Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключи для обработки результатов тестирования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ио Ид Ин
После получения сырых баллов по шкалам, следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок-стенов. В)той системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стенов, а половина стандартного отклонения приравнивается к 1 стену. Общая интернальность
Интернальность в области достижений
Интернальность в области неудач
Интернальность в области семейных отношений
Интернальность в производственных отношениях
Интернальность в межличностных отношениях
Интернальность в отношении здоровья и болезней
Анализ и интерпретация результатов: При интерпретации результатов необходимо построить профиль уровней субъективного контроля по различным шкалам. На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стенов, соответствует норме. Отклонения вверх по отдельным шкалам свидетельствуют об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонения вниз - об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой. Литература 1. Методы измерения локуса контроля // Общая психоди 2. Практикум по психодиагностике / Под ред. А. А. Бода ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ Вводные замечания: Самооценка понимается как необходимый элемент развития самосознания, как применение оценок некой общественной меры к собственному «Я». Именно самооценка (как соотношение, своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе: «Я-образ» или «социальное положение») управляет поведением личности, способствует ее формированию. Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определяет уровень притязаний личности. Неадекватная же самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Цель работы: Знакомство с методикой. Практическая иллюстрация сложности оценки психического облика личности. Оборудование: Список слов, характеризующих некоторые свойства личности, бланк самооценки личности. Ход работы: Работа проводится фронтально. Инструкции и команды одновременно для всех испытуемых даются преподавателем. При этом испытуемые работают самостоятельно, не консультируясь и не заглядывая друг к другу. Всем дается список из 30 слов (в алфавитном порядке), характеризующих некоторые качества личности. Такой список нужно дать каждому студенту либо продиктовать его перед началом работы. Инструкция испытуемому. «Перед вами слова, характеризующие некоторые свойства личности. Назовем их исходным списком. Прочитайте эти слова очень внимательно и расположите их в такой последовательности, чтобы они характеризовали некоторый ваш субъективный идеал человека. Причем первым в списке должно стоять такое качество, которое Вы считаете наиболее ценным в вашем идеале, вторым — чуть менее ценное и т. д. В результате последним в списке из 30 слов должно оказаться качество, которое менее всего важно для вашего представления об идеале. Это список № 1. Изменять исходный список и вносить в него другие слова не следует». Исходный список слов 1. Аккуратность 2. Активность 3. Бережливость 4. Вдумчивость 5. Вежливость 6. Гордость 7. Доброта 8. Жизнерадостность 9. Искренность 10. Надежность 11. Настойчивость 12. Начитанность 13. Нежность 14. Обаяние 15. Общительность
16. Отзывчивость 17. Правдивость 18. Поэтичность 19. Приветливость 20. Принципиальность 21. Решительность 22. Самокритичность 23. Сдержанность 24. Скромность 25. Терпеливость 26. Трудолюбие 27. Увлеченность 28. Умелость 29. Целеустремленность 30. Эмоциональность После выполнения первой части задания всем студентам экспериментатор дает вторую инструкцию: «Положите перед собой исходный список. Теперь расположите все слова этого списка так, чтобы они характеризовали лично вас. Вначале напишите качество, которое наиболее у вас выражено, затем чуть менее выраженное и т. д. Последним в списке № 2 будет качество, которое у вас, по вашему мнению, развито менее всего». В результате выполнения работы каждый испытуемый получает два ряда (две последовательности одних и тех же качеств): список № 1, отражающий «Я» идеальное; список № 2, отражающий «Я» реальное. Обработка данных: 1) построить график, отображающий уровень совпадения-несовпадения между собой двух полученных списков. Для этого по оси абсцисс отложить номера слов исходного списка, а по оси ординат ранги каждого из данных слов из списков 1 и 2; 2) последующую обработку провести на бланке самооценки личности (табл. 5). Таблица 5 Бланк самооценки личности Ф., И., О.____________________________ Дата___
Начиная с верхней строки, из оценок, стоящих в графе 1, вычесть соответствующие оценки, стоящие в графе 3; результаты записать в графу 4; полученные разности рангов возвести в квадрат и результаты записать в графу 5; проделать те же операции для строк 2, 3, 4 и т. д. Затем определить сумму квадратов разности рангов, для чего просуммировать данные колонки 5. Найденную сумму подставить в формулу, определить коэффициент ранговой корреляции и записать его в таблицу 5. где d 2 - квадрат разницы рангов; п - число оцениваемых качеств. 3. Собрать значения коэффициентов ранговой корреляции всех участников эксперимента и внести эти данные в сводную таблицу 6. Таблица 6 Сводная таблица результатов Анализ и интерпретации результатов: При проведении анализа полученных результатов необходимо иметь в виду следующее. Значение коэффициента ранговой корреляции может изменяться в пределах от +1 до -1. Этот коэффициент выражает характер и тесноту связи между отношением человека к рассматриваемым качествам личности и самооценкой тех же качеств у самого себя. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о средней оценке себя испытуемым. Если эти коэффициенты заметно больше или меньше 0,5, то самооценка будет соответственно высокой или низкой. В выводах отразить степень адекватности собственной самооценки, можно также сравнить между собой по уровню самооценки группы хорошо и слабо успевающих студентов. Литература 1. Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей 2. Личность и деятельность. Методические разработки к ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ Вводные замечания: Методы исследования «уровня притязаний» впервые разработаны в школе немецкого психолога Курта Левина (1890-1974). К. Левин, обратился к экспериментальному исследованию особенностей поведения человека в конкретной обстановке. К. Левин считал, что источником человеческого поведения являются потребности. Под потребностью он подразумевает не биологические влечения, а психологические образования - квази-потребности, которые возникают в связи с жизненными целями человека. Он подчеркивал, что цели и намерения стоят по своим динамическим свойствам в одном ряду с потребностями и что именно они специфичны для человека. В учении К. Левина о потребностях поставлен вопрос о связи между потребностью и предметом, служащим для ее удовлетворения. Он показал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации, где каждая вещь, предмет выступают не сами по себе, а в отношении к потребностям и стремлениям человека. Он указывал на динамичность этих отношений, на то, что любое человеческое действие меняет «соотношение сил в ситуации» и по новому определяет его поведение. Поэтому всякое экспериментальное психологическое исследование требует анализа взаимодействия человека с окружающей действительностью. Работы К. Левина и его учеников (Т. Дембо, М. Овсянкиной, А. Карстен, Ф. Хоппе) позволяют экспериментально раскрыть отношения, существующие между личностью и средой и внутри самой личности. Сюда относятся проблемы, связанные с уровнем притязаний и самооценкой личности. К. Левин считал, что уровень притязаний формируется в процессе конкретной деятельности. В его формировании важнейшую роль играет влияние успеха и неуспеха; уровень притязаний является важным образованием личности, с ним связана самооценка, активность субъекта и сложная структура его аффективной жизни. Уровень притязаний человека характеризуется степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Исследования уровня притязаний (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймори, Т. Бетолишвили, Б. Серебрякова), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким, то есть качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего. Цель работы: Определение самооценки и динамики уровня притязаний испытуемого в условиях успеха и неуспеха. Оборудование: Секундомер, карточки размером 12 х 7 см, на одной стороне которых помещены цифры от 1 до 12 (для I варианта) или от 1 до 9 (для И варианта), на другой - задания. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Некоторым школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитарных факультетов - задачи, требующие знаний в области литературы, искусства; задания могут быть типа головоломок и т. д. Иными словами, содержание заданий должно соответствовать общеобразовательному уровню испытуемых. Ход работы: Испытуемому предлагаются задания, отличающиеся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Задачи (вариант I)
Задачи (вариант II) 1. В семье 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько в 2. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 3. За 3 минуты бревно распилили на полуметровки, причем 4. Из трех одинаковых на вид колец одно несколько легче. 5. Во сколько раз лестница до 6-го этажа длиннее лестницы 6. Большой пруд зарастает заленью. Каждый день площадь 7. Отцу 41 год, старшему сыну 13 лет, дочери 10, а младше 8. Из 8 одинаковых колец одно несколько легче остальных. 9. На вопрос, сколько у Вас учеников, Аристотель сказал, Инструкция испытуемому: «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно». Далее испытуемому предлагается сделать первый выбор. Экспериментатор фиксирует время решения задачи и, получив ответ, говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус», после чего предлагает выбрать новую задачу. При этом, как и в первый раз, он представляет испытуемому право самому выбирать сложность задания. В ходе опыта экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывать у испытуемого переживания неудачи или удачи. Обработка данных: Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. образец). Данные эксперимента можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера проб, на оси ординат - номера карточек. Знаком «+» отмечаются успешно выполненные задачи, знаком «-» - неуспешно выполненные. Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также свои собственные замечания. После того, как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовагшсь при выборе заданий?» Образец протокола Экспериментатор___________________ Испытуемый________________________ Дата проведения опыта_______________
Ответы к задачам 1 (а) - 6 детей; 1 (б) - 15 км/ч; 1 (в) - 2 м; 2 (а) - на. каждую чашу положить по ] кольцу, если чаши не 2 (б) — в 5 раз; 2 (в) - на 9-й день; 3 (а) - через (5 лет; 3 (б) - взять по 3 кольца и первым взвешиванием определить ту группу, в которой находится легкое кольцо. Далее см. ответ к задаче 2 (а); 3 (в) - 28 учеников. Анализ и интерпретация результатов: Предметом анализа должны стать: уровень сложности задачи, выбранной первой и качество ее решения; поведение кривой после успешного и неуспешного решения задач. В результате должен быть охарактеризован уровень притязаний испытуемого: высокий, средний, низкий, адекватный, неадекватный, а также изменение его под влиянием успеха - неуспеха. Литература 1. Практикум по психологии / Под ред. А. И. Леонтьева, 2. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М, ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПО МЕТОДИКЕ; FPI (МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА В) Вводные замечания: Личностный опросник разработан на факультете психологии ЛГУ главным образом для прикладных исследований. Шкалы опросника сформированы на основе факторного анализа и отражают ряд относительно независимых друг от друга факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Цель задания: Формирование навыков работы с многофакторным личностным опросником, которые необходимы практическому психологу при решении задач психодиагностики, психологического консультирования, экспертизы и т. д. Оборудование: Опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ключ, шкала для перевода «сырых» баллов в стены, краткое описание шкал. Ход работы: Опросники с инструкцией и бланки ответного листа готовятся заранее в количестве, соответствующем числу одновременно работающих студентов. Инструкция испытуемому: «На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение особенностям Вашего поведения, отношению к людям, взглядам на жизнь т. п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае - отвечайте «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и характеру Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся Вам слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной Вам работы!» Текст опросника 1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно 2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компа 3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает 4. У меня часто болит голова. 