Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корректурные знаки и их применение

Поиск

При издательской и типографской корректуре все пометки на полях корректурной распечатки или оттиска необходимо делать с использованием специальных корректурных знаков (см. рис. , , )

По своему значению корректурные знаки делятся на шесть групп:

1) замены, выкидки, вставки;

2) перестановки печатающего материала;

3) изменения пробелов;

4) абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменений;

5) исправления технических дефектов печати;

6) отмены сделанного указания.

При использовании знаков замены корректор ставит знак на участке, подлежащем исправлению, зачеркивая ошибки, повторяет его на поле (флажок, направлен к тому полю, на которое выносится знак) и около знака пишет те буквы, цифры или слова, которые должны быть набраны вместо зачеркнутых.

Если пропуск большой, то в корректуре около знака вставки указывают страницу оригинала, а в оригинале это место обводят и нумеруют. Все словесные пояснения обводят в кружок. Все остальные знаки повторяют на полях, но около них уже ничего не пишут.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В. и др. Шрифты. Разработка и использование. М.: ЭКОМ, 1997.

2. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98. Санкт-Петербург: Питер, 1997.

3. Берлинер Э. Word 97-ABF, 1997.

4. Гасов В.М., Цыганенко А.М. Информационные технологии в издательском деле и полиграфии. Учебное пособие. М.: Издательство МГУП, "Мир книги", 1998.

5. Тайп А.А., Тайц А.М. PageMaker 6.5. - Санкт-Петербург: BHV, 1998.

м можно задать имя файла.

 

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Типографические единицы измерения pica и цицеро, выраженные в миллиметрах

pica мм цицеро мм
1,0 4,23 1,0 4,51
2,0 8,46 2,0 9,02
3,0 12,69 3,0 13,53
4,0 16,92 4,0 18,04
5,0 21,17 5,0 22,54
6,0 25,38 6,0 27,06
7,0 29,61 7,0 31,57
8,0 33,84 8,0 36,08
9,0 38,07 9,0 40,59
10,0 42,33 10,0 45,11
12,0 50,79 12,0 54,13
14,0 59,25 14,0 63,15
16,0 67,71 16,0 72,17
18,0 76,17 18,0 81,19
20,0 84,66 20,0 90,22
22,0 93,12 22,0 99,24
24,0 101,58 24,0 108,26
28,0 118,50 28,0 126,30

!

Таблица 2. Соотношение между полиграфическими единицами измерения pica и цицеро

цицеро pica цицеро pica
8,0 8,8 17,0 18,2
10,0 10,7 18,0 19,3
12,0 12,8 18,6 19,9
14,0 15,0 19,0 20,3
16,0 16,8 26,0 27,8

 

Таблица 3. Кириллическое и глаголическое письмо

Продолжение табл. 3

Таблица 4. Латинский алфавит

Таблица 5. Греческий алфавит

Таблица 6. Готический алфавит

Таблица 7. Алфавиты, построенные на русской, латинской и арабской графических основах

I. Алфавиты, построенные на русской графической основе
1. Абазинский 21. Коми 41. Русский
2. Абхазский 22. Коми- пермяцкий 42. Селькупский
3. Аравийский 23. Корякский 43. Сербский
4. Адыгейский 24. Кумыкский 44. Таджикский
5. Азербайджанский 25. Курдский 45. Татарский
6. Алтайский 26. Лакский 46. Тувинский
7. Балкарский 27. Лезгинский 47. Туркменский
8. Башкирский 28. Македонский 48. Удмуртский
9. Белорусский 29. Мансайский 49. Узбекский
10. Болгарский 30. Марийский 50. Уйгурский
11. Бурятский 31. Марийский (луговой) 51. Украинский
12. Даргинский 32. Молдавский 52. Хакасский
13. Дунганский 33. Монгольский 53. Хантыйский
14. Ингушский 34. Мордовско- мокшанский 54. Чеченский
15. Кабардино- черкесский 35. Мордовско- эрзянский 55. Чувашский
16. Казахский 36. Нанайский 56. Чукотский
17. Калмыцкий 37. Ненецкий 57. Эвенкийский
18. Каракалпакский 38. Нивхский 58. Эвенский
19. Карачаевский 39. Ногайский 59. Эскимосский
20. Киргизский 40. Осетинский 60. Якутский

