Тема: Раздел «Технология обработки материалов» Изготовление изделий из бумаги и картона Моделирование из полосок бумаги



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Раздел «Технология обработки материалов» Изготовление изделий из бумаги и картона Моделирование из полосок бумаги



Тема: Раздел «Технология обработки материалов» Изготовление изделий из бумаги и картона Моделирование из полосок бумаги

Задачи: формировать навыки анализа конструкции изделий; на­учить размечать полоски с помощью линейки, составлять и изготав­ливать изделия сложной формы из полосок бумаги складыванием; вы­зывать интерес к учению, потребность в достижении цели.

Оборудование: листы формата А4, А5, лист бумаги большого формата для коллективной работы, ножницы, клей, кисточка.

Ход урока

I. Организационный этап.

1.Проверка подготовки рабочих мест.

2.Взаимооценка подготовленности к уроку (см. текст на с. 15).

3.Мотивация к обучению.

Чтение девиза урока: «Все за одного, один за всех — тогда и в деле будет успех».

—Как вы понимаете смысл этой пословицы?

—Сегодня мы выполним коллективную работу.

II. Организация усвоения новых знаний.

1. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Чтобы узнать тему урока, отгадайте зашифрованное слово: с к о м с о. (Космос.)

Прочтите спрятавшиеся 2 слова: ги по ки лос бу ма. (Полоски бумаги.)

— Кто может сформулировать тему урока?

Сегодня вам предстоит оформить коллективное панно из полосок бу­маги на тему «Космос». Будете учиться выполнять фигурки из полосок бу­маги; выполнять разметку для нарезания полосок одинаковой ширины.

2. Изучение нового материала.

а) Беседа о космосе «Любознайкин».

Учитель. Вечером на небе мы можем наблюдать за звездами. Чем же ОНИ отличаются друг от друга? (Ответы детей.) Они отличаются не только своими размерами, но и цветом, температурой; тем, что одни из них легче, а Другие тяжелее. Есть множество просто необыкновенных звезд. Вообразите себе звезду, которая все время то раздувается в огромный шар, то сжимается. Такая звезда мигает, как маяк, светит то ярче, то слабее. А еще есть много двойных, тройных и других «неодиноких» звезд. В двой­ной заезде одна из них движется вокруг другой, более легкая вокруг более тяжелой. Таким образом, одна звезда может быть спутником другой.

Вот мы сегодня и будем изображать необыкновенные звезды.

9. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

Рассматривание технологической карты (учебник, с. 20—21).

— Что необходимо сделать сначала, чтобы нарезать одинаковые полоски бумаги? (Выполнить разметку.)

— Как это выполнить? (С помощью линейки.)

— Что выполнить следующим этапом? (Сгибание полосок.) Учитель показывает этап выполнения работы с опорой на технологи­ческую карту.

4.Физкультминутка (проводит ученик по своему усмотрению).

5.Инструктаж по ТВ.

III. Самостоятельная работа и текущий инструктаж учителя.

1. Организация самостоятельной работы (дифференцированно
в группах).

1группа выполняет работу самостоятельно, пользуясь технологиче­ской картой.

2группа тренируется под руководством учителя складывать треуголь­ник или шестиугольник.

2. Контроль за самостоятельной работой и текущий инструктаж.
Звучат песни о космосе либо спокойная музыка.
Получившиеся фигурки учащиеся наклеивают на панно — получается

«звездноее небо».

IV. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель анализирует работу. Напоминает девиз, который помог вы­полнить работу хорошо.

—Чему научились?

—Что нового узнали?

«Цепочка пожеланий». «Желаю тебе, чтобы ты аккуратнее научился вырезать; чтобы не спешил...». Учитель благодарит за работу.

2.Информация о подготовке необходимого материала и инстру­ментов к следующему уроку.

3.Организация уборки рабочих мест.

 

 

Тема: Раздел «Технология обработки материалов». Изготовление изделий из бумаги и картона. Бумажная мозаика

Задачи: познакомить с техникой «Бумажная мозаика»; научить из­готавливать мелкие элементы для создания композиции в технике бу­мажной мозаики, выполнять бумажную мозаику; расширить представ­ление об эмоциональном значении цветов; содействовать привитию терпения при выполнении кропотливой работы.

