Составление списков альтернатив 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление списков альтернатив



Списки – это фиксация на бумаге возможных вариантов решения. Важно записать все, что возможно о возможных решениях, даже в том случае, когда речь идет лишь о двух, трех или четырех возможностях, которые легко удержать в голове. Могут выявиться новые варианты, о которых раньше и не подозревали. При этом желательно список возможностей составлять не беспорядочно, а постараться найти какую-то «систему», упорядочить эти возможности по видам, классам, группам. Таким образом, подготавливается второй шаг - исследование. Таким образом, можно определить, какие есть варианты, а такие ранжировать их по одному или нескольким признакам.

Другой способ фиксации вариантов – каталожные карточки. Каждое возможное решение записывается на отдельной карточке. Эту систему можно потом использовать, внося в нее последствия тех или иных решений и их оценки.

Затраты на этот метод существенно зависят от самой решаемой проблемы. Для каких-то мелких решений, конечно, карточку никто заводить не станет, а вот для руководителя научно-исследовательского учреждения при решении вопроса о выборе исследовательских работ такая система имеет смысл.

 

 

12. Дерево решений (вариантов)

Для представления возможных решений и проверки их на формальную полноту служит дерево решений (вариантов).

С помощью дерева решений сложное решение иерархически расчленяется на элементы, причем эти решения становятся все более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов приведен на рисунке 1.

 

 

 
 

 

 


Рис. 1.

 

Каждый кружок обозначает решение, причем в верхних иерархических уровнях это лишь предварительные или промежуточные решения. Только на самом нижнем уровне находится конкретное решение, которое надо, конечно, рассматривать в зависимости от всей ветви от А до каждого конкретного элемента. Прописные буквы обозначают иерархический уровень (степень детализации), а цифры – текущие номера в пределах каждого уровня.

Дерево решений дает обзор всего множества решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько вариантов решений, сколько ветвей в дереве. При построении дерева решений в каждом пункте, где принимаются решения (узле) следует проверить все ли мыслимые варианты учтены.

Может оказаться полезным обозначение уровней соответствующими более обобщенными понятиями; например:

1) уровень А – цель решения;

2) уровень В – стратегия решений;

3) уровень С – классы (группы) методов;

4) уровень Д – методы;

5) уровень Е – варианты решений.

При таком подходе единичные подходы на каждом уровне в зависимости от решаемой проблемы можно изучать, исследовать и обобщать с помощью математических, естественно - научных, организационных или иных принципов, элементов и структур.

 

13. Морфологическая комбинационная таблица

Каждая клетка в морфологической таблице относится к комбинации вариантов, приведенных в ее входах, например:

Таблица 1

Обеспечение качества подготовки специалистов НГАЭиУ

 

  Объекты воздействия Мероприятия
Административные Экономические
Требования к работе Расписа Ние Дисциплина Основная оплата Дополнительная оплата Поощрения
Преподаватели Учебно-методическое обеспечение Распределение нагрузки и т.д.      
Студенты Обучение работе на занятиях и т.д.        
Материальная база и т.д.          
Социальная сфера            

 

Надо рассмотреть каждую клетку и выяснить, есть ли для этого поля таблицы разумное мероприятие или нет.

Предпосылкой к успеху является удачное разделение исследуемого множества на две (или более) характерные области.

Если уже в заполненные клетки уже нельзя внести новые дополнения, следует обратиться к свободным клеткам. Если остались свободные клетки, то возможно, что:

1) подобная комбинация абсурдна или заранее очевидно, что она нереализуема;

2) соответствующее мероприятие упустили из виду, что более вероятно.

С помощью морфологической таблицы могут быть найдены новые возможности решения проблемы. Принцип, лежащий в основе этого метода, весьма плодотворен. Обсуждение клеток, заполненных после первых размышлений, рассмотрение незаполненных клеток, чрезвычайно активизирует мышление. Такая система приводит к ассоциациям, которые вряд ли возникли бы при произвольном перечислении вариантов решений.

В приведенном примере комбинируются способы и объекты воздействия. При решении других проблем эти области, на которое разбивается множество возможных решений, будут иметь другие признаки. Если двух классов признаков не хватает, то систему можно распространить на три, четыре или более переменных. Однако с возрастанием их числа утрачивается обозримость проблемы. Три рассматриваемых признака требуют построения пространственной модели - морфологического ящика. Это уже сложно и не удобно, четыре и более варьируемых переменных вообще представим только в целом. Остается лишь формально-логическое комбинирование в виде списков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.007 с.)