Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Йога как предупреждающая терапия

Поиск

 

Несколько простых упражнений, практикуемых с восьмилетнего возраста, помогут сохранить баланс между ментальными и жизненными энергиями и остановить дегенерацию шишковидной железы (задерживая половое созревание и предупреждая ненужный психоэмоциональный стресс). Ребенка можно научить сурья намаскар, комплексу из двенадцати динамичных упражнений. Сурья намаскар способствует гибкости, расслаблению и балансу энергий. Ребенок может практиковать шамбхави мудру, фокусируя свой взгляд на межбровье. Эта практика необходима для поддержания здоровой шишковидной железы. Нади шодхана пранаяма контролирует нади и нервную систему, ребенок учится сохранять спокойствие.

Работая с неуравновешенными детьми, мы должны помнить, что они далеко не всегда послушны и сообразительны. Учитель йоги может столкнуться с негативно настроенным и обиженным ребенком. Главное в такой ситуации - это объективность. Ребенок может неповиноваться, злиться и быть враждебным, но обычно он проецирует эти чувства на учителя из-за того, что он испытывает схожие чувства в отношении матери или отца. В любом случае, нельзя никого заставлять заниматься йогой, и поэтому от учителя зависит разработка методов для обучения таких детей. Если во время практики ребенок ощутит хотя бы небольшую релаксацию, он сможет использовать этот опыт для контроля над своим поведением.

Для гиперактивных детей, подойдет комбинация физических упражнений и постепенной релаксации. После сурьи намаскар ребенок должен лечь в шавасану для практики йога нидры. Используя постепенную релаксацию разных частей тела, учитель может использовать серию визуализаций, таких как «слон», «дом», «черная собака» и так далее. Целью данной практики является глубокое расслабление для высвобождения негативных впечатлений из подсознания и их исчезновения. Cледует практиковать данную технику не более десяти минут в день. Дети до наступления восьмилетнего возраста не нуждаются в практике сурья намаскары и пранаямы, но простая йога нидра, несомненно, окажет на них положительное действие.

Йога для детей с ограниченными физическими возможностями

Свами Нишчалананда Сарасвати

 

Йога помогает людям разных возрастов, национальностей, и с разными способностями. Но для физически ограниченных людей она может принести особую пользу, так как работает на трёх планах – духовном, ментальном и физическом, способствуя комплексному развитию.

 

Облегчение физических страданий

Результат практики йоги зависит от конкретной физиологической проблемы. Например, если повреждена или отсутствует конечность, тогда придется прибегнуть к протезированию или хирургическому вмешательству. Но, не смотря на это, йога способствует улучшению кровообращения в поврежденной конечности, развивая нервные функции и слабую мускулатуру, приводит эти функции под контроль сознания.

Многие физически ограниченные дети приезжают в наши ашрамы, и большинство из них, практикуя йогу, получают шанс вернуть здоровье. Несмотря на то, что большинство приведенных примеров касаются юношей, те же самые принципы будут работать и в отношении детей. Например, один семнадцатилетний юноша к моменту приезда в наш ашрам почти перестал ощущать свои ноги. Некоторое время он еще мог передвигаться на коленях, но со временем у него исчезла и эта возможность. Его беда усугублялась тем, что он никак не развивал нижнюю часть тела, и из-за этого общее кровообращение у него было плохое. Он ощущал онемение тела и дискомфорт. Из-за недостатка физических упражнений он постоянно ощущал боль и напряжение в нижней части спины. На протяжении следующих трех недель он практиковал группу специальных асан, адаптированных для его ситуации, и в течение этого короткого периода онемение и боль исчезли, кровообращение нормализовалось, а поврежденные конечности смогли вновь нормально функционировать.

В другом случае, йога терапия коренным образом изменила состояние молодого человека, страдавшего параличом обеих ног. Несчастье произошло после того, как он был покусан собакой, и как обычно бывает в таких случаях, врачами были приняты специальные меры по профилактике бешенства. Неизвестно, что именно послужило причиной, но спустя день после проведенных процедур он потерял возможность ходить. Он не мог даже слегка пошевелить своими ногами. Он перепробовал всевозможные средства, но всё оказалось безуспешно, и он почти отчаялся. Он приехал в йога ашрам, уже не питая особых надежд на выздоровление. Но, несмотря на это, постепенно, в течение нескольких месяцев, он вновь начал ходить, и теперь его ноги на 90% нормально функционируют. Он был переполнен счастьем, и теперь искренне пропагандирует пользу, приносимую йогической наукой.