Оборудование: лист формата А6, листы цветной бумаги, клей кисточка для клея, ножницы, плакат с изображением дерева, зеленые, желтые, коричневые листики (для рефлексии).

Ход урока

I. Организационный этап.

1.Проверка подготовки учащимися рабочего места.

2. Психологический тренинг.

Продолжить фразу: «Я на уроке буду стараться быть внимательным чтобы...».

II. Организация усвоения новых знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Составьте слово, взяв по одному слогу из данных слов: мо­роз, ваза, ива, мышка. (Мозаика.)

Сегодня мы будем учиться выполнять бумажную мозаику.

2. Изучение нового материала.

а) Лексическое значение слова «мозаика»

Мозаика — одно из самых древних искусств. Это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла — смальты или каких-нибудь материалов, иногда очень ценных. Также мозаика может быть выполнена из бумаги.

б) Рассматривание репродукций с мозаикой

Рассказ учителя о том, где можно встретить изображение мозаики.

В) Игра «Исправь ошибку».

Предоставить вниманию учащихся ошибочные работы (кусочки неаккуратно наклеены, не весь фон заполнен). Дети объясняют ошибки.

Дли правильного восприятия аппликации сначала нужно заполнять фон, потом — предмет, который будет на этом фоне.

г) Баседа об эмоциональном восприятии в зависимости от цветовой гаммы аппликации (иллюстрация учебника, с. 22).

Вспомнить, какие цвета вызывают радость, а какие — грусть.

1 Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

2) Способы изготовления деталей для мозаики

— Ребята, кто из вас знает, какими способами можно изготовить детали для мозаики?

■ Оборванные кусочки бумаги.

Кусочки бумажных квадратиков, нарезанных с помощью ножниц.

■ Кусочки бумаги круглой формы.

I Скомканные кусочки бумаги.

Составление последовательности выполнения работы совместно с детьми.

Сегодня вы будете выполнять мозаику из квадратиков.

На доске написан план, но не в правильном порядке. Учащиеся расставляют пункты плана в соответствии с последовательностью выполнения работы.

План.

1.Нарисовать эскиз мозаики.

2.Подобрать бумагу по цветовой гамме.

3.Подготовить кусочки цветной бумаги для мозаики.

4.Намазать клеем небольшую часть основы и наклеить кусочки.

5.Стереть тканью остатки клея.

4. Физкультминутка.

Мы сейчас поднимем руки, Качание руками над головой.

Чтоб они не уставали,

За работу принимались

И с заданием справлялись.

Приседать мы будем дружно, Приседать.

А когда мы отдохнем, Потряхивания руками.

Клеить с вами мы начнем. Сесть за парты.

III. Самостоятельная работа и текущий инструктаж учителя.

1.Организация самостоятельной работы (выполняется диффе­ренцированно).

1 уровень — по образцу, данному в учебнике на с. 23 (грибок с ли­стиком.)

2 уровень — по собственному замыслу.

Можно организовать работу в парах.

2. Контроль за самостоятельной работой и текущий инструктаж. Учитель настраивает учащихся на кропотливую работу: «Терпение и труд все перетрут».

IV. Заключительный этап.
1. Анализ работ учащихся.

Выставка работ. «Эксперты» анализируют работы по плану.

План.

1.Цветовое решение.

2.Правильное расположение на фоне изображенного предмета.

3.Аккуратность.

2. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Что нового узнали? (Ответы детей.)

«Дерево настроения». На доске — плакат с изображением дерева. Учащиеся прикрепляют на него «листочки» настроения: зеленые — хоро­шее, желтые — не очень хорошее, коричневые — плохое.

Информация о подготовке необходимых инструментов и мате­риалов к следующему уроку.

3.Организация уборки рабочих мест.

 

 

Тема: Раздел «Технология обработки материалов. Изготовление изделий из текстильных материалов». Основы технологии обработки ткани. Правила ТБ при работе с ножницами

Задачи: познакомить с хлопчатобумажными и льняными тканями, их свойствами; совершенствовать навыки разметки деталей по лека­лу, раскроя и обработки края изделия бахромой; формировать интерес к трудовой деятельности.

