Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТАЛИМОНЧИК Валентина Петровна, к.ю.н., доцент, Кафедра международного праваСтр 1 из 9Следующая ⇒
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО ТАЛИМОНЧИК Валентина Петровна, к.ю.н., доцент, Кафедра международного права Г. конс-и – пт 17 – 19
экзамен – 2 откр?са + контракт – большое кол-во баллов на экзамене (на посл лекции предупредить, чтобы дали темы). не нужно нести контракты с работы, т.к. узнают по стилю, что писал не студент. это не б/ поставка, т.к. это легко и ее знают все
лит-ра: - Богуславский Марк Моисеевич «МЧП» (посл изд-е – 09; 06) более ранние брать не рекомендуется, т.к. там нет ч. 3 ГК (разд. «МЧП»). (рекомендуется) - Канашевский (оч хорошие) - Дмитриева - Марышев - Ерпулёва – межд банк право – специализация - Онуфриева (в 3 т.) - Гаврилов (из Владивостока) – учеб пособие – написано не цивилистом (своеобразное)
читать первоисточник! знать тексты конвенций, кот-е упоминаются в лекциях и раб программке (Галенской, Талимончик и Рабахина) -?сы б/ оттуда. На экзамене м/б?с: «Такая-то Конвенция». Нужно о ней рассказать. НПА содержатся там: - Ерпулева - Бекяшев, Ходоков - Дмитриева, Филимонова - журнал «МЧП» / Галенская -- Понятие и принципы МЧП Понятие МЧП Сам термин «МЧП» впервые б/употреблен амер юристом Джозефом Стори в работе «Комм-й к иностр и внутр конфликтному праву» (1832 г.). Т.е. термин появился не так давно. Стори рассматривал отн-я, в кот-е вступают иностранцы, нормы, кот-е рег-ют их отн-я, и объединил эти нормы под наименованием «МЧП». В его понимании МЧП – это совокупность коллизионных норм (эта специфическая норма указывает на ту норму, кот-ю следует применить). Он включал эти коллизионные нормы в состав национального права и стал основоположником исторически 1-й конц-и МЧП. Таких конц-й всего 4. Т.о., до сих пор однозначно не понимают, что такое МЧП. Вельяминов – «МЧП нет, т.к. оно не имеет самост предмета». Небезыинтересная позиция, хотя лектор сама занимается МЧП. Причем ученые с большим азартом спорят и постоянно по поводу того, что такое МЧП. В зависимости от понимания МЧП идет?с о прим-и межд д-ров в суд и арб практике. Т.е. требуют ли д-ры трансформации или нет в нац право. А это уже?с оч даже практический. Т.е. как мы м/ссылаться на межд д-ры? 1) Исторически 1-я конц-я – цивилистическая. У нее оч много сторонников (Богуславский – цивилист, Зверков, Дмитриева). Фактически почти все москвичи (кроме Ерпулевой – непонятно, какой концепции придерживается) – устойчивые цивилисты, а все петербуржцы – др. И практически все учебники (кроме Гаврилова) написаны цивилистами.
Цивилисты вкл-ют МЧП в состав внутр права. Но среди цивилистов нет единства мнений: - одни вкл-ют МЧП в состав ГП (Фоссет и Норт – англ.) - др. же полагают, что МЧП явл-ся самостоятел отраслью внутр права кажд отдел гос-ва (Лунц – «МЧП» (в 6 т. – теория не устарела), Перетерский, Бендерский). Они говорят о налиции рос МЧП, болгарского МЧП, германского МЧП… Ск-ко гос-в, столько и МЧПрав. (столько же и б/изучать!) При этом цивилисты единодушно полагают, что МЧП и МПП имеют единое начало, общие принципы. Так, Зверков в своем курсе лекций «МЧП» пишет, что «в отечеств доктрине неизменным явл-ся понимание единства осн начал МПП и МЧП», и он называет рп-пы суверен рав-ва, уваж-е прав и свобод чел-ка, неприменение силы… Данн воззрение подвергалось критике. Так, Гаврилов писал, что цивилистич конц-ция преувеличивает роль внутригос источников МЧП и не признает в кач-ве таковых межд акты. Галенская справедливо замечает, что нельзя согласиться с тем, что у межд и внутригос права одни и те же принципы. Сам термин «рос МЧП» содержит внутр противоречие, т.к. право м/б или рос, или межд (странноватая терминология). Цивилистич конц-я – та конц-я, кот-я соответствовала реалиям XIX в., когда не б/процесса унификации, и отн-я с иностранцами рег-сь нормами внутригос прав. В XIX в. не б/унифицирующих межд д-ров. Цивилисты молодцы, т.к. разработали саму концепцию МЧП, но потом пошла уницикация, и теория вошла в противоречие. Сейчас цивилисты признают межд д-ры, но остаются на св конц-и, что также явл-ся противоречием.