 

II. Алфавиты, построенные на латинской графической основе
1. Албанский 24. Лаху 47. Словенский
2. Английский 25. Лингала 48. Сото
3. Африкаанс 26. Лису 49. Соахили
4. Баскский 27. Литовский 50. Сунда
5. Бретонский 28. Лужицкий 51. Тагальский
6. Буи 29. Луба 52. Туи
7. Венгерский 30. Мадура 53. Турецкий
8. Волоф 31. Малайский 54. Уэльский
9. Вьетнамский 32. Мальгашский 55. Фиджи
10. Голландский 33. Мандинго 56. Финский
11. Датский 34. Маори 57. Французский
12. Зулу 35. Минангкабау 58. Фульбе
13. Индонезийский 36. Моси 59. Хауса
14. Иоруба 37. Мяо 60. Цзайва
15. Исландский 38. Немецкий 61. Цзинко
16. Испанский 39. Норвежский 62. Чвапа
17. Итальянский 40. Польский 63. Чешский
18. Каталонский 41. Португальский 64. Сжуанский
19. Конго 42. Ретороманский 65. Шведский
20. Курдский (заруб.) 43. Румынский 66. Эве
21. Латинский 44. Самоа 67. Эстонский
22. Латышский 45. Сербскохорватский 68. Яванский
23. Латышский 46 Словацкий  

 

III. Алфавиты, построенные на арабской графической основе
1. Арабский 7. Синди
2. Афганский 8. Татарский (КНР)
3. Казахский (КНР) 9. Узбекский (КНР)
4. Киргизский (КНР) 1 10. Уйгурский (КНР)
5. Курдский (зарубежный Восток) 11. Урду
6. Персидский  

Таблица 8.

Таблица 9

Виды заголовков Отбивка, п. Число строк основного текста  
сверху снизу
Заголовки кг. 12 п. в основном тексте, набранном кг. 10 п.:      
- однострочные, набранные строчными и прописными      
- двухстрочные, набранные строчными      
- двухстрочные, набранные прописными на шпон      
- трехстрочные, набранные строчными      
- трехстрочные, набранные прописными на шпон      
Заголовки кг. 10 п. в основном тексте, набранном кг. 10 п.:      
- однострочные и двухстрочные, набранные строчными     3-4
- однострочные, набранные прописными      
- двухстрочные, набранные прописными на шпон      
-трехстрочные, набранные строчными      
- трехстрочные, набранные прописными на шпон или вразрядку и на шпон      
Заголовки кг. 8 п. в основном тексте, набранном кг. 8 п.:      
- однострочные и двухстрочные, набранные строчными     3-4
- двухстрочные, набранные прописными на шпон или вразрядку и на шпон      
- трехстрочные, набранные строчными      
- трехстрочные, набранные прописными на шпон или вразрядку и на шпон      

ОБРАЗЦЫ ГАРНИТУР ШРИФТОВ

Группа рубленных шрифтов

Современные рубленые шрифты основаны на рисунках шрифтов без засечек, появившихся в начале XIX в. в Англии. Они широко используются в рекламных изданиях. Эти шрифты часто называют гротесковыми.

Журнальная рубленая гарнитура разработана художниками Щукиным А.В. и Сидельниковым В.П. на основе шрифта Эрбар-гротеск (Германия) и впервые введена в ГОСТ в 1957 г. Шрифт журнальной рубленой гарнитуры предназначен для набора периодических изданий и хорошо воспроизводится способами офсетной и глубокой печати. Используется при типографском наборе, фотонаборе (Гельветика) и компьютерном наборе в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, наклонном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, нормальном наклонном полужирном и дополнительно для компьютерного набора в декоративном и оттеночном начертаниях.

Шрифт журнальной рубленой гарнитуры характеризуется округленностью букв и широким очком. Особенности построения некоторых букв: правый штрих буквы "к" напоминает математический знак "меньше", принцип построения буквы "л" тот же, что и буквы "п" (см. рис. ).

