Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство человеческой психики - поведение человека

Поиск

Искусство

Общения

Перевод с немецкого

Москва

СП «Интерэксперт»

1992

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я, как руководитель предприятия, постоянно слышу от многочисленных посетителей (клиентов, поставщиков, советников, банковских служащих или участников семинаров), что, несмотря на деловую обстановку, люди здесь на удивление раскованы и доброжелательны. Как вы достигаете этого? Как находите таких сотрудников? – Спрашивают меня. И тогда я объясняю моим гостям, как удалось добиться такого положения дел, ибо так было не всегда. В 1979г. мое предприятие стремительно развивалось. Мы переезжали в новые производственные помещения. Уже существовавшие рабочие группы распускались, на их месте возникали новые. Однако это, само по себе позитивное развитие сопровождалось неудовлетворительной психологической атмосферой и драматическим сокращением прибыли. Я сам чувствовал себя на собственном предприятии «не в своей тарелке», и работа почти не доставляла мне удовольствия.

Анализируя этот процесс, я нашел главную причину – человеческое поведение. Для улучшения ситуации мне нужен был разбирающийся в этих делах советник, возможно, профессиональный психолог. Но здесь существовало большое препятствие, – я имел предубеждение против психологов, так как полагал, что психология – это неосязаемая, расплывчатая материя, которой нечего «делать» в экономике. Тем не менее, я стал изучать различные направления психологии.

Одно из них – трансактный анализ (ТА) – мне, как предпринимателю, сразу понравился. Он помогает пониманию и улучшению межличностных отношений. И тогда я решил с помощью советника ввести его изучение на моем предприятии.

С тех пор многое изменилось. Изучая трансактный анализ, мы познали взлеты и падения, много экспериментировали, вводили новые концепции, отбрасывали старые. В результате была разработана концепция коммуникации в процессе производственной деятельности. Это существенно изменило атмосферу на предприятии. Удалось достичь и больших производственных успехов. Трансактный анализ настолько увлек меня, что в 1980 г. я начал учиться на курсах трансактного аналитика и в 1985 г. закончил обучение. С тех пор я провожу занятия по проблемам коммуникации и управления с сотрудниками своего и других предприятий.

Я хотел бы побудить читателя к тому, чтобы он подвергал критическому анализу все то, что описывается в книге.

Райнер Шмидт

 

 

УСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ - ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Эго-состояния

 

Вас, конечно же, удивляло различное поведение одних и тех же людей в разных ситуациях, в контакте с разными людьми. Корректный, вежливый, немного суховатый ме­неджер постоянно деловит и рационален на своем рабочем месте, а вечером в кегельбане он выглядит раскованным и веселым. Или посмотрите на болельщиков, когда любимая команда забивает гол. Они радуются как дети.

Для объяснения различного поведения одного и того же человека американский психолог Эрик Берн разработал в 60-х годах модель эго-состояний (я-состояний). Понятия этой модели безоценочные, поэтому имейте, пожалуйста, в виду, что даже такие понятия, как критическое состояние родители-я или бунтарское ребенок-я, следует восприни­мать как безоценочные.

Берн проводит различие между структурной и функци­ональной моделями. Структурная модель отображает внутреннее устройство психики, функциональная — спосо­бы действия, т.е. акцию и реакцию. В этой книге мы будем заниматься в первую очередь функциональной моде­лью.

Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из:

мыслить чувствовать действовать

 

Состояние родители-я: Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители, находится в состоянии родители-я.

Состояние взрослые-я: Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты, находится в состоянии взрослые-я.

Состояние ребенок-я: Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится в состоянии ребенок-я.

 

Графически эти эго-состояния можно изобразить следу­ющим образом (рис. 1,2).


СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛИ-Я

 

Мы попадаем в состояние родители-я, если: думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавши­еся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так восп­ринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хра­нится в нашей памяти.

Поведение родители-я мы переняли не только от на­ших родителей, но и от людей, выполнявших роль родите­лей в наших глазах, например от старших братьев и сестер, учителей, бабушек и дедушек и других людей, которые оказывали на нас в раннем детстве соответствующее влия­ние. При этом не играет никакой роли, действительно ли эти авторитетные для нас люди вели себя так, как это хра­нится в нашей памяти, — мы переняли их поведение без всякой "фильтрации".

