Чувство вины взрослых детей алкоголиков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувство вины взрослых детей алкоголиков



Члены химически зависимых семей ведут себя таким образом, который порождает чувство вины. В частности, они- поддерживают постоянный личный контроль, наказывают даже за мысли о проступке, обвиняют без объяснений и подчеркивают ответственность каждого за поведение всей семьи.

Такое поведение увеличивает ответственность взрослого ребенка - ответственность, которая про-

питывает всю его жизнь, так что даже маленькое событие вызывает чрезмерное чувство вины. Оно появляется даже тогда, когда индивид не может изменить и исправить ход событий. Это чувство вины вносит свой вклад в сильное негодование, которое присутствует во многих взрослых детях под налетом чрезмерной ответственности или незаинтересованности в семье.

Прямые проявления чувства вины чаще всего можно проработать, обсуждая ситуацию и помогая взрослому ребенку идентифицировать и изменить проблематичное поведение, или осознать то, что он может сейчас исправить проступки прошлого.

Однако некоторые взрослые дети, кажется, не хотят расставаться со своим чувством вины. Мотивы этого цепляния могут быть сложными. В некоторых случаях чувствовать себя виноватым более приемлемо, чем признать то, что взрослый ребенок не властен изменить поведение своей семьи. Беспомощность перед лицом такой болезненной проблемы, как химическая зависимость, может глубоко пугать человека, в связи с чем он будет нуждаться в отрицании. Некоторые взрослые дети цепляются за чувство своей виновности в том, что их обижали меньше, чем других членов семьи. Другие, кажется, предпочитают скорее быть виноватыми, чем позволить себе выразить гнев и обиду, неприемлемую для семьи. В этих случаях вина (и спрятанное за ней негодование) часто приводит к компульсивному поведению, которое помогает избегать чувств. В некоторых случаях человек вырабатывает способ жизни, который базируется на сохранении и постоянном воссоздании вины в самом себе и в своей семье. Тогда полная вины и обиды персона обычно выбирает для себя положение му-

___382

ченика, причем самонаказующая жертвенность сопровождается жалобами с позиции собственной праведности.

Творческие методы для работы с чувством вины

С таким проявлением чувства вины в терапии зависимостей можно работать творчески. Самые эффективные тактики, по моему опыту, следующие:

1. Украденная ответственность;

2. Конкурс вины;

3. Мраморные шарики и картофелины.

Украденная ответственность

Простейшая из этих техник — рефрейм виноватой, пособничающей персоны как такой, которая "отбирает" у других членов семьи по праву им принадлежащие обязанности. Когда виноватый делает работу за других, берет на себя эмоциональную ответственность за прошлые события, породившие нынешний кризис или когда он оправдывает безответственность других членов семьи, будет полезным прямо заявить, что всё это — особенные способы, с помощью которых пособник крадет ответственность, которая принадлежит другим. Подразумевается, что, ведя себя подобным образом, они невольно оказываются в роли вора, который нарушает право других людей быть ответственными. Быть нарушителем чужих прав - очень некомфортная позиция для вечно виноватого праведника. Ясно, что взрослый ребенок должен найти способ вести себя "лучше" - так, чтобы чувствовать меньше вины. Когда он учится этому, становясь менее

___383

гиперответственным, он уменьшает чувство вины за воровство. Клиент, и без того кругом виноватый, не захочет добавлять к ноше своей жизни новую тяжесть - звание "вора". Принимая такой реф-рейминг своего поведения, он часто может отпустить иррациональную вину вместе с обязанностями, которые принял на себя с детства. И порой смена только одного ключевого способа поведения человека приводит к прочным изменениям во всей семье.

Конкурс вины

В групповой терапии взрослых детей обычно встречаются несколько персон, контролирующих и виноватых, которые подзаводят друг друга. Пока члены группы говорят об "отпускании", они продолжают сетовать на то, что всё еще чувствуют себя виноватыми в поведении других людей, как в своем собственном. Затем они обычно говорят, что не знают, как изменить это отношение. Научение и поддержка отчужденности очень трудны в группе с четырьмя или пятью такими слишком ответственными индивидами. Интервенция, которая достаточно сильна для изменения поведения нескольких таких взрослых детей одновременно, - это "конкурс вины".