Оборудование: лист формата А5, ткань, портновский мел, нож­ницы.

Ход урока

I. Организационный этап.

1.Проверка подготовки учащимися рабочих мест.

2.Психологический тренинг.

Учащиеся становятся в круг, прикасаясь ладошками друг к другу.

Учитель. Закройте глаза. Почувствуйте тепло рук одноклассника, его до­брые мысли. Поделитесь теплом своей души. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам плодотворной работы. Присаживайтесь на места.

II. Организация усвоения новых знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, а какой, вы узнаете, если из предложенных букв составите слово, к т и н а. (Ткани.)

Раздел называется «Изготовление изделий из текстильных мате­риалов». Попробуйте сформулировать задачи урока по опорным словосо­четаниям, начиная фразу со слов: «Познакомимся с...»; «развивать...».

(Карточки прикреплены к доске.)

Разновидность ткани

 

Навык разметки деталей, раскроя

Свойства ткани

 

 

Навык обработки изделия бахромой

I. Изучение нового материала. Работа в группах.

Орыт по сравнению бумаги и ткани.

Учитель. Представьте себе, что вы сотрудники научной лаборато­рии. Вам предстоит проделать опыты с бумагой и тканью с целью сравнения их свойств.

Каждой группе раздается кусочек ткани и бумаги, таблица с инструкцией, которую нужно заполнить. Озвучивать результат будет та группа, которая раньше справится с заданием.

План эксперимента.

1.Попробуй разорвать бумагу, а потом ткань.

2.Определи на ощупь, что мягче.

3.Попробуй смять ткань и бумагу.

Таблица 2

(Ставить в соответствующей графе знак плюс.)

«Старший научный сотрудник» каждой группы озвучивает выводы.

— Так что же прочнее: ткань или бумага? (Ткань.)

б) Для чего нужна ткань?

Каждой группе дается 1 минута на обсуждение. Без использования ткани мы теперь не можем представить свое су­ществование.

— Как же добываются волокна? Предлагаю выполнить еще один экс­перимент.

в) Добывание волокна из льна.

Каждой группе дается несколько веточек сухого льна. Предложить «добыть волокно». (Если не получается, то учитель дает подсказку: стебель необходимо потеребить.)

Учитель. Для того чтобы из этого волокна изготовить нить, людям многих профессий нужно потрудиться. Волокна добывают не только из льна. Сейчас каждая «лаборатория» получит карточку, в которой инфор­мация о разных видах волокон.

г) Виды волокон.

Каждой группе раздаются карточки с текстом. Изучив материал, группа выбирает «старшего научного сотрудника», который рассказывает о том, что запомнил. (Можно по плану и опорным словам.)

1 группа — растительные волокна.

2 группа — волокна из шерсти животных.

3 группа — продукт насекомых.

4 группа — искусственные волокна. Материал для карточек.

Растительные волокна Наибольшее количество волокон растительного происхождения по­лучают из хлопчатника. Это многолетнее теплолюбивое растение, про­израстающее в странах Средней Азии, Закавказья, Казахстана. Хлоп­чатник — кустарник высотой до 1 метра. Каждый год после цветения на кустарнике образуются плоды-коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками по 7—15 тысяч штук. Это и есть хлопковые волок­на. (Показать иллюстрацию в учебнике на с. 24.)

В различных странах существует большое количество растений: лен, конопля, крапива, канатник, кендырь, джут, рами и др., из которых полу­чают волокна. Льняные волокна отличаются большой прочностью и кре­постью, хорошо окрашиваются, лучшие сорта обладают шелковистым блеском. Волокна других растений — жесткие, грубые.

Лубяные волокна добывают не только из стеблей, но и из листьев некоторых растений.

Волокна из шерсти животных

Шерстяные волокна получают из настриженного волосяного покрова некоторых животных: овец, верблюдов, коз, кроликов. Различными ка­чествами отличаются шерстяные волокна, полученные даже от одного животного. Наибольшую ценность представляют волокна, именуемые пухом, Они тонкие, упругие, гибкие. Качество шерсти зависит от времени стрижки. Например, весенняя шерсть овец мягче, так как в ней больше пуха. В шерсти осенней стрижки пуха почти нет, поэтому и волокна жест­кие. Первичной обработкой сырья является его сортировка, чистка от со­ра (репейника, кусочков земли), трепление, рыхление, промывка, суше­ние. Сортируют шерсть вручную. Подготовка натурального шерстяного волокна является длительным процессом.