Представьте себе, что запоминающее устройство внутри нас — стереомагнитофон. На одной его дорожке хранится содержание когда-то услышанного нами в том виде, как мы его тогда воспринимали, на второй — записана наша реакция, связанная с теми ощущениями. Существование таких познаний экспериментально доказано в 1951 г. канад­ским нейрохирургом доктором Вильдером Пенфилдом.

В ходе экспериментов у пациента, находившегося под местным наркозом, раздражались слабым током опреде­ленные участки мозга. Делалось это с помощью малень­ких зондов. Пациент был в полном сознании и мог гово­рить. Когда Пенфилд касался электрическим зондом опре­деленных участков мозга, пациент вспомнил то, о чем, ка­залось, давным-давно позабыл. Повторное касание одного и того же места в мозгу приводило к появлению тех же са­мых воспоминаний.

Пациенты вспоминали все вплоть до мельчайших де­талей, словно в этот момент повторялась та же ситуация, и испытывали те же ощущения, что и тогда.

Критическое состояние родители-я хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состояние родители-я характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной забот­ливостью.

 

ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛИ-Я

 

Кормяще-заботливое родители-я

Мастер говорит ученику, который неумело приступает к выполнению нового задания: "Карл-Хайнц, действуй спо­койно и у тебя все получится!" Женщина, имеющая боль­шой опыт работы на предприятии, обращается к коллеге-новичку: "Госпожа Шульце, вы сами справитесь или мне помочь вам?" Старшая по возрасту, опытная делопроизво­дитель говорит своей ученице (чрезмерно заботливо), кото­рая уже некоторое время выполняет эту работу и прекрас­но все успевает: "Оставь, Катя, я это сделаю за тебя".

Критическое родители-я

Мастер рабочему (слишком критично): "Неужели вы всегда работаете так плохо"? Шеф секретарше (дружески):

"Госпожа Мюллер, принесите мне, пожалуйста, чашечку кофе!" Часто это предложение рассматривают как состоя­ние взрослые-я. Но шеф исходит из критического родите­ли-я, так как он точно знает, что секретарша принесет ко­фе. В случае взрослые-я это звучало бы так: "Госпожа Мюл­лер, когда бы вы могли принести мне чашечку кофе?"

Менеджер другому менеджеру, очень определенно:

"Господин Шульце, я не готов взять на себя решение этой задачи. Она однозначно входит в вашу компетенцию". На­чальник сотруднице (слишком критично): "Вы не могли бы хотя бы раз правильно выполнить порученное дело! В последнее время вы работаете спустя рукава".

 

СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛЫЕ-Я

 

В состоянии взрослые-я в память заложены наш опыт и познания, т.е. то, что мы пережили. Это своеобразный банк данных.

Взрослые-я — активное состояние, если мы трезво и по-деловому взвешиваем факты, учитываем реальное поло­жение вещей, используем ранее полученный опыт.

Диктор, читающий новости, выдает информацию, соот­ветствующую состоянию взрослые-я. формулировки взрос-лые-я относятся в большинстве случаев к чему-нибудь од­ному.Сам способ подачи информации допускает возмож­ность дискуссии. Например, мастер объясняет прорабу, как надо действовать, чтобы решить техническую проблему. Прораб получает и перерабатывает информацию, задает вопросы, сравнивает свои предложения и дискутирует с мастером в деловом тоне о возможностях решения пробле­мы. И мастер, и прораб находятся в состоянии взрослые-я.

Состояние взрослые-я полезно в следующих ситуаци­ях: при решении проблем, в процессе дискуссий и конст­руктивной критики, когда одновременно показываются не­гативные и позитивные стороны, а также при преодолении трудностей в деловых отношениях.

 

ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫЕ-Я

 

Руководитель экономического отдела говорит шефу от­дела сбыта: "Господин Шмидт, в последней оценке компь­ютерных данных содержатся такие цифры..."

Руководитель отдела сотруднику (нейтрально): "Сколь­ко времени вам потребуется для решения этой задачи?"

Один из членов коллектива во время производственно­го совещания: "Я вижу, что предстоит решать различные задачи. Как вы относитесь к тому, чтобы зафиксировать их и определить, кто за какую задачу возьмется?"

