Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия

Поиск

Непосредственная память — способность воспроизводить события, опыт, информацию сразу после действия стимула.

К наиболее распространенным нарушениям непосредствен­ной памяти относится «корсаковский синдром» и прогресси­рующая амнезия.

«Корсаковскнй синдром» — это нарушение памяти на текущие события при относительной сохранности событий прошлого.

Корсаковский синдром впервые был описан известным оте­чественным психиатром С. С. Корсаковым при тяжелых алко­гольных интоксикациях. Этот вид нарушений памяти часто со­четается с конфабуляциями (больные заполняют пробелы памя­ти вымышленными событиями), иногда у них наблюдается дез­ориентировка во времени и пространстве. Два последних при­знака могут быть слабо выражены, но первый (нарушение памя­ти на текущие события) составляет основной радикал этого рас­стройства. Впоследствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаружиться и при других поражениях мозга неалко­гольного генеза.

Вот пример из клиники.

Больной может правильно назвать события из своего детст­ва, школьной жизни, помнит исторические даты, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родст­венники, беседовал ли с ним сегодня врач и т. п. Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, не­редко можно получить ответ: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы - значит, жена приходила».

Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же прось­бой, производят впечатление назойливых людей.

Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержа­ния материала. Ряд хорошо известных в медицинской психоло­гии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении. Приведем эти данные.

Еще в 1911 г. швейцарский психолог и врач Э. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Э. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спря­танной иглой. Больной перестал подавать Э. Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.

В лаборатории Б. В. Зейгарник были поставлены следую­щие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На сле­дующий день больной, введенный в кабинет, не только не пом­нил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, ко­гда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета. Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю».

Какие же выводы мы отсюда должны сделать? Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохране­ния опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса вос­произведения.

Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных

заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пыш­ную встречу». Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который под­тверждается и другими наблюдениями.

В подтверждение приводим выписки из истории болезни (как всегда по Б. В. Зейгарник), внесенные в нее психиатром и клиническим психологом.

Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чер­нильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат». Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Указанные конфабуляторные вы­сказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно настаивая на своем, не поддаваясь ра­зубеждению. Также упорно и настойчиво отрицает факты, имев­шие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. д. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память.

Психолог: Больной без всякой заинтересованности относит­ся к эксперименту. Он не может выполнять задания, требуемого учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он об­разует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных?» За­дания же, не требующие запоминания только что совершенных действий, больной выполняет: объясняет правильно переносный смысл поговорки, метафоры, справляется с заданием, требую­щим исключения лишних предметов, но спустя 3 минуты, не помнит, что выполнял эти задания.

Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он воспроизводит после 5-кратного повторения лишь по­следнее. Результаты четырех предыдущих воспроизведений: 1, 2, О, 1 слово. Применение опосредования (по методу А. Н. Леонтье­ва) ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 слова (хотя

2 слова (хотя сам процесс опосредования ему в принципе досту­пен). Точно так же больной не может воспроизвести сюжет про­стого рассказа («Галка и голуби»).

Экспериментатор: «Почему Галка полетела к голубям?»

Больной: «И кто ее знает, захотела и полетела».

Экспериментатор: «Может, она слышала, что у голубей хо­рошая пища была?»

Больной: «Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать».

Экспериментатор: «Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился?»

Больной: «Никто никого не выгонял. Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете?»

Спустя 10 минут больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора.

Корсаковский синдром часто сочетается также с наруше­нием ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим. Нарушается линейность вре­мени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдель­ных отрезков жизни между собой. Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии.

Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, пу­тают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Време­нами такие нарушения памяти носят гротескный характер. На­пример, одной больной казалось, что она живет в начале про­шлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким на­рушением (в прошлом официант в ресторане) считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они (больные) ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина».

Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психи­ческих заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры

головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклон­но прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижа­ется способность к запоминанию текущих событий, потом не­давнего прошлого, затем стираются в памяти события послед­них лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает осо­бую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоя­щей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком про­шлом.

Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в ос­новном при старческом слабоумии. В основе его левит диффуз­ный, равномерно протекавший атрофический процесс коры го­ловного мозга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.006 с.)