2) Недостатки цивилистич конц-и привели к появлению интернационалистской конц-и (выдвинул Крылов Сергей Борисович – зав кафедры межд права в довоен период). Он считал, что МЧП входит в МПП. Его поддержал Грабарь (фундаментал труды по истории МПП), вставив МЧП в один ряд с отраслями межд угол (морского…) права. Если принимать эту теорию, то ФЛ и ЮЛ становятся в равный статус с гос-вами. А по курсу МПП мы помним, какие дискуссии развиваются, когда поднимается?с о признании индивидов субъектами МПП.
Лектор: в XIX в. Иеринг – в межд с-ме м/сущ-ть лица, кот-е не обладают правосубъектностью, но явл-ся выгодоприобретателями от прав предписаний (МП). Это индигенаты. Т.е. получают опр выгоды от прав предписаний МП, но не явл-ся субъектами МП. Спорен?с о равносубъектности гос-в и индивидов. Поэтому нельзя вкл-ть МЧП в МПП. Методы разные.
3) Негативная концепция (Андрей Николаевич Макаров) – МЧП не относится ни к какой с-ме права (ни к межд, ни к внутр), а явл-ся лишь областью знаний – комплексом, изучающим межд прав нац нормы, касающиеся иностранцев, др С-тов (т.е. трансграничные отн-я). Т.е. МЧП рассм-ся как своеобразный комплекс. Мюллерсон – МЧП – полисистемный комплекс, находящийся на стыке МПП и нац права. Т.о., МЧП не имеет собств предмета прав рег-я. Макаров хотел примирить цивилистов и интернационалистов, а в рез-те получил по шапке и от тех, и от др. За Макарова заступилась Еркулева в одной из св статей.
4) Кафедра межд права придерживается «межд-прав» концепции (Галенская – «я не цивилист, я международник» (т.е. нужно чувствовать разницу), Малинин, лектор). Она учитывает достижения др соц наук – прежде всего, теории межд отн-ний. Долго время в теории межд отн-й межд отн-я понимались как отн-я межгос-е. Их регулятором б/МПП. Считалось, что все остал отн-я относятся к внутр праву. Т.о., подчеркивалось, что только те образования, кот-е выражают публ инт-с, м/вступать в межд отн-я. Со 2 пол XX в. данные воззрения изменились. Напр, это работы Розенау (Запад), Шахназарова (наш – межд отн-я) («Грядущий миропорядок»). Они отмечали, что межд отн-я изменились, и превратились в подлинно межд в точном знач-и этого термина. Помимо гос-в, в этих отн-ях участвуют межд орг-ции (межгос неправительств), ЮЛ, ФЛ, транснационал корпорации, обществ орг-ции, полит партии. Снопковский – на сегодняшний день гос-ва перестали б/единств «акторами» (С-тами действия, лица, принимающие участия) на межд арене. Межд с-ма из моноцентристской с-мы 1 актора превратилась в полицентристскую с-му множ-ва акторов. Об акторах пишут и др – Цыганков, Бертон. Т.е. социология развивалась, и мы д/успевать вслед за ней. Изменился не только С-тный состав межд отн-ний: изменилось и их содержание: - некот-е невласт С-ты приобрели влияние, сопоставимое с влиянием гос-в (ТНК – иногда его бюджет превышает бюджет отдел гос-в) - некот-е не стали ограничиваться торговлей – принимают участие в разработке межд д-ров, актов межд орг-ций, в их имплементации в нац з-во Становится очевидным, что роль невласт С-тов не ограничивается пределами 1 гос-ва. Изменения содержания межд отн-й (МО) не затрагивает сущ-я межгос отн-й, кот-е возникают между гос-вами и др С-тами МП – они остаются. Это отн-я властные и рег-ся МПП. Но сущ-ет и 2-я группа МО – МО невласт хар-ра. Это отн-я, в кот-х 1 из сторон правоотн-я обязательно выступает невласт С-т, а невласт С-ты – ЮЛ, ФЛ, ТНК, НПО, полит партии (ПП), обществ орг-ции (ОО). Эти МО рег-ся достаточно сложно. Напр, рос компания с герм компанией заключает внешнеэкон сделку в форме контракта – при этом есть свобода волеизъявления (м/согласовать цену, сроки…). В кач-ве применимого права они м/избрать французское право (это допустимо). Лектор берет за основу франц или герм право (в д-рах с китайцами, т.к. всегда м/разобраться, в отличие от китайского). Т.е. м/избрать право 3-го гос-ва. М/избрать суд в 3-м гос-ве. Это все касается автономии воли сторон.
Какие регуляторы применяться к этому контракту? Прежде всего, межд д-ры – Венская конв-ция о купле-продаже товаров 80 г. (и РФ, и ФРГ участники – значит, она применяется в отн-ях между их ЮЛ). М/б применены юрид обычаи, выраженные межд орг-циями. Это Инкотермс (многие ученые считают их межд обычаями). Т.е. межд д-ры и обычаи – эти регуляторы)(из сферы МЧП). А дальше ни одна из сторон не м/игнорировать императив нормы св гос-ва (т.е. сначала применяется свое, а избранное право (напр, франц) по остаточному принципу). Если россиянин женится на француженке, то он б/вступать в брак по св праву, а она – по св (а зд уже на лицо применение мат права!). Т.о., характерно множество регуляторов – и МЧП, и внутр право (причем не только коллизионное, но и мат, и процесс).