5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области 6. Я быстро теряю самообладание, но и также быстро беру 7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом. 8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю уз 9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что 10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет 11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то 12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с пе 13. Не думаю, что можно было бы простить обиду. 14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда сле 15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в 16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была 17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что лю 18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется от 19. Легко могу развеселить самую скучную компанию. 20. Я легко смущаюсь. 21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания от 22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют ру 23. Бываю неловким в общении с другими людьми. 24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавлен 25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться. 26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы 27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал 28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной. 29. Люблю такие задания, когда можно действовать без дол 30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не 31. Часто у меня нет аппетита. 32. В детстве я радовался, если родители или учителя нака 33. Обычно я решителен и действую быстро. 34. Я не всегда говорю правду. 35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпу 36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на 37. То, что прошло, меня мало волнует. 38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы дока 39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажет 40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен. 41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то на 42. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и раз 43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику. 44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени. 45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе 46. При встрече со старым знакомым от радости я готов 47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат 48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удо 49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через не 50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть но 51. Иногда могу похвастаться. 52. Активно участвую в организации общественных меро 53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую 54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал. 55. Я почти всегда подвижен и активен. 56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим 57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом. 58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить. 59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится. 60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым. 61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной 62. Я люблю не всех своих знакомых. 63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться. 64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испор 65. Я предпочитаю заставить человека сделать то, что мне 66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой. 67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь 68. В компании я веду себя не так, как дома. 69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы по 70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании. 71. Хороших знакомых у меня очень немного. 72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие 73. В компании у меня нередко возникает желание кого- 74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как 75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое 76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя. 77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы 78. Бывало откладывал то, что требовалось сделать немед 79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории. 80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня 81. Не знаю, куда деваться при встрече с человеком, кото 82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реаги 83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией. 84. У меня довольно часто меняется настроение. 85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня 86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чув 87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо 88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу 89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не 90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались 91. Я уверен в своем будущем. 92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения ко 93. Я не прочь посмеяться над другими. 94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не 95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся 96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам. 97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям. 98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их уп 99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими 100. Я нередко бываю рассеянным. 101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи 102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других. 103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно гово 104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться 105. Нередко чувствую себя вялым и усталым. 106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов погово 107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю 108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и неред 109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопро 110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь го 111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо силь 112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.016 с.) |