 

СОСТОЯНИЕ РВБЕНОК-Я

 

Вам знакомы ситуации, когда вы связываете поведение собеседника с тем, что "в нем сидит ребенок". Люди, пребы­вающие в состоянии ребенок-я, действуют, думают и чувст­вуют так, как это делали в детстве.

Работник, идущий по коридору непринужденной по­ходкой и радостно насвистывающий, находится, напри­мер, под воздействием своего состояния ребенок-я. Но как только он закрывает за собой дверь конференц-зала, то в большинстве случаев погружается в состояние взрослые-я и по-деловому докладывает о проблемах.

Когда мы находимся в состоянии ребенок-я, то смеем­ся, издаем радостные возгласы, танцуем, поем, испытыва­ем боль, печаль, страх, разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску, счастье, воодушевление и лю­бовь со всеми их оттенками.

В функциональной модели мы различаем: приспосаб­ливающееся ребенок-я, бунтарское ребенок-я, свободное ребенок-я.

В приспосабливающемся состоянии ребенок-я мы нахо­димся тогда, когда повинуемся, заучиваем наизусть, чувст­вуем себя виноватыми, замыкаемся в себе, дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это эго-состоя-ние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от нас другие.

На бунтарское состояние ребенок-я также оказывают влияние требования или желания одних людей, которые не соответствуют желаниям других. Поэтому в графиче­ском изображении между состояниями приспосабливающе­еся ребенок-я и бунтарское ребенок-я находится пропускная мембрана. Это означает, что энергия в любое время может перемещаться по обоим направлениям: из приспосаблива­ющегося ребенок-я в бунтарское ребенок-я, и обратно. В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состоя-ниях ребенок-я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но со знаком минус. Это объясняет, почему поначалу ис­полнительные и хорошо работающие сотрудники вдруг начинают делать все неправильно, у них ничего не получа­ется. Дело в том, что они перешли из состояния приспосаб­ливающееся ребенок-я в бунтарское.

Частью этого эго-состояния, особенно часто встречаю­щегося в сфере труда, является пассивно-бунтарское состо­яние ребенок-я. Внешне все выглядит так, как будто бы че­ловек говорит "Да", а внутренне за этим скрывается "Нет". Объяснения же даются такие: "Я об этом забыл", "Я не дога­дался", "Ну что вы еще хотите от меня" или "С самого нача­ла было ясно, что сделать это невозможно". В таких случа­ях имеет смысл проанализировать, хочет ли сотрудник на деле выполнять указания.

В свободном состоянии ребенок-я мы видим естествен­ного ребенка, без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится о праве и морали, не зави­сит от того, что хотят от него другие, и т.д.

Понаблюдайте за собой, как вы радуетесь подарку, кото­рый давно хотели иметь, как непринужденно играете с детьми. Это прекрасно, что иногда мы вновь можем стать детьми!

 

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСАБЛИВАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК-Я

 

Коллега коллеге (робко, неуверенно): "Что я должна бы­ла сделать иначе?.."

Сотрудник начальнику, получая новое задание (умыш­ленно покорный тон): "Само собой разумеется, весьма охотно".

На светофоре загорается красный свет. Вы останавлива­етесь.

 

ПРИМЕРЫ БУНТАРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК-Я

 

Ученик ученику (бунтарский тон): "Мастер может де­лать со мной все, что угодно, но я не буду выполнять за не­го эту грязную работу!"

Служащий начальнику, который только что поставил перед ним новую задачу: "Но почему всегда я? Это не хуже меня может сделать и господин Шульце".

Начальник привел много аргументов в обоснование по­зиции, которая диаметрально противоположна той, что за­нимает его сотрудник. Сотрудник: "Ну, если вы хотите, то давайте сделаем так, как вы предлагаете" (пассивно-бунтар­ское, в данном случае неуспех запрограммирован).

 

ПРИМЕРЫ СВОБОДНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК-Я

 

Коллега коллеге: "Старик, а новенькая-то бабенка хоть куда!"

Шеф руководителю конструкторского бюро при осмот­ре проекта конструкции новой машины (с большим восхи­щением): "Господин Клозе, это действительно выдающее­ся достижение ваше и вашего коллектива. От всей души поздравляю!"

