу.

Для развития собственного ума на высококачественном уровне необходимо с юных лет открыто интересоваться многими вещами: посещать различные школы, дружить с разными людьми, вступать в различные группы, отношения. Например, очень важно поменять хотя бы раз школу, побывать в другой стране, столкнуться с трудностями, потому что, чем меньше трудностей у молодых людей, тем более неподготовленными они будут к жизни. И наоборот, чем больше трудностей, тем более подготовленными они будут к преодолению жизненных проблем, причем научатся делать это с большой внутренней относительностью.

Противоречия, расхождения, несогласия, возникающие у молодого человека в период полового созревания и взросления, качественно развивают его умственные способности и умение идти на контакт. Противостояние экзистенциальным трудностям делает его хитрее, сноровистее, предусмотрительнее, разогревает его лидерские качества и способность проявить их в будущем12.

_________________________

12 Если, например, в семье случается несчастье (или, по крайней мере, его считают таковым), и вся родня пребывает в стенаниях, а рядом на площади развернута танцевальная площадка, молодого человека должны интересовать как то место, где плачут, так и то, где танцуют, не отдавая исключительного предпочтения ни тому, ни другому.

­ Конец страницы 39 ­

¯ Начало страницы 40 ¯

Следует научиться бдительности к происходящему в бессознательном во время сна и, в частности, к деятельности комплексов. С детских лет субъект отдает себе отчет в том, что не все вещи, окружающие его, хорошие, не все ему нравится, но он все равно их держит под контролем: фантазии, монстры, секс, ужасы определенного типа. Он теряется, недоумевает, стремится понять и неизбежно приходит к поиску смысла жизни: он внимателен, а не просто пытается сознательно приспособиться.

Иногда человека охватывает бессонница, которая проявляется в отсутствии потребности во сне. В таком случае бесполезно заставлять себя заснуть, ибо все говорит о том, что сейчас не тот случай, что организм посылает сигнал тревоги. Из-за бессонницы не умирают и не заболевают, так что если такое с вами приключилось, то не беспокойтесь понапрасну13. Сама по себе бессонница — защитное состояние или момент особой активности.

Прежде всего, в обычном состоянии бодрствования следует научиться тому, как оберегать собственную благодать и гарантировать высокий качественный уровень работы своего ума. Например, если вечером субъект задумал осуществить какое-то дело, спланировал какой-то проект, представляю-

__________________________

13 Многие из тех, кто принимают снотворное, убивают караульных собственного организма; в действительности эти люди под видом снотворного выпивают "болеутоляющее средство", с помощью которого пытаются избежать бодрствующего состояния, когда их сознание кричит о боли: приняв "таблетку" они засыпают и могут не видеть реальность, от которой страдают.

­ Конец страницы 40 ­

¯ Начало страницы 41 ¯

щий для него интерес, а после проводит ночь в семье, проснувшись утром и вернувшись к размышлениям, он обнаружит, что его голова не будет такой же ясной, как вчера вечером. Впитать в себя пусть даже нейтральные, индифферентные семантики более чем достаточно для того, чтобы подорвать или полностью разрушить проект.

Существует много нейтральных самих по себе вещей, которые, однако, могут оказаться вредоносными для значимого, интуитивно родившегося проекта. Ум как таковой духовен, но дух бездействует, если отсутствует инженерная структура высочайшего коэффициента эффективности. Например, каждый из нас знает, что при помощи технических средств можно общаться с людьми на расстоянии, но если в один из дней сотовый телефон перестанет работать, то, несмотря на весь наш ум, мы не сможем ни позвонить, ни поговорить с человеком, ни получить от него информацию. Без посредника в цепи коммуникации проектирование (которое духовно) не может воплотиться, а значит, не осуществится и исторический процесс; это приведет к возникновению статической ситуации, то есть невоплощенный проект перейдет в материальную объективность.

Субъект, чьи знания в области снов и сновидений достигли очень высокого уровня, может, не прикладывая к этому никаких усилий, получить всеохватывающее представление о собственной ситуации. Все уровни бессознательного поставляют

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

информацию о том, в каком состоянии они находятся.

