Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в субъекте Российской Федерации и Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в субъекте Российской Федерации и Российской Федерации.



В 2015 году в целях совершенствования регионального законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркоманииприняты: Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; 1 постановление и 2 распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и 6 ведомственных приказов:

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 сентября 2015 г. № 73-оз «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан» (предусмотрено полномочие в части реализации в муниципальном образовании мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и мотивации к отказу от злоупотребления алкогольной продукцией и табаком, от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, мотивации к своевременному обращению за медицинской помощью);

- постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 января 2015 г. № 5-п «О соглашении между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Правительством Севастополя о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах». Постановление принято в целях сотрудничества в различных отраслях деятельности, в том числе в правоприменительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 октября 2015 г. № 560-рп «О дополнительном соглашении к соглашению от 23 декабря 2014 года № НК-Г-126с «Об основных направлениях взаимодействия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 ноября 2015 г. № 687-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации в 2016 – 2020 годах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в части организации и проведения профилактических мероприятий по сокращению потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей, включая профилактические мероприятия с лицами, эпизодически употребляющими психоактивные вещества). Распоряжение принято в целях сокращению уровня социально значимых заболеваний посредством создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания обучающихся, спортивно-оздоровительных программ, профилактики алкоголизма и наркомании, противодействия потреблению табака;

- приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2015 года № 8-р «Об утверждении минимальной квоты получателей сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих наркологическими заболеваниями, для муниципальных образований автономного округа»;

- приказ Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №02-ОД-32, №122-р № 144 от 27 февраля 2015 года «Об утверждении регламента взаимодействия Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере профилактики и лечения наркомании, комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- приказ Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 марта 2015 г. № 1-нп «Об аттестации экспертов, привлекаемых службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору)». Приказ принят с целью обеспечения законности, гласности, открытости процедуры проведения аттестации граждан в качестве экспертов для привлечения к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере лицензирования медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департамента здравоохранения автономного округа от 21 мая 2015 года № 464/687 «О проведении в 2015/2016 учебном году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- приказ Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 ноября 2015 г. № 15-нп «Об утверждении перечня медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющие лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, и перечня наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, отпуск которых физическим лицам может осуществляться медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций, расположенными в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющие лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»;

- приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 декабря 2015 № 934-р «Об утверждении структуры и штатной численности бюджетных учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры». Приказом создан Центр реабилитации несовершеннолетних наркопотребителей бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос».

Для решения проблемы наркотизации населения в округе были приняты решения об утверждении плановых мероприятий действующих в округе государственных программ. Все плановые мероприятия в полном объеме обеспечены бюджетными ассигнованиями из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год.

Так, государственная программа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016-2020 годах» с подпрограммой IV «Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ» предусматривает мероприятия с запланированным объем финансирования 11 150,0 тысяч рублей.

Подпрограммой запланированы 8 мероприятий, в том числе:

проведение семинаров, совещаний, конференций, реализация антинаркотических проектов с субъектами профилактики наркомании, в том числе с участием общественности (финансирование по 250 тыс. рублей ежегодно);

проведение мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков среди детей и молодежи (финансирование по 4 150 тыс. рублей ежегодно);

организация и проведение турниров, соревнований, выставок постановка спектаклей, и других мероприятий, направленных на формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков (финансирование по 1 250 тыс. рублей ежегодно);

приобретение специализированного оборудования и программного обеспечения для противодействия незаконному обороту наркотиков (финансирование по 1 000 тыс. рублей ежегодно);

проведение мониторинга наркоситуации в автономном округе (финансирование по 500 тыс. рублей ежегодно).

В государственной программе «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» продолжена реализация мероприятия по повышению экологической культуры и профориентации молодежи в школьных лесничествах с плановым объемом финансирования из бюджета автономного округа 1 150,0 тысяч рублей.

В ряде государственных программ автономного округа предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку и развитие негосударственного сектора.

Мероприятия государственной программы автономного округа «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» предусматривают:

- участие негосударственных организаций в выполнении государственного заказа на оказание услуг по реабилитации через систему сертификатов, выдаваемых лицам, нуждающимся в таких услугах с ежегодным объемом финансирования по 1,5 млн. рублей;

- осуществление закупок на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и компенсации затрат поставщику социальных услуг за оказанные гражданам социальные услуги;

- обеспечение негосударственных организаций необходимыми тематическими информационными материалами.

С участием негосударственных общественных организаций в 2016 году запланировано проведение круглого стола на тему: «Социальная реабилитация и постреабилитационный патронат лиц, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества в немедицинских целях».

С 1 апреля 2016 года в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (гг. Нижневартовск, Нягань, Ханты-Мансийск) планируется открытие отделений социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи.

Государственной программой автономного округа «Развитие гражданского обществаХанты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016–2020 годы» предусмотрены следующие формы поддержки негосударственных организаций:

- предоставление на конкурсной основе субсидий негосударственным организациям, в том числе по направлению «Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» с ежегодным объемом финансирования по 16 млн. рублей;

- оказание информационной поддержки деятельности негосударственных организаций с ежегодным объемом финансирования по 4 млн. рублей;

- оказание поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев региональных негосударственных организаций с ежегодным объемом финансирования по 400 тыс. рублей.

Государственной программой автономного округа «Развитие здравоохранения на 2016-2020 годы» на 2016 год предусмотрена реализация мероприятия «Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе у детей. Профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей, включая профилактические мероприятия с лицами, эпизодически употребляющими психоактивные вещества» с запланированным объемом финансирование в сумме 1 900,0 тысяч рублей.

