Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство человеческой психики - поведение человека↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Искусство Общения Перевод с немецкого Москва СП «Интерэксперт» 1992 ПРЕДИСЛОВИЕ Я, как руководитель предприятия, постоянно слышу от многочисленных посетителей (клиентов, поставщиков, советников, банковских служащих или участников семинаров), что, несмотря на деловую обстановку, люди здесь на удивление раскованы и доброжелательны. Как вы достигаете этого? Как находите таких сотрудников? – Спрашивают меня. И тогда я объясняю моим гостям, как удалось добиться такого положения дел, ибо так было не всегда. В 1979г. мое предприятие стремительно развивалось. Мы переезжали в новые производственные помещения. Уже существовавшие рабочие группы распускались, на их месте возникали новые. Однако это, само по себе позитивное развитие сопровождалось неудовлетворительной психологической атмосферой и драматическим сокращением прибыли. Я сам чувствовал себя на собственном предприятии «не в своей тарелке», и работа почти не доставляла мне удовольствия. Анализируя этот процесс, я нашел главную причину – человеческое поведение. Для улучшения ситуации мне нужен был разбирающийся в этих делах советник, возможно, профессиональный психолог. Но здесь существовало большое препятствие, – я имел предубеждение против психологов, так как полагал, что психология – это неосязаемая, расплывчатая материя, которой нечего «делать» в экономике. Тем не менее, я стал изучать различные направления психологии. Одно из них – трансактный анализ (ТА) – мне, как предпринимателю, сразу понравился. Он помогает пониманию и улучшению межличностных отношений. И тогда я решил с помощью советника ввести его изучение на моем предприятии. С тех пор многое изменилось. Изучая трансактный анализ, мы познали взлеты и падения, много экспериментировали, вводили новые концепции, отбрасывали старые. В результате была разработана концепция коммуникации в процессе производственной деятельности. Это существенно изменило атмосферу на предприятии. Удалось достичь и больших производственных успехов. Трансактный анализ настолько увлек меня, что в 1980 г. я начал учиться на курсах трансактного аналитика и в 1985 г. закончил обучение. С тех пор я провожу занятия по проблемам коммуникации и управления с сотрудниками своего и других предприятий. Я хотел бы побудить читателя к тому, чтобы он подвергал критическому анализу все то, что описывается в книге. Райнер Шмидт
УСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ - ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Эго-состояния
Вас, конечно же, удивляло различное поведение одних и тех же людей в разных ситуациях, в контакте с разными людьми. Корректный, вежливый, немного суховатый менеджер постоянно деловит и рационален на своем рабочем месте, а вечером в кегельбане он выглядит раскованным и веселым. Или посмотрите на болельщиков, когда любимая команда забивает гол. Они радуются как дети. Для объяснения различного поведения одного и того же человека американский психолог Эрик Берн разработал в 60-х годах модель эго-состояний (я-состояний). Понятия этой модели безоценочные, поэтому имейте, пожалуйста, в виду, что даже такие понятия, как критическое состояние родители-я или бунтарское ребенок-я, следует воспринимать как безоценочные. Берн проводит различие между структурной и функциональной моделями. Структурная модель отображает внутреннее устройство психики, функциональная — способы действия, т.е. акцию и реакцию. В этой книге мы будем заниматься в первую очередь функциональной моделью. Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из: мыслить чувствовать действовать
Состояние родители-я: Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители, находится в состоянии родители-я. Состояние взрослые-я: Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты, находится в состоянии взрослые-я. Состояние ребенок-я: Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится в состоянии ребенок-я.
Графически эти эго-состояния можно изобразить следующим образом (рис. 1,2). СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛИ-Я
Мы попадаем в состояние родители-я, если: думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавшиеся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так воспринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хранится в нашей памяти. Поведение родители-я мы переняли не только от наших родителей, но и от людей, выполнявших роль родителей в наших глазах, например от старших братьев и сестер, учителей, бабушек и дедушек и других людей, которые оказывали на нас в раннем детстве соответствующее влияние. При этом не играет никакой роли, действительно ли эти авторитетные для нас люди вели себя так, как это хранится в нашей памяти, — мы переняли их поведение без всякой "фильтрации". Представьте себе, что запоминающее устройство внутри нас — стереомагнитофон. На одной его дорожке хранится содержание когда-то услышанного нами в том виде, как мы его тогда воспринимали, на второй — записана наша реакция, связанная с теми ощущениями. Существование таких познаний экспериментально доказано в 1951 г. канадским нейрохирургом доктором Вильдером Пенфилдом. В ходе экспериментов у пациента, находившегося под местным наркозом, раздражались слабым током определенные участки мозга. Делалось это с помощью маленьких зондов. Пациент был в полном сознании и мог говорить. Когда Пенфилд касался электрическим зондом определенных участков мозга, пациент вспомнил то, о чем, казалось, давным-давно позабыл. Повторное касание одного и того же места в мозгу приводило к появлению тех же самых воспоминаний. Пациенты вспоминали все вплоть до мельчайших деталей, словно в этот момент повторялась та же ситуация, и испытывали те же ощущения, что и тогда. Критическое состояние родители-я хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состояние родители-я характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.
ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛИ-Я
Кормяще-заботливое родители-я Мастер говорит ученику, который неумело приступает к выполнению нового задания: "Карл-Хайнц, действуй спокойно и у тебя все получится!" Женщина, имеющая большой опыт работы на предприятии, обращается к коллеге-новичку: "Госпожа Шульце, вы сами справитесь или мне помочь вам?" Старшая по возрасту, опытная делопроизводитель говорит своей ученице (чрезмерно заботливо), которая уже некоторое время выполняет эту работу и прекрасно все успевает: "Оставь, Катя, я это сделаю за тебя". Критическое родители-я Мастер рабочему (слишком критично): "Неужели вы всегда работаете так плохо"? Шеф секретарше (дружески): "Госпожа Мюллер, принесите мне, пожалуйста, чашечку кофе!" Часто это предложение рассматривают как состояние взрослые-я. Но шеф исходит из критического родители-я, так как он точно знает, что секретарша принесет кофе. В случае взрослые-я это звучало бы так: "Госпожа Мюллер, когда бы вы могли принести мне чашечку кофе?" Менеджер другому менеджеру, очень определенно: "Господин Шульце, я не готов взять на себя решение этой задачи. Она однозначно входит в вашу компетенцию". Начальник сотруднице (слишком критично): "Вы не могли бы хотя бы раз правильно выполнить порученное дело! В последнее время вы работаете спустя рукава".
СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛЫЕ-Я
В состоянии взрослые-я в память заложены наш опыт и познания, т.е. то, что мы пережили. Это своеобразный банк данных. Взрослые-я — активное состояние, если мы трезво и по-деловому взвешиваем факты, учитываем реальное положение вещей, используем ранее полученный опыт. Диктор, читающий новости, выдает информацию, соответствующую состоянию взрослые-я. формулировки взрос-лые-я относятся в большинстве случаев к чему-нибудь одному.Сам способ подачи информации допускает возможность дискуссии. Например, мастер объясняет прорабу, как надо действовать, чтобы решить техническую проблему. Прораб получает и перерабатывает информацию, задает вопросы, сравнивает свои предложения и дискутирует с мастером в деловом тоне о возможностях решения проблемы. И мастер, и прораб находятся в состоянии взрослые-я. Состояние взрослые-я полезно в следующих ситуациях: при решении проблем, в процессе дискуссий и конструктивной критики, когда одновременно показываются негативные и позитивные стороны, а также при преодолении трудностей в деловых отношениях.
ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫЕ-Я
Руководитель экономического отдела говорит шефу отдела сбыта: "Господин Шмидт, в последней оценке компьютерных данных содержатся такие цифры..." Руководитель отдела сотруднику (нейтрально): "Сколько времени вам потребуется для решения этой задачи?" Один из членов коллектива во время производственного совещания: "Я вижу, что предстоит решать различные задачи. Как вы относитесь к тому, чтобы зафиксировать их и определить, кто за какую задачу возьмется?"
