Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение и рассказывание детям

Поиск

Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, например из стихотворения «Круглый год» С. Маршака, а также пословицы, загадки и т. д.

В недельном расписании предусматривается также день и час повторения заученных на занятии стихов. Такие повторения педагог организует для детей со слабой памятью, которым недостаточно фронтальной работы на двух-трех общих занятиях.

В педагогической литературе достаточно подробно освещен вопрос об использовании пословиц, поговорок, загадок в воспитании детей старшего дошкольного возраста (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Р. И. Жуковская), поэтому здесь остановимся на нем лишь коротко.

Прежде всего надо сказать об умелом отборе пословиц и поговорок: с учетом их доступности детям по содержанию и языку.

Пословицу не следует заучивать с детьми — нужно неоднократно употреблять ее к месту. Не стоит объяснять ее переносный смысл. Иногда целесообразно подчеркнуть ее меткость, образность.

Методика работы с загадками иная. Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем загадки вводят обычно в старших группах.

Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку, например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку.

Помимо народных загадок, доступных детям дошкольного возраста, используют и авторские. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлениям.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Например, загадку К. Чуковского о сосульке лучше предложить на зимней прогулке:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составлять загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.

Чтобы выбрать ведущего для подвижной игры, разрешить какой-либо спор детей, воспитатель может прибегнуть к считалке. Дети должны знать несколько народных или авторских считалок.

А. П. Усова отмечала, что в дошкольной педагогике оказалась забытой очень содержательная часть детских игр — игровая прелюдия, или игровой зачин (считалки, игровые жеребьевки, припевки), — ее заменило простое распределение ролей взрослыми. Между тем игровой зачин служит самоорганизации детей, помогает становлению поэтического слуха, является прекрасной традицией. Нужно стремиться к тому, чтобы дети усвоили и полюбили именно песенно-ритмическую сторону народных игр, использовали по своему желанию игровые зачины.

Зрелища, развлечения

Другая группа методов и средств использования литературы вне занятий — развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более младших.

Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

Дети шести-семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).

Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для восприятия и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. Так, например, в 1964 г. в Москве открылся первый в мире детский музыкальный театр, создателем и руководителем которого стала Н. И. Сац. Некоторые спектакли этого театра рассчитаны на детей дошкольного возраста, например опера М. Раухвергера «Красная Шапочка».

В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

В методике показа диафильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя. Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса (оно будет различным при демонстрации художественных и документальных фильмов, новых и повторных), повторный показ в сочетании с детским рассказом. В работе с детьми седьмого года жизни используют такой прием, как придумывание маленьких рассказов к отдельным кадрам фильма при вторичном его просмотре (первый раз диафильм показывается без речевого сопровождения).

Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Как и просмотр диафильмов, оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.).

В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению.

Самостоятельная деятельность детей

В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях.

Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими. В каждой возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования — различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.

Большое место в детском саду занимают книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В каждой возрастной группе в пределах литературно-художественной зоны или отдельно, если позволяют условия, устраивается уголок книги. Его обязательная деталь — полочка-витрина, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекают внимание детей. Помимо этого в свободном распоряжении детей должно иметься достаточное количество книг (в ящичке, в секретере или детском книжном шкафу-секции). Наряду с книгами должно быть несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками (по 8—10 в каждой) и несколько альбомов для свободного рассматривания детьми. В подготовительной к школе группе добавляется рубрика для детских журналов, газет (или оборудуется газетница).

Существуют разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Основные из них воспитатель намечает в еженедельном плане (рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).

Особенно разнообразны формы работы с книгой в подготовительной к школе группе. Комплексное использование этих форм показано в исследовании Р. И. Жуковской, наиболее подробно ею разработаны устройство детьми групповой библиотечки и организация игры «в библиотеку».

Один — два раза в год в этой группе устраивается выставка книг. Первую — в середине учебного года — целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Нужно постараться, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Вторая выставка может быть тематической: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказ«и и т. д. Желательно приурочить ее к Всесоюзной неделе детской книги, проводимой в нашей стране в дни школьных весенних каникул. Наряду с вышесказанным педагог осуществляет большую работу текущего характера, которая не фиксируется в плане.

