Формат полосы набора. Выбор полосы набора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формат полосы набора. Выбор полосы набора



Формат наборной полосы — площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например 6 х 93/4 кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления.

Первый вариант — наименьшие поля вокруг наборной полосы (наиболее экономичный вариант оформления, чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий). Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой.

Второй вариант используется при оформлении большинства книжных изданий.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочитаем (допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей).

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле — внутреннее корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое и самое широкое — нижнее.

При оформлении изданий для детей дошкольного младшего школьного возраста допустимо применение индивидуальных макетов.

Ф-т наборной полосы – это площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины и высоты полосы в квадратах или мм.

Ф-т наборной полосы опред-ся ф-том издания. На сегодняшний день строгих требований к выбору ф-та полосы набора и размера полей не сущ-ет.

Необх.помнить, что поля на стр. выполняют важную эстетич.роль, определяя во многом и удобочитаемость.

Размер полей выбирают по след. схеме: самое узкое поле –корешковое, несколько шире– верхнее, еще шире– наружное, самое широкое – нижнее.

В этом случае, наборная полоса расположена на оптической середине стр.

Наименьшие поля вокруг наборной полосы исп-ся для изданий, не предназначеных для сплошного чтения или для изданий типа учебных программ, мат-лов научных конференций, учебно-методич. пособий.

Наибольшие поля повышают удобочитаемость издания, они исп-ся для таких изданий как собр.сочинений, худ.лит-ра, детские издания.

В большинстве изданий исп-ся средние поля.

При выборе ф-та полосы набора и размера полей необх. руководствоваться след.нормативным док-ом: ОСТ 29.124-94 «Издание книжное. Общие технич. условия.»

Издание по целевому назначению в зави-ти от гигиенической значимости подразд-ся на 2 гр. (гигиенич. значимость – степень воздействия процесса чтения на общее и зрительное утомление человека):

1. литера.-худож-е, научные и науч.-популярные издания.

2. справочные, офиц., массово-политич.,нормативные, издания для досуга.

Требования:

1. Кегль шрифта должен быть не менее 9 п. в литер-худ изданиях, 7 п. на шпонах - в энциклопедиях и словарях, в остальных изданиях - не менее 8 п. В энциклопедиях при объеме статьи не более 1500 знаков допускается 6 п. При печати на газетной бумаге кегль основного текста необходимо на 1 п. увеличить. Кегль шрифта дополнит текста должен быть на 1-2 п. меньше основного текста, но не менее 7 п., в энциклопедиях и словарях - не менее 6 п.

2. Расстояние м/у колонками при многоколонном тексте должно быть не менее 6 мм.

3. Длина строки основного текста в зависимости от кегля шрифта для изданий.

 


32. Шрифтовое оформление. Основные элементы букв

Шрифт (type) - важное ср-во оформления изд-ой продукции. Он служит для воспроизв-я текста, многом опред-ет не только удобочитаемость, но и худ. облик печ. мат-ла. Под шрифтом обычно понимают набор символов (буквы, цифры, знаки препинания), объед-х языковыми и худ-ми дост-ми.

При исп-и комп-х шрифтов появился термин - «гарнитура» (family), или «семейство шрифтов» (type family), т. е. шрифты с общим рис, но разн нас-тью, начертанием или другими особенностями.

А - очко литеры (Character); В - кегельная площадка (Em-Square); С - кегль (Size); D - линия шрифта (Baseline); Е - высота (рост) прописного знака (Cap-height); F - высота (рост) строчного знака (x-height); С - межбуквенный просвет (Letterspace); Н - полуапрош (Side bearing); I - интерлиньяж (Linespace).

