Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фокус на сохранении личного контроляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подавление агрессии - центральный компонент переживания вины. Если сначала ребенок должен сдерживать себя просто из страха наказания, то потом большинство детей постепенно интернали-зует родительские ожидания, в конце концов становясь -.самодисциплинирующими. Они развили в себе способность контролировать собственные импульсы. В норме индивид понимает также и то, что некоторая агрессивность является приемлемой. Ему не надо тратить большую часть энергии на присмотр за своими импульсами, чтобы убедиться в том, что они не перейдут в действия. Такой человек сохраняет способность быть спонтанным, временно ослаблять самоконтроль без страха неподобающих действий. Он может играть, наслаждаться своей сексуальностью и принимать участие в таких занятиях, которые "требуют" добровольного внимания. Он не истощен чувством вины. ___255 Все семьи ожидают от своих членов, что они будут сдерживать социально неприемлемое поведения. Однако семьи г которые порождают наибольшую вину, - это те,1 которые придают сдерживанию наибольшее значение. Послание, получаемое детьми в таких семьях, состоит в том, что они должны постоянно быть начеку, чтобы иметь возможность удержаться от проступка. От них ожидают, что они будут образцами подавления. Их "хорошесть" может базироваться на этом: чем лучше их саморегуляция, тем большее одобрение они могут получить от родителей. Таких детей могут наказывать за малейшие проступки, поскольку от них ожидается, что они смогут сохранять контроль всегда. Вместо жизни по "Десяти Заповедям", порождающие вину семьи вырабатывают десятки правил, которые запрещают их членам большинство спонтанных дей-ствий. Дети не могут получить помощи в сортировке и выделении приоритетов среди этих правил; их просто заставляют соблюдать все, не зада-вая вопросов. Индивиды, вырастающие в такой ситуации, слишком социализированы. Они пытаются заточить свою естественную агрессивность в раковину конформности. В частности, гнев обычно рассматривается как нежелательная эмоция, которую не следует испытывать или даже слышать о ней. Вина не позволяет им понять, что гнев может быть сигналом о том, что что-то в их жизни не так. Многие алкоголики и созависимые непоколебимо уверены, что должны всегда контролировать себя. Они считают более спонтанных или более увлеченных людей слабыми и эгоистичными. Разумеется, они не принимают понятие бессилия. Каждый может подробно останавливаться на эпизодах по- ___256. тери контроля кем-то другим; алкоголик осуждает неразумный гнев своего партнера, в то время как созависимый партнер бранит его за жадность и беспечность. И ни тот, ни другой не хотят пристальнее присмотреться к своему собственному поведению. Наказания за то, что "думаешь о проступке" "Я точно знаю, о чем ты думаешь, и прекрати так думать немедленно!" Центрированные на-вине семьи могут практиковать ментальное вторжение, когда некоторые или все члены семьи уверены, что могут читать мысли друг друга. Склонные к этому родители часто могут быть бдительными и настаивать, чтобы помыслы их детей были чисты. Дети, выросшие в такой обстановке, могут прийти к выводу, что любая мысленная агрессия неприемлема/ и ее надо немедленно отменить. Такая ситуация - преувеличение нормального процесса интернализации. Дети постепенно делают родительские запреты своими собственными и приучаются осуществлять цензуру своих мыслей и поступков. Один из примеров этого - когда маленький ребенок стоит перед зеркалом, показывает на себя пальцем И громко говорит: "Нет, не делай так". Однако большинство людей сохраняет за собой право иметь "дурные мысли", пока задуманное не осуществляется. Ребенок, думающий про себя, что его. отец - посредственность, вряд ли представляет собой опасность для социального строя, и обычно не бывает наказан за такую идею, даже если его отец догадывается о том, что он думает. Так же и большинство взрослых порой скрывает социально нe- ___257 приемлемые агрессивные или сексуальные представления; это считается безопасным и личным делом индивида, если только (или пока) это никак не проявляет себя в действии. Провоцирующие вину родители не проводят такой границы между личными мыслями и публичными намерениями. Для них просто подумать о чем-то - уже серьезное нарушение дисциплины. Они настаивают на том, чтобы надзирать за внутренним миром своих детей, поскольку тщатся научить своих потомков абсолютному послушанию социальным и семейным нормам. Они