Продукт насекомых

Шелковые нити — это нити, получаемые из коконов тутового шелкопряда, На определенной стадии развития гусеница тутового шелкопряда сплетет себе кокон, который представляет собой продолговатую яйцеобразную оболочку, состоящую из переплетенного в 40—50 слоев тончайшего шелкового волокна.

Волокно получается следующим образом. Из двух отверстий, находящихся на головке ниже рта, гусеница выделяет густую жидкость, кото­рая застывает на воздухе. Эта жидкость выделяется непрерывно и образует две нити, склеивающиеся при помощи особого вещества. В результате получается единая нить, из которой гусеница сплетает кокон. Кокона можно получить нить от 400 до 1 200 м длины, но она так тонка, что для получения прочной нити шелка необходимо соединить нити от 3 до 30 коконов в одну. Волокна натурального шелка очень прочны. Они хорошо окрашиваются и скручиваются.

Искусственные волокна

С развитием науки и техники появилась возможность получать различные текстильные волокна химическим путем. Они делятся на две группы: Искусственные и синтетические.

Искусственные получают из природных полимеров — растительных или молочных белков путем их специальной обработки различными химическими веществами

Синтетические волокна получают путем химической обработки различных веществ: нефти, угля, отходов целлюлозно-бумажной про­мышленности.

д) Рассматривание различных видов ткани (фронтальная работа).

—В чем отличие образцов ткани?

—Где они используются? (Ответы.)

е) Инструменты для работы с тканью.

Работа по учебнику на с. 25 (отгадывание загадок).

Учащиеся отгадывают загадки о нитке с иголкой и о наперстке; назы­вают остальные инструменты: карандаш, нитки, мелок и т. д., объясняют предназначение этих предметов.

3. Физкультминутка,

Танцевальные движения (звучит музыка «Ох I сеяла Ульянща лянок»).

III. Самостоятельная работа и текущий инструктаж учителя.

1.Инструктаж по ТБ.

2.Организация самостоятельной работы.

а) Раскрой салфетки с помощью лекала (инструкция, с. 26 учебника).
Обратить внимание на экономный расход ткани: лекало прикладывать на край ткани.

б) Обработка края изделия бахромой.

В каждой группе назначается «консультант», который оказывает по­мощь.

3. Контроль за самостоятельной работой и текущий инструктаж.

IV. Заключительный этап.

1.Анализ работ учащихся. Организовать выставку работ.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

а) Продолжи фразы:

а «Я сегодня узнал, что...». а «Я научился...».

а «Мне еще нужно потренироваться...».

б) «Мое настроение».

Ребята, довольные своей работой, улыбаются, а кто недоволен — за­крывают ладошками глаза. (Если найдутся учащиеся, недовольные сво­ей работой, учитель их подбодрит: «Терпение и труд все перетрут. Будешь стараться — и обязательно получится все хорошо».)

3. Информация о подготовке необходимого материала и инстру-
ментов к следующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

 

Ход урока

I. Организационный этап.

1.Проверка подготовки учащимися рабочего места.

2.Психологический тренинг «Клятва».

Дети повторяют за учителем. «Сегодня предстоит выполнять труд­ную работу. Но я верю в свои силы. Я приложу все усердие и у меня все получится! С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

Ход урока

I. Организационный этап.

1.Проверка подготовки учащимися рабочего места.

2.Мотивационный момент.

 

—Для чего человеку нужно уметь считать?

—Когда можно научиться считать?

—С помощью чего можно научиться считать? (С помощью предметов.)

Учитель. В 1 классе учитель использует раздаточный и демонстраци­онный материал для этих целей. Сегодня на уроке у нас откроется «на­учная лаборатория» и творческая мастерская.

III. Самостоятельная работа и текущий инструктаж учителя.

1. Организация самостоятельной работы.

Учащиеся выполняют работу под музыкальное сопровождение.