 

РАСПОЗНАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

 

Для распознания эго-состояний большое значение име­ет знание интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела. Приводимая ниже таблица облегчит вам это. Но имейте в виду, что надежное распознание эго-состояний требует времени и тренировки.

Великолепным достижением Эрика Берна было то, что в своей модели структурного и функционального анализа эго-состояний он показал внутренние психические процес­сы и как они выражаются во внешнем поведении. После некоторой тренировки вы сможете соотносить различные внутренние процессы и внешние способы поведения с оп­ределенными эго-состояниями. Сделать это вам поможет предлагаемая ниже таблица.

РАСПОЗНАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

Родители-я

Родители-я Критическое Кормяще-заботливое
А. Общее поведение   Б. Формулировки Автоматически оцениваю­щее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновно­го, приказное, авторитар­ное, запрещающее, догматичное, претендующее на правоту, указывающее, как правильно, проводя­щее границы "Ты должен", "Ты не дол­жен", "Это тебе нельзя", "Как ты только можешь!", "Это следует сделать, это­го не следует делать", "Сколько тебе еще гово­рить одно и то же!", "Пре­крати это сейчас же!", "Я не позволю так с собой обращаться!" Доброе, ободряющее, при­знательное, озабоченное, сочувствующее, защищаю­щее, поддерживающее, со­ветующее, помогающее, утешающее, понимающее, покровительственное, сверхзаботливое   "Не ломай себе голову", "Не так плохо, как кажет­ся", "Не вешай нос", "Успо­койся сначала")"Тебе это по силам", "Бедняга!","Хорошо получилось", "Я могу вас понять", "Выше голо­ву!", "Лучше не делай это­го, это может быть опас­ным", "Иди, я сделаю рабо­ту за тебя!"

 


Продолжение

Родители-я Критическое Кормяще-эаботливое
Г. Интонация (манера говорить)     Г. Выражение лица     Д. Жесты и положение тела Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, иронически, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом Нахмуренный лоб, крити­ческий взгляд, сжатый рот, сошедшиеся на переноси­це или поднятые вверх бро­ви, нос презрительно смор­щен, неодобрительное по­качивание головой, отчуж­денное выражение лица Поднятый вверх указатель­ный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко рас­ставлены Тепло, успокаивающе, сочувственно   Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, улыбчивое, опасливо-озабоченное, любовно-заинтере­сованное   Протянутые руки, погла­живание по голове и др.

 

РАСПОЗНАНИЕ ЭГО СОСТОЯНИЙ

Взрослые-Я

 

Взрослыс-я    
А. Общее поведение Раскрепощенно, по-деловому, объективно, вниматель­но, заинтересованно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, концентрированно, собирая и перерабаты­вая данные, понимая друг друга по глазам, открыто за­давая вопросы, выдвигая и выбирая альтернативы, неза­висимо, сравнивая, в кооперации, задумываясь, впечатляясь
Б. Формулировки Формулировки ВЗР в большин­стве случаев от­носятся к одному какому-нибудь делу или предмету. Сам способ их выраже­ния допускает воз­можность дис­куссии (они не догматичны) Все вопросы, начинающиеся со слов: Как? Что? Когда? Почему? Кто? Где? Высказывания: возможно, вероят­но, если сравнить с.... по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, я буду и т.д.

Продолжение

Взрослые-я    
В. Интонация (манера говорить)     Г. Выражение лица   Д. Жесты и положе­ние тела Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личност­ной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко (как диктор, читающий новости) Лицо обращено к партнеру, открытый и прямой взгляд, взвешивающее, задумчивое, ненапряженное, внимательное, прислушивающееся к партнеру, частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией Жесты подкрепляют то, что говорится, "подлаживаясь" под высказывания, корпус прямой, его положение ме­няется в ходе беседы, голова прямая (не наклоненная (ребенок), но и не поднятая (родитель)), верхняя часть туловища слегка наклонена вперед (выражение заин­тересованности)

 

РАСПОЗНАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

Ребенок-я

 

