Использование конкретных объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование конкретных объектов



Конкретные объекты - другой способ посмотреть на себя и обратиться к диссоциированным эффектам стыда и отвержения в своей жизни. Он особенно подходит вербально ограниченным персонам или тем, кто ограничен в выражении чувств из-за сильной ярости или оппозиционной реакции на стыд. Конкретный объект можно взять в руку или даже принять в сердце без слов, которые пробуждают защиты и страхи постыдных переживаний. Взять камешек, ракушку, матрешку, статуэтку, красивый

___374___375

объект или даже мусор - это физическое событие, которое можно отменить и которое очень редко ведет к сильным реакциям стыда. Исследовать физический объект и замечать, чем он похож на тебя, -упражнение в любопытстве и идентификации, которая может временно убрать характерологические защиты от стыда и обеспечить новый способ посмотреть на собственный образ. Это может также позволить клиенту отследить свои реакции на злоупотребление, не погружаясь в глубокий стыд, который делает боль невыносимой и с необходимостью ведет к взрыву или к диссоциации. Другими словами, индивид может исследовать свои реакции на собственную жизненную ситуацию менее пугающим способом, чем обычный, который может также позволить увидеть и свои сильные стороны.

Конкретные объекты, которые я использую, принадлежат к двум категориям: объекты с изъянами и объекты с особыми качествами. Объекты с изъянами таковы: птица с одним крылом, ракушка с наростами, "папина" бутыль из-под самогона, деформированная при нагреве и охлаждении, и порванная картина. Объекты с особыми качествами - жеоды3, бутылка из похоронных запасов, пустая бутылка из-под алкоголя и постоянно движущееся устройство.

Чаще всего я прошу клиента (взрослого ребенка) осмотреть набор конкретных объектов с зада-нием позволить объекту выбрать его, или выбрать объект, который несколько раз привлекал его внимание. Затем я даю одну из следующих инструкций:

1. Носи этот объект везде с собой и позволь ему передать послание, которое у него для тебя есть;

Полые камни с кристаллами внутри.

2. Возьми этот объект домой и посмотри, в чем он нуждается. Настолько, насколько сможешь, удовлетвори его потребности, а затем принеси его обратно сюда;

3. Расскажи мне, чем этот объект похож на тебя. Потом возьми его с собой на неделю и посмотри, заметишь ли ты еще что-то похожее на себя.

Два примера работы взрослых детей с объектами приведены ниже.

Джим был ребенком двух алкоголиков, и сам проходил лечение. Его привлекло маленькое деревянное сердечко, пустое внутри, которое, по его словам, было таким же пустым, как и он. Я попросила его внутрь положить объекты, имеющие отношение к его пустому сердцу (положив туда реальный объект или написав слово на бумажке и вложив ее в "пустоту"). Джим собрал рисунки своих детей, поэму о трезвости, обручальное кольцо и некоторые другие вещи. В конце недели Джим осознал, что его сердце было скорее полным, чем пустым, и приобрел мотивацию остаться в лечебной программе.

Объекты с особыми качествами особенно полезны для помощи взрослым детям, имеющим негативный образ себя в результате стыда; такие объекты могут помочь клиентам осознать свои сильные стороны и начать гордиться ими, а также прорабо-' тать стыд.

Дик пришел ко мне в первый раз после лечения (aftercare), потому что был взрослым ребенком алкоголика и имел личностные трудности, которые делали его неподходящим для поддерживающей группы. Было ясно, что без работы над стыдом он будет неспособен долго оставаться трезвым. Фак-

___376___377

тически, он уже совершил два прегрешения за первые шесть недель aftercare. Дик был настроен оппозиционно и стремился показать, что он ничего не стоит. Наконец, я попросила Дика выбрать объект, с которым он будет работать. Его первой реакцией было взять тот, который выглядел как большой, безобразный булыжник. Это была жеода, грубая снаружи, но с агатовыми прожилками и фиолетовыми кристаллами, спрятанными внутри. Мы обсудили, чем Дик похож на грубую поверхность камня, и как оба они были, до некоторой степени, обожжены огнем. Я попросила Дика просто сидеть с камнем перед сном каждый вечер, и он делал это в течение месяца. Затем, уже по собственной инициативе, Дик тщательно почистил обе стороны жеоды зубным порошком, и принес его назад сверкающим чистотой и красотой. Через короткое время его поведение с женой и детьми начало меняться. Он стал менее требовательным и научился больше показывать им свою любовь. Когда у Дика случилась неприятность из-за драки на работе, он опять взял камень домой на две недели. В это время его поведение изменилось очень быстро, как только он отказался позволять другим рабочим стыдить и насмешливо задевать его. Он просто вел себя так, как будто они не имели власти над ним, как "камень". Когда он вернул жеоду, он понимал, что сможет использовать ее опять, если понадобится. Когда он был введен в терапевтическую группу, он использовал жеоду, чтобы представить себя. Дик продолжает участвовать в группе и шутит насчет того, как будет владеть жеодой в следующий раз. Реально Дик имеет в виду нынешнее владение собой, в связи с чем он переживает гордость собой вместо стыда.