Сигналом сложившейся негативной ситуации служат повторы в нейро-эмоциональной волне у субъекта в состоянии сна или бодрствования. Если повторы, окрашенные агрессией или чувством любви, носят все более вовлекающий характер, это указывает на то, что ситуация начинает подчинять себе, объектифицировать субъекта, умаляя его как личность и, таким образом, делая его пространством, открытым захвату чуждой ему программой.

Когда ситуация несет в себе позитивные возможности, она, наоборот, представляет собой ясную, ничем не замутненную прозрачность. Она подобна восходящим лучам солнца: промелькнет один единственный раз и растворится в прозрачности воздуха; ее необходимо словить и развить исторически, нельзя ее запомнить без действия.

Интуиция утверждается следующим образом: о ней нужно знать, но не рассказывать никому, даже самому себе, ибо любое ее прохождение через сознание включает логико-историческое "Я" и одновременно с ним активизирует монитор отклонения или ваш доминирующий комплекс, которые начинают по-своему ее перерабатывать. Обдумывать данное интуитивно решение, ведущее к успеху или выгоде, означает деформировать, умертвить душу, ибо тогда человек оказывается с образом, за которым потеряно содержание, сущность: осталось магическое слово, но недостает внутрисущностного могущества, силы.

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

Предположим, что вы должны провести конференцию и изложить свое мнение по определенному аргументу. Для этого вы можете сделать заметки, но они должны быть выполнены в виде внешне поверхностных слов и таким образом, чтобы вы сумели наполнить их живительной влагой и утолить страждущих слушателей. Это означает, что если вы попытаетесь превратить интуицию духа в окостенелую "вещественность" вербальной символики, потеряете все. В определенном смысле наш психический мир принадлежит нам вплоть до определенной степени; если мы ошибаемся, то эта чистая психическая сущность — которая представляет собой глубинный акт мира-жизни — устраняет нас и помещает в зомбическую ситуацию: мы перестаем быть словом жизни, а превращаемся лишь в слово ради слова, логос ради логоса, образ ради образа.

Из простой способности качественно улучшать собственный сон рождается удивительная сила жизни. Те люди, которые, напротив, не обладают практической системой знаний о правильном сне, вместо отдыха, снятия напряжения, рождения гениальности во время сна зарабатывают регресс, раннее старение, умственное притупление, бессилие в индивидуальной и социальной деятельности.

Большинство людей не достигает успеха или теряет его из-за того, что слишком рано вошли в сад природных инстинктов. Они проживают их незрелым образом, они не готовы извлекать из них высшее познание и рано или поздно нарушают

­ Конец страницы 43 ­

¯ Начало страницы 44 ¯

равновесие инстинктов. Естественно, из этого рождается хаос, беспорядочность, потеря главного в себе. Итак, в практическом и рациональном смысле именно в этом кроется причина массовой фрустрации тех индивидов, которые, несмотря на все свое желание, не могут достичь результатов из-за пренебрежительного отношения к данным им в виде инстинктов указаниям, которые изначально несли в себе прогресс жизни.

Наши инстинкты служат носителями порядка жизни, силы, ведут к росту личности, жизнеспособности, успеха. Крайне важно уметь ими управлять, а этому учишься годами.

В случае отсутствия объективных возможностей начать все с начала, — ибо субъект преодолел уже сорокалетний рубеж, — в первую очередь необходимо привести в порядок все, что относится ко сну. Если субъект последователен, то за три недели он восстановит экстраординарные способности к познанию.

 

2.4. Ежедневное внимание к мелочам14

2.4.1.

Прежде чем комплекс приведет к возникновению негативных событий или несчастий, сущест-

________________________________

14 Лекция прочитана Автором в течение Летнего Университета по онтопсихологии 19 августа 1999 г. в Италии.

­ Конец страницы 44 ­

¯ Начало страницы 45 ¯

вует ряд предвещающих сигналов, признаков, возникает момент предчувствия.