1.осн-е штрихи 2.соединит-е 3.засечки 4.внутрибуквенный просвет 5.межбуквенный просвет (апрош) 6.верхние выносные элементы 7.нижние выносные эл-ты 8.очко строчных букв 9.верхняя площадка 10.нижняя площадка, 11.интерлиньяж, расстояние м/у двумя соседними базовыми линичми шрифта, 12. базовая линия, 13 кегль(включает очко строчных букв, вехние и нижн. площадки)

1938 г. –начало проектирования типограф. шрифтов. К нач. 70-ых – отечеств. библ. типогр. шрифтов: 38гарнитур (114 начертаний) + несколько серий спец. знаков: матем., физич., газетн. укр., буквицы. 90-е: 192 гарнитуры (более 300начертаний): все необх. шрифты для для оформл. изд. НО! почти полное отсутствие спец. шрифтов для акцидентного набора, рекламн. продукц.

Были популярны гарнитуры: литературная, журнальная рубленная, обыкновенная новая, баниковская. Только в последнее время на 1-ое место вышла гарнитура Таймс (1931 Мориссон для газеты Таймс).

 


Классификация шрифтов

Шрифт -набор символов включая буквы, знаки, цифры, объединенные языковыми и художествееными достоинствами. Гарнитура - совокупность шрифтов одного рисунка но различных кеглей и начертаний.

1. По целевому назначению: текстовые (для набора осн-го текста), выделительные (для различ.выделений), титульные, декоративные, спец.знаки.

2. По рисунку: историческая классификация, классификация по ГОСТ 71,по ГОСТ 72, классифик. по MS Windows, по PANTONE, по IBM.

3. истор. классиф.: гуманистич. антиква, переходжная антиква, новая антиква, брусковые шриф., рубленные шрифт.

Классифик. по ГОСТ 3489.1-71:

1)рубленые шрифты (без засечек)Журнальная рубленная, древняя, плакатная; 2)с едва наметившимися засечками Октябрьская; 3) группа медиевальных шрифтов(умеренная контрастность, засечки плавно соединяются с осн.штрихами)Литературная, Лазурского. Контрастность–это отношение толщины основных штрихов к соединительным. 4) группа обыкновенных шрифтов (ярко выражен контраст, длинные тонкие засечки, кот.соедин-ся с осн-ми штрихами под прямым углом) Обыкновенная, Северная; 5) гр. брусковых шрифтов (контраст отсутствует или малозаметен) Газетная, Балтика. 6) гр. новых малоконтрастных шрифтов (длинные засечки) Школьная, новая газетная, академическая. 7)группа дополнительных шрифтов относятся все шрифты, кот. не вошли в 6 основных групп (рукописные). Данная классификация использовалась при наборно-отливном способе набора и фотонаборе и уже устарела.

Классифик. от компании Паратайп: рубленые (Школьная, букварная, культура), антиквенные (Аккадемическая, балтика, банниковская), рукописные, декоративные, неалфавинные (дорожные, спортивные).

3.По начертанию очка шрифты делятся: по положению(прямого, курсивного, наклонного начертания), по насыщенности, по плотности.

4. По насыщенности (т.е. по отношению толщины осн. штриха к внутрибуквенному просвету): светлые, полужирные, жирные.

5.По плотности (соотношение м/у шириной и высотой очка): нормальные, узкие, широкие.

6.В зависимости от описания символов: растровые(полиграфия), векторные, контурные(полиграфия), алгоритмические.

Одной из удачных классификаций, на наш взгляд, является классификация компании ParaType. Несмотря на то, что в одной схеме совмещены различные разделы — «Антиква» (морфологическая характеристика), «Акцидентные» (функциональная) и «Старославянские» (историческая) — такой подход является традиционным и наиболее привычным для пользователей шрифтов.

Антиквенные шрифты – шрифты с засечками. Их форма происходит от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные) и книжного гуманистического мину-скула эпохи Ренессанс (строчные).

Засечками называют слегка расширяющиеся росчерки на концах штрихов.

Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками и шрифты без засечек.

Засечки — это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в строках набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости, и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость.

Известно множество типов засечек. И именно с учетом их особенностей многие шрифты получили свои названия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.013 с.)