Ребенок-я Свободное Приспосабливаю-щееся Бунтарское
А. Общее поведение Не заботясь о реакции окружающих людей, спонтанное, игривое, любозна­тельное, творче­ское, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, во­одушевленное, вя­лое, раскрепощен­ное, открытое, весе­лое, естественное, бесстыдное, забав­ное, дразнящее, не­терпеливое, эго­истичное, полное энергии, мечтательное, творческое Ощущение стыда, чувство вины, осто­рожное, боязливое, сдержанное, опасли­вое, думающее о по­следствиях, требую­щее одобрения, впадающее в отчаяние, беспомощное, оби­женное, покорное, скромное, неувере­нное, сдержанное, подавленное, предъ­являющее повышен­ные требования т/­себе., жалующееся, придерживающееся хороших норм обра­щения, следующее правилам и договоренностям Протест против бо­лее сильных и авто­ритетных, каприз­ное, своенравное, заводит других, строптивое, грубое, противоречащее другим, гневное, не­приязненное, непос­лушное, агрессив­ное
Б. Формули­ровки "Я хочу", "Мне хо­телось бы", "Я бы очень хотел", "Пре­красно!", "Велико­лепно!", "Высший класс! Шикарно!", "Мне без разницы", "Так тебе и надо!" "Я не верю в свои силы", "Я не смогу это сделать", "Я бо­юсь", "Я хотел бы", "Я попробую", "Ес­ли ты так дума­ешь...", "Это моя ви­на", "Я правильно сделал?", "Я хотел только...", "Почему всегда я?", "Что же мне делать?" Услы­шанные от других и модные слова: "Нужно", "Я дол­жен" "Я этого не хочу!", "Оставьте меня в покое!", "Про­клятье!"
В. Интонация, манера говорить Преимущественно громко, быстро и го­рячо, захлебываясь, печально Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, плаксиво, подавленно, сокрушенно, подобостра­стно, нудно, жалу­ясь, привередливо, покорно, бравируя Гневно, громко, уп­рямо, угрюмо
Г. Выраже­ние лица Воодушевление, возбуждение, оше­ломление, откры­тый рот, блеск в гла­зах, хитрость, лукав­ство, любопытство, печаль,слезы Глаза опущены вниз, выражение согла­сия, губы, подбородок дрожат, глаза на -мокром месте, нерв­ное, потерянное, тактичное, с огляд­кой на других, оне­мелое Жесткое, упрямое, отсутствующее
Ж. Жесты и положение тела Напряженный или расслабленней кор­пус, рассеянность, свободный, усталый взволнованный Поднимает руку, ес­ли хочет что-то ска­зать, опушенные, вниз плечи, склонен­ная голова, поза слу­ги, стоит навытяж­ку, пожимает плеча­ми, кусает губы, на­пряжен, дружелю­бен, мил Напряженность, уг­рожающая поза, уп­рямство, опущенная голова

 

Тактика салями

Попробуйте вгрызться в целый кусок салями. Это слож­но... Если же вы нарежете салями тонкими кружками, то будете есть с большим удовольствием. Отсюда и название тактики, т.е. никогда не надо пытаться добиться всего сра­зу.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКТЫ

 

Параллельные трансакты называют также простыми, тождественными или дополнительными.

Признаком параллельного трансакта является то, что реакция человека напрямую зависит от того эго-состояния, которое затронул его собеседник. Такой трансакт может осуществляться между двумя любыми парами эго-состояний, в которых находятся передающий и принимающий. В коммуникации при этом всегда участвуют лишь два эго-состояния (рис. 4).

С: Вы отправили пакет?

Р: Да, сегодня, экспресс-почтой.

Первое правило коммуникации:

Параллельные трансакты могут продолжаться бесконечно

И здесь имеет место упомянутая в начале книги пред­посылка: все понятия трансактного анализа являются оце­ночно-нейтральными. Параллельные трансакты могут про­должаться очень долго, и нить беседы при этом не теряет­ся. Однако это не означает, что коммуникация в данном случае конструктивна.

ПРИМЕР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ТРАНСАКТА (рис. 5).

А: Сколько еще я должен вводить вас в курс дела? Не могли бы вы послушать меня более внимательно?

Б: В последний раз я действительно не уловил, о чем идет речь. Очень сожалею об этом. Будьте добры, повтори­те еще раз, пожалуйста!

А: Ну, хорошо, в последний раз, иначе мне придется подыскать другого сотрудника.

