Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие условия терапевтических отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют определенные общие условия, которые должны соблюдаться во время терапевтической встречи, что позволяет совершить эффективную интервенцию в области стыда и вины. Первое и самое важное требование - чтобы терапевт демонстрировал безусловное, позитивное внимание к клиенту, который будет иметь дело с этими проблемами. Такое безусловное, позитивное внимание должно устанавливаться с первой встречи и укрепляться на каждой сессии. Если терапевт не способен выказать этого определенному клиенту, то последнего следует направить к другому терапевту. Столь же обязательно уважение к клиенту. Важно помнить, что взрослый ребенок вырос (и, возможно, находится сейчас) в семейной системе, которая требует соблюдения правил: "Не говори", "Не верь" и "Не чувствуй" (Black, 1982). Для многих участие в семейной интервенции, лечение от химической зависимости или амбулаторная терапия - это первые отношения, которые специально нарушают семейные правила. Клиенту важно услышать, что его дискомфорт и отвращение нормаль- ___368 ны и будут уважаться, несмотря на то, что его побуждают попробовать новое поведение. Имея дело со взрослыми детьми, испытывающими сильный стыд и чувство вины, важно сразу коснуться страха быть оставленным и отвергнутым. Gershen Kaufman подчеркивает, что пренебрежение и отвержение - события, порождающие стыд (Kaufman, 1980). Взрослый ребенок часто бывал действительно покинут, или им пренебрегали физически и эмоционально, что порождало в нем ощущение, что он нехорош, незначителен и недостоин любви. Часто бывает уместным выяснить, как клиент видит терапевта и как именно, по его мнению, терапевт может повредить ему, если такое невероятное событие случится. Это дает клиенту возможность непосредственно выразить свои страхи или потребности в серьезном, но всё же немного по-верхностном контексте. Когда клиент делится замешанными на стыде переживаниями - это мощная и основная работа. Переживания становятся легче, когда ими делишься, и стыд уже менее силен, как только он показан и стыдящийся человек при этом выжил. Стыд может быть связан с употреблением, результатом чего являются ощущения своей дефективности, неадекватности или чувство ненависти к себе. Эти чувства служат причиной попыток избежать стыда и, если они интернализованы и генерализованы, предстают в виде отсутствия симпатии к себе, неспособно-сти уважать себя или заботиться о себе (Kaufman, 1980). Такие чувства могут также привести к такому понятию о себе, которое оппозиционно настраивает человека ко всем, кто готов и хочет заботиться о себе. В этом случае особенно важно распознать стыд и боль, давая клиенту возможность вос- ___369 принять себя по-новому. Некоторые взрослые дети будут нуждаться в длительном амбулаторном лечении, чтобы достигнуть прогресса в области самооценки. Творческие методы преодоления стыда Я хочу предложить здесь творческие техники, которые полезны при работе с глубоким стыдом. Эти методы иногда предпочтительнее, чем простая конфронтация постыдного события. Методы, к которым я здесь обращаюсь, следующие: 1. Работа с зеркалом; 2. Использование плюшевых игрушек и кукол; 3. Использование конкретных объектов; 4. Работа с глиной; 5. Рисование и визуализация. Работа с зеркалом Стыд проявляет себя так, как будто он - пятно (Potter-Efron, 1987). Так же, как страдающая"ано-рексией смотрит в зеркало и видит себя жирной, взрослые дети с историей вербальных, эмоциональных и/или физических абъюзов могут видеть себя уродливыми, или даже быть буквально не способными смотреть себе в глаза. Хотя практика смотрения в зеркало может выглядеть глупо, работа с зеркалом - эффективный инструмент для обращения со стыдом, который проявляет себя таким образом. Самое существенное здесь - выполнить задание, заключающееся в принятии своего отражения, и установить интимный контакт с собой, а не с другими. Терапевту нужно быть готовым продемонст- ___370 рировать или смоделировать выполнение - подтвердить, что это его отражение в зеркале, и раскрыть, что он чувствует сам, выполняя это задание. Поскольку многие взрослые дети видят себя отличными от других людей (Woititz), такое самораскрытие поможет связать клиента и терапевта в реальном мире, в котором они могут находиться вместе. Работа с зеркалом - это возможность подчеркнуть, что любовь и признание себя — главная часть выздоровления. Терапевт может также указать на то, что мы обращаемся с собой так же, как другие обращались с нами раньше (Kaufman, 1980), и что взрослого ребенка могли презирать, он мог не нравиться, его могли научить отвергать себя. Интервенция, подобная этой, может стимулировать клиента к тому, чтобы вспомнить и поделиться болезненными, наполненными стыдом воспоминаниями с терапевтом. Это важно — попрактиковаться в признании себя, это разрушает негативный образ себя стыдящейся персоны. Использование плюшевых игрушек и кукол