Полиомиелит - это еще одно заболевание, доказавшее обоснованность применения йоги у людей с ограниченными возможностями. В случае полиомиелита, достигаемые улучшения зависят от искренности усилий пациента и сложности заболевания. Для лечения необходима практика йоги со специалистом и регулярность занятий. Например, Мадам Ева Рише-Пол, страдавшая полиомиелитом с детства, использовала йогу как физиотерапию. В наши дни она стала известна по всей Европе, написав много авторитетных книг по йоге. Она считает, что смогла восстановить здоровье благодаря постоянным упражнениям, и осознанию пользы от практики. Она говорит, что 10 процедур вращения суставов у терапевта приносят меньший эффект, чем одно полностью осознанное упражнение.

 

Ментальное здоровье

 

Науку йоги можно использовать не только для тела, но также и для ума. Несмотря на то, что взрослый или ребенок могут иметь физические дефекты, их умственные способности могут быть весьма высоки. Йога позволяет развить скрытые умственные способности и интеллект до максимума.

Многие физически ограниченные дети обладают блестящим умом и способностью достичь высших уровней развития интеллекта. Определенно, йога поможет таким детям осознать свой потенциал и вести творческую продуктивную жизнь, принося пользу себе, родителям и обществу в целом. Один молодой человек с ограниченными физическими возможностями, часто посещал наш ашрам, сейчас он обладает степенью магистра по английскому языку и обучает людей у себя дома. Он достиг большого успеха в своем стремлении к языкам и получил много пользы от йоги на физическом и умственном уровне. Он пребывал в безнадежном и депрессивном состоянии до тех пор, пока не начал практиковать йогу; теперь же он полон оптимизма, и уверен в будущем.

 

Духовное здоровье

 

Дух не подвержен никаким ограничениям. Многие физически ограниченные люди практикуют йогу, для того чтобы глубже понять себя. Благодаря йоге они приходят к пониманию, что их истинная природа никоим образом не ограничивается физическими дефектами. В эту технологическую эпоху медицина достигла высокого уровня в изощренности методов лечения. Медицину и йогическую науку следует объединить, чтобы оказывать разностороннюю помощь ограниченным людям.

 

Киртан

Киртан - это метод использования звука для фокусировки внимания и развития слухового восприятия. При проведении киртана используются различные музыкальные инструменты. Обычно киртан исполняется группой людей в виде пения, и хлопанья для поддержания ритма.

Киртан настоятельно рекомендуется использовать в терапии для физически ограниченных людей. В Кэмпхилле, Школе Рудольфа Штайнера, Аберден, сообществе детей, ограниченных в развитии, четко поставлена необходимость наличия в учебном плане музыкальных занятий; признание детьми данной практики очевидно.

Урок музыки проводится двумя способами:

  1. Один раз в неделю приходит профессиональный музыкант, играющий на различных инструментах, или урок посещают несколько музыкантов, демонстрируя свои умения в соответствии с планом урока.
  2. Ежедневно, во время специализированных уроков учитель английского поет вместе с детьми утреннюю молитву и другие песни. Дети также поют молитву в начале и по окончанию трапезы. Идея заключается в том, что бы дети вместе с взрослыми повторяли звуки музыки со словами или без них.

Есть одна радостная шотландская песня «Пьяный моряк», мелодия которой напоминает те, что используются в йога киртанах. Эта песня очень нравилась одному учителю, который распевал ее, ходя по школе. Двух учеников настолько тронуло постоянное пение учителя, что они даже смогли выучить пару куплетов из нее, несмотря на задержку в развитии. Один из них был умственно отсталым, застенчивым мальчиком, не умеющим концентрироваться, а другой был аутистом, всегда говорившим только одно слово «нет». Услышать пение этих ребят было просто изумительно.

Практика киртана исходит от сердца и не зависит от мастерства исполнения, поэтому использование киртана с ограниченными детьми, несомненно, принесёт огромную пользу в терапии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.006 с.)