Какова роль конкуренции в рыночной экономике?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова роль конкуренции в рыночной экономике?



Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

Конкуренция - это соперничество, борьба между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров за получение максимальной прибыли и сверхприбыли.

Конкурентная борьба за экономическое выживание и расцвет-это объективный экономический закон рыночной системы.

Конкуренция разворачивается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этом соревновании одерживает победу тот, кто продает товар дешевле других. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые заинтересованы в покупке товаров за меньшую цену. В этой борьбе одерживает победу тот, кто предлагает более высокое качество и цену по сравнению с рыночной.

Сущность конкуренции проявляется через ее функции: • обеспечение рыночного равновесия; • стимулирование научно-технического прогресса; • регулирование производства: • выравнивание прибыли в различных отраслях и сферах экономики; • эффективное распределение ограниченных производственных ресурсов; • дифференциация товаропроизводителей.

Различают различные виды конкуренции: - внутриотраслевую и межотраслевую, - совершенную и несовершенную, - однородный (гомогенный) - для одинаковых товаров и разнородную (гетерогенную) - для дифференцированных товаров; - открытую (с вольной проникновением в отрасль) и закрытую (с наличием барьеров для вхождения в отрасль); - ценовую (осуществляется на основе снижения цен) и нецінову ( на основе использования неценовых методов: качества, ассортимента, рекламы и т.п.)

В чем заключается роль спроса и предложения на рынке?

Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями.

Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся: -возрастная и половая структура рынка труда. Большое влияние на рынок труда оказывает количество на нем людей различных возрастных и половых групп; -уровень жизни населения -характер интенсивности общественного труда; -производительность общественного труда; -уровень социально-экономического развития национальной экономики; -уровень научно-технического развития национальной экономики; -географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.

Изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос — потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.

Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: 1.структуры общественного производства; 2.уровня развития и масштабов структуры общественного производства; 3.доминирующих форм общественного производства; 4.объемов общественного производства; 5.уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; 6.темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов: 1.среднего уровня оплаты труда; 2.количества населения и в целом демографической ситуации; 3.профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); 4.мобильности населения; 5.этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением?

Рынку присуще соответствие между спросом и предложением; несмотря на их непрерывное движение, изменчивость, господствующей тенденцией является сбалансированность спроса и предложения с отступлениями, как правило, в одну сторону — предложение превышает спрос, что вызывает конкуренцию товаропроизводителей, продавцов за рынок сбыта. Конкуренция охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок. Конкуренция сдерживает рост цен и ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребностей. Именно конкуренция делает предприятия восприимчивыми к техническим новинкам.

Сбалансированность спроса и предложения - полное соответствие между спросом и предложением, при котором обеспечиваются, во-первых, своевременная и беспрепятственная реализация всех предложенных на рынок товаров; во-вторых, полная реализация денежных средств населения, предназначенных для покупки товаров и оплаты услуг; в-третьих, удовлетворение спроса всего населения страны ( в том числе и в территориальном разрезе) по количеству, качеству и ассортименту предлагаемых товаров.

Сбалансированность спроса и предложения при социализме достигается с помощью системы мероприятий, направленных на планомерное регулирование соотношения между ними, которое в свою очередь служит составной частью системы планомерного управления социалистическим внутренним рынком и сферой товарного обращения в целом.

Проблема сбалансированности спроса и предложения имеет, таким образом, три основных аспекта - количественный, качественный и пространственно-временной.

Условием нормального денежного оборота является сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках.

Главный и решающий путь к достижению прочной сбалансированности спроса и предложения - быстро увеличить выпуск продовольственных и промышленных товаров, разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения. Это особенно важно в условиях углубляющегося экономического кризиса, падения производства.

 

В чем сущность деления капитала на основной и оборотный?

Основной капитал переносит свою стоимость на готовую продукцию постепенно, через амортизационные отчисления ( здания сооружения и пр. ) и используется на протяжении многих циклов производства продукции, оборотный капитал переносит свою стоимость на готовую продукцию сразу целиком ( сырье) за 1 производственный цикл.

 

В чем отличие трактовки издержек и в марксистской и неоклассической экономиках?

Неоклассическая концепция

Неоклассическая концепция, разработанная экономистами Запада, рассматривает издержки как взаимосвязь между объемом производства и ценой на данный вид товара и делят на зависимые/независимые от объема производимой продукции.. Самым ярким представителем этого направления является Альфред Маршалл. Он обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, которая была начата австрийской школой предельной полезности (К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер), американской школой предельной производительности (Дж. Б. Кларк) и математической школой в экономике (английский экономист У. Джевонс, швейцарский экономист М.Э.Л. Вальрас, итальянский экономист В. Парето). Неоклассики провозгласили предметом экономической теории «чистую экономику», которая не зависит от общественной формы организации. Единичным объектом изучения стал так называемый «экономический человек» который, в какой бы роли он ни выступал (потребителем, предпринимателем или продавцом рабочей силы), всегда стремиться максимизировать свой доход (или полезность), и минимизировать затраты (или усилия) для его получения. А. Маршалл дал новое толкование издержкам производства: исключил из них затраты на средства производства и включил прибыль капиталистов. Отсюда вытекало, что заработная плата и прибыль растут параллельно вместо с ростом производства. А. Маршалл пытался соединить учение Д. Рикардо о стоимости с субъективной теорией предельной полезности. Д. Рикардо считал, что цена слагается из доходов участников производства, то есть доходов получателей заработной платы и прибыли. Его упрекали в том, что одно неизвестное (в данном случае цену) он выводит из других неизвестных (цены труда - заработной платы и цены капитала - прибыли). В результате возникало логическое противоречие - рикардианское объяснение цены издержками вращалось как бы в замкнутом круге.