Когда субъект терпит крах, такое развитие событий уже заранее предопределено и не может быть изменено, потому что он сам задал к тому предпосылки. Речь идет о калейдоскопе образов, впечатлений, которые затем облачаются для субъекта в реальные факты. Этими фактами могут быть дорожное происшествие, самоубийство, экономическая нестабильность, ошибка в политической стратегии, негативный трансферт со стороны какого-то человека: субъект оказывается в ситуации, которую сам же ранее и запустил. Он уже вошел в туннель, но, оказавшись внутри, не знает, как вернуться обратно; он переживает вплоть до возникновения ощущения, что спасти ситуацию может только катастрофа.

Откуда берут свое начало ошибки подобного рода? Каковы указания на наличие потенциальной ошибки? Какие предпосылки порождают ошибочное поведение? У каждого человека есть свой "пунктик", на котором он ломается, но когда он начинает отдавать себе в этом отчет, факт уже стремится к своему воплощению настойчиво и бесповоротно.

Онтопсихология открыла существование реальности монитора отклонения. Давайте посмотрим, как он действует, какие человеческие качества он использует для того, чтобы привести субъекта к "инфаркту" в экзистенциальном, психологическом и личностном смысле. Для этого, прежде

­ Конец страницы 45 ­

¯ Начало страницы 46 ¯

всего, мы должны вспомнить о том, что катастрофа всегда начинается с размывания смысла, значимости, важности.

В зависимости от типа внедрения монитора отклонения, каждый из нас с самого детства настроен на получение сугубо определенной информации15.

Монитор отклонения задает нам фиксированные координаты видения реальности мира и истории. Историю меняют не католическое папство, большевистский коммунизм или арабский фундаментализм: каждый из нас несет в себе культуру, которая уже превратилась в схему, тематическую избирательность мира. Наши комплексы свободно заражают нас инфекцией даже на вершинах нашего рационального, социально-культурного знания16.

__________________________________

15 Это означает, что для понимания реальности мира человек настраивается на одну единственную радиоволну. Например, все слушают CNN. Кто хоть раз послушал радио "Новое Дели"? По крайней мере потому, что население Индии составляет более одного миллиарда, тогда как, например, жителей Италии насчитывается примерно шестьдесят миллионов. У индийцев тоже есть свое радио и в нем сливаются голоса более миллиарда человек. Но нам это не важно, мы радио "Новое Дели" не слушаем никогда, настроившись только на CNN. Даже в нашей культуре, которую мы считаем глобальной и самой развитой, мы раздроблены на мелкие кусочки, но также убеждены, что правду нам говорит только CNN. Монитор отклонения, рефлективная матрица управляют нами в том числе в процессе понимания и системного охвата культуры. Например, правовые коды имеют силу только в рамках определенного государства. Если кто-то сбрасывает бомбу и уничтожает тысячи мирных жителей, и если эти кто-то принадлежат нации, не услышанной мировым сообществом, то для представителей их нации они герои, а для нас преступники. Мы окончательно схематизированы в плане усвоения исторической культуры.

16 Руководствуясь такими знаниями, мы, например, при просмотре фильма о войне, видя военного в немецкой форме, сразу де-

­ Конец страницы 46 ­

¯ Начало страницы 47 ¯

 

2.4.2.

Где следует искать координаты запуска спровоцированного комплексом события, то есть поведения, оборачивающегося для субъекта катастрофой17? В том, как мы обставляем свой дом, как одеваемся, как обустроены наши ванные комнаты, спальни, в том, что мы заказываем в баре или ресторане и т.д.