Государственной программой «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» в 2016 году запланировано проведение следующих мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди детей и молодежи с общим объемом финансирования - 8 600,0 рублей:

разработка и апробация моделей организации профилактической работы в области наркомании, создание учебно-методического комплекса, обеспечивающего внедрение антинаркотических технологий в профилактическую деятельность - 100, 0 тыс. рублей;

проведение конкурсов программ и проектов в целях получения грантов для организаций, в том числе для общественных организаций, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и молодежи, защитой их прав – 200, 0 тыс. рублей;

организация и обеспечение деятельности единого общероссийского детского телефона доверия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, единой социальной психологической службы «Телефон доверия», направленных на предупреждение жестокого обращения с детьми - 300,0 тыс. рублей;

приобретение комплектов (методик), оборудования и программного обеспечения для определения психоактивных веществ, инфекционных заболеваний и алкоголя в биосредах человека - 8000,0 рублей.

В целях мобилизации сил и ресурсов для повышения качества жизни детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечения максимальной реализации потенциала и сбережения здоровья каждого ребенка, полной интеграции в общество детей с особенностями развития распоряжением Губернатора автономного округа от 29.12.2015 № 341-рг 2016 год объявлен Годом ребенка. Разработан и реализуется план основных мероприятий, предусмотренных в действующих государственных программах автономного округа в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной поддержки, развития гражданского общества, межнационального согласия.

Предложения о внесении в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактике наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц:

Ежегодно в автономном округе от 200 до 500 человек ставятся на наркологический учет как лица потребляющие наркотики с вредными последствиями и не подпадают под уже созданные регулирующие механизмы побуждения к прохождению реабилитации. При этом природа наркомании такова, что переход наркопотребителей из одной категории в другую занимает достаточно короткое время. По действующему законодательству, государство начнет работать с ними только тогда, когда наркопотребление перейдет в форму болезни. В связи с чем необходимо дополнить статью 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» правовыми понятиями:

наркопотребитель - лицо, потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;

побуждение наркопотребителей к реабилитации - комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для наркопотребителей принимать решение о медицинской и (или) социальной реабилитации.

Также необходимо законодательное закрепление понятий «комплексная реабилитация», «социальная реабилитация и ресоциализация».

В 2015 году судами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 877 лицам за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (статье 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) назначена обязанность прохождения диагностики и лечения в медицинских учреждениях округа, при этом в 199 случаях, т.е. каждый четвертый наркопотребитель уклонился от исполнения обязанностей.

В связи с чем, целесообразно кратно увеличить размер административного штрафа за совершение правонарушений предусмотренных статьей 6.9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ).

Для повышения эффективности и координации межведомственной работы необходимо определение на федеральном уровне полномочий и порядка взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующих на разных этапах в системе профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией. Конкретизировать в пункте 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690, круг субъектов антинаркотической деятельности, в частности, определить роль территориальных органов ФСКН по субъекту Российской Федерации, как координатора деятельности в сфере реабилитации, а также уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реабилитацию в регионе.

В целях изменения наркоситуации в автономном округе предлагаем:

Департаменту внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округ – Югры, исполнительно-распорядительным органам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры изучить причины и условия, способствовавшие росту в 2015 году:

уровня первичной заболеваемости наркоманией (Югорск, Нягань);

количества лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания» (Ханты-Мансийск);

количества отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами без смертельных исходов (Мегион, Когалым);

количества смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами (Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Мегион, Советский район).

Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при формировании перечня мероприятий на 2017 год в части подпрограммы 4 «Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ» государственной программы автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016-2020 годах» предусмотреть реализацию проекта «Драматургическая лаборатория».

Департаменту общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре при реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 - 2020 годы» предусмотреть мероприятия по проведению информационной кампании среди населения об административной и уголовной ответственности за выращивание, сбор, перевозку и незаконный сбыт наркосодержащих растений, а также об ответственности землевладельцев и землепользователей за непринятие мер по уничтожению выявленных очагов дикорастущей конопли.

Рабочим группам городских округов и муниципальных районов автономного округа по комплексному рассмотрению вопросов деятельности садоводческих, дачных, гаражных некоммерческих объединений граждан включить в план работы на 2016 год проведение совместно с правоохранительными органами:

рейдов по выявлению незаконного культивирования наркосодержащих растений на территории садоводческих, дачных, гаражных кооперативов;

профилактических бесед с представителями садоводческих, дачных, гаражных некоммерческих объединений граждан с целью профилактики преступлений, связанных с культивированием наркосодержащих растений.

Рекомендовать Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре при назначении судебно-психиатрической экспертизы лицам, в отношении которых осуществляется производство по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, ставить вопрос перед экспертами-психиатрами о необходимости лечения от наркомании и медико-социальной и (или) социальной реабилитации.

Рекомендовать судам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при вынесении решений в отношении лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, на основании судебно-психиатрической экспертизы возлагать дополнительную обязанность по прохождению лечения и реабилитации в государственных учреждениях и сертифицированных негосударственных учреждениях, осуществляющих диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию.

Исполнительно-распорядительным органам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- во взаимодействии с общественными организациями провести публичные обсуждения результатов мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2015 год и мер направленных на улучшение ситуации, связанной с наркотизацией населения в муниципальных образованиях;

- при реализации муниципальных антинаркотических программ (планов), предусмотреть мероприятия по формированию здорового образа жизни и мотивации к отказу от злоупотребления алкогольной продукцией, табака и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с учетом положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 сентября 2015 г. № 73-оз «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан»на период действия этих программ (планов).

 

 


[1] «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 г. N 483)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.036 с.)