Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения Кодекса Юстиниана.

Поиск

Задачи кодификации. Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства. Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого - императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т.е. отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием западной послеклассической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделанных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несравненно большим размахом и более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. Состоит оно из четырех основных частей:

Дигесты (по-гречески - Пандекты) - систематизированный сборник отрывков из работ самых известных римских юристов. Это наиболее значительная и самая объемная часть Свода. В них насчитывается до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежащих 39 авторам I-V в. н.э. Дигесты состояли их 50 книг, книги делились на титулы и фрагменты. Комиссия имела право вносить изменения в тексты, устраняя противоречия и приспосабливая их к новому времени (так называемые интерполяции). Дигесты, как и другие части кодификации, получили статус закона.

Юстиниан запретил писать к ним комментарии, разрешалось только делать излечения и переводить на греческий язык. Это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции, но отражавшая в том числе и правовые приоритеты.

Институции - элементарный учебник римского права, призван был, по словам самого Юстиниана, служить вводным полугодичным курсом для начинающих студентов. В основу Институций были положены Институции Гая. Достаточно часто встречаются ссылки на Законы XII Таблиц, так как Юстиниан уважительно относился к ним. Институции состоят из четырех книг, которые делятся на титулы и параграфы. В первой книге после общей характеристики системы римского права и его источников определяются положение отдельных категорий лиц и институты семейного права. Во второй рассматриваются категории вещей, владение, право собственности, сервитуты, завещания. Третья содержит вопросы наследования по закону и обязательственное право, в том числе различные виды контрактов и квазиконтрактов. В четвертой книге излагаются обязательства из деликтов, система исков, преторские интердикты, экстраординарный процесс и государственные преступления.

Именно в Институциях дано известное определение права: "Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого" (I. 1.1).

Кодекс - сборник императорских конституций. Состоял из 12 книг, 765 титулов и содержал в себе 4600 императорских конституций, начиная со 117 г. Конституции императоров по гражданскому праву и судопроизводству были собраны в основном со 2-й по 8-ю книгах. Были сохранены даты издания и имена императоров.

Новеллы - частная кодификация конституций, изданных уже после завершения кодификационных работ, проведенная после смерти Юстиниана. Сохранились три сборника. Первый, 566 г., включал 122 конституции, два других относятся ко второй половине VI-VII вв. и содержали соответственно 134 и 168 актов.

Цитирование Свода Юстиниана Составные части Свода цитируются следующим образом: название сборника обозначается начальной заглавной буквой: I (Институции), D (Дигесты), С (Кодекс). Далее ставятся два числа, из которых первое обозначает номер книги, второе - номер титула, на которые делятся книги, далее ставится номер фрагмента (в Дигестах) или закона (в Кодексе). В современных изданиях отдельные фрагменты разделены на параграфы, которые обозначаются четвертой цифрой. Например: Д. 4.8.9.2 (Дигесты, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, параграф 2). Новеллы цитируются посредством указания номера новеллы, номера главы (сaput) и параграфа: N 28, с. 4, параг. 2.

8. Основное содержание законов XII таблиц.

Децемвиры обнародовали в 451/450 г.до н.э. десять особых таблиц с записью правил судопроихводства и юридических обычаев. Позже были опубликованы еще две таблицы «лицеприятных законов», касавшихся разграничением прав граждан общины и религиозных порядков. Выставленные на форуме, новые законы были одобрены народом. После этого они были выбиты на особом медном памятнике в виде двух (или трех) многогранных колон, установленном там, где вершилось правосудие.

Законы XII таблиц (середина V в.до н.э.) стали первым законченным сводом писанных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме – в этом их особое значение в истории римского права. Законы 12 таблиц не сохранились (погиб при вторжении галлов). Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в). как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и более по традиции. Вероятно, каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении 12 Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени. По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: О вызове в суд (Табл. 1), О завершении судебных дел (Табл. 2), об ответственности должника (3), О семейных и наследственных делах (4-5), О приобретении вещей (6), О пользовании земельным участком (7), О наказаниях за ущерб (8), Об общественных делах (9), О порядке при похоронах (10), 11-12 таблицы условно объединяют те правила, котрые трудно отнести к определенному разделу; касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины. В законах были очевидны заимствования из греческого права, о которых говорила и историческая традиция. Законы 12 Таблиц были построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой – по приемам религиозной заповеди: большинство норм начиналось с повелительного запрета или, напротив, разрешения («Да будет свободен..», «Пусть не уплативший..» и т.п.). Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации, законы были строго определены и формальны: заинтересованным лицам или суду не предлагалось никаких вариантов правовой оценки, никаких возможностей учесть какие-то случайные, но существенные для дела обстоятельства.