Газетная рубленая гарнитура предназначена для набора заголовков газет, основной текст которых набран шрифтом Новой газетной гарнитуры.

Выпускается в прямом узком полужирном начертании для компьютерного набора. Прежде использовалась для строкоотливного крупнокегельного набора кеглей 14-42 п. (см. рис. ).

Плакатная гарнитура предназначена для набора акцидентных работ, используется для типографского ручного и компьютерного набора (Hermes) в прямом нормальном полужирном начертании, характеризуется открытыми округлыми буквами (см. рис. ).

Древняя гарнитура предназначена для набора акцидентных и оформительских элементов книжных изданий (заголовков, шмуцтитулов и титулов) в изданиях художественной литературы и книг по искусству, набранных шрифтом Обыкновенной гарнитуры, так как эти два шрифта хорошо сочетаются с друг с другом. Использовалась для типографского ручного и буквоотливного набора в трех начертаниях прямом нормальном полужирном, прямом узком полужирном и курсивном узком полужирном. Рисунок шрифта Древней гарнитуры характеризуется прямоугольностью и закрытостью округлых букв (см. рис. ).

Рубленая гарнитура предназначена для набора детской литературы, акциденции и бланочных работ (см. рис. ). Используется в трех начертаниях: прямом широком светлом, прямом широком полужирном, прямом широком жирном для типографского ручного (кг. 6-48) набора и компьютерного набора (JournalSans).

Особенности построения некоторых характерных букв:

  • округлые буквы закрыты;
  • буква "ф" имеет прямоугольную форму;
  • правый штрих у буквы "к" и штрихи у буквы "ж" напоминают скобу - парантез;
  • буква "з" похожа на цифру 3.

Букварная гарнитура разработана в 1964-1968 гг. для набора букварей и журналов для детей младшего возраста.

Используется для типографского и компьютерного набора (Lext Book) в трех начертаниях:

прямом нормальном светлом
курсивным нормальным светлом
прямом нормальном полужирном

Рисунок шрифта отличается строгостью и четкостью, округлые буквы открыты; шрифт характеризуется хорошей удобочитаемостью (см. рис. ).

Гарнитура Агат предназначена для набора заголовков и титулов. Используется для типографского (ручного и строкоотливного) и компьютерного набора в прямом и наклонном узком полужирном начертаниях (см. рис. ).

Кудряшевская энциклопедическая рубленая гарнитура (см. рис. ) является одним из выделительных начертаний Кудряшевской энциклопедической гарнитуры и выпускается только в одном прямом полужирном начертании для компьютерного набора.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек).

Гарнитура акцидентная Телингатера создана в 1965-1968 гг. на основе образцов рисованных шрифтов художника С.Б.Телингатера для акцидентного и титульного набора в прямом нормальном светлом начертании при типографском ручном наборе (см. рис. ).

Октябрьская гарнитура предназначена для набора заголовков в журналах по искусству, журналах мод, альманахах. Шрифт Октябрьской гарнитуры состоит из одних прописных букв прямого нормального светлого начертания.

Литературная гарнитура создана в русском начертании в 1901 г. в словолите Бертгольда под названием "Латинская". Строгость построения шрифта, хорошая удобочитаемость обеспечили универсальность Литературной гарнитуры; ее используют при печати различных видов изданий.

Литературная гарнитура используется в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном, прямом узком полужирном, прямом широком полужирном при типографском (всех способах) наборе, фотонаборе, компьютерном наборе (см. рис. ).

Особенности построения отдельных букв:

  • в строчных буквах "р", "ф" скошены верхние засечки;
  • у букв "л", "с", "у" окончания штрихов имеют вытянутую каплеобразную форму; буква "д" имеет свисающие элементы. скошенные наружу;
  • прописная буква "М" имеет расходящиеся книзу основные штрихи;
  • манера написания строчных букв напоминает рукописные.

Гарнитура Тип Таймс близка по своим характеристикам к Литературной гарнитуре или, более правильно, к гарнитуре Таймс Роман. Гарнитура Таймс Нью Роман (новая Антика Таймс) была создана для печати газеты "Таймс" по инициативе С. Морисона на фирме Монотайп Корпорейшн в 1933-1935 гг. По его инициативе в 1923-1933 гг. были также созданы шрифты гарнитур: Баскирвилл, Полифил, Фурнье, Бембо, Белл, Вальбаум.

