Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия, содействующие закреплению и активизации словаря

Поиск

Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Рассматривание игрушек необходимо отличать от другого метода — дидактической игры, в которой обязательны строгие правила для участников и ведущего, есть свое игровое действие и т. д.

Так, рассматривая с детьми куклу и ее одежду, воспитатель вначале может предложить детям самый яркий предмет или самый необычный (например, красную шапочку, муфту). Но в дидактической игре «Оденем куклу на прогулку» воспитатель, согласно правилам этой игры, должен надеть на куклу в первую очередь такую вещь, которую первой надевают на себя и дети, собираясь на прогулку (рейтузы или теплую кофточку). Иногда можно соединять оба эти метода на одном занятии, например рассматривание игрушек-животных и дидактическую игру «Узнай по голосу», рассматривание дидактических игрушек и дидактическую игру с ними «Угадай, что изменилось».

В старших группах содержание словарной работы в процессе рассматривания игрушки шире. Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр.

Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.

Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. Дети видят изображение предмета, их учат узнавать предмет на картине, т. е. сравнивать его с известным ранее. Чтобы рассмотреть, назвать картину, ребенку надо вспомнить и ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово.

Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину. Общие неконкретные вопросы (Что нарисовано? А что еще можно сказать?) не учат восприятию. Более правильный вопрос для выяснения смысла картины: о чем эта картина? Воспитатель постепенно подводит детей к умению отвечать на этот вопрос, используя такие приемы: сам раскрывает содержание картины в краткой словесной форме, показывает центральный объект указкой и одновременно спрашивает: «Что, кто это?» (т. е. первый вопрос звучит конкретно); формулировкой вопроса обращает внимание на композицию картины: «На кого смотрят все дети и взрослые в этой групповой комнате?» Старшим детям предлагает вглядеться в картину и придумать ее название (не только в конце занятия, но и в начале его).

Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям, которые были уже раскрыты, когда говорилось о непосредственных наблюдениях (так же подготавливается внимание детей до момента внесения картины, дается время для первоначального ее созерцания, затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними).

Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?

В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших группах рассматривание длится 5—10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок.

Можно предложить иную, чем обычно, организацию занятия.

Дети садятся вокруг сдвинутых вместе столов так, чтобы каждый ребенок был хорошо виден воспитателю. Педагог раздает картинки, затем организует обмен ими, использовав игру «Поехали, поехали!». (Дети кладут картинки изображением вниз и передвигают их по столу друг другу; по сигналу «стоп!» останавливают движение и открывают ближайшую к себе картинку.) На таких занятиях полезно рассмотреть с детьми картинки новых игр (лото, кубиков, настольно-печатных) до внесения их в игровой уголок. При этом уточняются названия всех картинок, одновременно педагог объясняет правила проведения этих игр, а также их хранения.

В старших группах параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация, составление загадок и другие более сложные задания.

Еще один метод активизации словаря детей — дидактические игры. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.

Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.

Приведем описания нескольких типов дидактических игр с предметами.

«Угадай, что изменилось?».

Существует несколько вариантов этой игры (в зависимости от сложности заданий). Самый легкий, применяемый в группах раннего возраста, заключается в том, что к нескольким стоящим перед детьми предметам добавляют новый. Следующий вариант: один из предметов убирают; более сложный вариант: один из предметов заменяют новым или меняют их местами. В этой игре удачно активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги, например: карандаши были в коробке, теперь на коробке; были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая; справа сидел зайчик, а теперь справа матрешка; кукла была в шапке, а теперь она в платочке. Основная задача этих игр — подбор детьми точных слов для ответа. Поэтому воспитатель может использовать ограниченное количество предметов (от двух до пяти) и производить немного изменений и перемещений (1—2).

«Чудесный мешочек».

Эта распространенная игра может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно у детей младших групп или плохо говорящих. В некоторых вариантах этой игры ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает его детям, и все вместе называют его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры.

