Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности набора ритмизованных текстовСодержание книги
Поиск на нашем сайте Ритмизованный текст характеризуется чередованием ритмических отрезков. Примером ритмизованного текста могут служить стихотворения, басни, поэмы. Ритм - закономерное чередование соизмеримых речевых единиц - ударных и безударных слогов. Единицей ритма в стихах является стопа, образованная из ударных и неударных слогов. Стопы могут быть двух- и трехсложные, один из слогов при этом обязательно ударный. Ударные слоги могут быть в начале, в середине (при трехсложной стопе) и в конце стопы. Разное число стоп образует ритмическую единицу - стих, разное число рифмующихся стихов образуют строфу. Особенностью набора стихотворений является выделение стихов и строф с использованием пробельных материалов и композиционных приемов. Каждый стих обычно набирают отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяют одну от другой межстрочными пробелами, звездочками (***), чередованием строф втяжкой или тем и другим. Все стихотворения можно подразделить на: 1) одномерные, 2) двухмерные, 3) многомерные и 4) акцентированные. К одномерным равностопным относятся все стихи (строки), в которых содержится одинаковое число стоп (рис. 7.1 К двумерным относятся поэтические произведения, написанные двумя размерами, в которых ритмически чередуются стихи (строки) с разным, но повторяющимся числом стоп (рис. 7.2 К многомерным относятся стихотворения, написанные без соблюдения строгого чередования размерности стихов (вольные стихи), в которых встречаются стихи с различным числом стоп (рис. 7.3 Подобный вид построения строк характерен для басен. В многомерных стихах делают столько разных отступов, сколько в данном произведении различных по размеру стихов. Такой прием позволяет оттенить изменение ритма. Подобное графическое акцентирование характерно для стихотворных произведений с различной длительностью пауз между частями стихов. Акцентированные стихотворения можно разделить на ступенчатые, ступенчато-флаговые и смешанные. В ступенчатых стихах части стихотворной строки располагаются лесенкой в нескольких строках набора, в зависимости от того акцента, который придает стихам автор (рис. 7.4 Как видно из примера, начало стихов выравнивается по левому краю, а отрезки, переносимые в следующие строки, равняются по концу предыдущих строк (вариант При ступенчатом расположении стихотворного произведения каждый последующий стих размещается с одинаковым отступом друг относительно друга (рис. 7.5 При флаговом расположении стихотворений части одного стиха размещаются в нескольких строках одинаковым отступом и выравниваются по левой вертикали (рис. 7.6 При смешанном расположении стихотворений части одних стихов размещаются ступенями, а другие выравниваются по левой вертикали (рис. 7.7 Особенность набора стихотворений состоит в выделении стихов и строф с использованием нешрифтовых (пробельно-композиционных) выделений. Каждый стих набирается обычно отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяются одна от другой белой строкой (дополнительным межстрочным пробелом), звездочками, чередованием строф с втяжкой или тем и другим. Строки стихов, как правило, меньше формата полосы, поэтому основную массу стихотворных текстов набирают посередине полосы. Перед началом набора рассчитывают формат стиха и отступа от края полосы до начала строк стиха. Начальные строки стихотворных произведений обычно набираются без абзацного отступа. Чтобы определить отступ от края полосы, просматривают все стихотворение и устанавливают, какие стихи по формату наиболее характерны для данного произведения и много ли стихов больше или меньше характерных. Затем набирают стих из группы характерных и выключают его посередине формата. В двухмерных стихах отступ устанавливается для каждого размера свой. В многомерных стихах отступ устанавливается так же, как и в предыдущем случае, для каждого размера свой. При наборе всего стихотворения или басни у всех стихов с одинаковым числом стоп сохраняются одинаковые отступы. Расчет отступов выполняется и при наборе одномерных стихов. В акцентированных стихотворениях отступ определяется только для начала стиха, а все последующие отрезки стихов размещаются в зависимости от вида акцентированного стихотворения или басни. Для ступенчатых стихов, расположенных лесенкой, отступ определяют следующим образом: все отрезки стиха, образующие лесенку максимального по ширине размера с учетом подписи автора, набирают в одну строку без пробелов между ними и эту строку выключают посередине формата. Отступ округляют до формата, кратного цицеро. Для ступенчатых стихотворений, где каждый последующий стих или часть его набирается с отступом, для определения начального отступа набирают расчетную строку, при этом лучше набирать первую строку и части всех последующих строк, выходящих за формат первой строки (рис. 7.8 Для ступенчатых стихотворений, где каждый стих (строка) сдвинуты друг относительно друга на одинаковую величину, расчет отступа производится следующим образом: набирают последнюю строку строфы, которая сдвинута вправо дальше всех, добавляют к ней количество кегельных, равное величине, полученной от умножения величины втяжки на число строк в строфе минус одна (первая). Полученную строку выключают посередине формата и отступ доводят до величины, кратной цицеро (рис. 7.9 Расположение стихотворения посередине полосы часто производят с учетом подписи автора (рис. 7.10 При флаговом расположении стихотворений отступ определяется так же, как для обычных одномерных стихов, а при смешанном - как для ступенчатых. Все указанные приемы расчетов отступов легко выполнять с использованием экрана видеотерминала, важно лишь, чтобы текст выводился полиграфически оформленным, с учетом выбранных параметров набора. После указанных расчетов ритмизованные тексты набираются так же, как сплошной текст, но так как стихотворения выключаются посередине формата (ширины) полосы, нет необходимости в выключке строк. Пробелы между словами равны полукегельной и изменение их (уменьшение или увеличение) допускается только в случае возникновения "коридоров". Перенос стихов из одной строки в другую нежелателен, так как это нарушает ритм стихотворения. При необходимости переноса слово или несколько слов переносят в следующую строку и выключают в правый край (рис. 7.10), если нет других указаний Бывают случаи, когда стих, содержащий большое число стоп, образует очень длинные строки. Такие стихи делят на два, а иногда на три строчки. По форме такой набор похож на набор двухмерных, а иногда и ступенчатых стихов, но это деление является не акцентированием, а формальным переносом. Переносимые строки в этом случае начинаются со строчной буквы (рис. 7.11, а - без переноса, б - после переноса Иногда переносимое слово не выделяется в отдельную строку, а помещается в следующей строке, если она короче, и отделяется от стиха, расположенного в этой строке, прямоугольной скобкой. Числа, встречающиеся в стихах, набираются словами, а не цифрами. Подписи набираются выделительным шрифтом и кеглем, меньшим кегля шрифта стихотворения. Фамилию автора помещают над или под стихотворением и выключают в правый край. В некоторых стихотворениях на месте заголовка ставят звездочки, которые, как и заголовки, располагаются ближе к тому стихотворению, к которому они относятся, в отличие от разделительных звездочек, которые ставят между строфами на равном расстоянии от них.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.006 с.) |