Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Помоги клиенту научиться различать рациональную и иррациональную винуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рациональная вина - это болезненное состояние, которое овладевает индивидом, когда он нарушает свои собственные моральные заповеди и причиняет вред другим. Это чувство может также сопровождать обдумывание соответствующего поступка,.когда никакого преступления еще не совершено. Рациональная вина побуждает человека исправлять причиненный вред и воздерживаться от такого поведения в будущем. Если индивид переживает такое же болезненное состояние, не нарушив никаких специфических норм, или когда чувство вины непропорционально нарушению - это иррациональная вина. Я считаю, что также можно чувствовать иррациональную вину, нарушив твердое семейное правило, например, "всегда защищай алкоголика". Вина иррациональна, если индивид, не исследовав внимательно свои ценности, бездумно следует устаревшим или вредным распоряжениям. Здесь я хочу представить материалы о том, как помочь клиентам понять и использовать различие между рациональной и иррациональной виной. Первый подход к этому - образовательный. Групповые терапевтические лекции - хорошее место для обсуждения вины, потому что члены таких групп могут поделиться своим опытом переживания вины и сравнить его с чужим. Единственная опасность в том, что участники могут взаимно усиливать иррациональную, вину друг друга, и для избежания этого группа должна быть достаточно зрелой. Терапевт также может подходить к данной теме на индивидуальных сессиях. Помощник должен помнить в любой ситуации, что цель для клиента - ___314___315 полностью исследовать свою систему ценностей. Например, супруга химически зависимого лица может сделать выбор - уйти ей или остаться; любой выбор будет рациональным, если он базирует-ся на взрослом процессе решения, и иррациональным, если основан на иррациональном страхе наказания, который стоит за иррациональной виной. Консультант, работающий с виной, хочет способствовать развитию моральной состоятельности своего клиента. Упражнения типа прояснения ценностных выборов, упоминаемого в Главе 8, помогут многим клиентам в их росте и продвижении. Исследование ранних семейных посланий, касающихся морали, также может указать на источники парализующей иррациональной вины. Каждое такое действие позволит клиенту ощутить разницу между ценностями, которые хотят навязать ему другие, и теми, которые он выбрал для себя сам. Игра и абсурд могут иметь место в терапии вины. Конкурс Вины, описанный Пат Поттер-Эфрон в Главе 14 - прекрасный пример такого подхода. Игра рекомендуется, когда клиент становится слишком серьезным или слишком хорошо защищен, чтобы можно было приблизиться к теме напрямую. Консультанты, очевидно, должны в достаточной мере изучить свою собственную систему ценностей. Им может понадобиться предложить подходящие примеры из своей собственной жизни на тему принятия рациональных решений и обхождения с рациональной и иррациональной виной. При этом содержание их решений неважно для процесса выздоровления, и глупо было бы вступать в долгий спор по поводу мудрости какого-то из них. Помощник может лишь продемонстрировать, что не является больше рабом архаичных или деструктивных ценностей, созданных другими, что теперь он способен жить морально, основываясь на преданности своим взрослым обязательствам, принятым в результате сознательного выбора. Прорабатывая вопросы вины в терапии, я содействую продвижению клиента вдоль прямой, описанной Колбергом в его модели морального развития (Hetherington и Parke, 1985). Иррациональная вина имеет тенденцию уменьшаться, когда индивид движется от преконвенциональной морали (ориентация на послушание и наказание, гедонистическая и инструментальная ориентация), через конвенциональную мораль (мораль "хорошего мальчика" и поддержка авторитетов) к постконвенциональной морали, которая является моралью самостоя-тельно принятых моральных принципов (мораль контракта, прав индивида и демократически принятого закона, мораль индивидуальных принципов и совести). Терапия предоставляет прекрасную возможность способствовать такому продвижению, поскольку большинство