Основы общественно-юридического быта. Суд в древнейшем праве еще недалеко стоял от традиционной для догосударственных юридических порядков саморасправы обиженного или заинтересованного лица. В случае особо злостных посягательств на чужое (совершенных ночью, с оружием или в виде поджога) законы прямо объявляли разрешенной расправу с нарушителем или обидчиком. Вызов в суд также немногим отличался от самоуправства. По закону, вызвавший кого-либо в суд (с чего начиналось судебное рассмотрение) мог привести своего ответчика даже насильно: ничто не считалось законными отговорками; от явки освобождали или тяжкая болезнь, или иное судебное разбирательство в этот день. Судебное рассмотрение предполагалось достаточно простым: во всяком случае дело обязаны были закончить до захода солнца. В предварительном порядке стороны могли как-то договориться между собою. В случае неявки одного из участников дела руководивший судом магистрат просто объявлял правоту явившегося. Суд вершили жрецы – понтифики, и для того чтобы обращение к ним было значимым и серьезным, от участников требовалось внесение залогов по различным спорам. В качестве доказательств на суде Законы упоминают только свидетельские показания (причем в случае недостаточности таких показаний добывать и вызывать новых свидетелей было личным делом тяжущихся). Однако суд рассматривался уже как дело общественно-значимое и должен был проходить по принятым канонам равенства и справедливости: так, судей или посредника, взявших мзду по тому делу, какое они судили, ждала смертная казнь. Наравне с ними карались и лжесвидетели. Личностью, субъектом прав в древнейшем праве считался далеко не всякий человек и далеко не всякий житель Рима. Основой общественно-юридического быта древнейшего периода был институт особой большой семьи-фамилии и ее главы; «отец семейства» был носителем юридических полномочий внутри фамилии и единственно правомочным лицом из всех ее членов перед общиной. Древнюю римскую фамилию составляли не только родственники по крови или вследствии брачных связей; связанные по мужской линии носили название агнатов. Законы указывали, что вольноотпущенники входили в состав семьи; в тесных отношениях с семьей в целом находились рабы и клиенты. Глава семейства единственно должен был отвечать за правонарушения, совершенные членами его фамилии: от него уже зависело, выдать ли виновных головой обиженному или, взяв вину на себя, возмещать ущерб. Власть главы семейства в отношении своих домочадцев была значительной: он мог лишить жизни младенца, мог троекратно продавать сына в кабалу, мог изгнать из дома жену. Считалось, что распоряжения главы семейства относительно своего «домашнего имущества» ненарушимы. В случае смерти без таких распоряжений все наследство доставалось ближайшему из агнатов. Наследовал глава семейства и имущество своих вольноотпущенников. Власть главы семейства имела разное юридическое содержание в отношении членов фамилии: одни считались как бы находящимися «под рукой», другие – под его опекой, третьи – в обладании сродни имущественным правам; наибольшими полномочиями право наделило главу семейства в отношении рабов и детей. «ни один другой народ не имеет столько прав над детьми, сколько римский». Семья не была исключительной ячейкой общины древнего полиса. Право сохранило немало предписаний, в которых требовалось принимать во внимание и более широкие, чем семейные, родовые интересы. Так, сородичи считались наследниками имущества, если не было агнатов. Сородичи брали власть и управление над семейным имуществом и даже над главой семьи, если тот впадал в безумие или был расточителен. От прежних родовых традиций в римском праве вел свою историю такой институт как опека. Родовые интересы и требования морали обязывали главу семейства как патрона добросовестно относиться к своим клиентам: за причиненный им вред могло быть наложено проклятие – «предание богам подземным». В значительной степени общинно-родовые основы древнейшего римского права определили своеобразие ранних отношений граждан по поводу вещей.

