Стандартный процесс принятия решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартный процесс принятия решения



 

Весь процесс выработки решений осуществляется посредством управленческих операций, которые можно объединить в определенные целевые комплексы. Комплексы и составляющие их операции выполняются в строгой последовательности и могут быть представлены следующей схемой:

 
 

 


Этап 0. Уяснение возникшей ситуации и выявление проблемы.

Любой процесс принятия решения должен начинаться с ясного анализа необходимости принятия данного решения. Исходный момент действий - сбор и накопление первичной информации об объекте управления и сложившейся ситуации. Всесторонне выясняется причина возникновения данной ситуации, подразделения и лица, имеющие к ней отношение, применяемые в аналогичных случаях меры.

Аналогом ситуации может оказаться опыт других организаций, работников различных подразделений своей организации. Могут быть использованы сообщения в печати о деятельности других организаций, научные разработки и т.д. Все решения образуют некоторую цепь решений. Важно найти место данному решению в этой цепи.

Этап 1. Формулировка проблемы, постановка целей.

После выявления конкретной ситуации и определения потребности в принятии управленческого решения необходимо осуществить определение или диагноз проблемы, желательно полный и правильный. О проблеме можно узнать потому, что не случилось то, что должно было случиться. Решая проблему, появившуюся таким образом, сглаживают отклонение от нормы.

В качестве проблемы могут выступать ситуации, в которых произошло то, что не должно было произойти.

Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность.

Полезно поискать похожие проблемы и убедиться, что рассматриваемая проблема – это действительно проблема, а не симптом чего-то более серьезного.

Полностью определить проблему часто трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. В крупной организации могут быть сотни таких взаимозависимостей. Поэтому правильно определить проблему - значит наполовину решить её. Диагностирование сложной проблемы начинается с установления симптомов затруднений или осознания имеющихся возможностей.

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Информацию можно собрать формальными методами (анализ отчетов, рынка и т.д.) и неформально, путем бесед о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения. Следует помнить, что увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Не относящаяся к делу информация - это проблема для руководителя. Кроме того, информация может быть испорчена в чьих-то интересах.

Решение обычно связано с необходимостью сделать выбор. Осознание этой связи задает направление в поиске альтернатив по достижению конечных результатах и исключает альтернативы, лежащие за пределами поставленной цели.

Цель решения может быть однозначной, установленной при возникновении проблемы. Может быть задана вышестоящей организацией. Чаще всего цель конкретного решения предопределяется какой-либо глобальной целью и допускает несколько вариантов действий.

При формировании цели решения необходимо учитывать цели вышестоящей системы, объективные возможности организации, ресурсные ограничения.

Определение целей, их декомпозиция и определение позволяет уточнить первоначально сформулированную проблему.

Правильность постановки цели решения определяется его связью с ситуацией, которую надо рассмотреть, и с предшествующими решениями.

Этап. 2. Определение критериев

О решениях судят прежде всего по полученным результатам. С рассмотрения результатов следует начать процесс выбора. Критерии определяют, какие факторы следует учитывать, делая выбор. Набор критериев используется как основа для сравнения вариантов решения. Однако, они имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, а другие просто фиксируют желательные характеристики. Чтобы принять эффективное решение, следует разделить критерии на жёсткие ограничения и желательные характеристики, без которых можно было бы и обойтись.

Критерии, отнесенные к категории желательных, можно проранжировать. Расположив желательные критерии в порядке приоритетов, можно, когда наступит момент выбора, осуществлять его в пользу более важных критериев.

Этап 3. Выработка альтернатив

Комплекс действий по подготовке вариантов решения включает прежде всего разработку модели их анализа. При этом выясняется, нет ли готовых моделей, применявшихся ранее в сходных или аналогичных ситуациях. Модель - это отображение изучаемого процесса в упрощенном виде. В зависимости от характера проблемы модель может быть простой (элементарной) или сложной.

Простые модели в зависимости от степени формализации могут быть частично или полностью программированными.

Основные трудности выбора оптимального варианта обусловлены сложностью формулирования всех возможных решений. Для полноты охвата возможных решений разработку вариантов целесообразно вести по принципу дерева вариантов или использовать какой-либо другой метод, позволяющий гарантировать полноту рассматриваемых вариантов. В случае стандартных решений этот шаг для руководителя не представляет трудности. Стандартные решения характеризуются ограниченным и фиксированным набором альтернатив.

Информация, характеризующая альтернативы, находится в непосредственной зависимости от критериев решения и представляет собой набор характеристик критериев для данной альтернативы.

Этап 4. Сравнение альтернатив

Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнения их и выбора наилучшей.

Иногда все варианты решений выглядят хорошими и ни один не кажется заметно лучше других. Для того, чтобы сделать выбор, руководитель нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив. Анализ альтернатив осуществляется на основе выбранной модели.

Важнейшей предпосылкой принятия лучшего решения является перебор вариантов. В формализованных моделях выбор оптимального варианта достигается путем направленного перебора с применением специальных методов: математического программирования, статистического моделирования, теории массового обслуживания, теории игр и т.д.

В ряде простых случаев, когда возможно применение модели оптимизации решения, вполне вероятно единственное, лучшее решение. Если при этом достигнутый результат соответствует цели, решение может быть принято. Если цель не достигается, необходимо от неё отказаться, так как улучшить результат невозможно. При этом в большинстве случаев возможно изменение первоначально сформулированных условий или модели решения задачи для достижения поставленной цели. Поэтому, если рассмотренные варианты не обеспечивают достижения цели, необходимо переопределить проблему или пересмотреть модель решения. Процесс приближения (итерации) к намеченной цели может повторяться до тех пор, пока цель не будет достигнута или же испытания докажут невозможность её достижения.

Этап 5. Выбор лучшего решения

В общем количестве вариантов решения окажется какое-то число таких, которые по своим производственным результатам будут наиболее близкими к поставленной цели. Когда эти варианты отобраны, осуществляется комплекс действий по принятию конкретного решения.

Обсуждение отобранных вариантов должно возглавляться руководителем, обладающим правом принятия или утверждения решения. Число участников обсуждения и отводимое для этого время зависят от важности решения и сроков его действия. В процессе оперативного управления возможны случаи, когда соответствующие руководители вырабатывают, оценивают степень приемлемости и принимают решение единолично.

После обсуждения выбранного варианта соответствующим кругом компетентных представителей может возникнуть необходимость согласования его с верхним уровнем управления или с различными внешними организациями государственного, ведомственного или общественного характера. Согласованный вариант утверждается и считается принятым.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.012 с.)