Идея в том, чтобы организовать "конкурс" и посмотреть, кто из членов труппы - самый винова-тый. Большинство участников будут относиться к этому слегка амбивалентно, но тот, кого просят присоединиться, как правило, делает это. В этом упражнении для участников лучше начать с утверждений низкого уровня ("Я чувствую себя виноватым, когда мой дом не чистый"), а затем двигаться к более сильным. Ведущий должен мягко повто-

___384___385

рять инструкции. Часто члены группы будут обсуждать вину за то, что занимают время группы, за то, что чувствуют вину, и за то, что не способны произнести следующее утверждение по поводу того, за что еще они чувствуют вину. Если поощрять их к продолжению, группа продвинется к следующей фазе. Она обычно состоит из тихих, но сильных сообщений о своем чувстве вины по поводу алкоголизма и других важных областей своей жизни. Здесь могут проявиться слезы и гнев. Важно назвать всех участников "конкурса" вины победителями, которые важным образом продвинулись в исследовании себя, и не голосовать по поводу того, кто выиграл или проиграл.

Мраморные шарики и картофелины

Мраморные шарики и картофелины - это задание, которое можно дать как одному из членов группы, так тт взрослому ребенку на индивидуальной терапии. Я предпочитаю использовать его на индивидуальных сессиях, чтобы ограничить стеснительность. Это особенно мощная техника для тех, кто виноват, озабочен и постоянно беспокоится о других, используя свою виновность для отвлечения внимания от гнева и обиды, которые он боится выразить.

Техника очень проста. Клиенту дают двенадцать мраморных шариков. Его просят вслух перечислить свои поводы для чувства вины, откладывая в сторону по одному шарику на каждый из них. Когда это сделано, терапевт убирает лишние шарики и пересчитывает те, которые представляют вещи, в которых клиент виноват. Затем клиенту дается задание: зайти по дороге домой в овощной магазин и купить по одной картофелине (размером с кулак

или больше) для каждого из поводов, которые он перечислил. Он может положить эти картофелины в любой выбранный им контейнер, но он должен носить их с собой везде до следующей терапевтической сессии (одна неделя - оптимальный срок). Ему предписано принести свои картофелины на следующую сессию, где его поощряют к тому, чтобы выражать негодование по поводу "виновных" картофелин. Я считаю, что лучше работать с виной и негодованием одновременно, а затем поручить клиенту носить те картофелины, с которыми не успели поработь, всю следующую неделю. Если взрослый ребенок избегает работы иЛи терпит неудачу при встрече с сильным чувством (представленным картофелиной), то картофелина часто сама прорас-тает и/или начинает гнить. Тогда терапевту и клиенту (который к этому времени очень устает носить картошку) можно посмотреть на те общие эффекты и изменения, которые вина и озабоченность претерпели в жизни клиента. Это подразумевает и обсуждение чувств вины и негодования, развившихся в родительской семье, - очень старых и совершенно сравнимых с гнилыми картофелинами.

Резюме

Чувства вины и стыда - глубокие переживания детей алкоголиков, которые могут нарушать их способность функционировать в качестве зрелых взрослых. В этой статье были представлены творческие и экспериментальные методы работы с виной и стыдом, которые могут использовать другие практикующие специалисты.

15. Анонимные Алкоголики, стыд и вина

Введение

Анонимным Алкоголикам сейчас более пятидесяти лет. Основанное во время, когда алкоголики были настолько презираемы, что в большинстве больниц их даже не лечили, это товарищество равных поддержало их силы до наступления нынешней эпохи, когда к лечению наконец стали привлекаться профессионалы. Анонимные Алкоголики не отвечают потребностям всех выздоравливающих. Однако они эффективны: индивиды, регулярно посещающие встречи АА в виде части полной программы выздоровления, включающей профессиональную помощь, имеют больший шанс остаться трезвыми (Hoffman, 1983).

Ассоциация, которая существует пятьдесят лет, должна отвечать каким-то базисным человеческим потребностям. Организация химически зависимых лиц, которая существует хоть какое-то время (за исключением питейных заведений), должна помогать этим лицам в излечении их от боли стыда и вины.

АА не просто "случайно" обращаются к стыду и вине. Их фундаментальные предпосылки и центральные принципы построены именно на внимании

___387

к этим проблемам. Цель АА - помочь своим членам бросить пить; излечение от стыда и вины ка-жется центральным средством для достижения этого результата.