Б: Я буду очень стараться, вы можете твердо на меня положиться. Такого никогда больше не будет.

И в этом случае речь идет о параллельных трансактах. Но любой наблюдатель не назовет эту коммуникацию ни гармоничной, ни конструктивной.

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТРАНСАКТОВ (рис. 6).

 

Менеджер А: Как вы относитесь к новому проекту?

Менеджер Б: В принципе я с ним согласен. Но хотел бы обратить внимание на следующие пункты...

ПРИМЕР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ТРАНСАКТА (рис. 7).

Два пожилых мастера:

Мастер А: У нынешней молодежи нет никакого жела­ния учиться. В наше время все было иначе.

Мастер Б: Им бы мастера, который когда-то обучал меня, сразу бы голова кругом пошла.

Ниже приводится пример параллельного трансакта (рис. 8).

Два конструктора-проектировщика о совместно разра­ботанном проекте новой машины:

А: Дружище Карл, какое техническое решение, это не­досягаемая вершина!

Б: Действительно прекрасно, это будет изобретением столетия!

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКТЫ

Перекрестные трансакты препятствуют течению бесе­ды и вводят разговаривающих в заблуждение.

— Ты не знаешь, куда я положил свой ключ?

— Больше следи за порядком, тогда будешь быстро на­ходить свое барахло!

Такие или похожие беседы проходят ежедневно. На вполне разумный вопрос человек получает неподходящий ответ. Часто бывает и так, что один из собеседников отри­цательно реагирует на ваше высказывание, не поняв его. Это приводит вас в замешательство, сбивает с толку, а при определенных обстоятельствах приводит в ярость или за­ставляет замолчать. В этих случаях происходит то, что в трансактном анализе описывается как перекрестная транс­акция: беседа временно или полностью прерывается.

Этот феномен прекрасно объясняет модель Эрика Бер­на: неадекватная реакция партнера исходит не из того эго-состояяия, на которое было направлено раздражение (сти­мул), а неожиданно для собеседника — из другого эго-состоявия. Таким образом в коммуникации участвуют четыре эго-состояния.

 

ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТНОГО ТРАНСАКТА (рис. 9).

 

На графическом изображении стрелки перекрещивают­ся.

А: Ты не знаешь, куда я положил свой ключ?

Б: Больше следи за порядком, тогда будешь быстро на­ходить свое барахло!

Второе правило коммуникации:

После перекрестной трансакции коммуникация временно разрушается

Это правило коммуникации следует воспринимать нейтрально. Оно говорит лишь о том, что после перекрест­ной трансакции коммуникация временно прекращается. О качестве коммуникации в нем речь не идет. В приведен­ном выше примере коммуникация мгновенно прекраща­ется.

Вы, разумеется, вспомните целый ряд примеров, когда осуществляются трансакты. Вероятно, вы знаете людей, с которыми у вас вряд ли получится длинный разго­вор. Обычно он кончается так: "Да с тобой просто невоз­можно разговаривать!" — "Что ты под этим подразумева­ешь?" — "Ты вообще меня не понимаешь! Чего ты, собст­венно, хочешь?" Участники такого диалога говорят мимо друг друга, так как каждый из них думает только о себе или не рассматривает другого как равного себе.

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ПЕРЕКРЕСТНЫХ ТРАНСАКТОВ (рис. 10).


Шеф службы рассылки: Срочный пакет для фирмы "Майер энд Ко" ушел вчера?

Зав. складом: Какое это имеет отношение ко мне, спросите Майера!

ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТНОГО ТРАНСАКТА (рис. 11).

Сотрудница (в отчаянии) начальнику: Не могли бы вы мне сказать, как я должна это делать? (речь идет о работе, которую она часто выполняла правиль­но).

Начальник: (дружески): А как вы делали до этого?

Начальник совершенно сознательно не реагирует в дан­ном случае из кормяще-заботливого состояния родители-я, так как это стабилизировало бы коммуникацию по­средством параллельного трансакта. Согласно первому правилу коммуникации параллельные трансакты могут продолжаться сколь угодно долго и сотрудница докучала бы шефу регулярно, подходя к нему с ненужными вопросами.