2. Контроль за самостоятельной работой и текущий инструктаж.
Учитель напоминает об аккуратном оформлении, об экономном рас-
ходовании картона.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ учащихся.

«Контролеры» отбирают работы, которые можно использовать как счетный материал, выполненный эстетично.

2. Рефлексия «Ключевое слово».

На листочках бумаги дети пишут ключевое слово, с которым ассоции­руется содержание состоявшейся работы, прикрепляют на доску. Учи­тель читает, благодарит за работу.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к следую-
щему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

 

 

Тема: Технология народных ремесел. Вытинанка. Вырезание розетковой вытинанки.ТБ при работе с ножницами

Задачи: познакомить с историей вытинанки, с основными этапа­ми технологии ее выполнения, учить выполнять розетковую вось-милучевую вытинанку; развивать умение анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия; формировать наблю­дательность к природным явлениям, интерес к истории развития искусства вытинанки.

Оборудование: вытинанки-снежинки на каждой парте, на обрат­ной стороне которых записано одно из правил безопасной работы с ножницами, бумага (желательно 5—6 сервировочных однотонных салфеток), ножницы, иллюстрации работ современных мастеров, иллюстрации искусства вытинанки в Китае, иллюстрации снежинок, изображение интерьера белорусской хаты на листе ватмана.

Ход урока

I. Организационный этап.

У учеников на партах лежат вырезанные родителями или педагогам снежинки Учитель читает стихотворение. (Звучит музыка Вивальди «Зи­ме» пиво другое музыкальное произведение о зиме.)

* * *

Снежок порхает, кружится, Как розовые яблоки,

Не улице бело. На ветках снегири.

И превратились лужицы Снежок изрезан лыжами,

I прозрачное стекло. Как мел, скрипуч и сух.

Где летом пели зяблики, И ловит кошка рыжая

Сегодня — посмотри! — Веселых белых мух.

(3. Александрова.) Учитель. Если вы поняли, о чем идет речь, то закончите мои пред-

лешниа одним словом. (Детям предлагается отвечать хором стоя

парами, взявшись за руки.)

■ К нам идет... (зима).

Сейчас месяц... (ноябрь).

Скоро наступит последний месяц года... (декабрь).

■ Первый месяц зимы —... (декабрь).

Лужицы затянуло... (льдом).

Из северных стран к нам прилетели на зимовку... (снегири).

В воздухе кружатся белые мухи, это — ... (снежинки).

Эти шаловливые «мухи» умудрились залететь и к нам на урок. Они упали к вам на парты. Через некоторое время «снежинки» растают, ведь они родились из кристалликов замерзшей воды в холодном небе. Рассмотрите их внимательно. Они такие красивые, что их хочется сохранить. Каким образом вы можете это сделать? (Ученики дают свои варианты.) Поскольку сегодня у вас на партах листы бумаги и ножницы (проверка готовности к уроку), то я вам предлагаю запечатлеть их образ в вытинанке.

Изучение нового материала

а) Вытинанка

— Зачем люди придумали вытинанку? Когда и как стали делать вытинанку? Вытинанка делается только в Беларуси или еще где-нибудь в мире? В наше время мастера делают вытинанки?

Если вы не знаете ответов на эти вопросы, послушайте, что вам расскажут одноклассники. (Выступают с сообщениями подготовленные ученики.)

Вытинанка — самый молодой вид народного творчества. Сначала бу­магу на Беларуси использовали только для изготовления книг. Но посте­пенно люди стали вырезать силуэты животных, людей, делали апплика­ции. Конечно, появилась вытинанка на Беларуси с появлением у нас бу­маги. Это произошло примерно 300 лет назад. В те времена бумага была доступна только богатым людям. В простые сельские дома она пришла только через 200 лет (в 19 в.). Поскольку бумага стала общедоступным материалом, то и использовали ее люди для украшения жилищ.

(Детям предлагается рассмотреть рисунок на с. 32 учебника и оп­ределить способы использования вытинанки для украшения.)

Конечно, бумагу придумали задолго до того, как она попала в руки на­ших предков. Впервые бумагу изготовили в Китае около 2 ООО лет назад. Там же сразу и родилось искусство вытинанки. Дело в том, что все свои пожелания, мечты люди зашифровывали в знаках-символах и старались окружить себя этими знаками. Именно из таких знаков и складываются узоры в любом искусстве.