Гарнитура Тип Таймс в прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном и курсивном нормальном полужирном начертаниях используется для фотонабора и компьютерного набора (см. рис. ).

Близка по своим характеристикам и гарнитура Мысль.

Заголовочная газетная гарнитура разработана в 1957 г. и используется в прямом нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном, прямом узком светлом, курсивном узком светлом, прямом узком полужирном, курсивном узком полужирном начертаниях для набора заголовков газет и журналов при типографском наборе (см. рис. ).

Особенности построения некоторых букв:

  • нижние штрихи букв "ж" и "к" имеют плавные закругления вверх, верхние штрихи оканчиваются точками;
  • спускающиеся элементы строчных букв "д", "ц" удлинены.

Банниковская гарнитура создана художником Г.А. Банниковой в 1946-1948 гг.; имеет хорошую удобочитаемость и предназначена для изданий художественной литературы. Выпускается в прямом и курсивном нормальном светлом и прямом нормальном полужирном начертаниях для типографского и компьютерного наборов: см. рис.

Особенности построения некоторых характерных букв:

  • спускающиеся элементы букв "ц", "щ", "д" скошены внутрь и удлинены;
  • верхняя засечка у буквы "л" односторонняя и направлена влево;
  • строчная буква "б" напоминает цифру "6".

Банниковская гарнитура отличается более широким очком и хорошей удобочитаемостью для читателей любой квалификации.

Гарнитура Лазурского (Lazurski) разработана художником В.В. Лазурским в 1962-1964 гг. Гарнитура относится к разряду рисованных шрифтов и предназначена для текстового и титульного наборов художественной литературы, изданий по искусству, акциденции. Используется в прямом и курсивном нормальном светлом начертаниях (см. рис. ).

Особенности построения характерных букв:

  • буквы "л" и "д" имеют треугольную форму;
  • буква "и" имеет только две засечки: верхнюю левую и нижнюю правую;
  • выступающий элемент строчной буквы "ф" направлен влево;
  • свисающие элементы букв "ц", "щ" напоминают запятую.

Гарнитура Ладога предназначена для набора журналов и альбомов по искусству, журналов мод, научной и научно-популярной литературы по искусству: в прямом и курсивном нормальном светлом начертаниях (см. рис. ).

Особенности построения некоторых характерных букв:

  • непропорциональность утолщения основных штрихов буквы "о";
  • верхние засечки буквы "к" в виде треугольника;
  • буква "ф" строчная заканчивается односторонней верхней засечкой.

Группа обыкновенных шрифтов

Обыкновенная гарнитура периодически совершенствуется. Прототипы современных Обыкновенных шрифтов были созданы в 1840 г. Обыкновенные плотные шрифты на русской графической основе; раньше она использовалась для газетного набора в связи с экономичностью, позже использовалась для набора различных изданий. Виды набора: типографский (ручной, буквоотливной и строкоотливной машинный), компьютерный (см. рис. ).

Обыкновенная новая гарнитура отличается от Обыкновенной более широким очком, имеет хорошую удобочитаемость, универсальна, отличается простотой и четкостью рисунка и используется во всех начертаниях. Шрифтами Обыкновенной новой гарнитуры набираются исторические и агитационно-массовые произведения, научно-справочные издания и отдельные произведения художественной литературы.

Используется для типографского набора (ручной, буквоотливной, строкоотливной, включая крупнокегельный), фотонабора и компьютерного набора (см. рис. ).

Особенности построения характерных букв:

  • строчная буква "ф" имеет раздвоенные засечки;
  • у прописных букв "К" и "Я" и у строчной буквы "а" нижние штрихи закруглены вверх;
  • нижние штрихи у букв "з", "л", "э" и верхние штрихи у букв "К" прописной и "а" строчной заканчиваются точками;
  • овальные буквы почти закрыты.

Северная гарнитура воспроизводит рисунок шрифта Нордиш. Используется для набора текстов на латинской основе, характеризуется односторонними засечками ряда букв; начертание: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое и прямое нормальное полужирное (см. рис. ).