СОСТОЯНИЕ РВБЕНОК-Я
Вам знакомы ситуации, когда вы связываете поведение собеседника с тем, что "в нем сидит ребенок". Люди, пребывающие в состоянии ребенок-я, действуют, думают и чувствуют так, как это делали в детстве. Работник, идущий по коридору непринужденной походкой и радостно насвистывающий, находится, например, под воздействием своего состояния ребенок-я. Но как только он закрывает за собой дверь конференц-зала, то в большинстве случаев погружается в состояние взрослые-я и по-деловому докладывает о проблемах. Когда мы находимся в состоянии ребенок-я, то смеемся, издаем радостные возгласы, танцуем, поем, испытываем боль, печаль, страх, разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску, счастье, воодушевление и любовь со всеми их оттенками. В функциональной модели мы различаем: приспосабливающееся ребенок-я, бунтарское ребенок-я, свободное ребенок-я. В приспосабливающемся состоянии ребенок-я мы находимся тогда, когда повинуемся, заучиваем наизусть, чувствуем себя виноватыми, замыкаемся в себе, дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это эго-состоя-ние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от нас другие. На бунтарское состояние ребенок-я также оказывают влияние требования или желания одних людей, которые не соответствуют желаниям других. Поэтому в графическом изображении между состояниями приспосабливающееся ребенок-я и бунтарское ребенок-я находится пропускная мембрана. Это означает, что энергия в любое время может перемещаться по обоим направлениям: из приспосабливающегося ребенок-я в бунтарское ребенок-я, и обратно. В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состоя-ниях ребенок-я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но со знаком минус. Это объясняет, почему поначалу исполнительные и хорошо работающие сотрудники вдруг начинают делать все неправильно, у них ничего не получается. Дело в том, что они перешли из состояния приспосабливающееся ребенок-я в бунтарское. Частью этого эго-состояния, особенно часто встречающегося в сфере труда, является пассивно-бунтарское состояние ребенок-я. Внешне все выглядит так, как будто бы человек говорит "Да", а внутренне за этим скрывается "Нет". Объяснения же даются такие: "Я об этом забыл", "Я не догадался", "Ну что вы еще хотите от меня" или "С самого начала было ясно, что сделать это невозможно". В таких случаях имеет смысл проанализировать, хочет ли сотрудник на деле выполнять указания. В свободном состоянии ребенок-я мы видим естественного ребенка, без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится о праве и морали, не зависит от того, что хотят от него другие, и т.д. Понаблюдайте за собой, как вы радуетесь подарку, который давно хотели иметь, как непринужденно играете с детьми. Это прекрасно, что иногда мы вновь можем стать детьми!
ПРИМЕРЫ ПРИСПОСАБЛИВАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК-Я
Коллега коллеге (робко, неуверенно): "Что я должна была сделать иначе?.." Сотрудник начальнику, получая новое задание (умышленно покорный тон): "Само собой разумеется, весьма охотно". На светофоре загорается красный свет. Вы останавливаетесь.
ПРИМЕРЫ БУНТАРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК-Я
Ученик ученику (бунтарский тон): "Мастер может делать со мной все, что угодно, но я не буду выполнять за него эту грязную работу!" Служащий начальнику, который только что поставил перед ним новую задачу: "Но почему всегда я? Это не хуже меня может сделать и господин Шульце". Начальник привел много аргументов в обоснование позиции, которая диаметрально противоположна той, что занимает его сотрудник. Сотрудник: "Ну, если вы хотите, то давайте сделаем так, как вы предлагаете" (пассивно-бунтарское, в данном случае неуспех запрограммирован).
ПРИМЕРЫ СВОБОДНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК-Я
Коллега коллеге: "Старик, а новенькая-то бабенка хоть куда!" Шеф руководителю конструкторского бюро при осмотре проекта конструкции новой машины (с большим восхищением): "Господин Клозе, это действительно выдающееся достижение ваше и вашего коллектива. От всей души поздравляю!"
РАСПОЗНАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела. Приводимая ниже таблица облегчит вам это. Но имейте в виду, что надежное распознание эго-состояний требует времени и тренировки. Великолепным достижением Эрика Берна было то, что в своей модели структурного и функционального анализа эго-состояний он показал внутренние психические процессы и как они выражаются во внешнем поведении. После некоторой тренировки вы сможете соотносить различные внутренние процессы и внешние способы поведения с определенными эго-состояниями. Сделать это вам поможет предлагаемая ниже таблица. РАСПОЗНАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ Родители-я
Продолжение
РАСПОЗНАНИЕ ЭГО СОСТОЯНИЙ Взрослые-Я
Продолжение
РАСПОЗНАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ Ребенок-я
Тактика салями Попробуйте вгрызться в целый кусок салями. Это сложно... Если же вы нарежете салями тонкими кружками, то будете есть с большим удовольствием. Отсюда и название тактики, т.е. никогда не надо пытаться добиться всего сразу.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКТЫ
Параллельные трансакты называют также простыми, тождественными или дополнительными. Признаком параллельного трансакта является то, что реакция человека напрямую зависит от того эго-состояния, которое затронул его собеседник. Такой трансакт может осуществляться между двумя любыми парами эго-состояний, в которых находятся передающий и принимающий. В коммуникации при этом всегда участвуют лишь два эго-состояния (рис. 4). С: Вы отправили пакет? Р: Да, сегодня, экспресс-почтой. Первое правило коммуникации: Параллельные трансакты могут продолжаться бесконечно И здесь имеет место упомянутая в начале книги предпосылка: все понятия трансактного анализа являются оценочно-нейтральными. Параллельные трансакты могут продолжаться очень долго, и нить беседы при этом не теряется. Однако это не означает, что коммуникация в данном случае конструктивна. ПРИМЕР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ТРАНСАКТА (рис. 5). А: Сколько еще я должен вводить вас в курс дела? Не могли бы вы послушать меня более внимательно? Б: В последний раз я действительно не уловил, о чем идет речь. Очень сожалею об этом. Будьте добры, повторите еще раз, пожалуйста! А: Ну, хорошо, в последний раз, иначе мне придется подыскать другого сотрудника. Б: Я буду очень стараться, вы можете твердо на меня положиться. Такого никогда больше не будет. И в этом случае речь идет о параллельных трансактах. Но любой наблюдатель не назовет эту коммуникацию ни гармоничной, ни конструктивной. ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТРАНСАКТОВ (рис. 6).
Менеджер А: Как вы относитесь к новому проекту? Менеджер Б: В принципе я с ним согласен. Но хотел бы обратить внимание на следующие пункты... ПРИМЕР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ТРАНСАКТА (рис. 7). Два пожилых мастера: Мастер А: У нынешней молодежи нет никакого желания учиться. В наше время все было иначе. Мастер Б: Им бы мастера, который когда-то обучал меня, сразу бы голова кругом пошла. Ниже приводится пример параллельного трансакта (рис. 8). Два конструктора-проектировщика о совместно разработанном проекте новой машины: А: Дружище Карл, какое техническое решение, это недосягаемая вершина! Б: Действительно прекрасно, это будет изобретением столетия! ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКТЫ Перекрестные трансакты препятствуют течению беседы и вводят разговаривающих в заблуждение. — Ты не знаешь, куда я положил свой ключ? — Больше следи за порядком, тогда будешь быстро находить свое барахло! Такие или похожие беседы проходят ежедневно. На вполне разумный вопрос человек получает неподходящий ответ. Часто бывает и так, что один из собеседников отрицательно реагирует на ваше высказывание, не поняв его. Это приводит вас в замешательство, сбивает с толку, а при определенных обстоятельствах приводит в ярость или заставляет замолчать. В этих случаях происходит то, что в трансактном анализе описывается как перекрестная трансакция: беседа временно или полностью прерывается. Этот феномен прекрасно объясняет модель Эрика Берна: неадекватная реакция партнера исходит не из того эго-состояяия, на которое было направлено раздражение (стимул), а неожиданно для собеседника — из другого эго-состоявия. Таким образом в коммуникации участвуют четыре эго-состояния.
ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТНОГО ТРАНСАКТА (рис. 9).