Детям предлагаются иллюстрации.

64-летняя госпожа Ли Цзинчжу вырезала свою картину пять лет. В цен­тре — цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям — около ста маленьких пионов, а также 10 непохожих друг на друга драконов.

Из Китая вытинанка распространилась в Европу и даже Латинскую Америку. В каждой стране она имеет свои особенности. Так же, как и на Беларуси, вытинанку делают в Украине, Польше, Литве. А вот в России *то искусство называется «вырезанка».

На Беларуси вытинанкой занимались после Великой Отечествен­ной войны, когда восстанавливалась разрушенная жизнь. Постепенно люди построили новые заводы и фабрики, появилось много тканей. Про вытинанку стали забывать. Но вот примерно 30 лет назад выти­нанка стала возрождаться. Сейчас даже проводятся выставки работ таких мастеров.

Далее учитель повторно задает вопросы, поставленные перед сооб­щением об истории вытинанки.

б) «Снежинки».

Учитель. Поскольку сегодня вы будете делать «снежинку», нам необ-ходимо разобраться в ее форме.

— Из чего состоит снежинка? (Дети отвечают на вопрос, опираясь Н$ имеющийся опыт.)

Чтобы вспомнить формы снежинок, предлагается рассмотреть иллю­страции

иметь 6 или 12 лучиков, что все лучики похожи. Снежинки — симметричны.

Рез все лучики похожи, значит вырезать мы будем один лучик, сложив бумагу несколько раз.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Ответы на вопросы.

У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли по­добные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать снежинку, как составить узор.

Физкультминутка.

Мы — снежинки, мы — пушинки, Мы деревья побелили,

Покружиться мы не прочь. Крышу снегом замели.

Мы — снежинки-балеринки, Землю инеем укрыли

Мы танцуем день и ночь. И от стужи сберегли.

Если станем мы в кружок — Получается снежок.

б) Складывание бумаги. Работа с технологической картой учебника.

Ученики поочередно комментируют действия в соответствии с тех­нологической картой и складывают первую салфетку. В итоге делается вывод, что у изготавливаемой снежинки будет 8 лучиков, так как это бо­лее простой способ складывания бумаги, чем для 6-лучевой снежинки.

в) ТБ при работе с ножницами (см. приложение, с. 110). Записаны на
снежинках-образцах и зачитываются поочередно детьми.

г) Как вырезать 8-лучевую снежинку.

Учащиеся берут сложенную салфетку и определяют, какой угол ока­жется центром снежинки.

Учитель. Центр снежинки можно оставить сплошным, а можно выре­зать. Оттого, как вы срежете угол, зависит, какая фигура получится в цен­тре. В учебнике на с. 33 предложены 4 способа срезания угла. Срежьте угол любым из этих способов.

Не разворачивая бумагу, попробуйте определить, на какой рисунок будет похоже ваше изделие: если на первый голубой квадратик — похло­пайте в ладоши, если на розовый — потопайте ножками, если на зеле­ный — улыбнитесь, если на синий — громко скажите «Ха-ха!».

А теперь разверните бумагу и шмыгните носами те, кто верно опреде­лил форму среза.

Рис. 4
Рис. 5
Затем учащиеся берут вторую салфетку и складывают ее на 8 частей. Теперь надо определить, в каком месте треугольника вырезать лучик. Учитель выполняет учебный рисунок на до­ске и комментирует действия. Ученики вслед за учителем карандашом рисуют контур луча и вы­резают снежинку (рис 4).

Развернув снежинку, дети видят, что получи­лось 4 лучика.

Берется третья салфетка, снова складывается и по образцу, данному учителем на доске (рис. 5), вырезается следующая снежинка.

Развернув снежинку, дети делают вывод, что «лучики» получились неодинаковые.

Для получения 8-лучевой снежинки с одинаковыми симме­тричными лучиками учитель предлагает сложить бумагу еще раз. Ученики складывают 5 раз четвертую салфетку и по образ­цу учителя, данному на доске (рис. 6), выполняют вытинанку.

Далее учитель демонстрирует, как можно усложнить снежинку, вырезав дополнительные фигуры (рис. 7).

