Тема: Изготовление изделий из текстильных материалов. Основы технологии обработки ткани Правила ТБ при работе с иглой



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Изготовление изделий из текстильных материалов. Основы технологии обработки ткани Правила ТБ при работе с иглой



Задачи: продолжить формирование навыков раскроя ткани; фор­мировать навык планирования своей деятельности — составлять по­следовательность выполнения работы; убеждать в необходимости владения разнообразными трудовыми навыками в последующей жизни, прививать интерес к народной культуре.

Оборудование: льняная или хлопчатобумажная однотонная ткань, портновский мел или карандаш, ножницы, лекала размером 27 см х 15 см, английская булавка, швейная игла, наперсток, сантиметр, образец го­тового изделия — дорожки, таблички с опорными словами по теме, иллюстрации рушников.

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Мотивация к учению.

Сказка(рассказывает учитель).

Научись ремеслу

Жил на свете один царь, был у него единственный сын. Состарился царь и задумал женить сына. А сын говорит.

—Позволь, батюшка, самому выбрать себе невесту.

—Иди, ищи! — ответил царь.

Решил царевич обойти царство. Ходит по всем городам и селениям, смотрит, ищет — никак не найдет невесты. Но вот в одном бедном селе­нии, на самой окраине, в самом бедном доме увидел он девушку невидан­ной красоты и с первого же взгляда влюбился в нее. Говорит ей царевич.

—Будь моей женой!

—Что ты умеешь делать? — спрашивает девушка.

—Ничего, я — царевич.

—Быть царевичем — это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет. Тогда как хлеб добывать будешь? Научись какому-нибудь ремеслу — тогда выйду за тебя замуж.

Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу можно быстро научить­ся. Пришел к отцу.

— Девушку я выбрал. Лучше ее нет на всем свете. Только она не со­гласилась выйти за меня замуж, потому что я ничего не умею делать. Помоги мне изучить хоть какое-то ремесло.

Вызвал царь всех ремесленников. Пришли столяры, сапожники, порт­ные, каменщики, печники. Спрашивает царь столяра:

—Ты в какой срок можешь научить царевича твоему ремеслу?

—В пять лет, — отвечает столяр.

—О! За пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня, — го­ворит царевич.

Сапожник говорит.

—Научу за четыре года! Каменщик говорит.

—Научу за три года! Печник говорит:

—Научу за два года!

Наконец вышел один старик и сказал:

— Я валяю войлок и мастерю бурки. За три дня обучу царевича свое­му ремеслу.

Обрадовался царевич, пошел к бурочнику, за три дня научился валять войлок и мастерить бурки: длинные, ворсистые — для всадников; короткие, гладкие, без швов—для пешеходов. Отправился царевич за невестой.

По дороге на него напали разбойники и потребовали выкуп.

Говорит царевич разбойникам:

— Денег у меня нет. Но я вам такую бурку сваляю, что за нее царь тысячу туманов даст!

Обрадовались разбойники. Принесли шерсть. Стал царевич масте­рить бурку. Украсил ее такими узорами, что глаз не оторвешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у разбойников-людоедов».

Взял один разбойник бурку и пошел в царский дворец.

Принес во дворец царю. Понравилась бурка ему. Стал он разгляды­вать узоры и нашел послание от сына. Кликнул царь воинов, схватили они разбойника, а потом освободили из плена царевича.

— Жена у тебя будет не только красивая, но и умная, — сказал царь. — Благодаря ей ты научился ремеслу, которое спасло тебе жизнь.

Послали гонцов за невестой, справили свадьбу. И стали все жить в ми­ре и согласии.

Вот так выручило царевича ремесло.

Учитель. Почему сказка так называется? Как ремесло помогло царе­вичу в жизни?

Мы продолжаем знакомиться с ремеслом вышивки. Может ли это умение пригодиться мальчикам? Где? (Вышить буквы на личных вещах, сделать подарок своими руками и т. д.)

2. Психологический тренинг.

Учитель предлагает всем встать и настроиться на работу, повторяя за ним его слова и движения.

* * *

Вот моя правая рука,

Вот моя левая рука,

Посередине голова:

Умная, добрая, сообразительная,

Не подведи меня.

Слева мое сердце,

Есть еще душа.

Друг ты мой хороший!

Сядем не спеша!

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся,

а) Игра «Угадай инструмент».

Ученики объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа полу­чает задание — описать инструмент, указав, для чего он нужен, как вы­глядит, кто им может воспользоваться, но не называть его прямо. Осталь­ные должны отгадать. Группам предлагаются инструменты: английская булавка, швейная игла, наперсток, сантиметр, портновский мелок.

Учитель. Какие еще инструменты я загадала?

В тетради я бываю Инструмент бывалый —

Косая и прямая. Не большой, не малый.