МЧП – это с-ма норм, рег-щих межд отн-я невласт хар-ра. (а во всех учебниках – что рег-ет гражд-прав отн-я с иностр элементом) а зд – отн-я межд! и не с иностр элементом, а просто межд! а элемент – сложн, поэтому начинают объяснять, а иностр элемента нет! есть межд отн-я невласт хар-ра
Предмет МЧП Лунц – предметом МЧП явл-ся отн-я гражд-прав. Дмитриева – долго перечисляет и делает вывод, что аналогичен предмету ГП Фоссет и Норт – (хотя и цивилисты, делают др вывод) МЧП присутствует во всех отраслях англ права, когда речь иет о прим-и иностр права, о межд подсудности, о признании и исп-и иностр суд реш-й (во всех отраслях). В чем-то они правы!
С-тами МЧП м/явл-ся власт, но не суверен С-ты. Это С-ты федерации, муниципалитеты, мест администрации. Они вступают в отн-я власт, но не рег-емые МПП. Далее – разве м/ГП отн-ями отн-я НПО со св участниками? Напр, Межд совет по музыке. Пытались создать в РФ, а оказалось, что такое уже есть. В уставе МСМ указано, что м/б только 1 в стране. Специфическая норма – властно-распорядительного хар-ра. Разве это гражд-прав отн-е, если нам предписывают поступать только так?
Очевидно, что предметом МЧП м/б адм, фин, труд, сем и гражд-прав (точнее – частно-прав) отн-я. Т.е. отличается разнообразием. Тамож регулирование носит власт хар-р, и это адм отн-я, но все эти конвенции создаются в п/прав сфере, но адресованы невласт С-там (м/ в суде ссылаться на них). Т.е. по сущ-ву речь идет обо всех межд д-рах, содержащих нормы, адресованные невласт С-там. Парадокс – Вельяминов говорит, что МЧП нет, а оказывается, что туда вон сколько всего входит, буквально все (что адресуется невласт С-там).
Принципы МЧП делятся на 2 группы: - общие – Лунц – ряд общих начал МПП имеет определяющее значение и для МЧП. Речь о принципах, кот-е в МПП именуются основными. «Общие», т.к. они общие и для МПП, и для МЧП. Зафиксированы как пр-пы сотрудничества между гос-вами (в Уставе ООН). Вместе с тем гос-ва уст-ют для невласт С-тов, находящихся под их юрисдикцией, правила поведения на межд арене. Т.о., эти правила оказывают влияние на поведение невласт С-тов на межд арене. Они императивны. В Венской конвенции 69 г. – нормы jus cogens (императивны). Они также явл-ся системообразующим фактором (составляют основу прав рег-я люб МО), критерием законности. Люб межд д-р и любой внутригос акт д/б соотнесены на предмет соотв-я их пр-пов. Если не соотносятся, у судов есть полномочия применять именно пр-пы, а не тот з-н, кот-й им не соотв-ет. И они м/б основой для принятия реш-я по конкрет делам. Классич пример – с И-нетом. Когда он появился, появились и много ученых (Зусман), кот-е писали, что это свобод среда, кот-я не находится под контролем гос-ва – свобода! Но это ТНК, это межд общение. Т.о., на него автоматически распространились принципы, за нарушение кот-х провайдер просто отключает И-нет от пользователя. Норм в з-ве не б/ об И-нете, а пр-пы действовали. И на них непосредственно м/ссылаться. Они зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о пр-пах межд права, касающихся дружеств отн-й и сотрудничества между гос-вами 70 г. - неприменения силы и угрозы ее применения: неприменение силы – основа друж отн-й между гос-вами. Касательно невласт С-тов, то неприменение силы обусловивает само существование межд невласт отн-й, т.е. последние в ряде случаев не м/сущ-ть в усл-ях воен конфликта (торг отн-я, туризм, поддержание сем связей). В МЧП большое значение приобретает запрет эконом принуждения. Какие меры эконом принуждения считаются противоправными в МПП? Там есть четкие меры, кот-е гос-вам запрещено применять (эмбарго, блокада, задержание и арест мор судов, бойкот). В МЧП нет четкой градации видов принуждения, кот-е запрещены: запрещено люб принужд-е. Т.к. невласт С-ты изворотливы в видах принужд-я (они м/косвенно создать рыноч усл-я, когда сторона согласится на невыгод усл-ях). В др невласт отн-ях н допускается люб принужд-е – к вступлению в партнерство, брак, заключению сделки. Значимо, что правоотношение, созданное в рез-те принуждения, явл-ся недействительным. Т.е., опираясь на данн пр-п, м/признавать недейств-й сделку, брак… Обычно др док-ты содержат, напр, пр-пы УНИДРУА (пр-пы межд коммерч д-ров, принятых Рим ин-том по уницикации част права) – напр, контракт, заключенный при состоянии угрозы, считается недейств-м + критерии угрозы (реальность, серьезность). Все это оценивает суд.