Во всех группах дети выполняют поручения такого рода: показывают новичку книги, рассказывают о них, смотрят с малышами знакомые им книги, рисунки, картинки (для старших детей).

Следует подчеркнуть необходимость контроля воспитателя за поведением ребят в уголке книги, а также индивидуальной работы с некоторыми детьми (можно использовать подбор книг по любимой ребенком тематике, поощрение интереса к книге или журналу и т. д.).

Инсценировка как игровая деятельность детей. Педагоги и методисты по родному языку (В. М. Федяевская, А. П. Усова) отмечают существенную разницу в инсценировке как театральном представлении, которое дети показывают зрителям-сверстникам или взрослым, и инсценировке как игровой деятельности (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр», «в кино»).

В театральном представлении, которое показывается детьми, возможны предварительное заучивание ролей, репетиция, болов широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место.

Более популярны в педагогическом процессе игры-драматизации, или театрализованные игры, т. е. игры на темы прослушанных произведений. От обычной ролевой игры они отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия (даже если инсценируется не все произведение, а один эпизод). В то же время они остаются активными действующими лицами.

Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых большое место занимает диалог (при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки).

Необходимое условие для самостоятельной театрализованной деятельности детей — правильная организация предметно-пространственной среды в группе и на участке.

Рекомендации к оформлению зоны для театрализованной деятельности даются в пособии «"Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1978, с. 174—178).

Театрализованные игры отличаются главным образом тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: «...как продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы и т. д)». Характерная особенность такой деятельности — большие возможности для импровизации, свободное — по желанию — участие детей, самостоятельная переработка драматургического материала, игра не для зрителей.

Для того чтобы могла возникнуть театрализованная игра, необходимо многократно повторить произведение, вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. Вначале роль ведущего исполняет воспитатель, активно помогая детям распределять роли, подсказывая реплику, очередной эпизод. Он показывает детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например как можно передавать содержание произведения своими словами, использовать прямую речь героев, демонстрирует приемы вождения кукол, возможные варианты размещения декораций на столе и т. п.

Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами о выразительности речи персонажей и т. д.— это может нарушить ритм игры, ее непринужденность. Если такие игры проходят не вполне удачно, воспитатель может чаще использовать драматизацию как прием обучения на занятиях обдуманно объединяя детей для выполнения похожих ролей, массовых сцен, смелее выдвигая робких, заинтересовывая их введением новых красочных атрибутов и другими приемами.

Когда игра-драматизация проходит с участием воспитателя, он может более смело регулировать количество ее участников. В некоторых играх может быть занята вся группа. Такое массовое участие в игре рекомендует Р. И. Жуковская, отмечая, что, хотя участие в драматизации одновременно всей группы может быть кратковременным, воспитательная ценность игры от этого не снижается. Она предлагает следующие инсценировки для таких игр во второй младшей и средней группах: сказки «Волк и семеро козлят» (один ребенок исполняет роль волка, второй — козы, все остальные — козляток), стихотворения «Перчатки» С. Маршака (воспитатель читает от автора, ребенок исполняет роль кошки, вся группа — роли котят).

Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняются сюжет и язык произведения, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, особенно современных. Такая игра может содержать лишь элемент произведения, (имя героя, черты его характера, отдельный эпизод), а в целом развиваться произвольно по замыслу детей.

Игры на сюжеты художественных произведений имеют свода ценность — они воспитывают положительные черты личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.

Для возникновения игр на темы прочитанных литературных произведений воспитатель может использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведения, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной игре.

Воспитателю нужно стараться приохотить к инсценировкам в играм каждого из детей, подбирая подходящие мотивы: подготовить самую главную роль в спектакле, выступить в параллельной старшей группе, где у тебя есть друзья, поучиться очень четко и нетленно говорить за волка, чтобы зрители-малыши сумели понять, какой это злой обманщик, а то в предыдущий раз они смеялись, когда появился волк, и т. д. Педагог постепенно привлекает к игра ребенка, который не решается выступить перед зрителями, усложняя его действия: сначала этот ребенок подает соответствующие фигурки, меняет декорации, поднимает и опускает занавес, затея выполняет несложные роли и т. д.

Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действенности художественного произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.012 с.)