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин-
структаж учителя.

— Какие признаки покажут, что ваша «снежинка» уда­лась и может стать достойным украшением? (Определя­ются критерии оценивания работы: наличие 8 лучиков, целостность работы, аккуратные ровные срезы.)

Учащиеся доделывают начатую совместно с учителем «снежинку» и в зависимости от возможностей выполняют «снежинку» по собствен­ному замыслу.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ в соответствии с критериями.

2. Уборка рабочих мест.

3. Подведение итогов и рефлексия.

Ваши снежинки действительно достойны стать украшением. Но что же можно ими украсить?

Ученики самостоятельно читают текст учебника на с. 32 и отвечают на •опрос.

Учитель. А теперь я предлагаю вам отправиться в прошлое с помо­щью волшебных часов. (В руках у учителя модель «сказочных» часов.) Но время повернуть непросто. Для этого надо вспомнить, что мы делали на уроке, и вернуться назад. Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)

 

—Сколько раз мы складывали бумагу, чтобы получить 8-лучевую снежинку?

—Сколько лучиков у настоящих снежинок?

—В каких странах делают вытинанки, похожие на белорусские?

—Когда появилась бумага?

—Где появилась бумага?

—В какой стране родилась вытинанка?

Теперь «волшебные» часы позволят за­тянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.

Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений.

 

Ход урока

I.Организационный этап.

* * *

Вот случилось где-то, что-то, Непонятно, где беда,
Ой-ей-ей-ей-ей. Только нам пора туда,

Кто-то с чем-то сделал что-то, Только нам пора-пора туда, туда...

Ой-ей-ей-ей-ей.

— Где же могла приключиться беда? (В нашем доме белорусской хатке, которую мы стали украшать.)

Итак, снова отправляемся в прошлое, в наш дом. Давайте проверим, все ли у вас готово для этого путешествия.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Мы продолжим украшать нашу «хатку», но сначала вспом­ним, чему научились на прошлом уроке, а заодно и беду исправим. Что же случилось? (Вытинанки-украшения испорчены, от них остались только половинки.)

Тот, кто первый отгадает загадку, пойдет искать половинки украшений.

* * *

Он вошел — никто не видел, Дунул в окна и исчез,

Он сказал — никто не слышал, А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Один-два ученика у доски дополняют изображения снежинок (рис. 9, с. 41).

Учитель. Пока ученики исправляют ошибки, я расскажу, кто это мог Набедокурить. Это Зюзя (демонстрируется изображение вытинанки мЗюэя»). Очень давно наши предки считали, что во всем, что нас окру­жает, живут духи — боги. У зимы тоже был свой дух — Зюзя (рис. 11), от влова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

Вот каким его представляли белорусы: маленький, Старый, с белыми, как снег, волосами на голове и такой же сверкающей бородой. Толстый, весь укутан в плащ, Моги босые, голова ничем не покрыта. В руках носит железную булаву.

Рис. 11

Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит в деревни, и тогда начинается лютый холод. Когда Зюзя злится на людей, он стучит своей булавой о какой-нибудь пень так, что земля, а иногда и дома покрываются трещинами.

Чтобы как-нибудь задобрить Зюзю, белорусы накануне эго года готовят, как обычно, курицу и часть откладывают на особую тарелку, которую оставляют на ночь на столе. Курица остается целой, но пове­рье гласит, что ее поедает Зюзя.

Наверно, это Зюзя испортил снежинки. Но вы их восстановили. (Проверяется работа на доске.)

Изучение нового материала

а) Рассматривание изображений (на доске).

— Можно ли их назвать снежинками? Почему?

— Сегодня вы познакомитесь с разными видами вытинанки и узнаете, в чем их отличия. А еще нам на-

р 12 до задобрить Зюзю — подарить ему Чудо-дерево.

б) Знакомство с разными видами вытинанок.

Учитель. Чтобы восстановить вытинанки на доске, надо найти точ­ную копию предложенной половинки, только в зеркальном изображении, наоборот. Если изображение разделить пополам и две половинки будут абсолютно похожи, как в зеркале, это значит, что изображение симмет­рично. (На доску прикрепляется табличка со словом «симметричная») Такая вытинанка называется симметричной.