людей, попадающих на терапию, находятся в состоянии кризиса. Они более открыты к новым для себя понятиям, чем могли бы быть в иных условиях. Другими словами, терапия и моральный рост часто происходят вместе. Возможность этого возрастает, если консультант осознаёт ее и действует соответственно. Проследи послания иррациональной вины до их источника в родительской семье или в нынешних условиях Провоцирующие вину послания и поведение в родительской семье описаны в Главе 10. Многие из этих посланий были глубоко интернализованы нашими клиентами; даже раздумья о нарушении или ___316 сомнение в истинности этих заповедей часто вызывают приступ иррационального чувства вины. Кроме того, эти принципы были внушены ребенку его высшими авторитетами - родителями или опекунами. Неважно, насколько неразумными выглядят такие предписания для внешнего наблюдателя, -они полны безупречного здравого смысла для нн-дивида, приходящего на терапию. К тому же подверженный чувству вины индивид может быть слишком напуган, чтобы даже рассматривать возможность проверки этих посланий, как ^удет показано в следующем пункте. В общем, иррациональная вина часто коренится в базовом моральном представлен нии о себе (self-concept), а также в преданности родителям и страхе перед ними. Иррациональная вина может также появляться или, по крайней мере, увеличиваться позже, в процессе жизни. Многие алкоголики, испытывая потребность защитить свою позицию в семье, сознательно и бессознательно подлавливают домочадцев на все виды иррациональных посланий. Иногда они достигают успеха в разрушении здравого смысла своих супругов и детей, даже если эти персоны имеют позитивную историю умственного здоровья. Иррациональность, кажется, заряжена гигантской энергией. Могущественные индивиды, движимые болезнью или патологией, могут пррсто подавить защитные механизмы окружающих. Девиз, который я использую со своими клиентами: "Иррациональность всегда превзойдет рациональность, посколь-ку не собирается бороться честно".-Таким образом, было бы ошибкой думать, что вся иррациональная-вина должна быть прослежена до родительской семьи. Вместо этого ее надо Прослеживать в зависи- ___317 мости от ситуации или до источников в настоящем, или до интернализаций прошлого. Иррациональная вина порождается тем, кто принес иррациональное послание. Как только послание и его источник установлены, их нужно иссле-' довать. Как мы можем помочь клиенту обнаружить источники вины? Самый прямой подход - это просто спросить его: "Кто вам это сказал?", когда он говорит о моральном убеждении, которого придерживается. Подойдут также вопросы: "Откуда вы знаете, что это правда?" и "Вы в это верите сами, или кто-то другой хочет, чтобы вы в это верили?" Цель всех этих вопросов - создать или поддержать кризис морального развития. Терапевт ставит под вопрос то, что клиент считал абсолютной истиной. Есть надежда, что эта процедура "разморозит" клиента в достаточной степени, чтобы он мог пересмотреть свои ранее несомненные ценности. Терапевт, исследующий предположения клиента на тему морали, должен гарантировать, что цель этой операции - скорее помочь клиенту обдумать свою ситуацию, чем как-то изменить его ценности. Однако сам вопрос на эту тему является для клиента важным сообщением о том, что кто-то может в самом деле придерживаться другой позиций без немедленных катастрофических последствий. Если консультант как-то пережил активный моральный процесс, то, возможно, и обуреваемый виной клиент сможет это сделать. И снова группа имеет огромную ценность на этой стадии лечения. Она особенно ценна при обнаружении неразумных убеждений. Когда новый член группы слышит сообщение "Так же и я обычно думаю" от нескольких других, это может быть могучим мотивом для изменений. Ведущие должны про- ___318 тивостоять групповой ригидности, когда терапевтическая или поддерживающая группа вырабатывает застывший паттерн взаимодействия и придерживается массы непроверенных убеждений и ритуалов, так что группа не может больше служить местом, где поощряется честная моральная самооценка. Ответственность консультанта — способствовать открытой дискуссии в группе о ценностях и стилях жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.008 с.) |