Тема: Вытинанка. Вырезание симметричной вытинанки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Вытинанка. Вырезание симметричной вытинанки



Задачи: дать представление о раппортной, симметричной и ро-зетковой вытинанке; познакомить с принципами составления узора для симметричной вытинанки, продолжать формировать умение вы­резать симметричные вытинанки; развивать умение анализировать изображение, развивать образное мышление, пространственную ори­ентацию; содействовать воспитанию аккуратности в работе, фор­мировать интерес к культуре нашего народа.

Оборудование: листы цветной или писчей белой бумаги, ножницы, карандаш, изображение интерьера белорусской хаты с прикрепленны­ми половинками розетковых и симметричных вытинанок, изображение вытинанки «Зюзя», таблички с названиями видов вытинанок, способов складывания бумаги, оценочные листы у каждого ученика.

Ход урока

I.Организационный этап.

* * *

Вот случилось где-то, что-то, Непонятно, где беда,
Ой-ей-ей-ей-ей. Только нам пора туда,

Кто-то с чем-то сделал что-то, Только нам пора-пора туда, туда...

Ой-ей-ей-ей-ей.

— Где же могла приключиться беда? (В нашем доме белорусской хатке, которую мы стали украшать.)

Итак, снова отправляемся в прошлое, в наш дом. Давайте проверим, все ли у вас готово для этого путешествия.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Мы продолжим украшать нашу «хатку», но сначала вспом­ним, чему научились на прошлом уроке, а заодно и беду исправим. Что же случилось? (Вытинанки-украшения испорчены, от них остались только половинки.)

Тот, кто первый отгадает загадку, пойдет искать половинки украшений.

* * *

Он вошел — никто не видел, Дунул в окна и исчез,

Он сказал — никто не слышал, А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Один-два ученика у доски дополняют изображения снежинок (рис. 9, с. 41).

Учитель. Пока ученики исправляют ошибки, я расскажу, кто это мог Набедокурить. Это Зюзя (демонстрируется изображение вытинанки мЗюэя»). Очень давно наши предки считали, что во всем, что нас окру­жает, живут духи — боги. У зимы тоже был свой дух — Зюзя (рис. 11), от влова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

Вот каким его представляли белорусы: маленький, Старый, с белыми, как снег, волосами на голове и такой же сверкающей бородой. Толстый, весь укутан в плащ, Моги босые, голова ничем не покрыта. В руках носит железную булаву.

Рис. 11

Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит в деревни, и тогда начинается лютый холод. Когда Зюзя злится на людей, он стучит своей булавой о какой-нибудь пень так, что земля, а иногда и дома покрываются трещинами.

Чтобы как-нибудь задобрить Зюзю, белорусы накануне эго года готовят, как обычно, курицу и часть откладывают на особую тарелку, которую оставляют на ночь на столе. Курица остается целой, но пове­рье гласит, что ее поедает Зюзя.

Наверно, это Зюзя испортил снежинки. Но вы их восстановили. (Проверяется работа на доске.)

Изучение нового материала

а) Рассматривание изображений (на доске).

— Можно ли их назвать снежинками? Почему?

— Сегодня вы познакомитесь с разными видами вытинанки и узнаете, в чем их отличия. А еще нам на-

р 12 до задобрить Зюзю — подарить ему Чудо-дерево.

б) Знакомство с разными видами вытинанок.

Учитель. Чтобы восстановить вытинанки на доске, надо найти точ­ную копию предложенной половинки, только в зеркальном изображении, наоборот. Если изображение разделить пополам и две половинки будут абсолютно похожи, как в зеркале, это значит, что изображение симмет­рично. (На доску прикрепляется табличка со словом «симметричная») Такая вытинанка называется симметричной.

Если же изображение можно разделить сначала вдоль, а потом попе­рек — накрест, а каждая из четырех частей будет абсолютно похожа на остальные части — это значит, что узор повторяется по кругу. Такая вытинанка называется «розетковая». (На доске табличка со словом «розетковая»)

Одному из учеников предлагается подойти к доске и из ранее рас­смотренных изображений найти примеры симметричной и розетковой вытинанки, объяснить свой ответ.

— Как еще может быть организован узор? В каком направлении мо­жет повторяться один и тот же рисунок? (В полосе.)

Название вытинанки, в которой узор повторяется не по кругу, а друг за другом, в полосе, вы найдете в учебнике (с. 34). (На доске появляет­ся табличка «раппортная».) Найдите примеры раппортной вытинанки в учебнике и покажите друг другу.

Физкультминутка.

Прибежали, прибежали ежики, ежики.

Наточили, наточили ножики, ножики.

Прискакали, прискакали зайчики, зайчики,

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно:

—Девочки!

—Мальчики!

Дети становятся в две колонны «паровозиком» и выбирают направ­ляющего.

В разных местах класса расположены изображения вытинанок трех видов. Направляющий («паровоз») получает маршрутный лист:

а Девочки — розетковая — симметричная — раппортная.

В Мальчики — раппортная — розетковая — симметричная.

«Паровозики» должны пройти по маршруту, подходя к указанным ви­дам вытинанок. Если направляющий ошибется, остальные должны со­общить свое несогласие гудком.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Выполнение симметричной вытинанки.

Учитель. Сегодня мы будем учиться делать симметричную вытинанку. А чтобы задобрить Зюзю, мы договорились подарить ему Чудо-дерево. Что же это за дерево? Послушайте, как о нем рассказал К. Чуковский.

Чудо-дерево

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдет,

Мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдет,

Папа с дерева сорвет

Маше — гамаши,

Зинке — ботинки,

Нинке — чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки — Почему дерево чудесное? Что растет на нем? Какое дерево оно ИМ напоминает? (Новогоднюю елку.)

Наши древние предки верили, что в деревьях обитают духи рас­тительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, НО и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому И украшали деревья.

У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.

Это и есть Чудо-дерево (рис. 13), или Дерево жизни, изображением ко­торого могли украсить хату. (Демонстрируются образцы симметричных вытинанок.)

Рис. 13

б) Подготовка бумаги.

Учитель. Давайте еще раз вспомним, как расположен узор в разных вытинанках. (Обращается внимание на таблицу на доске с названиями видов вытинанок и образцами.)

Предложите варианты складывания бумаги при выполнении разных вытинанок.

Есть три способа складывания бумаги: гармошкой, пополам, угол­ком. (На доске соответствующие таблички.) Детям предлагается рас­пределить эти способы в соответствии с видами вытинанки.

Делается вывод, что бумагу надо сложить пополам. В целях экономии предлагается взять бумагу размером в половину альбомного листа.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.042 с.)