II. Организация усвоения знаний и формирование умений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.



1. Актуализация знаний учащихся.

Планирование работы — метод «Чистая доска».

Учитель. На доске записан наш план работы. К сожалению, как и «снежинки», ОН будет постепенно «таять». Нам необходимо работать дружно, вы должны быть внимательны, чтобы успеть до того, как запись на доске «растает». Тогда к концу урока вы сохраните образ чудо-снежинки. На доска запись.

■ вытинанка —это...

■ Материалы и инструменты.

■ История вытинанки.

■ Снежинки рождаются из...

У снежинок бывает.. лучиков.

 

Как...?

 

—Что такое вытинанка? (Вытинанка — ажурный узор, вырезаемый ножницами или ножом из целого куска бумаги, который складывается в разных направлениях.)

—Какие материалы и инструменты используются для выполнения вытинанки?

Изучение нового материала

а) Вытинанка

— Зачем люди придумали вытинанку? Когда и как стали делать вытинанку? Вытинанка делается только в Беларуси или еще где-нибудь в мире? В наше время мастера делают вытинанки?

Если вы не знаете ответов на эти вопросы, послушайте, что вам расскажут одноклассники. (Выступают с сообщениями подготовленные ученики.)

Вытинанка — самый молодой вид народного творчества. Сначала бу­магу на Беларуси использовали только для изготовления книг. Но посте­пенно люди стали вырезать силуэты животных, людей, делали апплика­ции. Конечно, появилась вытинанка на Беларуси с появлением у нас бу­маги. Это произошло примерно 300 лет назад. В те времена бумага была доступна только богатым людям. В простые сельские дома она пришла только через 200 лет (в 19 в.). Поскольку бумага стала общедоступным материалом, то и использовали ее люди для украшения жилищ.

(Детям предлагается рассмотреть рисунок на с. 32 учебника и оп­ределить способы использования вытинанки для украшения.)

Конечно, бумагу придумали задолго до того, как она попала в руки на­ших предков. Впервые бумагу изготовили в Китае около 2 ООО лет назад. Там же сразу и родилось искусство вытинанки. Дело в том, что все свои пожелания, мечты люди зашифровывали в знаках-символах и старались окружить себя этими знаками. Именно из таких знаков и складываются узоры в любом искусстве.

Детям предлагаются иллюстрации.

64-летняя госпожа Ли Цзинчжу вырезала свою картину пять лет. В цен­тре — цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям — около ста маленьких пионов, а также 10 непохожих друг на друга драконов.

Из Китая вытинанка распространилась в Европу и даже Латинскую Америку. В каждой стране она имеет свои особенности. Так же, как и на Беларуси, вытинанку делают в Украине, Польше, Литве. А вот в России *то искусство называется «вырезанка».

На Беларуси вытинанкой занимались после Великой Отечествен­ной войны, когда восстанавливалась разрушенная жизнь. Постепенно люди построили новые заводы и фабрики, появилось много тканей. Про вытинанку стали забывать. Но вот примерно 30 лет назад выти­нанка стала возрождаться. Сейчас даже проводятся выставки работ таких мастеров.

Далее учитель повторно задает вопросы, поставленные перед сооб­щением об истории вытинанки.

б) «Снежинки».

Учитель. Поскольку сегодня вы будете делать «снежинку», нам необ-ходимо разобраться в ее форме.

— Из чего состоит снежинка? (Дети отвечают на вопрос, опираясь Н$ имеющийся опыт.)

Чтобы вспомнить формы снежинок, предлагается рассмотреть иллю­страции

иметь 6 или 12 лучиков, что все лучики похожи. Снежинки — симметричны.

Рез все лучики похожи, значит вырезать мы будем один лучик, сложив бумагу несколько раз.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Ответы на вопросы.

У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли по­добные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать снежинку, как составить узор.

Физкультминутка.

Мы — снежинки, мы — пушинки, Мы деревья побелили,

Покружиться мы не прочь. Крышу снегом замели.

Мы — снежинки-балеринки, Землю инеем укрыли

Мы танцуем день и ночь. И от стужи сберегли.

Если станем мы в кружок — Получается снежок.

б) Складывание бум аги. Работа с технологической карт ой учебника.

Ученики поочередно комментируют действия в соответствии с тех­нологической картой и складывают первую салфетку. В итоге делается вывод, что у изготавливаемой снежинки будет 8 лучиков, так как это бо­лее простой способ складывания бумаги, чем для 6-лучевой снежинки.

в) ТБ при работе с ножницами (см. приложение, с. 110). Записаны на
снежинках-образцах и зачитываются поочередно детьми.

г) Как вырезать 8-лучевую снежинку.

Учащиеся берут сложенную салфетку и определяют, какой угол ока­жется центром снежинки.

Учитель. Центр снежинки можно оставить сплошным, а можно выре­зать. Оттого, как вы срежете угол, зависит, какая фигура получится в цен­тре. В учебнике на с. 33 предложены 4 способа срезания угла. Срежьте угол любым из этих способов.

Не разворачивая бумагу, попробуйте определить, на какой рисунок будет похоже ваше изделие: если на первый голубой квадратик — похло­пайте в ладоши, если на розовый — потопайте ножками, если на зеле­ный — улыбнитесь, если на синий — громко скажите «Ха-ха!».

А теперь разверните бумагу и шмыгните носами те, кто верно опреде­лил форму среза.

Рис. 4
Рис. 5
Затем учащиеся берут вторую салфетку и складывают ее на 8 частей. Теперь надо определить, в каком месте треугольника вырезать лучик. Учитель выполняет учебный рисунок на до­ске и комментирует действия. Ученики вслед за учителем карандашом рисуют контур луча и вы­резают снежинку (рис 4).

Развернув снежинку, дети видят, что получи­лось 4 лучика.

Берется третья салфетка, снова складывается и по образцу, данному учителем на доске (рис. 5), вырезается следующая снежинка.

Развернув снежинку, дети делают вывод, что «лучики» получились неодинаковые.

Для получения 8-лучевой снежинки с одинаковыми симме­тричными лучиками учитель предлагает сложить бумагу еще раз. Ученики складывают 5 раз четвертую салфетку и по образ­цу учителя, данному на доске (рис. 6), выполняют вытинанку.

Далее учитель демонстрирует, как можно усложнить снежинку, вырезав дополнительные фигуры (рис. 7).

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин-
структаж учителя.

— Какие признаки покажут, что ваша «снежинка» уда­лась и может стать достойным украшением? (Определя­ются критерии оценивания работы: наличие 8 лучиков, целостность работы, аккуратные ровные срезы.)

Учащиеся доделывают начатую совместно с учителем «снежинку» и в зависимости от возможностей выполняют «снежинку» по собствен­ному замыслу.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ в соответствии с критериями.

2. Уборка рабочих мест.

3. Подведение итогов и рефлексия.

Ваши снежинки действительно достойны стать украшением. Но что же можно ими украсить?

Ученики самостоятельно читают текст учебника на с. 32 и отвечают на •опрос.

Учитель. А теперь я предлагаю вам отправиться в прошлое с помо­щью волшебных часов. (В руках у учителя модель «сказочных» часов.) Но время повернуть непросто. Для этого надо вспомнить, что мы делали на уроке, и вернуться назад. Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)

 

—Сколько раз мы складывали бумагу, чтобы получить 8-лучевую снежинку?

—Сколько лучиков у настоящих снежинок?

—В каких странах делают вытинанки, похожие на белорусские?

—Когда появилась бумага?

—Где появилась бумага?

—В какой стране родилась вытинанка?

Теперь «волшебные» часы позволят за­тянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.

Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.007 с.)