На графическом изображении стрелки перекрещиваются. А: Ты не знаешь, куда я положил свой ключ? Б: Больше следи за порядком, тогда будешь быстро находить свое барахло! Второе правило коммуникации: После перекрестной трансакции коммуникация временно разрушается Это правило коммуникации следует воспринимать нейтрально. Оно говорит лишь о том, что после перекрестной трансакции коммуникация временно прекращается. О качестве коммуникации в нем речь не идет. В приведенном выше примере коммуникация мгновенно прекращается. Вы, разумеется, вспомните целый ряд примеров, когда осуществляются трансакты. Вероятно, вы знаете людей, с которыми у вас вряд ли получится длинный разговор. Обычно он кончается так: "Да с тобой просто невозможно разговаривать!" — "Что ты под этим подразумеваешь?" — "Ты вообще меня не понимаешь! Чего ты, собственно, хочешь?" Участники такого диалога говорят мимо друг друга, так как каждый из них думает только о себе или не рассматривает другого как равного себе. ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ПЕРЕКРЕСТНЫХ ТРАНСАКТОВ (рис. 10). Шеф службы рассылки: Срочный пакет для фирмы "Майер энд Ко" ушел вчера? Зав. складом: Какое это имеет отношение ко мне, спросите Майера! ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТНОГО ТРАНСАКТА (рис. 11). Сотрудница (в отчаянии) начальнику: Не могли бы вы мне сказать, как я должна это делать? (речь идет о работе, которую она часто выполняла правильно). Начальник: (дружески): А как вы делали до этого? Начальник совершенно сознательно не реагирует в данном случае из кормяще-заботливого состояния родители-я, так как это стабилизировало бы коммуникацию посредством параллельного трансакта. Согласно первому правилу коммуникации параллельные трансакты могут продолжаться сколь угодно долго и сотрудница докучала бы шефу регулярно, подходя к нему с ненужными вопросами. Для того чтобы побудить ее к самостоятельному мышлению, начальник сознательно стимулировал состояние взрослые-я своей сотрудницы. Лучше всего это делать с помощью вопросов типа "Почему?", "Как?", "Из-за чего?" Сотрудница сначала будет ошарашена (поскольку коммуникация прекратится). Но после некоторой паузы она практически всегда сможет объяснить, как она это делала раньше. ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТНОГО ТРАНСАКТА (рис. 12). Мастер А коллеге Б: Нынешняя молодежь совсем от рук отбилась. Разве мы могли себе раньше позволить такое! Коллега Б (дружески): А разве твои мастера не так же говорили? Хотя на рисунке стрелки и изображены параллельно, речь в этом случае идет о перекрестном трансакте, поскольку в нем участвуют в общей сложности четыре эго-состояния. Или, другими словами, реакция исходит не от того я-состояния, которому послан стимул. Мастер А стимулирует критическое состояние своего коллеги родители-я. Он исходит из того, что тот будет дуть в ту же дудку. Коллега Б реагирует из состояния взрослые-я. Мастера А это сначала ошарашивает. Но этого и следовало ожидать, ведь второе правило коммуникации говорит, что в такой ситуации коммуникация временно прекращается. После непродолжительной паузы он может сказать: "Возможно, ты и прав". Так происходит и в следующем случае перекрестного трансакта (рис. 13). Шеф секретарше: Вы опять напечатали черт знает что! Секретарша (уверенно): Я вижу, что на этой странице сделала три опечатки. А как вы оцениваете остальную часть моей работы?
СКРЫТЫЕ ТРАНСАКТЫ
И вам наверняка знакомы ситуации, когда кажется, что идет нормальная, разумная беседа. Но одновременно вы чувствуете, что не договаривается дополнительная информация. Выражается это чаще всего в интонации, в положении тела, во взглядах и тому подобных вещах. Таким образов говорится нечто совершенно иное, нежели то, что содержится в словах. В таких случаях мы говорим о скрытых трансактах, т.е. о тех, которые осуществляются одновременно на двух уровнях. То, что произносится, что ясно, Эрик Берн называет социальным уровнем, скрытое (но дополнительно подразумеваемое) — психологическим уровнем. Третье правило коммуникации: Скрытые трансакты образуются на скрытых уровнях На приведенной ниже диаграмме трансакта социальный уровень обозначен непрерывной чертой, а Психологический — пунктирной.
ПРИМЕР СКРЫТОГО ТРАНСАКТА (рис. 14). C.I (социальный уровень) растягивая слова: Вы выполнили задание? P.I. Да-да, я сейчас как раз заканчиваю. С.2 (психологический уровень): И сколько же вам еще нужно времени? Р.2. Знаете что, оставьте меня, наконец, в покое. Почему вы меня вечно погоняете! Всем вам знакома ситуация, когда кто-нибудь опаздывает, а ждущий его спрашивает: "А вы знаете, сколько уже времени?" В большинстве случаев в ответ слышится извинение. И вы понимаете, что следует автоматическая реакция на психологический стимул: "Объясните мне, почему вы опоздали?" Можете себе представить, как удивился бы спрашивающий, если бы услышал в ответ: "Да, сейчас 8 часов 23 минуты".
ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ СКРЫТЫХ ТРАНСАКТОВ (рис. 15). Шеф (растягивая слова): Господин Мюллер, где образец продукции фирмы "Даймлер-Бенц". (Вы наверняка напрочь о нем забыли.) Мюллер: А вы не смотрели на вашем письменном столе? (Если бы вы сами следили за порядком, у вас не было бы нужды спрашивать меня.)
ПРИМЕР СКРЫТОГО ТРЛНСАКТА (рис. 16).