Елизаветинская гарнитура характеризуется средней удобочитаемостью и используется для набора отдельных изданий художественной литературы и литературы по искусству в прямом нормальном светлом и курсивном нормальном светлом начертаниях для типографского и компьютерного набора (см. рис. ).

Особенности построения характерных букв:

  • нижние штрихи у букв "э", "з" имеют форму перевернутой вправо запятой;
  • свисающие элементы строчных букв "ц" и "щ" имеют волнистую линию;
  • буква "з" имеет посередине петлю;
  • основные штрихи у букв "м" и "д" сходятся под острым углом.

Гарнитура Бодони книжная разработана на основе рисунка шрифта итальянского мастера Джамбатисты Бодони (начало XIX в.) и впервые введена в ГОСТ в 1957 г. Используется для набора изданий на латинской графической основе. Начертания: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое, прямое полужирное и компьютерного набора (Bodoni).

Гарнитура характеризуется строгостью и пропорциональностью рисунка.

Особенности рисунка характерных букв: верхние засечки основных штрихов строчных букв "k", "h", "b" заканчиваются левосторонними тонкими засечками, немного скошенными вниз (см. рис. ).

Гарнитура Кузаняна разработана художником П.М. Кузаняном и освоена в 1962-1964 гг. Она напоминает рисованные шрифты и используется в основном для набора журналов и научно-популярной литературы по искусству. Начертания: прямое узкое полужирное и курсивное узкое полужирное (см. рис. ).

Особенности построения характерных букв:

  • верхняя засечка строчной буквы "ф" закруглена и направлена вправо, нижней засечки нет;
  • диакритический знак у строчной буквы "й" и свисающие элементы у строчных букв "ц" и "щ" одинакового рисунка;
  • верхние засечки у прописных букв "Д" и "Л" односторонние и направлены влево, а у буквы "М" - в разные стороны;
  • цифры 3, 5, 7 имеют сверху волнистые линии.

Гарнитура Байконур (Прежнее название 2-я Банниковская) использовалась для набора изданий художественной литературы при типографском наборе в начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном.

Группа брусковых шрифтов

Брусковые, или египетские шрифты появились в начале XIX в. и в различных странах первоначально использовались в акцидентном наборе для оформления реклам, упаковки и т.д. С середине XIX в. брусковые шрифты стали использовать для набора оформительских элементов книжных изданий. Брусковые шрифты отличаются массивностью, что по ассоциации с египетскими пирамидами определило их второе название - египетские.

Брусковая газетная гарнитура (Bruskovaya) применяется в следующих начертаниях: прямом нормальном полужирном, прямом узком полужирном, наклонном нормальном полужирном, наклонном узком полужирном для типографского и компьютерного набора (см. рис. ).

Шрифты Брусковой газетной гарнитуры используются для набора заголовков газет и журналов.

Гарнитура Балтика создана на основе шрифтов типа малоконтрастной антиквы. Русский вариант гарнитуры Балтика является оригинальным и предназначен для текстового и акцидентного набора художественной и исторической литературы. Используется в типографском наборе, фотонаборе и компьютерном наборе (Baltica). Начертания: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое, прямое нормальное полужирное (см. рис. ).

Особенности рисунка характерных букв:

  • прописные буквы "А", "Л", "Д" имеют вид треугольника;
  • свисающие элементы у букв "д", "ц", "щ" прямые;
  • засечки вертикальные;
  • верхние засечки букв "л" и "м" односторонние.

Гарнитура Реклама предназначена для набора акциденции. Использовалась в одном начертании - курсивном широком жирном для ручного набора (кг. 8-36 п.) (см. рис. ).

Гарнитура Хоменко создана художником Хоменко для набора художественной литературы, литературы для детей старшего школьного возраста, набора и оформления литературно-художественных журналов и журналов по искусству. Используется при типографском и компьютерном наборе в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, наклонном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, наклонном нормальном полужирном.

Буквы характеризуются наличием одной верхней засечки, направленной влево, и одной нижней, направленной вправо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.007 с.)