Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовое посредничество и финансовые посредникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе хозяйственной деятельности ряд субъектов рынка не имеет достаточных денежных ресурсов для оплаты запланированных расходов, в этом случае у него имеются три основных возможности для решения проблемы: - сокращение запланированных расходов; - увеличение денежных доходов, получаемых из других секторов (например, государственные органы могут увеличить налоги, предприниматели увеличить объем продаж, работники потребовать роста заработной платы и т. д.); - заем денег в других секторах или у других субъектов. Одновременно всегда существуют фирмы, лица и государственные организации, у которых денег больше, чем текущие потребности в них. Таким образом, есть две категории представителей каждого сектора: 1) избыточные единицы (ИЕ); 2) дефицитные единицы (ДЕ). Перераспределением финансовых средств между ИЕ и ДЕ в экономической системе занимаются особые финансовые институты, именуемые финансовыми посредниками. Финансовыми посредниками называются особые финансовые институты, главная функция которых заключается в обеспечении клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей эффективностью, чем они могли бы получить от своих непосредственных операций на финансовых рынках. Среди основных типов финансовых посредников следует назвать банки, инвестиционных и страховые компании. Их финансовые продукты, среди прочего, включают: чековые счета, кредиты, ипотечные кредиты, ценные бумаги и широкий диапазон страховых контрактов. Финансовый посредник осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам. Процесс финансового посредничества упрощенно может быть представлен в виде схемы (рис. 11. 1). Рис. 11.1. Схема финансового посредничества
Преимущества финансового посредничества для кредиторов: 1. При их помощи достигается снижение кредитного риска. В условиях неполноты и несовершенства информации, характерных для современной рыночной экономики, велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов. 2. Финансовые посредники облегчают другим экономическим субъектам поиск надежных заемщиков. Посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг. Это также в итоге снижает кредитный риск и издержки кредитования. 3. Финансовые посредники обеспечивают разрешение проблем ликвидности у экономических агентов. Финансовые институты позволяют поддерживать необходимый уровень ликвидности своих клиентов, т.е. их способность беспрепятственно выполнять свои обязательства перед контрагентами. Преимущества финансовых посредников для заемщиков: 1. Решение проблемы поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях. Финансовые посредники организуют сбор данных о них, разрабатывают методы привлечения свободных денежных средств. 2. При отсутствии финансового посредника ставка за привлеченные средства для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего выше, чем при его наличии. Это объясняется тем, что финансовые посредники могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. 3. Финансовые посредники помогают согласовывать сроки размещения и привлечения финансовых ресурсов. Эта проблема возникает в связи с тем, что заемщику деньги нужны обычно на более длительные сроки, чем готовы предложить кредиторы. Финансовые посредники осуществляют их трансформацию, т.е. превращение коротких денег в длинные (краткосрочных депозитов в долгосрочные кредиты). Решение этой проблемы облегчается тем, что не все клиенты требуют свои деньги в одни и те же сроки, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени. 4. Финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов. 11. 2. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы [3] В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности. Рассмотрим наиболее характерные виды финансово-кредитных организаций, совокупность которых образует кредитную систему страны. В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций. В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами. Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т. д.). Совокупность указанных институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны. В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору. Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а также с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов. В кредитную систему страны довольно часто включают все или большинство институтов, которые могут рассматриваться как финансовые, то есть выполняющие функции финансовых посредников. Это - страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании, финансовые компании, благотворительные фонды, учреждения мелкого кредита, ломбарды и др. При такой расширенной трактовке предполагается, что любой финансовый институт осуществляет кредитную функцию в той или иной форме. При этом необходимо иметь в виду, что многие из перечисленных институтов не являются кредитными организациями, поскольку по закону не имеют права предоставлять ссуды юридическим и физическим лицам. Это относится, в частности, к инвестиционным фондам и компаниям, страховым компаниям и пенсионным фондам. В основном эти организации осуществляют инвестиции в ценные бумаги. Страховым компаниям и пенсионным фондам разрешено также инвестировать средства в недвижимость, банковские вклады (депозиты), валютные ценности, денежные средства на расчетном счете. Таким образом, при определении небанковских организаций кредитного сектора можно разделить их на следующие группы: с преобладанием кредитной функции (например, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании) и в основном с инвестированием на рынке ценных бумаг. На рис. 11. 2 представлена совокупность основных видов финансово-кредитных институтов. На этой схеме собственно к кредитному сектору отнесены лишь те финансовые институты, которые предоставляют займы и кредиты. Отдельно выделены специализированные финансово-кредитные учреждения, которые указанный вид операций не осуществляют или делают это в ограниченном масштабе. Рис. 11.2. Совокупность основных финансово-кредитных институтов Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие: 1) аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; 2) перераспределение денежного капитала (посредническая роль); 3) регулирование денежного оборота; 4) уменьшение финансовых рисков для поставщиков финансового капитала. Очевидно, что эти функции определяются ролью кредитных институтов как финансовых посредников. Но характер их выполнения разными группами кредитных организаций отличается. Все множество финансово-кредитных институтов в стране называют финансово-кредитным сектором. Он состоит из кредитного сектора и специализированных финансово-кредитных организаций, которые оказывают финансовые услуги без предоставления займов (см. рис. 11. 2) и действуют при этом в основном на рынках ценных бумаг. В целом кредитный сектор страны включает обычно следующие разновидности финансовых институтов: 1) центральный банк; 2) коммерческие банки различного типа, в том числе универсальные (выполняющие большинство банковских операций и услуг) и специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, торговые и др.); 3) специализированные кредитные организации небанковского типа; 4) специализированные кредитные институты (кредитные кооперативы, союзы, ссудосберегательные ассоциации и др.), которые не везде признаются кредитными организациями, но везде реально выполняют часть банковских операций и услуг. Из указанных разновидностей финансовых институтов в банковский сектор и соответственно банковскую систему входят первые две. В некоторых странах Европы (Германии, Голландии, Франции, Австрии и др.) значительная часть кооперативных кредитных институтов рассматривается как кредитные организации. Они носят название кооперативных банков. На рис. 11.2 отмечены государственные органы, контролирующие функционирование кредитных организаций. Они разрабатывают для них различные нормативы (достаточности капитала, ликвидности и др.), методические рекомендации, контролируют их исполнение, выдают лицензии. Соответствующие органы отличаются в разных странах. Так, в России такое регулирование осуществляет сам Центральный банк РФ, в Японии - Министерство финансов, в Германии - Федеральное ведомство по кредитному делу. Независимо от выполняемых функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут создаваться на основе как частной собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.01 с.) |