Существует множество причин для использования в терапии помощников вроде плюшевых зверей; одна из главных - в том, что просто подержать в руках что-то мягкое, реальное и неотвергаю-щее целительно для человека, чье окружение было грубым, смущающим и злоупотребляющим. Объект (в данном случае кукла или плюшевый зверек) должен быть внешней моделью, которую клиент может идентифицировать с собой или своей частью, возможно, потерянной. - Взрослый ребенок в терапии пережил в прошлом много отвержений и пренебрежения. Обычная проблема, порождаемая стрессом и стыдом в семьях ___371 химически зависимых, такова: взрослый ребенок мог перестать быть "ребячливым" в очень раннем возрасте или был ограничен в детстве очень специфической ролью. Вдобавок к такой депривации, непоследовательность и злоупотребление тоже берут свою дань. Как замечает Кауфман, когда тебя игнорируют, высмеивают или просто обращаются с тобой презрительно - это несомненное отвержение. Потребности и желания ребенка становятся неважными в химически зависимой семье; многие взрослые дети имеют травматичные воспоминания о ребенке, которым они были в раннем возрасте. Другие же совершенно ничего не помнят. Касаясь этой потери детства или недостатка детских воспоминаний, хорошо будет дать взрослому ребенку-клиенту задание купить плюшевого зверька для себя. Инструкции таковы: это должен быть зверек того же "пола", что и его владелец (у многих женщин были только плюшевые игрушки-"самцы"), и он предназначен только для него, его нельзя давать своим детям. Даже мужчины-"мачо" не должны исключаться из этого задания. Некоторые из них находят компромисс, покупая зверьков, надевающихся на руку, таким образом сохраняя ощущение контроля над своей мужественностью. Один простой способ найти существенную информацию о стыде - это расслабить клиента и от-правиться путешествовать назад в критические периоды его детства. Когда появляются воспоминания и клиент ими делится, старые "грустные" и "плохие" чувства начинают бить ключом. Это точка во взаимодействии терапевта и клиента, где межличностный мост (Kaufman, 1980) легче всего ломается, — точка, в которой клиент прерывает контакт глаз, смотрит вниз и отодвигается от терапев- ___372___373 та, совсем как пристыженный человек смотрит в пол и отступает назад, неспособный посмотреть на стыдящего родителя. Это как раз тот момент, когда кукла или плюшевый зверек может поддержать межличностный мост, давая клиенту способ самоподдержки. Куклу можно дать клиенту в руки, и попросить его сфокусироваться на ребенке, которого он помнит. Клиента просят подержать ребенка и успокоить его сейчас; так же родителя учат держать своего новорожденного ребенка. Использование плюшевых зверей - способ вновь установить связь между взрослым клиентом и ребенком, которого он носит в себе (Whitfield, 1986) и который стыдится и боится мира. Если отношения установлены, индивид уже не так тотально зависит от терапевта в вопросе получении любви к себе стыдящемуся и может начать больше сочувствовать и меньше ненавидеть себя.. Дич - семейный "герой", который всю кизнь работал ради одобрения и никогда не был "доста-точно хорошим". Не важно, насколько хорошо Дин что-то сделал, - он всё равно чувствует себя ущербным из-за своей сильной потребности в одобрении и долгих отношений с семейным стыдом. Дин купил себе плюшевого пингвина, который представлял пингвина с комической странички - сына селедки, зависимой от рассола. Этого пингвина в журнале называли "нелетающей водной птицей" (Breathed, 1985), и Дин утверждал, что это именно то, что он чувствует в отношении себя. Сначала Дин подшучивал над собой и своей неадекватностью, указывая на пингвина. Но через некоторое время он смог держать на руках и обнимать эту часть себя в течение терапии, и принять потребности, которые она представляла, - потребность в одоб-. рении, заботе и простой любви к нему такому, какой он есть. Он решил спать с пингвином, не стыдясь своей жены. Потом он отвел в магазин и жену, чтобы она тоже купила своего собственного плюшевого зверька. Когда он позволил себе удовлетворить свои потребности в прикосновении и заботе, в том, чтобы его держали на руках (делая это для своего пингвина), он стал в большей степени способен и принять, и открыть себя реального своей семье. Он смог поделиться беспокойством и фрустрацией со своими родителями-алкоголиками, и понять, что нуждается в собственном одобрении, вместо того чтобы зависеть от их одобрения, которого никогда не получал. Он стал игривым со своей женой и детьми, чего никогда не мог в прошлом. Когда Дин принял себя как "нелетающую водную птицу", он стал более успешен в отношениях своей реальной жизни и менее зависим от родительской семьи в вопросе эмоционального выживания. Он смог отстраниться от членов своей семьи-алкоголиков; он стал цельной личностью, вместо того чтобы быть "манекеном" (его собственное обозначение своей созависимой части).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.128 (0.011 с.) |