Хорошо, если мешочек обыгрывается, он должен быть по-настоящему "чудесным" (с двойной вдержкой), плотно охватывающим руку ребенка.

Можно использовать одновременно 2—3 мешочка с одинаковыми комплектами предметов в них, соответственно вызывая для ответа двух-трех детей.

Основное правило: мешочек не откроется до тех пор, пока не назовешь то, что нащупал рукой. Старший дошкольник может не только назвать предмет, прежде чем достать его из мешочка, но и определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого он сделан (резиновый, деревянный, металлический, матерчатый), качество его поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный и др.).

Методика игры «Чудесный мешочек» подробно разработана в дошкольной педагогике. Предварительно дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества. И в начале игры, до вкладывания игрушек в мешочек, следует еще раз назвать их, привлечь к ним внимание ребят. В старших группах ребенок может добавить к своему ответу рассказ-описание этого предмета, загадку или стихотворение о нем.

Игры с куклой.

Эти игры широко распространены в практике детских садов, особенно в младших группах. Они проводятся в виде представления по определенному сценарию, заранее составленному воспитателем. В то же время это не только зрелище, развлечение, но и серьезная умственная деятельность детей, способствующая развитию речевой активности.

Основное дидактическое правило этих игр — закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни. Поэтому лучше всего выбирать для каждой игры узкое, конкретное содержание, но раскрывать его достаточно полно и глубоко.

Игра «Встреча новой куклы» закрепляет правила культуры общения: встречать нового человека, гостя, знакомиться с ним (дети приглашают гостя войти в комнату, здороваются с ним, знакомятся, приглашают раздеться, предлагают стул, развлекают, читают стихи и пр.).

В игре «Угощение куклы» закрепляется навык культурной еды: дети называют посуду, блюда, действия. В этой игре куклу вносят в комнатной одежде и все внимание детей должно быть сосредоточено на теме игры (называние действий во время мытья рук, предметов сервировки стола и т. д.). Последовательность и правильность игровых действий определяют вопросы воспитателя: «А что вы делаете перед едой? Чем вы моете руки? Покажите, как вы намыливаете руки!» К активным действиям с куклой привлекаются по очереди почти все дети группы. Воспитателю следует добиваться, чтобы дети не ограничивались выполнением действий и односложными ответами, а правильно отвечали на вопросы.

Не следует забывать игры, закрепляющие знания общественного характера, интерес детей к событиям общественной жизни, — «Кто работает ночью», «Путешествия», «Расскажи, кто сделал эти предметы» и др.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует для каждой группы основную тематику дидактических игр, способствующих закреплению словаря. Содержание игр раскрыто в многочисленных сборниках.

Отметим также роль словарно-логических упражнений (с предметами, картинками, словесных).

Для детских садов создано специальное наглядно-методическое пособие «Альбом для словарно-логических упражненпи на занятиях по родному языку в детском саду» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской (М., 1973). Альбом содержит 204 картинки, предметные и сюжетные, сгруппированные в зависимости от целей словарно-логических упражнений в четыре серии: 1) узнавание и называние предметов; 2) обобщение и группировка; 3) классификация; 4) установление временной последовательности.

Особенно полезны, на наш взгляд, картинки, отражающие разновидности обиходных инструментов и машин (пылесосы, термометры, телефон, швейная машина и др.), что помогает детям ориентироваться в бытовой технике.

Альбом предназначен для детей пяти-шести лет. Авторы советуют сочетать использование картинок с использованием натуральных предметов. В методическом руководстве к альбому имеются типовые конспекты комплексных занятий по развитию речи, где одной из частей является работа с картинками из альбома (придумывание сказок по игрушкам и сравнение игрушек на картинках, описательные рассказы об одежде и классификация картинок с изображением одежды).

Для активизации словаря предлагается стройная система словарно-логических упражнений: узнавание и называние предметов; выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходства и различия).