могут наказать ребенка, имеющего дурные мысли, как если бы он в действительности сделал что-то плохое. Например, ребенка могут отослать в кровать, пока он не прекратит "так думать". Ребенок может быть сбит с толку, если это "так" точно не определено, а также запутаться в том, что и как он должен думать. Величайшая цена этого для развивающегося ребенка, вероятно, в том, что он начнет отслеживать свои мысли, чтобы быть способным искоренить любой намек на агрессию или неприемлемые импульсы. Позже, будучи взрослым, этот человек может переживать когнитивный и поведенческий паралич; он будет чувствовать подавляющую вину частично потому, что не будет способен отличить свои безвредные мысли от реальных действий. Он может стать самонаказующим, вербально атакующим себя всякий раз, когда почувствует собственную агрессивность. Такой человек, вероятно, не будет способен к самоутверждению без того, чтобы почувствовать иррациональную вину. Так же, как алкоголик может придавать слишком большое значение контролю над своим поведением, он может подчеркивать и контроль над мыс- ___258 лями. Многие алкоголики чувствуют чрезмерную вину, когда ловят себя на том, что плохо думают о других. Затем они пытаются подавить эти мысли, чтобы уменьшить чувство вины. Они могут обнаружить их, только когда выпьют, поскольку в этом случае не должны нести за них ответственности. Таким образом, "милый и благородный" трезвый субъект напивается и становится злым и враждебным. Чувство вины не дает такому человеку переносить умеренное количество агрессии в трезвом виде. Однако было бы упрощением утверждать, что он пьет, чтобы быть способным выразить эту агрессию. Безусловно, справедливо также и то, что, по меньшей мере, одним из преимуществ интоксикации для гиперсоциализированной персоны является, тот факт, что агрессивность - ожидаемая черта "пьяного" в Американском обществе. Пьяный может разрешить себе иметь прежде запрещенные мысли без того, чтобы немедленно ощутись разрушительную вину. Правда, он может ужасно чув-ствовать себя на следующий день и удивляться, как он только мог думать такие ужасные' вещи о друзьях и семье, но, по меньшей мере на краткий миг, он смог избежать изнуряющего чувства вины. Обоснованность родительского наказания/угроза наказания В провоцирующих вину семьях от детей ожидают, что они будут подчиняться родителям: внимательно слушать их, а затем делать в точности то, что они хотят. Уважение к старшим может быть замечательным способом контролировать детей. Как говорилось ранее, ребенка могут наказывать за обдумывание негативных поступков. ___259 Власть и вина часто бывают тесно связаны. Родители могут верить, что имеют право наказывать или угрожать наказанием тем, кто слабее их. Эти люди не прошли в прошлом среднюю стадию морального развития; они склонны определять должное поведение как подчинение социальному порядку и поддержание хороших отношений с другими (Hetherington и Parke, 1986). Их главное объяснение состоит в том, что они и есть социальный порядок благодаря своему положению родителей, и что по этой причине их дети должны безоговорочно следовать их директивам. Они требуют послушания, невзирая на свои реальные поступки, свою справедливость или несправедливость, на собственное моральное поведение. Другими словами, такие родители не считают, что должны завоевывать ува-жение своих детей, поскольку обладают властью потребовать уважения. Наказание за неуважение является естественным следствием такого положения дел. Родитель может быть агрессивным по отношению к своим детям, шлепать или одергивать их, как только он решит, что ребенок ослушался команды. Ребенок будет наказан, даже если приказ был неразумным. Дети, живущие в пьющих или других дисфункциональных семьях, часто встают перед ужасной дилеммой. Родитель (возможно, алкоголик или расстроенный и озабоченный партнер алкоголика) может заявить совершенно несуразный план семейного действия. Иллюстрировать это может случай, когда родители устраивают шумную свару, и супруга вдруг приказывает детям немедленно собирать вещи, "чтобы уйти от вашего пьяного отца". Даже если алкоголик не отдает прямо противоположного распоряжения (которое, разумеется, создаст со- ___260___261 вершенно безнадежную ловушку для детей), они всё равно чувствуют себя задетыми к напуганными, оказавшись втянутыми в родительскую ссору. Непослушание, возможно, приведет к немедленному наказанию; родитель ожидает, что его дети будут подчиняться просто потому, что они - его дети
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.007 с.) |