Имущественные (вещные) права. В древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящалось не тому, что можно делать с вещами, а многочисленным запретам. Это была весьма своеобразная черта древнего права, и только в исключительных случаях оно положительно регулировало права обладателя. Значительна была категория вещей, которые ни в коем случае не могли быть ни в родовом, ни в семейном, ни тем более в индивидуальном обладании. Это были вещи божественного права, подразделявшиеся на несколько категорий: священные (храмы, особые рощи и деревья), религиозные (души умерших, места погребения), нерушимые (стены и ворота города). Всякое посягательство на них рассматривалось как святотатство и вызов народу рима. Все эти вещи были вещами вне коммерческого оборота, т.е. всякое прикладное использование их, тем более сделки с ними изначально исключались. Основное богатство полиса – земля считалась общественным достоянием. Следуя традиции, земля делилась между куриями и затем между семьями; каждый полноправный гражданин имел право на получение установленной законами нормы в семейное владение. Землю можно было приобрести в семейное обладание и через своеобразную аренду, которую под поручительство полноправных граждан разрешали цензоры. Никаких сделок с общественной землей совершать было нельзя, ничего в Законах не говорилось и о возможности наследственных распоряжений ею: она переходила безусловно в дальнейшее пользование семьи как особо «огороженное место». Соседское право вмешивалось и в пользование участком земли. Необходимо было оставлять нетронутыми определенные участки междувладениями – межи, запрещалось претендовать на приобретение этих меж в силу того, что граница давно нарушена. Следовало соблюдать границы общественных дорог, подрезать ветви деревьев, чтобы они не затеняли соседского участка. Предписывались конкретные ограничения по рытью канав, постановке заборов и т.д., подобно тем, какие были в свое время установлены Солоном в Афинах. В Законах содержались правила, согласно, которым можно было безвозмездно пользоваться чужим участком в конкретных полезных целях, не спрашивая согласия обладателя: он был как бы обязан услужить тебе своим участком – это было начало сервитутного права (услуга). Древние сервитуты были всецело связаны только с сельским земельным участком: разрешалось проводить воду через землю соседа, провозить повозки, прогонять скот. Попытки запретить пользоваться сервитутом можно было обжаловать в суде. Земля, рабочий скот, рабы, строения считались достоянием фамилии, которым распоряжался глава семейства. Наряду с этим древнейшее право знает уже и единоличное – домашнее имущество, куда прежде всего входили домашние животные, а потом так же стали означаться и деньги, прочие ценности. Различие было существенным. Первыми можно было распорядиться только в особой правовой процедуре – манципации; поэтому и сами фамильные вещи составляли особую категорию требующих манципаций. Отчуждение других не требовало манципации. Манципация состоит в воображаемой продаже, пригласив не менее пяти совершеннолетних граждан в качестве свидетелей, покупатель покупал раба. В условиях таких ограничений древнейшее главное имущественное право еще нельзя назвать завершенной собственностью. Это было особое обладание, оно не носило вполне вещного характера и было неразрывно с положением обладателя как главы семейства. Приобрести такое обладание в древнее время можно было строго ограниченными путями: или по наследству в семье, или через обряд манципации, или посредством соединения чьей-то менее важной вещи своей главной.

Обязательственное право. Традиционно для древнего права, обязательства возникали прежде всего из-за причинения ущерба. Особо важный или опасный для многих ущерб расценивался как уголовное преступление. Простой ущерб, нанесенный имуществу гражданина, требовалось возместить: либо в размере прямой стоимости поврежденного имущества, либо по особой таксе, установленной законами.важнейшим из таких видов ущерба имуществу считалась кража. В зависимости от обстоятельств ее совершения, ущерб, причиненный кражей, полагалось влзмещать в двойном или тройном размере. Некоторым извиняющим обстоятельством совершения таких правонарушений (деликтов) признавалась неосторожность: в этом случае просто возмещался ущерб. Ранние деликтные обязательства были основным видом охраны прав на вещь, никаких других правомочий за обладателем еще не признавалось, не было у него и специальных форм судебной защиты. Другим основным источником обязательства являлись сделки, заключенные по договору двух лиц. Древнейшее право знало крайне немногие виды сделок: главнейший был заем, вероятно, была и отдельная купля – продажа. Сделки совершались только устно, причем в строго торжественной и определенной форме обмена двумя клятвенными обещаниями в жестко предписанных законами словах.этот вид заключения сделки назывался спонсией. Естественно, что в древнее время, когда обман считался делом более законным и разумным, чем исполнение обещанного, такое обязательство требовало подкрепления. Во-первых, обмен спонсиями сопровождался религиозной клятвой. Во-вторых, заем давали под поручительство или залог; обещание вернуть залог также обретало форму спонсии. Законы запретили брать более 1% в месяц при займе. Поскольку обычно взаймы брали те, у кого не было чем платить, займовые сделки нередко сопровождались оформлением долговой кабалы, или самозаклада. Такая гарантия оформлялась процедурой нексум, родственной манципации. Кабала – нексум была практически главным условием получения земли от более богатого обладателя в арендное пользование. В случае невозврата вещи или долга некси поступали в кабалу к кредитору. Ответственность за неисполнение должного по обязательству вообще носила в древнейшем праве личный характер. После того как суд признавал обязательство действительным и что наступал срок уплаты, должнику давалась отсрочка в месяц. После этого, если должник добровольно не выполнял решения, кредитор мог увести его к себе, посадить на хлеб и воду. Так могло продолжаться в течении двух месяцев, пока кредитор и должник не помирятся либо кто-то не поручится за должника. После этого кредитору дозволялось или предать должника смерти, или продать в рабство вне римской общины. Такая личная ответственность была неизменным дополнением, вероятно, всех обязательств древнейшего права, хотя типичным был расчет скотом, а со времени Законов 12 таблиц – и медными деньгами. Несмотря на содержавшиеся в них требования об уравнении прав,Законы 12 Таблиц распространяли их только на отношения между римскими гражданами. Всеми имущественными правами и обрядами могли пользоваться только полноправные граждане рима, это было квиритское право древних римлян.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.018 с.)