- мирного разрешения споров: люб межд спор д/разрешаться только мир ср-вами. Это касается и споров с участием невласт С-тов. Устав ООН – есть ср-ва мир разреш-я споров (переговоры, добр услуги, посредничество, следств – только?сы факта и согласител -?сы факта и права – комиссии, суд и арбитраж – тоже прим-ся в отн-ях с гос-вами). ничто не мешает в МЧП исп-ть те ср-ва, кот-е исп-ся в МПП. только исп-ют их невласт С-ты. каких-л норматив предписаний на исп-е мир ср-в по внешнеэкон сделкам нет. Есть понятие «АРС» - альтернативное разрешение споров. Напр, в США – когда спор на мелкие суммы, сходить надо сначала к посреднику (нечего загружать судью). Но когда вы заключаете внеш сделку, вы обязаны выбрать способ разреш-я спора (какой угодно). Напр, что мешает вам предусмотреть добр услуги (тем более, что именно они часто и оказываются) (напр, 1 директор приводит в ресторан 2 и 3 и слушает, как те разговаривают). Способы разрешения споров самые разнообразные. В МЧП традиционно сформировались способы. - Прежде всего, это те же переговоры (это универсал способ). Рос предприниматели любят во внеш сделках – во всех контрактах. - посредничество - согласительная (примирительная) процедура: рег-ся согласител регламентом ЮНСИТРАЛ 80 г. (комиссия по межд комм праву при ООН). Согласител регламенты есть и у постоянно действ комм арбитражей (напр, у суда при Межд торг палате, у Межд комм арб суда при ТПП РФ (МКАС)). Они предусматривают досудеб процедуру посредничества, но она более формализована. Если взять согласител регламент МКАС, то 1) независимо от воли сторон, если 1 желает, а 2 не желает прибегнуть к процедуре, то Президиум МКАС м/прибегнуть к посредничеству; 2) МКАС оказывает всякое содействие – печатает, рассылает док-ты. Если хотим согласител процедуру, то посылаем просьбу (м/б 1 – предложение по канд-ре, 2, 3). Если не сходятся в посредниках или не ответили на просьбу, то посреничество не состоялось. Посредник получает прав позиции от кажд из сторон, а потом сам решает, как вести процесс. Есть отдел формал моменты, но не такие, как в согласител процедуре. - minitrial – минипроцесс: квазиарбитражное разбирательство. Созд-ся комиссия минитрайала, в кот-ю входят рук-ли сторон и 1 нейтрал посредник. Т.к. рук-ли присутствуют, им легче договориться: они м/принимать «полит реш-я» (не взыскивать неустойку). Главная цель этой процедуры – добиться мирового соглашения. Если не достигнуто, то принимается комиссией рекомендация (не решение, хотя по форме м/совпадать) и назначает сторонам срок для присоединения к этой рекомендации, в теч-е кот-го сторона м/присоединиться к этой рекомендации. Третейский суд при Ассоциации банков Северо-Запада (председатель суда – Галенская – сама ввела) – минитрайал в РФ. А больше в РФ нет минитрайалов вообще. Обычно создаются при ТПП. Это дорого, т.к. нейтрал посреднику платить надо. Но экономится время и деньги (арб издержки – дороже) + м/попасть в ситуацию, когда вынесено решение, но его надо еще исполнить за рубежом, а оно требует экзекватуры. - med-arb («суд (посредничество) и арбитраж») – посредничество-арбитраж: избранный сторонами посредник впоследствии по их соглашению выступает в кач-ве арбитра. Во многих регламентах уст-но, что, если посредник уже выступал между сторонами по этому делу, то он уже не м/б арбитром по тому же делу. Нет спец правил, т.к. сначала применяются правила посредничества, а потом арбитражные. Всемирная орг-ция интеллектуал собственности (ВОИС) – оч профессионал арбитраж при нем. М/доказывать путем эксперимента (Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству). - частное судейство: есть в США. Судья в отставке разрешает спор, а затем это реш-е рег-ся в гос суде и приобретает офиц хар-р В МПП прим-ся только межд способы разреш-я споров, а в МЧП прим-ся как межд, так и внутригос способы. Межд арбитраж все равно внутригос, т.к. подотчетен его юрисдикции. - невмешательства во внутр дела гос-в: в МЧП имеет 3 проявления: - вмеш-во гос-ва в дела невласт С-тов: гос-во осущ-ет гос контроль (в отн-и ЮЛ – налог, валют, тамож). В разн гос-вах этот контроль отличается разной степенью жесткости, каких-то четких межд критериев нет, и есть риск, что контроль перерастет во вмеш-во. Т.