Анонимные Алкоголики и стыд

Не Бог (Kurtz, 1979) - название полной истории Анонимных Алкоголиков. Само название выражает существенный аспект этой программы. АД были с самого начала созданы, чтобы "подвергнуть дефляции" эго высокомерных индивидов: "Совершенно безнадежный, тотально обесцененный... пьющий алкоголик был очевидно несовершенен, не абсолютен, не являлся Богом" (Kurtz, 1979). Основатели АА поняли, что высокомерие увековечивает алкоголизм. Они осознали, что высокомерный индивид должен научиться принимать свою чело-веческую природу - существа ограниченного, несовершенного, нуждающегося в других. Грандиозный алкоголик должен вернуться в круг людей, чтобы достичь трезвости.

Высокомерие - это защита от стыда. Многие алкоголики, глубоко стыдящиеся себя, цепляются за высокомерие, как за последнюю соломинку, силясь избежать разрушительного ощущения своей ничтожности. Такие алкоголики, не соприкасающиеся с реальностью, были изначальной задачей АА. Им предлагали, в сущности, сделку: откажись от пьянства и фальшивой гордости, и мы обеспечим тебе сообщество, принимающее тебя, и место, где ты сможешь просто быть человеком. Это предложение было (и сейчас является) достаточным, чтобы привлечь тысячи новообращенных.

___388

Понятие анонимности появилось в нескольких из Двенадцати Традиций программы, так же как и в названии организации. Анонимность была важна в то время, когда АА были организованы, по меньшей мере по трем причинам: (1) алкоголизм всё еще рассматривался большинством как постыдное состояние - алкоголики, очевидно, не слишком хотели обнародовать свою позорную стигму; (2) настояние на том, чтобы выздоравливающий алкоголик не называл себя открыто членом группы, защищало репутацию АА, если этот человек возвращался к пьянству; (3) временно подвергнутое дефляции эго имело тенденцию к опасной реинфля-ции, когда выздоравливающий алкоголик пытался стать представителем движения.

Сейчас Анонимные Алкоголики привлекают самых разнообразных индивидов. Многие их нынешние участники не являются грандиозными, центрированными на себе личностями. Многие использу ют одну или несколько других защит от стыда -например, отрицание, уход и перфекционизм. Общим знаменателем для них является то, что большинство из них чувствует себя чем-то меньшим, чем человек, чем-то, в целом, неприемлемым для "нормальных" людей. Такие индивиды нуждаются в возможности испытать чувство принадлежности к сообществу, в котором они будут приняты безоговорочно. Для одних Анонимные Алкоголики предлагают хороший шанс принадлежать чему-то большему, чем они сами. Для других АА действуют как переходное сообщество, предлагающее первую возможность наслаждаться товариществом и чувствовать себя ценными и желанными. Этот целительный опыт обеспечивает им силы, чтобы они смогли в конце концов вновь присоединиться к большему

___389

сообществу и найти свое место в семье, среди друзей и сослуживцев.

Закрытые встречи формата АА кажутся прямо созданными для глубоко стыдящихся индивидов. На этих сессиях в каждый момент времени может говорить только один человек; каждый говорит то, что у него на душе, и затем "передает" слово следующему. Самое важное - это то, что не разрешена ни критика, ни похвала. Такое правило является следствием концепции, что раз все члены равны ("В АА нет экспертов"), то никто не имеет права говорить другим, что делать. Хрупкое порой эго выздоравливающих алкоголиков лучше сохранять в атмосфере принятия, чем критицизма.

Традиция спонсорства - другой аспект Анонимных Алкоголиков, который помогает излечению стыда. Участников побуждают находить опытных трезвых индивидов, которые согласятся выступить в роли ментора Спонсор должен быть достаточно заинтересован в личности, которую он спонсирует, чтобы предлагать рекомендации о том, как остаться трезвым и как вести трезвую жизнь. Спонсорство позволяет выздоравливающему узнать, что он значим для другого, что кто-то другой последовательно заботится о нем. Однако спонсор не ручается ни за то, что у недавно протрезвевшего индивида не будет трудностей, ни за поддержку в случае срыва; отношения держатся на взаимной надежде и умеренной гордости.

