Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последний старт айртона сенныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Материал Е. Павлова)
В августе 2002 года итальянская прокуратура приняла решение прекратить судебное разбирательство по делу о гибели бразильского автогонщика Айртона Сенны. Обломки гоночного автомобиля и шлем спортсмена, который был на нем в момент катастрофы, уже настолько изучены криминалистами и экспертами Международной автомобильной федерации, что извлечь какую-нибудь новую информацию о той катастрофе не представляется возможным. Тем не менее причины трагедии до сих пор остаются тайной за семью печатями… Имола, 29 апреля 1994 года, пятница. Свободные заезды. И первая катастрофа: гонщик команды «Джордан-Харт» бразилец Рубенс Баррикелло не справился с управлением и на скорости 290 км/час врезался в отбойник. В бессознательном состоянии его извлекли из автомобиля и доставили в госпиталь, где вскоре он пришел в себя. По счастливой случайности Рубиньо отделался сотрясением мозга средней тяжести, временной потерей памяти и переломом носа. Врачи прописали ему постельный режим, но в день соревнований темпераментный спортсмен появился в паддоке и провел гонку, сидя перед монитором компьютера… «Ни дня без аварии!» — таким можно было сделать рекламный слоган Имолы. 30 апреля 1994 года, суббота. Квалификационные заезды. Во время официальной квалификации — розыгрыше мест на старте — гонщик команды «Симтек-Форд» австриец Роланд Ратценбергер на выходе из поворота не справился с управлением своего болида и на скорости 310 км/час врезался в отбойник. Серьезно пострадавшего спортсмена доставили в реанимационное отделение центральной больницы города Болоньи. Но все усилия врачей на сей раз пропали даром — Ратценбергер умер, так и не придя в сознание. 1 мая 1994 года, воскресенье. Третий этап чемпионата мира по гонкам «Формулы-1». Сразу после старта гонщик команды «Лотус-Муген-Хонда» португалец Педро Лами врезался в «Беннетон-Форд» финна Юрки-Ярви Лехто. Удар был настолько силен, что обломки автомобилей перелетели через высокое проволочное ограждение и ранили девять человек. По решению спортивных комиссаров гонка была остановлена, дан повторный старт — последний старт в жизни Айртона Сенны. Ровно через один круг его «Вильямс ФВ-16» срывается с трассы на повороте «Тамбурелло» и на скорости 320 км/час врезается в бетонную стену. Окровавленного Сенну в бессознательном состоянии извлекают из обломков и на вертолете отправляют в больницу. Во время перелета у него останавливается сердце, но врачи реанимационного отделения заставляют его биться снова. Тем временем гонка продолжается. И вновь авария! На 56-м круге гонщик команды «Минарди-Форд» Микеле Альборетто на выезде из боксов не справился с управлением и сбил несколько человек из обслуживающего персонала, при этом были тяжело ранены четверо механиков. Гонка закончилась победой Михаэля Шумахера, вторым был Микеле Альборетто, а на третью ступень пьедестала поднялся Мика Хаккинен. А в это время в тридцати километрах от трассы умирал Айртон Сенна. На послефинишной конференции все ждали новостей из больницы, надеялись на чудо и верили, что Айртон будет жить. Но чуда не случилось — через четыре часа после аварии врачи констатировали смерть одного из лучших гонщиков XX века. В первые дни после гибели «бразильского волшебника» итальянскими следственными органами было выдвинуто пять версий причины аварии. Версия первая — ошибка пилота. Недовольный результатами первых двух гонок, Сенна, поглощенный борьбой с преследующим его Шумахером, увлекся, вошел в