е. с ЮЛ все плохо. - вмеш-во невласт С-тов в дела гос-ва: в дела гос-ва обычно вмешивается ТНК, поэтому Хартия ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВ 74 г. (ООН) установила, что ТНК не д/вмеш-ся в дела принимающего гос-ва, и кажд гос-во м/рег-ть и контролировать д-ть ТНК. - вмеш-во невласт С-тов в дела др др: нельзя выдвигать требования менять уставы… - суверенного равенства: рав-во их прав с-м, рав-во с-м собств-ти + право на свободу св соц-экон с-мы. В МЧП все С-ты юридически равны. Тогда встает?с об отдел С-тах – в т.ч. гос-вах. У гос-во есть св-во иммунитета. В 04 г. ГА ООН приняла текст Конв-ции о юрисдикционных иммунитетах гос-ва и их собств-ти: когда гос-во заключает комм контракт, и спор по этому контракту подведомственен др гос-ву, то гос-во не вправе ссылаться на иммунитет. В з-ве ряда гос-в установлено, что на гос-ва распространяются общие правила коллизионного рег-я, установл-е для невласт С-тов (ст. 3 ГК – на гос-во правила данн раздела распр-ся на общих основаниях). Т.о., применяться б/внутригос право. - сотрудничества: в посл 10-летие особое значение приобрело сотрудничество в целях развития, т.е. сотрудничество имеет опр цель – улучшение благосостояния народов… Критерий развития исп-ся в экономике и т.д. Т.е. сотрудничество имеет опр цель. - Pacta sunt servanda – в МЧП этот пр-п расширяет сферу св действия как по кругу С-тов, так и по кругу обязательств: - распространяет св действие и на невласт С-тов - что же обязаны соблюдать все С-ты МЧП? Прежде всего, осн и спец пр-пы МЧП, межд д-ры и межд обычаи (то же и в МПП). Но дальше происходит расширение – дальше нац з-во и применимое право + обязательства по контрактам. Т.е. мы видим, что на контракт обяз-ва распр-ся обяз-ва Pacta sunt servanda. И контракт действителен в силу простого соглашения сторон. И заключенный контракт м/б изменен только по соглашению сторон, в соотв-и с законом и иным применимым правом. Т.е. его нельзя изменить / отменить произвольно. В этом и состоит «д/соблюдаться». - равенства и самоопределения народов: касается народов, кот-е борются за свою независимость (ООП – в Исламскую конференцию, в ООН в кач-ве наблюдателя). Эти народы имеют равные права на осущ-е торговли, научно-тех сотрудничества, сотр-ва в соц сфере. Обычно представлены опр орг-цией (ООП – полн представитель и в межд невласт отн-ях). Они такие же равноправ С-ты МЧП, как и иные. Лектор: Закл акт к Хельсинкской декларации 75 г. – регионал декларация, поэтому остал пр-пы не носят такого уж всеобщего хар-ра. - специальные пр-пы: беда, т.к. ни 1 учебник про них не говорит. Как будто МЧП без спец пр-пов. Только у Онуфриевой есть раздел спец пр-пов, к кот-м она относит нац режим, обрат отсылку, п/порядок – то, что составляет общее понятие МЧП. Это как раз узкоспец понятия, не обладающие св-вами всеобщности, императивности, кот-е и явл-ся пр-пами. У Богуславского проскальзывает «пр-п нац режима», все остал повторяют, а это не пр-п. Особенности: 1) Регулируют опр группу отн-й, т.е. рег-ют межд невласт отн-я 2) имеют норматив содержание, т.е. из них вытекает целый ряд норматив предписаний 3) не д/противоречить осн пр-пам - равенства субъектов: вытекает из пр-па суверенного рав-ва гос-в. Означает, что все С-ты МЧП юридически равны. Даже гос-во, когда вступает в отн-я с невласт С-тами, не польз-ся какими-л преимуществами. К нему м/подать иск, принять меры обеспечения иска, исполнить суд акт. Опр сложность в прим-и это пр-па возникает с межгос орг-цией, т.к. у нее абсолют иммунитеты, но все же – ограниченно – действует. Напр, автономия воли при заключении контракта – никто не мешает, по большому счету, упереться и сказать: «хочу рос право!». - равенства прав с-м: речь о прав с-мах на нац уровне. Среди них осн с-мами явл-ся романо-германская, общего (англо-американская) права и мусульманская. Судья не м/отказать в прим-и иностр права только на том осн-и, что оно относится к др прав с-ме. Об этом говорит ст 1193 ГК – отказ в прим-и иностр права не м/б основан на отличии полит, экон, прав с-мы РФ от полит, экон, прав с-мы иностр гос-ва. Толстых «О правовой несовместимости» - это доп основание к отказу в прим-и иностр права. Напр, право Великобритании – и источники др, и правосознание др. Так это так между каждыми прав с-мами. В ст 1193 ГК достаточно точно указано.