Предпринимательский доход разлагался на две части. Первой рассматривалась как компенсация трудозатрат предпринимателя по управлению производством, а вторая выступала в виде платы за риск, связанной с работой на неизвестный рынок. Выдвинутая кембриджской школой концепция издержек производства не согласуется с действительностью. Ведь очевидно, что отрицательные эмоции или воздержания сами по себе не имеют никакой созидательной силы, не могут быть источником ни продукта, ни дохода. Субъективные оценки рабочего и денежного капиталиста явно не соизмеримы. Их невозможно подвести под общий знаменатель в виде издержек производства.

46.Какие виды издержек вы знаете?

Издержки производства (себестоимость, стоимость, цена) ; Частные и общественные издержки-исследуются с точки зрения отдельной фирмы (отдельного производителя) , речь идет о частных издержках. Если же издержки анализируются с точки зрения общества в целом, то возникают внешние эффекты и, как следствие, необходимость учета общественных издержек. Постоянные переменные и общие издержки-Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара. Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме. Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Альтернативные издержки- Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки = Явные издержки, Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг) , которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Явные и неявные издержки- Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входят: заработная плата рабочим, денежные затраты на покупку и аренду станков, оборудования, зданий, сооружений, оплата транспортных расходов, коммунальные платежи, оплата поставщиков материальных ресурсов, оплата услуг банков, страховых компаний. Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т. е. неоплаченные издержки. Неявные издержки могут быть представлены как: денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)

Возвратные и невозвратные издержки

Постоянные издержки-— это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.

Переменные издержки--это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы.

Общие (валовые) издержки — это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

совокупные постоянные издержки — совокупные расходы фирмы на все постоянные факторы производства.

совокупные переменные издержки — совокупные расходы фирмы на переменные факторы производства.

 

47. Каково соотношение: а) общих, средних и предельных издержек; б) общего, среднего и предельного дохода.

А) Взаимосвязь общих, средних и предельных расходов является ключевым моментом в теории издержек, лежащим в основе расчетов оптимального объема производства, минимизации затрат и максимизации прибыли. Рассмотрим пример: внутренние и внешние факторы производства остаются неизменными, в том числе и цены на ресурсы и продукцию. Используется только два ресурса:

постоянный – капитал в сумме 1200ед. (FC) и переменный – труд (L), стоимостью каждой единицы в 400 ед. Общий объем произведенного продукта обозначим ТР (англ. total product).

Общие издержки представляют собой сумму общих постоянных и общих переменных расходов; средние издержки определены путем деления общих издержек на объем продукции:

предельные издержки рассчитаны делением прироста общих издержек (400 ед.) на прирост объема продукции, полученный в результате привлечения дополнительной единицы труда.

Б) Чтобы определить объем производства фирмы, максимизирующей прибыль, необходимо проанализировать ее доходы. Деятельность каждой фирмы непосредственно связана с рынком, где фирма приобретает необходимые факторы производства и предлагает результаты своей хозяйственной деятельности. Приобретение факторов производства связано с издержками, а реализация готовой продукции приносит выручку (доход).

Разница между общим доходом и общими издержками представляет собой прибыль. Отсюда следует, что рост прибыли можно получить за счет увеличения дохода и снижения издержек. На это и направлена деятельность фирмы.

Следует различать три вида дохода: общий, средний и предельный. Общий (совокупный) доход TR, получаемый фирмой, равен цене проданного товара Р, умноженной на количество проданных единиц продукции Q: TR = P • Q. Размер совокупного дохода зависит от объема выпуска продукции.

Средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи одной единицы продукции: AR = TR/Q. Если цена на все товары одинакова, тогда AR = P • Q/Q= P, следовательно, AP = P, средний доход равен рыночной цене единицы изделия.

Предельный доход MR представляет собой прирост общего дохода в результате увеличения выпуска продукции на одну единицу: MR = DTR / DQ. Зависимость общего дохода от объема выпускаемой продукции для фирмы может быть представлена в виде дифференциальной функции TR = f(Q), следовательно, предельный доход есть первая производная этой функции: MR = dTR / dQ.

Доход фирмы определяется двумя факторами: количеством реализованной продукции и ценой этой продукции.

Взаимосвязь между данными величинами состоит в том, что, во-первых, с ростом объема реализованной продукции ее цена не изменяется; во-вторых, с ростом объема реализации цена продукции снижается. Динамика дохода фирмы в обоих случаях будет различной.

 

 

Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

Конкуренция - это соперничество, борьба между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров за получение максимальной прибыли и сверхприбыли.

Конкурентная борьба за экономическое выживание и расцвет-это объективный экономический закон рыночной системы.

Конкуренция разворачивается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этом соревновании одерживает победу тот, кто продает товар дешевле других. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые заинтересованы в покупке товаров за меньшую цену. В этой борьбе одерживает победу тот, кто предлагает более высокое качество и цену по сравнению с рыночной.

Сущность конкуренции проявляется через ее функции: • обеспечение рыночного равновесия; • стимулирование научно-технического прогресса; • регулирование производства: • выравнивание прибыли в различных отраслях и сферах экономики; • эффективное распределение ограниченных производственных ресурсов; • дифференциация товаропроизводителей.

Различают различные виды конкуренции: - внутриотраслевую и межотраслевую, - совершенную и несовершенную, - однородный (гомогенный) - для одинаковых товаров и разнородную (гетерогенную) - для дифференцированных товаров; - открытую (с вольной проникновением в отрасль) и закрытую (с наличием барьеров для вхождения в отрасль); - ценовую (осуществляется на основе снижения цен) и нецінову ( на основе использования неценовых методов: качества, ассортимента, рекламы и т.п.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)