Специальные свойства жеоды помогли Дику и другим, похожим на него, найти в себе особые качества и силу, о которой они забыли или которую не открыли. Такое использование конкретных объектов помогает клиентам видеть, чувствовать, идентифицировать и прикасаться к тем частям себя, которыми они не могли или не желали поделиться в словах и в рамках обычных терапевтических понятий.

Работа с глиной

Я уже говорила о важности невербальных методов. Другой важный посредник, который позволяет сочетать вербальное объяснение и невербальное выражение связанного со стыдом материала, - это глина. Использование глины является особенно эффективным, если клиент пережил абъюз, породивший чувство стыда. Жертвы грубого физического, эмоционального и, в особенности, сексуального абъюза - хорошие кандидаты для проработки стыда при посредстве глины.

Определенные качества глины поддерживают и поощряют проявление связанных со стыдом чувств в контексте, в котором клиент может осуществлять контроль над тем, что он изготавливает. Способность контролировать то, что он делает из глины, жизненно важна для персоны, пережившей унижение; фактически, клиент может с большей готовмо-стью иметь дело с замешанным на стыде материалом, когда он чувствует, что контролирует происходящее. Качество и текстура глины сами по себе могут напоминать старый постыдный материал, что отражается в словах клиента о том, что его руки становятся "грязными". Природа самого материала такова, что для придания ему формы необходима

___378

агрессия. Таким образом, когда возникают стыд и отвращение, сама глина поощряет клиента скорее прибегнуть к борьбе, чем к бегству. К тому же глина как выразительный материал требует и способствует ощущению собственных импульсов, помогая клиенту перейти от смущения и ненависти к себе к экстернализованным болезненным чувствам. Физическое качество глины помогает сохранять контакт клиента с самим собой и дает ему возможность чувствовать себя автором произведения, в то же время затрудняя для него цензуру своей экспрессии. Это особенно применимо к работе со стыдом, потому что обеспечивает возможность для выражения как его самого, так и сопутствующей ему защиты - ярости.

Глина дает клиенту ощущение, что он может переделать всё, что сделал, и разрушить то, что так сильно ранит его. По этой причине глина хороша для тех, кто диссоциировался от боли, став бесчувственным или начав жить в другом мире..Глина обеспечивает заземление, возвращает в этот мир, смягчая болезненность процесса выражения. Обычным делом является появление регрессивных фигур из глины без регресса самого клиента в течение сессии. Регрессивная поза, представленная в глине, позволяет клиенту открыть свою болезненную и пристыженную внутреннюю сущность, не обязывая его самого становиться Яростным или обиженным двухлеткой.

j Дэн был взрослым ребенком алкоголика, женатым на другом взрослом ребенке, который имел серьезные трудности в общении, будучи очень отвергающим. Дэн часто манипулировал другими, чтобы удовлетворить свои потребности. Когда его попросили представить свое прошлое, он сделал очень

___379

похожего на живого мужчину, сидящего, согнувшись от стыда и прикрывая свои гениталии.' Так Дэн рассказал мне о своем стыде и об отвержении своей презрительной алкоголичкой-матерью и своей гневливой женой; через глину он сказал об этом также и себе. Каждую неделю он немного выпрямлял согнутую фигуру, пока через четыре недели глиняный человек не стал сидеть прямо, разминая кусок глины в собственных руках. Продолжая работать, Дэн сделал фигурку себя, волокущего каноэ в одиночку, а затем фигурки себя и своей жены, сидящих и гребущих в каноэ вместе. Этим Дэн выразил желание более близких отношений, и его жена ответила согласием реально совершить с ним путешествие на каноэ.

Визуализация самости

Существуют случаи и личности, для которых нужно пережить опыт стыда, чтобы он мог быть проработан. В то же время, есть другие, более хрупкие индивиды, которым нужно отыскать доступ на путь проработки стыда без того, чтобы возникли сильные чувства. Это могут быть те, кто считает свои собственные потребности чуждыми и ужасными, а себя, в чем-то нуждающегося, - злым и бесчеловечным. Также сюда относятся те, кто не может вынести переживания стыда, поскольку в настоящий момент находится в кризисе, который требует сохранения контроля.

Визуализация играет важную роль, позволяя клиенту метафорически исследовать самость такой, какова она сейчас. Это может позволить клиенту увидеть те части себя, которые он похоронил, не вызывая в нем чувства ужаса и стыда, которого он по необходимости избегает.

___380___381

Техники визуализации, полезные в лечении стыда и вины, следующие:

1. Визуализация собственного сердца клиента, каконо выглядит и ощущается, и проведение активной интервенции, где это необходимо (например, представление дружелюбного костра, согревающего заледенелое голубое сердце стыдящейся, окоченевшей личности).

2. Визуализация себя в соответствующем возрасте, стоящим у дома своего, детства и видящим себя взрослого, вмешивающегося, чтобы спасти ребенка от опасности.

3. Визуализация ребенка внутри себя взрослого, говорящего нынешнему взрослому о своих отребностях.

4. Визуализация себя в виде Алисы в Стране чудесили белого кролика, залезающего в нору, а затем отслеживание того, что происходит в клиенте метафорическим путем.

5. Визуализация света позади глаз клиента, медленно плывущего вниз, во внутреннюю тьму, чтобы осветить то, что находится внутри.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.011 с.)