Г. <…> Квалификация в МЧП Т.к. в МЧП прим-ся коллиз норм, кот-е, в св очередь, м/отсылать к ин праву,?с л применимости ин з-на приобретает особ специфику. Уже при прим-и коллиз норм выясняется, что одни и те же понятия по-разному понима-ся в разн прав с-мах (напр, не всегда одинак объем правоспособности). Напр,?с о месте заключения сделки, т.к.для рос прав с-мы сделка заключена в момент получения акцепта оферента, т.е. когда акцепт получен. А для гос-в общего права характерна «теория почтового ящика» - д-р заключен, когда акцепт отправлен (дошел – не дошел, неважно). И если в коллиз норме стоит?с о заключении сделки, мы понимаем, что этот термин понимается по-разному. 1) Сама проблема квалификации в МЧП б/впервые поставлена в XIX в. Один из основателей теории квалификации – Франц Кан. Изначально господствовала теория, согласно кот-й ин право д/пониматься так, как оно понимается в гос-ве суда. Это теория XIX в. Т.е. франц суд, применяя немец право, толковал его в соотв-и с франц правом – так, как судью учили во франц же университете. Это б/удобно, на самом деле. Но эта теория искажала смысл ин з-на, и начались поиски теории пооптимальнее. 2) В 1931 г. Рабелем выдвигается метод «автономной квалификации». По его мнению, суд д/уст-ть то общее, что есть в отеч и ин праве, и толковать ин з-н на основе обобщенных понятий. Т.е. есть некие межд-признанн термины, кот-е одинаково понимаются в межд прав с-мах, кот-е и применяются. Но это неудобно, т.к. судье нужно знать оба з-на, да еще их сопоставить + вывести общее. Это же как страшно б/выглядеть мотивировочная часть? 3) Поэтому – 3-я теория. Вольф. Теория «legis causae». Суть – ин з-н д/толковаться так, как он понимается в соотв ин гос-ве.
Дело в том, что квал-цию в МЧП принято делить на 2 вида: 1) первичная состоит в толковании и прим-и коллиз норм. Ее цель – опр-ть компетент правопорядок (с опр-ем применимого права – именно как опр прав с-мы – первич квал-ция заканч-ся). Как нужно толковать коллиз нормы? ст 1187 ГК – термины, содержащиеся в коллиз нормах ГК, толкуются в соотв-и с рос правом, т.е. при прим-и коллиз норм мы прим-ем рос право, если иное не установлено з-ном. Иное, уст-е з-ном, - в отн-и квал-и вещей как движ и недвиж имущ-ва. Есть спец статья в ГК, по кот-й отнес-е вещи к движ / недвиж происходит по з-ну места нахожд-я вещи. Т.о., общее правило первич квал-ции – lex fori – з-н суда Оговорка – если термин неизвестен рос праву, известен в ином словес обозначении или в ином понимании, то для толкования этого термина прим-ся соотв ин право. Примеров много. Напр, траст – в зкнд-ве РФ есть доверител имущ-во, но это не отн-я собств-ти, а обязательств отн-я, а при трасте возникает именно доверител собств-ть. Т.е. хар-р доверител управления у нас абсолютно др: это простая сделка, дающая право на распоряжение имущ-вом с опр ограничением прав собств-ка. Еще пример – зкнд-ву Герм и Швейц известна прокура – доверенность (некий аналог нашей). В рос праве такого термина нет. Т.е. если сделка совершена прокуристом – гр-ном ФРГ и прокура выдана в Герм, то мы д/применить герм право для квалификации правоотн-й А если контракт закл-н прокуристом – гр-ном Швейц, а прокура выдана в ФРГ, то суд д/опр-ть то общее значение, кот-е есть в отн-и прокуры в ФРГ и Швейц (т.к. нормы 2 гос-в равнозначны). В искл случаях при первич квал-ции возм/применение ин права. При этом прим-ся соотв коллиз нормы ин права. В рез-те квал-ции мы д/получить прав с-му. В рез-те первич квал-ции м/получить и рос првопорядок. Если же рез-том выступает ин прав с-ма, наступает вторич квал-ция. 2) вторичная состоит в толк-и и прим-и норм ин права. При ней возникают 2 осн?са: - где найти ин право нам нужно найти источники ин права. нам нужно достать офиц публикацию в актуальной редакции орган, кот-й прямо указан в ГК, и кот-й д/что-то дать, - это Минюст, т.к. там м/найти офиц док-ты гос-в – уч-ков СНГ (Конв-ция по обмену прав инф-цию 93 г. – Минюст – офиц орган по обмену прав инф-ции по тематич перечню). Практически все д-ры о прав помощи содержат усл-я об обмене прав инф-цией В 68 г. принята Европ конв-ция об инф-ции относительно ин зкнд-ва. Если следовать д-рам о прав помощи и этой Конвенции то эту инф-цию м/получить, сформулировав запрос – от рос суда в суд ин гос-ва, кот-й начинает подбирать нам норматив акты. Он не присылает тексты, а говорит, что по вашей ситуации есть то-то. Нешатаева права в том, что Конв-ция неэффективна, т.к. оч сложно сформулировать запрос. Суд д/, не зная прав норм, исследовать все дело по сущ-ву, чтобы понять, какие док-ты ему нужны. Поэтому по этой Конв-ции практика не слишком обширна. РФ участвует в Конв-ции. В ней участвуют гос-ва – члены СЕ. М/обратиться в соотв вузы за рубежом – ин-ты сравнител правоведения, поискать в библиотеках. М/б назначена экспертиза, перед экспертом м/б поставлены?сы, каково содержание ин права. По общему правилу экспертиза по прав?