поворот на слишком большой скорости и не удержал свой «Вильямс» на траектории. В это трудно поверить — ведь на трассе в Имоле Сенна побеждал чаще всего. Версия вторая — подвела трасса. Весной 1994 года покрытие автодрома полностью сменили. Дорогу еще не успели обкатать, она была скользкой, поэтому многие гонщики жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Но тогда катастрофа произошла бы сразу после ухода с трассы «пэйс-кара», который водил за собой пелетон все шесть кругов. Версия третья — подвели шины. Ведь после столкновения Лами с Лехто конец стартовой прямой и вход в поворот «Тамбурелло» усеяли мелкие и острые осколки разбитых автомобилей, которые могли повредить покрышки «Вильямса» Сенны. Но после детального исследования шин машины комиссия пришла к выводу, что на них нет других повреждений, кроме как от удара о бетонную стену. Версия четвертая — слабое здоровье гонщика. Ни для кого не секрет, что при управлении болидом «Формулы-1» возникают огромные перегрузки, особенно при разгонах и поворотах. Иногда даже случается кратковременная потеря сознания. Проверить это теперь невозможно. Не помогли и результаты вскрытия тела. Однако представляется невероятным, что такой тренированный спортсмен, как Айртон Сенна, упал в обморок на первом же повороте. Версия пятая — поломка рулевого управления. После соревнований в Бразилии и Японии Сенна пожаловался на тесноту в кокпите «Вильямса». Для улучшения посадки гонщика было решено немного приподнять руль. Рулевую колонку разрезали и вставили внутрь трубку меньшего диаметра. Как потом установила экспертиза, она была тонкостенной и старой. В результате из-за сильной вибрации корпуса машины трубка могла треснуть в месте сварки. Если это случилось на самом деле, то Сенна крутил руль, не имея ни малейшей возможности изменить траекторию движения. Кроме того, на всех фотографиях места аварии четко виден рядом с разбитым корпусом кусок рулевой колонки. Эта версия самая правдоподобная. Да и камера, установленная на «Беннетоне» Михаэля Шумахера, ясно показывала, что машина Сенны не вписалась в траекторию, а пошла прямо на стену. Несколько экспертных комиссий так и не пришли к определенным выводам. Высказывавшиеся мнения зачастую были диаметрально противоположными. Свои расследования проводили и родственники погибшего гонщика, и компания «Ллойд», которой пришлось выплатить страховку в размере 33 миллиона долларов. Но и они не смогли установить истинную причину аварии «Вильямса». Причина же смерти спортсмена установлена, хотя и не названа официально — стальной рычаг подвески вонзился ему в шею между шлемом и защитным щитком. Специалисты установили, что рулевая колонка «Вильямса» была сломана. Причем сломана именно в том месте, где она подвергалась модификации по личной просьбе Сенны. Но ответить на вопрос, была ли ее поломка причиной аварии или только следствием, эксперты не смогли. Дело закрыто, и вещественные доказательства по решению итальянской прокуратуры возвращены их номинальным владельцам. То, что осталось от машины, судебные власти передали команде Фрэнка Вильямса, а шлем вручили родным Айртона и представителю компании-изготовителя «Белл Рейсинг». В тот же день в Болонье он был уничтожен. По поводу обломков автомобиля ходили разные слухи. Говорили, что печальная реликвия займет место в музее. Высказывалось даже кощунственное предположение, что команда продаст ее с аукциона. Однако обломки «Вильямса ФВ-16Б» ждала та же судьба, что и шлем. Владелец команды Фрэнк Вильямс заявил, что «машина уничтожена — и эта история окончательно завершена…»
«ЭСТОНИЯ» БЫЛА ВЗОРВАНА?