Бросив один мимолетный взгляд, человек-эксперт способен мгновенно оценить, идет ли этот человек по пути роста или находится в статическом состоянии. Сигналом может стать любая деталь его гардероба: тип очков, цепочка, амулетик, шнурочек, повязанный на запястье в память о девушке или юноше, с которой (ым) субъект пропел незабываемый вечер. Ношение таких вещей свидетельствует о слабости субъекта, раскрывает его склонность к фидеистической зависимости. Когда он находится один, идет в ванную комнату, смотрит на себя в зеркало и вдруг взглядом натыкается на памятную вещицу, он начинает вспоминать о том,

____________________________

лаем вывод о негативности этого персонажа. Мы понимаем, что это — враг, потому что нас научили видеть чудовище в каждом, кто носит такую форму. А вот если герой одет в американскую военную форму, то мы считаем его "нашим", несмотря на то, что были побеждены Соединенными Штатами. Это демонстрирует то, как наш мозг управляется, урезается в своей деятельности, чтобы поддерживаться в состоянии глупца. Подробнее см. Л. Менегетти. Кино, театр, бессознательное. Том 1. "Триада "Сверх-Я" в кино СШЛ". - М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001.

17 Веревка, на которой субъект себя подвешивает, сплетена из множества тончайших нитей. Хлипкая веревочка толщиной в два пальца под тяжестью тела рвется, но если таких ниточек набирается много, то они крепко затягиваются вокруг шеи и удушают.

­ Конец страницы 47 ­

¯ Начало страницы 48 ¯

что тогда произошло, о том человеке. Так запускается процесс свободных, но не спонтанных ассоциаций, или цепочки образов, связанных с религиозностью, верой определенного типа, специфическим прошлым человека, его мамой и т.д.

Одна деталь может упростить запуск серии определенных образов. Аналогично функционирует компьютер: следуя установленному алгоритму, на каждый полученный сигнал компьютер мгновенно выдает нужный четко заданный ответ. Полученный сигнал компьютер отсылает к базе данных, к памяти и выдает все, что как-то связано с поступившим запросом. Наше бессознательное, наша фантазия, наши эмоции работают по такому же принципу: конкретный возникший образ вызывает четко заданную череду последствий. Знак порождает реальность.

Арабско-израильский мир в его лучшей части оставил в искусстве только иероглифы и знаки. Было замечено, что если отпустить на свободу образы, то в субъектах начнут формироваться негативные стремления. В этой связи талибы, принадлежащие к арабской культуре, предписывают ряд особых дополнительных норм поведения; например, нельзя делать фотографии, потому что кто-то может сфотографировать сапоги другого человека и затем ментально мастурбировать, глядя на фотоизображение. В арабской культуре отдают себе отчет в том, что навязчиво-депрессивный, шизофренически-мастурбационный фетишизм снижает ментальный уровень человека. По этой же причине

­ Конец страницы 48 ­

¯ Начало страницы 49 ¯

женщинам предписывается носить вуаль, закрывающую нижнюю часть лица, ибо рот женщины выражает эмоции, секс, агрессивность, поэтому его стоит закрывать и так прятать образ.

Эти культуры проявляют бдительность к таким вещам во имя сохранения покоя и недопущения всплеска взрывоопасных, агрессивных ситуаций до тех пор, пока люди сами не повысят уровень собственной рациональной осмотрительности.

Существует ряд поведенческих модусов, которые любого из нас могут превратить в приманку или пассивный объект приманки. Приманкой может служить реальная или давно отжившая ситуация. Например, представим себе дырявую лодку и кипарис на берегу озера; если мы запустим этот образ, то увидим спонтанно возникающий ряд последующих образов: по тому, куда приведет нас наша фантазия, мы ясно различим конечный результат. А финал таков — потопление и смерть, ибо этот образ отбирает зафиксированные мнения, помещает человека в узкий коридор, задает механистическую цепь развития событий.

Слишком поздно вечером не идти на праздник, на ужин, не звонить кому-то, не подписывать контракт; поздно, потому что человек уже обречен, заранее сориентирован на поражение, которое выбрал сам. Истинное искусство, позволяющее достичь аутентичности онто Ин-се, заключено в непрерывной бдительности к началу любого действия, к маленьким нейтральным элементам.

­ Конец страницы 49 ­

¯ Начало страницы 50 ¯

Попробуйте проделать то же самое с "памятным шнурочком" и увидите, что он приведет вас к ситуации из "теленовеллы": к непостоянной любви, к союзу, превращающему двух людей в зависимых существ, где отношения дальше биологического уровня не движутся. Следовательно, этот образ никогда не приведет вас к автономии, прогрессивному действию, к креативному лидерству.