Двенадцать шагов и стыд

Двенадцать шагов (Анонимные Алкоголики, 1976) представляют собой сердцевину философии этой организации. Ни одно из наставлений не ис-

___390___391

пользует прямо термина "стыд". Таким образом, нижеследующие комментарии являются только заключениями о том, как эти шаги могут помогать выздоравливающим алкоголикам в проработке стыда. Другие авторы (Ramsey, 1987; Roy се, 1981) отмечали ранее, что шаги полезны для стыдящегося индивида.

Первый шаг гласит: "Мы признаем свое бессилие перед алкоголем - наши жизни стали неуправляемыми". Я считаю, что первая часть этого шага имеет отношение к теме стыда. Быть бессильным -значит принять ограничения человеческого состояния, понять, что существуют определенные неизбежные вещи, которые никто не может контролировать. Алкоголь - одна из тех вещей, отсутствие контроля над которыми должен осознать алкоголик. Однако алкоголь или наркотики - только примеры ограниченности, существует еще множество предметов, которыми никто полностью не управляет, такие как продолжительность жизни. Фокус АА на бессилии не означает, что у алкоголика есть оправдание, чтобы не делать того, что он может, чтобы не пить. Ramsey (1987) замечает: "Многие люди путают понятия "быть бессильным", "потерять надежду" и "быть беспомощным" с понятием "ничего не стоить"". Парадоксально, но, когда алкоголик принимает свое бессилие перед алкоголем, он может стать способным больше заботиться о своих потребностях, принимая помощь других людей и, возможно, высшей силы.

Подчеркивание Анонимными Алкоголиками бессилия предлагает выход из стыда для того, кто безуспешно боролся за то, чтобы остаться трезвым. Тот, кто действительно бессилен, не должен чувствовать себя дефективным (как человек, имеющий

силу и власть), если терпит неудачу в попытках действовать эффективно. Считать проблемой то, что ты недостаточно хорош, просто неуместно, когда принимаешь свое бессилие. Алкоголик, который принимает первый шаг, может сказать себе: "Я - человек, понимающий, что некоторые вещи в жизни находятся вне моего контроля. Я не должен чувствовать стыда из-за того, что я не совершенен. Я алкоголик, но я не стыжусь".

Многие другие шаги включают в себя обращение к стыду, хранящемуся глубоко в сердце алкоголика. Например, Третий шаг - "Мы приняли решение доверить нашу волю и жизнь Богу, как мы его понимаем" — поощряет выздоравливающего отказаться от каких-либо иллюзий, которые он мог сохранить, по поводу того, что он может распоряжаться этим несчастьем сам. Позже, на Седьмом шаге, когда индивид "смиренно просит Его исправить наши недостатки", алкоголика опять приглашают признать ограничения человеческой природы и принять помощь.

К счастью, возможно принадлежать к Анонимным Алкоголикам без того, чтобы присягнуть ка-кой-либо концепции духовности или религии.. АА обращаются к изначальной проблеме духовной пустоты, которая беспокоит многих алкоголиков, да и неалкоголиков тоже. Стыдящиеся индивиды склонны приходить в замешательство и испытывать духовное беспокойство, потому что не могут найти в мире места для себя. Они не принадлежат. Их де-фективность дисквалифицирует их как из компании других людей, так и из любой связи с большей вселенной. Им трудно открывать смысл своей жизни, потому что не может быть никакого смысла в ошибке. Стыдящиеся люди бегут от себя, зачастую

___392___393

в аддикцию, потому что они убедились, что в них нет ничего ценного.

Александр Лоуэн (1975), обсуждая понятие "смирения", находит, что оно лучше всего проинтерпретировано Анонимными Алкоголиками. Он утверждает, что "Смирение - это признак человека, который принимает себя... понимая, что является уникальной индивидуальностью, он также осознаёт, что он. - часть большего порядка. И, поскольку он понимает, что его существование и функция -в ведении сил, находящихся вне его личности, он ощущает, что эти силы, природные и социальные, также находятся внутри него и являются частью его бытия" (Lowen, 1975).

Анонимные Алкоголики и вина

Вина обсуждается Анонимными Алкоголиками более прямо, чем стыд. Возможно, это происходит оттого, что моральное поведение - центральный интерес как для алкоголика, так и для общества. Преступления против социального порядка пугают других. Выздоравливающее химически зависимое лицо должно разобраться с этими нарушениями, прежде чем сможет полностью вернуть себе хорошее положение в обществе.