сам не назнач-ся – суд д/знать право, а по ин праву м/б назначена. На практике: по экон спорам (кот-е подведомственны АС) суд м/возложить бремя доказ-я по ин праву на стороны. На практике – на 1 сторону. Хороша практика ФАС Моск округа. Вернули дело в суд 1 ин-ции, написали, что в деле есть некие ксерокопии текстов на англ языке и некие ксерокопии выдержек из книг на англ языке (пытались представить ин акт, как смогли). А надо – в офиц публикации и с переводом. На практике лектор столкнулась – нотариусы не заверяют переводы, т.к. это не док-т (без подписи). Перевод д/осущ-ся с офиц док-та. Не удалось убедить суд, чтобы он взял перевод, заверенный только переводчик (с печатью и штампом переводч конторы). В АС нужно приносить нотариально удостоверенные переводы, но – не заверяют т.о.! Нужно нести то право, кот-е применимо еще и во времени (актуальность – на время заключения контракта). - как истолковать и прим-ть суд уст-ет содерж-е ин права в соотв-и с офиц толкованием, практикой применения и доктриной в соотв ин гос-ве. Т.е. ин з-н д/прим-ся так, как он прим-ся соотв ин судами. Напр, ФАС МО – экспорт леса. Немец банк подал иск к 2 ответчикам (без указания, какие они ответчики). Контракт гарантии б/подчинен ГГУ. В ГГУ не уст-но, что ответчики солидарны, но – вернуть в 1 ин-цию для уст-я практики судов, что говорит практика, есть ли офиц толкование, что говорит доктрина. А 1 их осн-й отмены реш-я в кассац ин-ции – неправил применение норм мат права. И зд речь об этом. Если несмотря на предпринятые меры, содержание ин права в разум сроки неустановленно, то прим-ся рос право. На практике по-разному: иногда сразу – применяют рос право. Это осн-е к отмене реш-я – применено не то мат право, не прим-н з-н, подлежащий прим-ю. Нужно принять опр меры, чтобы найти ин право. После этого прим-е рос права оправдано. Есть ряд фирм, кот-е за высокую плату готовят компетент отчет об ин зкнд-ве. Лектор – не обойтись без ин коллег, т.к. они не м/выступать в рос АС, т.к. не знают рос арб пр-сс, а мы не м/, т.к. не знаем их право. Ходим вдвоем. Хорошо, что КРФ разрушил искл комп-цию адвокатв на представление инт-сов в АС, т.к. ин гр-н – дирекор фирмы, кот-й хотел лично представлять инт-сы св фирмы, не м/раньше этого сделать.
Взаимность возникает, когда одно гос-во предоставляет гр-нам и ЮЛ др гос-ва такие же права и возлагает на них такие же обязанности, как это др гос-во прим-ет в отн-и ЮЛ и ФЛ 1-го гос-ва. Т.е. взаимность – ты мне – я тебе. Осн черты: - прим-ся только в бездоговор отн-ях. Действует пр-п pacta sunt servanda. - прим-ся в мат и процесс праве. Взаимность сущ-ет в достаточно узких сферах. Напр, перевод наследств сумм за границу осущ-ся на началах взаимности; патентование св объектов пром собств-ти ин гр-нами осущ-ся на началах взаимности (ч 4 ГК допускает это, если есть межд д-р / на началах взаимности); в редких случаях исп-е суд и арб реш-й допускается на началах взаимности. Сущ-ет дискуссия в прав доктрине. Явл-ся ли взаимность пр-пом МП / не явл-ся? Нешатаева: сущ-ет более шир пр-п межд вежливости, из кот-го вытекает пр-п взаимности. Т.е. да, есть. С ней согласен Муранов: тоже говорит о пр-пе взаимности. Галенская: статья «Понятие взаимности» - четко высказалась по?су о том, что взаимность не явл-ся пр-пом, т.к. 1) она не явл-ся обязательной (нельзя требовать взаимности); 2) она неимперативна (т.к. отсутствие взаимности не влечет никаких санкций для гос-ва); 3) таким кач-вом как законность взаимность тоже не обладает (гос-во не принимает никаких актов в соотв-и со взаимностью). Но еси гос-во заявляет о взаимности, оно д/далее ему следовать. По св сути взаимность – это одностор акт гос-ва. Т.е. когда суды, адм органы гос-ва придерживаются опр практике, аналогич органы др гос-ва необязательно начинают придерживаться той же практики: это добр воля др гос-ва – одностор акт. Нешатаева: возникает серьез практич?с – м/ли в РФ признаваться реш-я ин судов на началах взаимности? 1) взаимность прямо указана в з-не только по банкротным делам – реш-я судов по банкротству ин оргций, кот-е опр образом затрагивают терр-ю РФ, м/признаваться рос судом на началах взаимности; 2) по общ правилу АПК и ГПК нужен межд д-р о прав помощи, если в з-не не уст-но иное (это как раз ФЗ о банкротстве). А иначе, без д-ра, реш-е ин суда по обыч экон спору признать нельзя. Ссылается на Евр конв-ю 52 г. о защите прав чел-ка и осн свобод и на прав позиции ЕСПЧ. Прав на доступ к правосудию по см Конв-ции вкл-ет не только вынес-е суд акта, но и его исп-е. Т.е. суд реш-е д/обладать кач-вом исполнимости. ЕСПЧ никогда прямо не указывал, что реш-е надо признавать на началах взаимности. Только указывал, тчо права личности защищены, если суд реш-е исполнено. Т.е. намекал гос-вам, что следует признавать на началах взаимности. Лектор: сущ-ет потенц возможность – если стороны спора происходят из гос-в – уч-ков Конв-и, то сослаться на Конв-ю и требовать призн-я суд реш-я на началах взаимности. Различают взаимность отрицател и положител: - положител – когда правпредоставл-ся - отрицател – когда не предоставл-ся (реторсия) – это ответ меры гос-ва на недружеств действия др гос-ва в отн-и его гр-н и ЮЛ. В РФ правом вводить реторсии обладает Прав-во РФ (ГПК, АПК) – когда ограничиваются процс права. Реторсии не д/б точно такими же мерами – они д/б адекватными и соразмерными – следует делать в контексте межд отн-ний.