Если же изображение можно разделить сначала вдоль, а потом попе­рек — накрест, а каждая из четырех частей будет абсолютно похожа на остальные части — это значит, что узор повторяется по кругу. Такая вытинанка называется «розетковая». (На доске табличка со словом «розетковая»)

Одному из учеников предлагается подойти к доске и из ранее рас­смотренных изображений найти примеры симметричной и розетковой вытинанки, объяснить свой ответ.

— Как еще может быть организован узор? В каком направлении мо­жет повторяться один и тот же рисунок? (В полосе.)

Название вытинанки, в которой узор повторяется не по кругу, а друг за другом, в полосе, вы найдете в учебнике (с. 34). (На доске появляет­ся табличка «раппортная».) Найдите примеры раппортной вытинанки в учебнике и покажите друг другу.

Физкультминутка.

Прибежали, прибежали ежики, ежики.

Наточили, наточили ножики, ножики.

Прискакали, прискакали зайчики, зайчики,

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно:

—Девочки!

—Мальчики!

Дети становятся в две колонны «паровозиком» и выбирают направ­ляющего.

В разных местах класса расположены изображения вытинанок трех видов. Направляющий («паровоз») получает маршрутный лист:

а Девочки — розетковая — симметричная — раппортная.

В Мальчики — раппортная — розетковая — симметричная.

«Паровозики» должны пройти по маршруту, подходя к указанным ви­дам вытинанок. Если направляющий ошибется, остальные должны со­общить свое несогласие гудком.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Выполнение симметричной вытинанки.

Учитель. Сегодня мы будем учиться делать симметричную вытинанку. А чтобы задобрить Зюзю, мы договорились подарить ему Чудо-дерево. Что же это за дерево? Послушайте, как о нем рассказал К. Чуковский.

Чудо-дерево

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдет,

Мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдет,

Папа с дерева сорвет

Маше — гамаши,

Зинке — ботинки,

Нинке — чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки — Почему дерево чудесное? Что растет на нем? Какое дерево оно ИМ напоминает? (Новогоднюю елку.)

Наши древние предки верили, что в деревьях обитают духи рас­тительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, НО и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому И украшали деревья.

У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.

Это и есть Чудо-дерево (рис. 13), или Дерево жизни, изображением ко­торого могли украсить хату. (Демонстрируются образцы симметричных вытинанок.)

Рис. 13

б) Подготовка бумаги.

Учитель. Давайте еще раз вспомним, как расположен узор в разных вытинанках. (Обращается внимание на таблицу на доске с названиями видов вытинанок и образцами.)

Предложите варианты складывания бумаги при выполнении разных вытинанок.

Есть три способа складывания бумаги: гармошкой, пополам, угол­ком. (На доске соответствующие таблички.) Детям предлагается рас­пределить эти способы в соответствии с видами вытинанки.

Делается вывод, что бумагу надо сложить пополам. В целях экономии предлагается взять бумагу размером в половину альбомного листа.

Самостоятельное вырезание вытинанки.

IV. Заключительный этап.

Рефлексия.

Учитель. Как вы думаете, Зюзя будет доволен результатом вашей работы?

— А можно ли изображение Зюзи отнести к какому-нибудь виду выти­нанки? Почему? (Нет. Потому что в изображении нет симметрии и рит­мично повторяющегося узора.)

3. Информация о подготовке материалов к следующему уроку.

— Предположите, чем мы будет заниматься на следующем уроке? (Выполнять раппортную вытинанку.) Кате материалы и инструменты вы подготовите?

Ход урока

I. Организационный этап.

Игра «Секретные материалы» (тренировка воображения).

Учитель. Узнать что-то новое и интересное сегодня на уроке вы сможе­те, если отгадаете секретные послания, изображенные на рисунках. (Де­монстрация.)

О

Ученики дают свои варианты ответов. Учитель при необходимости уточняет.

 

В национальном белорусском узоре символ вспаханного поля.

<§>

 

В белорусском узоре символ засеянного поля.

Рыбка, ракета и т. д. по предположениям детей.

 

 

Символическое изображение солнца.

 

 

<0в

 

Птица или что-то другое.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.016 с.)