Процесс искупления очень поощряется Анонимными Алкоголиками. Шаги с Восьмого по Десятый ("Мы составили список всех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними"; "Мы лично возместили причиненный ущерб этим людям, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому"; "Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сра-

зу признавали их") говорят алкоголику, что его собственное личное выздоровление неизбежно под

разумевает исправление любого вреда, причиненного другим. В то время как Восьмой и Девятый

шаги фокусируются на ущербе, нанесенном в алкогольном периоде, Десятый шаг напоминает выздо

равливающему, что моральное выздоровление -пожизненный процесс. АА утверждают, что выздо

равливающий будет чувствовать намного меньшуювину, когда откорректирует прошлые ошибки и приг

мет обязательство жить позитивной этической жизнью, будучи трезвым. Подразумевается, что неуда

ча в попытке вести моральную жизнь может запросто способствовать срыву, так как чувство вины со

крушает любые достижения в области чувства собственной ценности. Второй шаг программы АА может интерпретироваться как направленный и на стыд, и на вину. Таковы же Четвертый и Пятый ("Мы глубоко и бесстрашно проанализировали свою жизнь с моральной точки зрения" и "Мы признали перед Богом, собой и хотя бы еще одним человеком истинную природу наших заблуждений"). Несмотря на термин "моральной", большинство включает в свои списки дефектов характера пункты типа лени, жадности и ложной гордости. Мы опять видим перекрывание понятий вины и стыда в реальной жизни: вряд ли индивид перестанет когда-либо спрашивать себя, является ли отдельная проблема тем или другим. Человек, испытывающий боль, обычно хочет знать, как изменить свою жизнь, чтобы чувствовать меньший дискомфорт. Любые фундаментальные изменения в его "характере" почти наверняка будут включать обе темы - и вины, и стыда.

___394___395

Выздоравливающий алкоголик

Двенадцатый шаг программы АА предлагает видение того, как тому, кто полностью проанализировал свою жизнь, следует действовать после выздоровления. Он гласит: "Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы постарались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах". Выздоровление кажется состоящим из трех первичных компонентов, кроме абстиненции: (1) духовный опыт; (2) вовлеченность в сообщество выздоравливающих; (3) повседневная моральная деятельность.

Я уже упоминал тему духовности раньше в этой главе. Те консультанты, которые стесняются этого понятия или сомневаются в нем, могут помогать своим клиентам,, рассматривая духовность как жизненную силу. Это вопрос скорее духа, чем религии. Вопросы, которые я задаю своим клиентам по поводу их духа, следующие: "Что из того, что ты Делаешь, увеличивает твою жизненность?", " Когда ты чувствуешь себя наименее живым?", "Как алкоголь или наркотики удаляют из тебя дух?" и "Что придает смысл тому, что ты делаешь?". Эти вопросы могут помочь понять, что жизнь, которую они вели, бездуховна. Они служат активному алкоголику приглашением исследовать свой способ жизни, а выздоравливающему - продолжать расти.

Часть плана выздоровления АА - выход к другим алкоголикам. Человек, посещающий встречи и желающий проводить время с другими нуждающимися в помощи, вылечивается от стыда в процессе этого. Уход и изоляция - защитные действия, направленные на то, чтобы никто не мог увидеть стыда. Выздоравливающего алкоголика поощряют к

выходу из этого состояния ничтожества через действие - заботу о других. Трудно стыдиться своей тотальной неадекватности, будучи полезным и компетентным. Анонимные Алкоголики предлагают выздоравливающим важное место в сообществе.

Выздоравливающего просят практиковать набор принципов во всех своих действиях. Этот процесс успокаивает чувство вины за прошлое и минимизирует возможность вины в настоящем. Такой человек, вероятно, будет переживать чувство моральной состоятельности. Он сможет уважать себя больше, потому что действует последовательно и ответственно.