Продавец: (сияя от радости): Господин Шульце, взгляните на эту великолепную конструкцию. (Я сам от нее без ума и считаю ее просто превосходной.) Господин Шульце (дружески): Разрешите посмотреть, в чем ее особенности. (Вы пробудили мое любопытство. Но я хочу посмотреть, в чем же преимущества этой конструкции.)
ПРИМЕР СКРЫТОГО ТРАНСАКТА (рис. 17). Секретарша А (покровительственно): Где вы купили такое пальто? (Ну и барахло же, как можно только такое надевать!) Секретарша Б (вызывающе): Если бы у меня были такие связи, как у вас, я бы могла себе позволить и лучшее. (Если бы у меня были такие богатые друзья, как у вас, мое финансовое положение тоже было бы получше.) КОНФЛИКТЫ ПО ОДНОМУ ОБРАЗЦУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Конечно же, всем известны ситуации, которые регулярно повторяются и когда заранее известно, чем они завершатся. В 1964 г. Эрик Берн методически исследовал такие ситуации в своей книге "Игры взрослых" и объяснил их, прибегая к помощи моделей. Его заслуга состоит в том, что он очень точно проанализировал и описал отдельные шаги. Таким образом, даже неискушенный в психологии человек после некоторых тренировок может их распознать. Новичку часто бывает трудно отличить их от умышленной стратегии, маневра. Имейте, пожалуйста, в виду, что Берн описал процессы, которые протекают бессознательно. И если вы во время анализа не будете постоянно представлять себе, что происходит на бессознательном уровне, то у вас практически не будет возможности конструктивно общаться с вашим собеседником (в данном случае партнером по игре). Мы будем рассматривать здесь только те игры, которые можно охарактеризовать как негативно влияющие на коммуникацию. Конечно, есть игры, не носящие деструктивного характера, например флирт. Тот, кто хочет подробно изучить эту тему, может почитать вышеупомянутую книгу Эрика Берна "Игры взрослых".
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
Каждая психоловдческая игра имеет определенные закономерности: Игра состоит из одинаковой последовательности скрытых трансактов, которые ведут к предсказуемому результату и оканчиваются недобрыми чувствами. Внешне трансакты могут казаться убедительными, но в них преобладают скрытые мотивы Отдельные конструкции игры; протекающей по полному сценарию, можно подразделить на различные элементы, или шаги. Но часто бывает так, что требуется провести много встреч, чтобы осознать окончание игры. Ниже приводятся отдельные шаги подобной игры. Первый шаг: уловка Каждая игра начинается с уловки. Представьте себе, что собеседник А забрасывает приманку для Б. Уловка заключается в том, что А игнорирует нечто важное, относящееся к нему, другому или к ситуации, — т.е. "закрывает на это глаза" или искажает, представляет более важным или наоборот, чем это есть в действительности. Например, А может не замечать свое раздражение и вести себя так, словно все в порядке, но тем сильнее он потом "взорвется". И это для других участников игры будет несоизмеримо с событием, его породившим. Игрок Б может, например, оставить без внимания то обстоятельство, что его собеседник собирается в дорогу и у него нет времени для обсуждения с А его проблем. Участник игры может не обратить внимания и на ситуацию. Например, он хотел обсудить со своим собеседником Б какие-то конфиденциальные вопросы, а в помещении в это время находится еще и С. Могут возникнуть и лингвистические искажения, обусловленные употреблением слов "всегда, никогда, только, никто, каждый". Если вы слышите эти слова, то советую вам проанализировать их из состояния взрослые-я. Второй шаг: уязвимая точка Для того чтобы игра началась, надо чтобы уловка или приманка А попала в уязвимое место (точку) его собеседника Б. Уязвимая точка означает, что игрок Б проявляет особую чувствительность к уловке игрока А. Часто случается так, что игрок Б перенимает "искажение", допущенное игроком А. Пятый шаг: ошеломление Конечно, вы можете представить себе лицо коллеги, к которому обратились так, как описано выше. Именно это и описывает Берн в своем анализе. Неожиданная смена эго-состояния ошеломляет собеседника, и на этом игра, как правило, завершается. Шестой шаг: полезный эффект То, что нельзя различить чисто внешне, что происходит внутри человека, участвующего в игре, трансанализ характеризует как полезный эффект. На первый взгляд это кажется непонятным, так как игра оканчивается недобрыми чувствами для ее участников. Но оба
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.45 (0.013 с.) |