Для того чтобы побудить ее к самостоятельному мыш­лению, начальник сознательно стимулировал состояние взрослые-я своей сотрудницы. Лучше всего это делать с помощью вопросов типа "Почему?", "Как?", "Из-за чего?" Сотрудница сначала будет ошарашена (поскольку комму­никация прекратится). Но после некоторой паузы она практически всегда сможет объяснить, как она это делала раньше.

ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТНОГО ТРАНСАКТА (рис. 12).

Мастер А коллеге Б: Нынешняя молодежь совсем от рук отбилась. Разве мы могли себе раньше позволить та­кое!

Коллега Б (дружески): А разве твои мастера не так же говорили?

Хотя на рисунке стрелки и изображены параллель­но, речь в этом случае идет о перекрестном трансакте, поскольку в нем участвуют в общей сложности четыре эго-состояния. Или, другими словами, реакция исходит не от того я-состояния, которому послан стимул. Мас­тер А стимулирует критическое состояние своего коллеги родители-я. Он исходит из того, что тот будет дуть в ту же дудку. Коллега Б реагирует из состояния взрослые-я. Мас­тера А это сначала ошарашивает. Но этого и следовало ожидать, ведь второе правило коммуникации говорит, что в такой ситуации коммуникация временно прекращается. После непродолжительной паузы он может сказать: "Воз­можно, ты и прав". Так происходит и в следующем случае перекрестного трансакта (рис. 13).

Шеф секретарше: Вы опять напечатали черт знает что!

Секретарша (уверенно): Я вижу, что на этой странице сделала три опечатки. А как вы оцениваете остальную часть моей работы?

 

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКТЫ

 

И вам наверняка знакомы ситуации, когда кажется, что идет нормальная, разумная беседа. Но одновременно вы чувствуете, что не договаривается дополнительная инфор­мация. Выражается это чаще всего в интонации, в положе­нии тела, во взглядах и тому подобных вещах. Таким обра­зов говорится нечто совершенно иное, нежели то, что со­держится в словах.

В таких случаях мы говорим о скрытых трансактах, т.е. о тех, которые осуществляются одновременно на двух уровнях. То, что произносится, что ясно, Эрик Берн назы­вает социальным уровнем, скрытое (но дополнительно подразумеваемое) — психологическим уровнем.

Третье правило коммуникации:

Скрытые трансакты образуются на скрытых уровнях

На приведенной ниже диаграмме трансакта социаль­ный уровень обозначен непрерывной чертой, а Психологи­ческий — пунктирной.

 

ПРИМЕР СКРЫТОГО ТРАНСАКТА (рис. 14).

C.I (социальный уровень) растягивая слова: Вы выпол­нили задание?


P.I. Да-да, я сейчас как раз заканчиваю.

С.2 (психологический уровень): И сколько же вам еще нужно времени?

Р.2. Знаете что, оставьте меня, наконец, в покое. Почему вы меня вечно погоняете!

Всем вам знакома ситуация, когда кто-нибудь опаздыва­ет, а ждущий его спрашивает: "А вы знаете, сколько уже времени?" В большинстве случаев в ответ слышится изви­нение. И вы понимаете, что следует автоматическая реак­ция на психологический стимул: "Объясните мне, почему вы опоздали?" Можете себе представить, как удивился бы спрашивающий, если бы услышал в ответ: "Да, сейчас 8 ча­сов 23 минуты".

 

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ СКРЫТЫХ ТРАНСАКТОВ (рис. 15).

Шеф (растягивая слова): Господин Мюллер, где обра­зец продукции фирмы "Даймлер-Бенц". (Вы наверняка на­прочь о нем забыли.)

Мюллер: А вы не смотрели на вашем письменном сто­ле? (Если бы вы сами следили за порядком, у вас не было бы нужды спрашивать меня.)

 

ПРИМЕР СКРЫТОГО ТРЛНСАКТА (рис. 16).

 

Продавец: (сияя от радости): Господин Шульце, взгляните на эту великолепную конструкцию. (Я сам от нее без ума и считаю ее просто превосходной.)

Господин Шульце (дружески): Разрешите посмот­реть, в чем ее особенности. (Вы пробудили мое любопытст­во. Но я хочу посмотреть, в чем же преимущества этой конструкции.)

 

ПРИМЕР СКРЫТОГО ТРАНСАКТА (рис. 17).