Резюме

Анонимные Алкоголики внесли замечательный вклад в благосостояние людей, выздоравливающих от алкоголизма. Анонимные Алкоголики помогают понять, что выздоровление от алкоголизма - долговременный процесс, который только начинается с абстиненции. Недавно протрезвевший индивид должен каким-то образом найти эффективные способы обращения с сильно поврежденным понятием о,себе. Стыдом и виной скорее нужно управлять, чем игнорировать их. Очень важно, чтобы алкоголик не посчитал, что, прекратив пить, он никогда вновь не почувствует себя виновным или стыдящимся. Анонимные Алкоголики предлагают в высшей степени структурированный подход к уменьшению стыда и вины. Анонимные Алкоголики, возможно, не являются решением для всех, но объяснение клиентам ценности этой организации направляет их внимание на необходимость обращения к проблемам стыда и вины.

16. Финальные замечания

___397

С. Wright Mills (1956) однажды написал, что любую книгу можно суммировать в одном предложе-нии, то есть открыть одну мысль, которая наилучшим образом описывает сложную проблему. Это было бы гораздо проще сделать, если бы стыд и вина имели простую причинную связь с алкоголизмом. К несчастью, ситуация не такова: невозможно основательно утверждать, что стыд или вина - причины алкоголизма, или что алкоголизм - причина стыда и вины. Самое большее, что можно сказать, -это то, что они сильно способствуют друг другу. Глубоко стыдящийся человек может обнаружить, что алкоголь облегчает его боль, тогда как виновный пьет, чтобы снять с себя ответственность. Это решение, как ни печально, может принести временный успех, но в конце концов алкоголик начнет страдать от негативных последствий пьянства. Эти проблемы усиливают его чувства стыда и вины. Другими словами, алкоголизм находится в циркулярной связи со стыдом и виной.

Вот мое суммирующее предложение: "Потребность избавиться от стыда и вины - сущностный аспект выздоровления от алкоголизма или химической зависимости".

Выздоровление от аддикции редко означает, что зависимый человек просто прекращает пить или употреблять наркотик. Выздоровление обычно под-

разумевает, что он, во-первых, прекратит употреблять химикаты, а во-вторых, полностью пересмотрит стиль жизни, поощряющий интоксикацию. Выздоровление - процесс, который включает в себя поведенческие, аффективные, когнитивные и духовные перемены. Тот, кто полон стыда и нагружен иррациональной виной, не выздоровел. Я уверен, что такие люди имеют гораздо большую вероятность срыва из-за своего по-прежнему пониженного чувства собственного достоинства. Даже если они поддерживают абстиненцию, качество их жизни сильно снижается, если у них есть "незавершенные дела" в области стыда и вины.

Терапевт, работающий с алкоголиками, имеет возможность помочь клиентам встретиться со своими чувствами стыда и вины. Эта попытка требует сме-.'лости обеих сторон. Клиент должен найти силы для того, чтобы выдержать схватку и не сбежать в защиты типа перфекционизма, отрицания, самозабвения и т.д., которые обеспечивали бы частичное убежище от боли. У консультанта должно быть желание заниматься "грязными" темами, принимать стыдящуюся личность и ожидать от виновной, что она возьмет на себя моральную ответственность. Обоим потребуется терпение. Оба должны быть способны вступить в насыщенные человеческие от-ношения друг с другом.

Стыд и вина могут быть разрушительны для индивида. К несчастью, многие люди выросли в провоцирующем вину и стыд окружении. Позже, будучи взрослыми, они склонны привносить их в любую новую ситуацию. К тому же никто не имеет иммунитета к стыду и вине. Даже здоровые взрослые, выросшие в позитивной, в общем, среде, могут оказаться уязвимыми для стыда и вины, если

___398___399

подвергнутся продолжительной атаке. Семейное окружение алкогольной семьи может быть настолько разрушительным, что каждый участник окажется сильно поврежденным. Таким образом, семейным терапевтам можно рекомендовать помогать всей семье осознать и обсудить свои чувства стыда и вины.

Стыд и вина имеют важное позитивное значение. Те же силы, которые дают индивиду возмож-ность стыдиться, поощряют также и развитие чувства принадлежности к сообществу, автономии и самостоятельности. Умеренный стыд помогает человеку понимать, что он или она - просто человек, а не Бог и не дьявол. Рациональная вина ведет к процессу репарации (исправления), моральному поведению и инициативе. Чувство вины, будучи соответствующим и умеренным, помогает индивиду обрести моральную идентичность, которая связывает его с обществом. Позитивное значение стыда и вины слишком легко забывается, когда терапевт встречается с клиентом, который кажется переполненным этими чувствами. Опасность в том, что помощник может поставить своей целью искоренение стыда и вины вместо утилизации их.