В другом совсем значении У него полно забот:

Я — планка для черчения. Он и режет, и стрижет.

И, наконец, порою (Ножницы.)

В шеренгу всех построю.

(Линейка.)

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом, самолет и большой пароход.

(Карандаш.)

—С каким материалом мы можем работать всеми этими инструмен­тами? (С тканью.)

—Какие из этих инструментов могут причинить вред здоровью при невнимательном использовании? (Иглы и ножницы.)

б) ТБ при работе с иглами (см. приложение, с. 110).

Игра «Снежный ком». Первый ученик называет одно правило безопас­ной работы с иглами, следующий ученик должен повторить это правило и добавить свое; каждый следующий отвечающий повторяет все произ­несенные правила и добавляет свое.

в) Ткань и ее свойства.

Игра «Верите ли вы». Если ученики согласны с утверждением — хором произносят «Да, да, да!», если не верят сказанному — «Нет, нет, нет!».

—Верите ли вы, что ткань изготавливают из волокон?

—Верите ли вы, что волокна можно взять у животных?

—Верите ли вы, что гусеницы дают волокна?

—Верите ли вы, что ткань можно сделать из нефти? (Да, искусствен­ные волокна.)

— Верите ли вы, что ткань мнется больше, чем бумага? (Нет.) Физкультминутка.

Дети имитируют движения.

Скоро праздник у меня, Мама пироги печет.

Шью я юбочку сама. Котик песенки поет.

А Андрюшка помогает: А собачка подпевает

Он в квартире убирает. И Андрюшке все мешает.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Для чего в народе использовали вышивку? (При помощи вы­шивки мастерицы создавали разнообразные узоры, в которых зашиф­ровывали свои мечты о счастье, семейном благополучии и достатке Такие узоры должны были охранять человека от злых сил, которые могли разрушить человеческое счастье. Это были своеобразные обе­реги. Поэтому на одежде вышивку делали как будто вокруг человека вокруг рук, шеи, туловища, по низу рубашек.)

— Что еще украшали вышивкой? (Рушники.)

На доске появляется табличка со словом «рушник».

Обязательным элементом обрядов и быта древних славян служил руш­ник. Рушник — льняное домотканое полотно шириной 35—40 см, длиной 3—5 и более метров, с богатой вышивкой и кружевными украшениями. Прямое назначение рушника — полотенце. Однако у древних славян ему отводилась и другая роль. Помимо украшения для избы рушник служил оберегом, именно поэтому являлся обязательным элементом обрядов при рождении (обряд родин), крещении, сватовстве, обручении, каравайных обрядах, благословении молодых, венчании, свадьбе и погребении.

Учитель. Объясните, как использовали рушник, пользуясь опорными словами.

Украшение

 

Полотенце Оберег

Рассмотрите образцы рушников, хранящихся в музеях, и определите, какой из них не относится к белорусской вышивке.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

Учитель демонстрирует кусок льняной однотонной ткани и готовое изделие — дорожку из ткани, украшенную вышивкой, края которой оформлены бахромой. Выясняется последовательность превращения ткани в декоративное изделие. С комментированием учителя на доске составляется план работы.

План.

1. Подготовить ткань.

2. Выкроить дорожку с помощью лекала и мелка (карандаша).

3. Обработать края дорожки бахромой.

4. Украсить дорожку вышивкой швом «вперед иголку» с перевивом.

5. Придумать применение для своего изделия.

Задача сегодняшнего урока — выполнить первые три пункта плана.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

В процессе работы ученики поочередно вслух комментируют дей­ствия при раскрое ткани, ориентируясь на рисунки учебника (с. 26).

Обращается внимание на экономное расходование ткани, при обра­ботке краев бахромой — внимание на то, что бахрома по длине должна быть короткой, а по ширине — длинной. Следует напомнить, что вытяги­вать нить из ткани можно с помощью иглы.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

Работа в парах.

Анализируют работы по следующим критериям: ровно выкроенная до­рожка, равномерная бахрома, соответствующая требованиям длина бах­ромы. Ученики выставляют друг другу оценки по 3-балльной шкале.

2. Рефлексия.

Тем, чья работа оценена на 3 балла, предлагается сыграть в игру «Де­ловые тройки».

На доске три записи: 1... 2... 3... . Играющие, распределившись на три группы, записывают по три ответа на каждый из поставленных трех вопросов:

а) 3 роли рушника в нашей культуре?

б) 3 сегодняшних шага на пути к готовому изделию?

в) 3 действия при раскрое ткани? (1 — приложить лекало к краю ткани,
2 — прижимая рукой, обвести лекало мелком, 3 — вырезать выкройку.)

Учащимся, которые не участвуют в игре, предлагается посчитать коли­чество «деловых троек» (три вопроса, три ответа, три группы, три — максимальная оценка и т. д.)

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.008 с.)