Для активизации обобщающих слов в альбоме также дается ряд упражнений: «Назови одним словом» (закончить перечисляемые педагогом слова обобщением), «Продолжи сам» (продолжение перечисления видовых понятий после обобщения педагога), «Что лишнее, в чем путаница?» (исключение лишнего понятия из группировки, исправление обобщений) и др.

Работу с картинками авторы связывают с развитием мышления детей. Так, даже в простейших упражнениях на называние предметов предусмотрена постановка следующих вопросов: почему догадался, что это...? Почему думаешь, что это именно...? Каким общим словом можно назвать все эти предметы? Чем они отличаются?

Далее даются образцы последовательных упражнений на группировку (показ и разрушение готовых группировок - «Верни каждый предмет на свое место», «Устрани четвертый лишний предмет из готовых разнородных групп и объясни, чем он отличается, «Самостоятельно раздели картинки на группы»).

Большой интерес представляет предлагаемая авторами работа по осознанию временных отношений и введению слов раньше — после этого и др. Например, выставляется последняя картинка, обсуждается ее содержание, затем последовательно подбираются картинки, на которых изображено то, что было до этого, еще раньше, например: дети-дежурные убирают посуду со столов; дежурные берут у няни и раздают детям вторые блюда; дежурные накрывают столы; надевают фартучки (комплект картинок «Дежурство во время обеда»).

Кроме дидактических игр и упражнений с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова — ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводят в старших группах. Упражнения должны быть кратковременны (5—10 мин) и составлять лишь часть занятия по родному языку. На первых занятиях выполнение упражнения протекает в медленном темпе, так как воспитателю приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять.

В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч (или платок), который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры, или обманные движения, а также некоторые другие игровые приемы. Роль ведущего сначала выполняет воспитатель, в повторных играх ее можно поручать и детям.

В словесной игре очень важно правильно объяснить ее содержание (объяснение обычно включает 2—3 примера выполнения задания-ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих), поэтому педагогу следует составлять подробные конспекты этих игр. Для каждой игры подбирается 5—10 слов с постепенным усложнением словарного материала. В случае необходимости воспитатель может возвратиться к уже известным словам, почему-либо затруднившим детей.

Перечень слов для игры следует выучить наизусть — это поможет сохранить нужный ритм при ее проведении. Игровое задание предлагается сразу всем детям, затем выдерживается секундная пауза для обдумывания ответа.

В этих упражнениях каждый ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.

Описанные упражнения и игры не требуют длительной подготовки, они легко включаются в занятия по родному языку, например упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар варит, печет, жарит; врач — лечит, ставит градусник, осматривает и т. п. Более трудным является упражнение «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, уже, короче) другого». Широкое распространение должно получить упражнение на классификацию предметов (подбор обобщающего существительного): шкаф — мебель, пальто — одежда и т. п. Для одного упражнения достаточно взять 2—3 обобщающих слова. В методической литературе подробно освещены упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым), на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?»), народная игра «Наоборот».

Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки. Предъявляются загадки двух видов: прямое описание характерных признаков без называния самого предмета (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки) и метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).

Первоначально на занятиях в старших группах главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?). На таком занятии дети сначала рассматривают несколько предметов, о которых потом будут предложены загадки, причем педагог подчеркивает только те признаки, которые фигурируют в текстах загадок. Во второй части занятия дети отгадывают загадки об этих же предметах и объясняют свои ответы. Следующий этап — составление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия). Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда — зеленая трава» (лошадь). Такие описания приучают пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, а затем отыскивать сравнения, уподобления.

Итак, на подобных занятиях дошкольники тренируются в быстром поиске нужного слова, его семантическом и стилистическом подборе.

Активизируется словарь и на других речевых занятиях — в беседе, в рассказе. Но на этих занятиях преобладают другие ведущие задачи — формировать связность и содержательность речи, которые решаются своими специфичными приемами. Все же и здесь педагог помогает детям в поиске точного, удачного слова, закрепляет трудную для них лексику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.01 с.)