Терапия - всегда поиск. Он выглядит как спор надежды и отчаяния. Каждый консультант имеет представление о том, как функционирует здоровый человек, и что он или она может сделать, чтобы приблизиться к этому. Моя модель клиента, разрешившего проблемы стыда и вины, такова: этот человек будет ощущать глубокое внутреннее принятие себя. Он знает, что принадлежит к человеческому роду, и принимает это как факт и как ответственность. Он тщательно исследовал свои ценности, отказался от тех верований, которые больше

не имеют смысла, и от тех, которые только увеличивают стыд и вину. Он принимает человеческие ограничения, наслаждаясь жизнью, как подарком. Компетентный и уверенный, он может чувствовать и чувствует стыд и вину время от времени, используя эти переживания, чтобы обновить основные обязательства перед обществом. Он зачастую является выздоравливающим алкоголиком или членом семьи выздоравливающего от химической зависимости.

Содержание

Предисловие 5

Стыд, вина и алкоголизм: клиническая

практика 11

Введение 12

1. Обзор: Стыд, вина и алкоголизм 14

2. Позитивное значение умеренного стыда.... 33

3. Защиты от стыда...... 48

4. Послания и поведение, провоцирующие

стыд, в родительской семье 83

5. Семейные темы стыда с активными и

начинающими лечение алкоголиками 11

6. Лечение стыда - общие соображения 146'

7. Лечение стыда у клиентов-алкоголиков... 184

8. Позитивная роль рационального чувства

. вины 211

9. Защиты от чувства вины 229

10.Порождающие чувство вины послания и

поведение в родительской семье 251

11. Обычные темы вины в семьях активных и начинающих выздоравливать алкоголиков..274 12.Работа с чувством вины -

общие замечания 302

13.Работа с чувством вины

клиентов-алкоголиков 334

14.Творческие подходы к стыду и вине: помощь

взрослым детям алкоголиков 361

15.Анонимные Алкоголики, стыд и вина 386

16. Финальные замечания 396

 

Восточно-Европейский Гештальт Институт

Проводит набор на очередной цикл обучения

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДАГАЕТ ЦИКЛ СЕМИНАРОВ

«ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Вам предоставляется прекрасная возможность овладеть достижениями современной гештальт-терапии — самого развитого в Европе направления личностно-ориентированной психотерапии.

Программа II уровня рассчитана на 2-3 года, включает 200 (двухлетняя) или 300 (трехлетняя) часов тематических занятий, проходящих в виде 3-4 дневных сессий раз в 3 месяца, занятия в малых группах (тройках), групповую и личную терапию.участников. Также проводятся 1-2 суперви-зорские и сертификационная сессия..

В программу приглашаются психологи и врачи (с возможностью получения сертификата гештальт-терапевта), педагоги и специалисты смежных специальностей (сертификат участия), а также студенты старших курсов. Оптимальный размер группы - 20 человек.

Ведущие КОНСТАНТИН КОРОЛЕВ врач,

директор Минского филиала ВЕГИ. Полный курс подготовки но гештальт-терапин (III ступень) - сертификат GATLA (Лос-Анджелес, США), НЛП-мастер, сертификаты по Эриксоновскому гипнозу и телесно-ориентированной терапии. Научный консультант реабилитационной программы для алко- и наркозависимых «Восхождение».

ИРИНА ФЕДОРУ С — психолог, директор Московского филиала ВЕГИ. Полный курс подготовки по гештальт-терапин (III ступень) — сертификат Французского гештальт-института (Бордо), Франкфуртского Гештальт Института, сертификаты Института семейных отношений Ныо-Мексико по игровой и супружеской психотерапии.

Телефон для справок и записи:

в Москве: (095)786-51-77, Вероника

в Минске: 210-11-97, Константин.

e-mail: tvernika(5>yahoo.com

I. СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ»

Сертифицируется Профессиональной Психотерапевтической

Лигой

Этот курс длительностью 100 часов (4 трехдневныхсеминара) предназначен для усовершенствования в области психологического консультирования и психотерапиизависимого и созависпмого поведения специалистов в области психотерапии, педагогики, а также просто заинтересованных непрофессионалов. Цель курса — дать правильное теоретическое понимание проблем зависимой личностии научить реально практически помогать зависимым людям — психологически и технологически способствуя исцелению. В структуре цикла использованы наработки лучших направлений современной западной и отечественной психотерапии зависимостей, в том числе богатый практический опыт автора и ведущего цикла.