Именно с такой позиции следует подходить к анализу убранства наших квартир. Существует семантика объектов: объекты аморфны, представляют собой части материи, но обладают семантикой. Все объекты говорят, создают нас, открывают нас: чем мы занимаемся, чем живем.

2.4.3.

Изначальные предпосылки взрыва симптома неизменно указывают на навязчивую ригидность субъекта. В таком состоянии человек видит реальность лишь в перспективе собственной фиксированности, только сквозь узкую щель, и сам кует собственные несчастья. Его окно в мир зашторено, он не способен видеть все вокруг себя на 360 градусов, а зафиксирован лишь на 45-ти или 20-ти градусах. Происходит это не вдруг, не случайно, а на заранее, старательно, по крупицам подготовленной почве.

В какой-то из дней субъект провел пол дня в безделье, в баре, за болтовней, в недостатке экзистенциальных событий. Он безответственно оку-

­ Конец страницы 50 ­

¯ Начало страницы 51 ¯

нулся в мир пустых и бесполезных ему вещей, или провалил лекцию перед группой студентов, или выполнил работу, нефункциональную для идентичности его оптической структуры; или же, оказавшись перед лицом тяжелой внешней ситуации, спасовал, поддался страху, зависимости, вере, а значит, стал чужд собственной идентичности. Вслед за фазой этой циркулярно-периферийной отчужденности человек становится посредственным.

Возьмем такой пример. Если летом в комнате, температура воздуха в которой достигает 35-ти градусов, находится слегка приоткрытая канистра с бензином, то жидкость, смешиваясь с горячим воздухом, начнет испаряться. Через три-четыре часа, если вы зажжете сигарету или включите газ, чтобы приготовить себе кофе, мгновенно вспыхнет пожар. Спичка запустит движение электронов, рассеянных в среде, содержащей топливные испарения, и в считанные секунды возгорится пламя.

Не спичка или тот факт, что в тот день вы занялись сексом с тем человеком и проявили слабость, привели к несчастью: собственные невзгоды вы подготовили задолго до этого события. Все уже заранее было готово и не хватало лишь последнего элемента, чтобы произошла цепная реакция и ситуация взорвалась. Последний случившийся факт, послуживший стартером, который проявляется в сновидениях, симптоме, несчастье — уже последствие. Причинность, задавшая все координаты предпосылок события, была создана самим субъектом за неделю или за месяц; речь идет о стиле

­ Конец страницы 51 ­

¯ Начало страницы 52 ¯

жизни, о невнимательном отношении ко всем деталям собственного существования, которые и послужили причиной падения.

Здесь раскрывается вся цепочка спонтанных ассоциаций, возникших на основе собственного доминирующего комплекса, ранее сформированного матрицей, диадой детства. Типология произошедшего с человеком несчастья всегда соответствует той части его жизни, которая подчинена тематической избирательности комплекса.

Желая стать больше, необходимо научиться контролировать собственные самые потаенные психологические особенности, мелочи, мельчайшие пылинки — быть внимательными к мелочам в собственных ежедневных делах.

Депрессии, тоска, неуверенность, неясность — все это уже следствия. Наступление состояния тоски свидетельствует об ошибке, совершенной ранее: происходящее сейчас — это неизбежная цепь последствий, судьба. Будьте внимательны тогда, когда все идет хорошо, выверяйте точность своих шагов, когда есть свет.

Даже когда мы видим, что реально происходит в какой-либо ситуации, необходимо набраться рациональной осмотрительности и уважать культуру других. Мы можем использовать стереотипы других людей с условием, что не применяем их к самим себе. Даже если ты об этом знаешь, с того момента, как ты это используешь, ты этого касаешься или оно касается тебя, и ты этим становишься!

­ Конец страницы 52 ­

¯ Начало страницы 53 ¯

 

Глава третья Меметика и онтопсихология

3. 1. Клонирующие и онтические мемы1

3.1.1.

Обращаясь к этой теме, я стремлюсь показать читателю наш мир под иным у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.014 с.)