- материал – когда ин-цам предоставляются те же права, кот-е они имеют у себя на родине. Это выделяется только в теории, на практике такого нет. - формал – когда ин-цы уравниваются в правах с собств-ми гр-нами. Т.е. им предоставл-ся права на тех же усл-ях, что и собств гр-нам.
С-ты МЧП С-том права признается лицо, на кот-е распр-ся действие норм этого права. Разд про С-ты – в кажд учебнике. Все оперируют им, но не дают объяснения. Как МЫ б/понимать С-ты? 1) МЧП рег-ет межд отн-я невласт хар-ра, т.е. те отн-я, уч-ками кот-х явл-ся несуверенн С-ты. Это ЮЛ и ФЛ, НПО, ТНК, полит партии, обществ орг-ции, сРФ, мест правительства, муниципалитеты. Все они явл-ся С-тами внутр права гос-в. С-тами МЧП они становятся, когда в правоотн-и имеется ин уч-к. Эти С-ты обязательно участвуют в межд невласт отн-ях, т.е. всегда в них присутствуют. В межд невласт отн-я м/вступать гос-ва, межгос орг-ции, квазигос-ва, нации, кот-е борются за независимость. Все С-ты МЧП обладают разл прав статусом и м/б подразделены на 2 большие группы: - осн С-ты: те С-ты, отн-я кот-х всегда рег-ся нормами МЧП. ФЛ, ЮЛ, НПО, ТНК, полит партии, обществ орг-ции, сРФ, мест прав-ва, муниципалитеты. Это невласт С-ты или власт, но несуверенн С-ты. - неосн С-ты: явл-ся С-тами МПП. С-тами МЧП они становятся только тогда, когда вступают в правоотн-я с осн С-тами. Напр, гос-во в лице уполн органа закл-ет контракт с ин ЮЛ. Тем самым гос-во вступает в невласт отн-я, кот-е именуются диагональными. Т.е. все отн-я между осн и неосн С-тами – это диагонал отн-я. Специфич, т.к. ин ЮЛ д/соблюдать еще и предписания св гос-ва (там вертикал отн-я), а наше гос-во вступает с ним в диагонал отн-я.
Государство Неосн С-т. М/вступать в невласт отн-я, когда выпускает займы для ин инвесторов (облигации), заключает концессионные соглашения (инвест соглашения) с ин инвесторами, заключает внешнеэкон контракты, наследует имущ-во за границей. Т.е. по сущ-ву отн-я с гос-вом разнообразны: не только экон, но и наследств (только семейных б/не м/). Ранее считалось, что гос-во польз-ся иммунитетом, когда вступает в межд невласт отн-я. Выделяют 5 видов иммунитетов гос-ва (3 из них – «юрисдикционные» - кот-е преоставл-ся в судах др гос-ва): - иммунитет от предъявления иска: иск (в суде др гос-ва) к гос-ву нельзя предъявить без его согласия; - от обеспечения иска: обеспечител меры к гос-ву м/прим-ть только с его согласия; - от исполнения решения: исп-ть реш-е в отн-и гос-ва м/только с согласия гос-ва. Почему эти имм-ты выделены отдельно? Потому что отказ от 1 из имм-тов не влечет отказа от всех остал имм-тов. Т.е. гос-во м/согласиться на суд разбират-во, но не признать обязательности реш-я. - с юрисдикционными имм-тами связан имм-т гос собств-ти: нельзя отчуждать никоим образом (реквизировать, национализировать …) без согласия гос-ва - налоговый: ни одно гос-во не обязано платить налоги в казну др гос-ва. В НК есть спец нормы отн-но дип и консульск представительств (но почему-то это указ-ся в льготах). В отн-и юрисдикц и имм-том собств-ти долгое время господствовала теория «абсолютного иммунитета» (СССР, Индия, КНР): имм-т гос-ва распр-ся и на п/прав д-ть гос-ва, и на участие его в межд невласт отн-ях. Т.е. практически получалось, что в сфере МЧП гос-во пользовалось имм-том: дали гос-ву заем, оно не возвратило, и не взыскать.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.099 с.) |