Семинар 1 - «ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗА

ВИСИМОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Семинар 2 - «ТЕХНИКИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИЙ».

Семинар 3 - «ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ЗАВИСИМОСТЯМИ».

Семинар 4 - «ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СТИЛЯ». Автор и ведущий программы — КОНСТАНТИН КОРОЛЕВ

 

П. СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ВОССТАНОВИ СЕБЯ»

(ПСИХОЛОГИЯ ИПСИХОТЕРАПИЯ СОЗАВИСИМОГО

ПОВЕДЕНИЯ)

Данный курс (длительность — 60 часов) посвящен партнерским отношениям, в которых люди теряют свои желания, чувства, поступаются своими интересами ради значимого другого, и страдают от этого. Выходя из контакта, они обижаются, досадуют на себя, чувствуя бессилие что-то изменить, а самое главное — боятся потерять своего партнера, если поведут себя по-другому. В литературе такое поведение называется созависимым, и слово это применимо далеко не только к супругам и детям алкоголиков: Мы приглашаем исследовать механизмы созависимого поведения, понять и изменить его, восстановив свое подлинное «Я».

Тренинг состоит из трех частей по 2 дня каждая.

I: парные отношения — брачные, любовные или дружеские.

II: отношения между детьми и родителями.

Ill: созависимость от начальника и других властных фи-

ГУР-

Ведущий тренинга: АЛЛА КАМЕНСКАЯ — психолог, гештальт-терапевт (Сертификат GATLA), НЛП-мастер (сертификат NLP-house of Denmark), тренер по обучению лечению зависимостей (сертификат International Health Institute «Salus»). Практика в течение 13 лет в области работы с зависимостью и созависимостью.

Участники тренингов получат возможность поработать со своим клиентским запросом; практикующие терапевты смогут обогатить свой арсенал для работы с подобными клиентами. При желании можно попробовать себя в роли терапевта и применить полученные знания на практике, получив индивидуальную супервнзию ведущего.

По окончании курса возможно получение сертификата (отдельно по первой и второй части или общего (160 ч.)).

Телефон для справок и записи (095) 786-51-77, ВЕРОНИКА

e-mail: tvernika(S)vahoo.com

Институт общегуманитарных исследований

приглашает к сотрудничеству:

авторов и переводчиков литературы по психологии, психотерапии, философии, культурологии и эзотерике

Тел. в Москве: 205-01-84, 205-85-14, 954-81-18 e-mail: lockstock@mtu-net.ru

Редакция заинтересована

в сотрудничестве с психотерапевтами и другими специалистами, работающими в области

трансперсональной психологии, телесно-ориентированной и арт-терапии.

Институт общегуманитарных исследований

Серия «Телесно-ориентированная психотерапия» В серии ВЫШЛИ:

Фельденкрайз М.

"ОСОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ"

Моше Фельденкрайз — профессиональный физик, исследовавший психофизиологические закономерности взаимодействия тела и психики, разработал огромное количе-ство специфических упражнений, позволяющих лечить разнообразные психические и телесные недуги.

Эта книга содержит самые важные из них и описывает способы применения и терапевтическое предназначение.

Изучив и применив приведенные здесь упражнения, вы можете открыть дверь в сокровищницу собственных возможностей.

Редактор-составитель Баскаков В.Ю. "СВОБОДНОЕ ТЕЛО"

Тело — это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Влгщимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья. •

Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя; от танатотерапии, актерских техник и фолк-лорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.

Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

Лоуэн А.

"СЕКС, ЛЮБОВЬ И СЕРДЦЕ"

"Лишая сердце любви, вы подвергаете свою жизнь опасности" — таково предупреждение доктора Лоуэна. В погоне за успехом человек западной цивилизации подчас утрачивает связь с собственной природой, что ведет к стрессам, многочисленным заболеваниям и внезапной смерти.

Как избежать этого, наполнив жизнь сердечным теплом и удовлетворенностью, и рассказывает эта книга.

Лоуэн А. "ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.114 с.)