Секретарша А (покровительственно): Где вы купили такое пальто? (Ну и барахло же, как можно только такое надевать!)

Секретарша Б (вызывающе): Если бы у меня были та­кие связи, как у вас, я бы могла себе позволить и лучшее. (Если бы у меня были такие богатые друзья, как у вас, мое финансовое положение тоже было бы получше.)

КОНФЛИКТЫ ПО ОДНОМУ ОБРАЗЦУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

Конечно же, всем известны ситуации, которые регуляр­но повторяются и когда заранее известно, чем они завер­шатся. В 1964 г. Эрик Берн методически исследовал такие ситуации в своей книге "Игры взрослых" и объяснил их, прибегая к помощи моделей. Его заслуга состоит в том, что он очень точно проанализировал и описал отдельные ша­ги. Таким образом, даже неискушенный в психологии че­ловек после некоторых тренировок может их распознать.

Новичку часто бывает трудно отличить их от умыш­ленной стратегии, маневра. Имейте, пожалуйста, в виду, что Берн описал процессы, которые протекают бессозна­тельно. И если вы во время анализа не будете постоянно представлять себе, что происходит на бессознательном уровне, то у вас практически не будет возможности конст­руктивно общаться с вашим собеседником (в данном слу­чае партнером по игре).

Мы будем рассматривать здесь только те игры, которые можно охарактеризовать как негативно влияющие на ком­муникацию. Конечно, есть игры, не носящие деструктивно­го характера, например флирт. Тот, кто хочет подробно изучить эту тему, может почитать вышеупомянутую книгу Эрика Берна "Игры взрослых".

 

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

 

Каждая психоловдческая игра имеет определенные за­кономерности:

Игра состоит из одинаковой последовательности скрытых трансактов, которые ведут к предсказуемо­му результату и оканчиваются недобрыми чувства­ми. Внешне трансакты могут казаться убедительны­ми, но в них преобладают скрытые мотивы

Отдельные конструкции игры; протекающей по полно­му сценарию, можно подразделить на различные элемен­ты, или шаги. Но часто бывает так, что требуется провести много встреч, чтобы осознать окончание игры. Ниже при­водятся отдельные шаги подобной игры.

Первый шаг: уловка

Каждая игра начинается с уловки. Представьте себе, что собеседник А забрасывает приманку для Б. Уловка заклю­чается в том, что А игнорирует нечто важное, относящееся к нему, другому или к ситуации, — т.е. "закрывает на это глаза" или искажает, представляет более важным или нао­борот, чем это есть в действительности.

Например, А может не замечать свое раздражение и ве­сти себя так, словно все в порядке, но тем сильнее он потом "взорвется". И это для других участников игры будет несо­измеримо с событием, его породившим. Игрок Б может, например, оставить без внимания то обстоятельство, что его собеседник собирается в дорогу и у него нет времени для обсуждения с А его проблем. Участник игры может не обратить внимания и на ситуацию. Например, он хотел об­судить со своим собеседником Б какие-то конфиденциаль­ные вопросы, а в помещении в это время находится еще и С. Могут возникнуть и лингвистические искажения, обусловленные употреблением слов "всегда, никогда, только, никто, каждый". Если вы слышите эти слова, то советую вам проанализировать их из состояния взрослые-я.

Второй шаг: уязвимая точка

Для того чтобы игра началась, надо чтобы уловка или приманка А попала в уязвимое место (точку) его собесед­ника Б. Уязвимая точка означает, что игрок Б проявляет особую чувствительность к уловке игрока А. Часто случает­ся так, что игрок Б перенимает "искажение", допущенное игроком А.

Пятый шаг: ошеломление

Конечно, вы можете представить себе лицо коллеги, к которому обратились так, как описано выше. Именно это и описывает Берн в своем анализе. Неожиданная смена эго-состояния ошеломляет собеседника, и на этом игра, как правило, завершается.

Шестой шаг: полезный эффект

То, что нельзя различить чисто внешне, что проис­ходит внутри человека, участвующего в игре, трансана­лиз характеризует как полезный эффект. На первый взгляд это кажется непонятным, так как игра оканчивает­ся недобрыми чувствами для ее участников. Но оба



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.45 (0.013 с.)