В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул морской пассажирский паром «Эстония», на борту которого находились 1049 человек. Спастись удалось только 137. Больше всего погибло шведов — около пятисот душ, но среди утонувших были и эстонцы, финны, норвежцы, русские, немцы и другие. Балтика — не океан, но эта катастрофа показала, что от беды здесь не застрахованы даже такие мощные суда, как «Эстония». В последующие годы появилось несколько версий гибели парома, однако, наибольшее внимание общественности привлекли исследования экспертов с судоверфи «Майер», которые действовали по заданию пароходства и пришли к заключению, что паром пошел ко дну из-за пробоин, полученных в результате взрывов. Эксперты уверены, что створки носовой части парома не могли открыться под напором волн, как предполагалось первоначально. Массы воды попали внутрь корпуса через две обширные пробоины ниже ватерлинии, образовавшиеся в результате взрывов. Комиссия, состоявшая из 13 человек, пришла к заключению, что взрыв, возможно, был связан с нелегальной торговлей оружием российского производства. Неизвестные лица установили взрывные устройства, чтобы предотвратить доставку по назначению очередной партии оружия. Один из членов комиссии капитан Вернер Хуммель из Гамбурга сообщил, что в видеоматериалах, отснятых водолазами, отчетливо видны два несработавших взрывных устройства. Согласно результатам экспертизы, проведенной шведами летом 1999 года, паром «Эстония», покинув в последний раз порт Стокгольма, не полностью соответствовал международным правилам судоходства. Следовало бы воспрепятствовать выходу парома в море. Но проверка проводилась в то время, когда большая часть пассажиров и автотранспорта уже находилась на борту. Между тем на пароме отсутствовала необходимая система оповещения об отклонении от курса. Все инструкции были написаны не на эстонском языке, и команда имела о них самое поверхностное представление. Непонятно, почему комиссия по расследованию не дала указания водолазам, которые обследовали лежащий на дне паром, осмотреть автомобильную палубу и не обратила особого внимания на рассказы некоторых свидетелей, которые слышали там какие-то подозрительные шумы. А журналистам, которые на свой страх и риск пытались провести частные расследования, угрожали по телефону расправой! Труднообъяснимым выглядит и решение заключить паром в бетонный саркофаг стоимостью 33,8 млн. долларов. Это может означать только одно — на «Эстонии» явно имеются доказательства, которые объяснили бы причины катастрофы, но эти улики предпочли не искать. Имеется также много противоречивых сведений о судьбе уцелевших после катастрофы пассажиров и членов команды, в том числе и капитана Аво Пихта. Многие из них долгое время кочевали из списков погибших в списки выживших и наоборот, что само по себе не только кощунственно, но и просто нелепо. Вполне возможно, что в будущем появятся новые свидетельства, которые все-таки позволят сделать окончательные выводы о причинах гибели парома.
«ЗОНА-51»: САМАЯ ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА В МИРЕ
В пустыне Невада есть место, которое не найти ни на одной карте мира. Это — секретная база «Area-51» («Зона-51»). Здесь испытывают военные самолеты и здесь же, по слухам, изучают неопознанные летающие объекты. Где кончаются факты, где начинается фантастика? …1955 год. Штат Невада, 150 километров к северу от Лас-Вегаса. Небольшой одномоторный самолет накручивает круги над пустыней. В кабине пилота сидят Тони Ле Вир и Дорси Каммерир. Вот уже второй день они ведут свои поиски. Они обследовали дюжину Богом забытых местечек в Аризоне и Неваде, тщательно фотографируя увиденное. А вот и Грум-Лейк — обширная, плоская равнина, опаленная зноем и со всех сторон обнесенная горами. Эта естественная преграда не подпускает посторонних к главной здешней примечательности: поблизости расположен полигон, принадлежащий Комиссии по атомной энергии, которая проводит здесь испытания атомных бомб. Немного покружив над этим местечком, самолет уносится прочь. Подходит к концу январский день 1955 года. Вскоре сюда прибудут первые строители… Сегодня в Грум-Лейк расположен объект, не нанесенный ни на одну из топографических карт. Его называют «Зона-51». Такое наименование он получил на одном из планов, вычерченных еще в пятидесятые годы. На этом плане весь пустынный район штата Невада, где проводились испытания атомного оружия, разбиты на отдельные квадратики-зоны, каждый из которых пронумерован. Самая запретная территория, воплощение секретности — «Зона-51». Что же скрывается за здешними высоченными заборами? С этой зоной связаны самые нелепые слухи: здесь-де изучают инопланетян и неопознанные летающие объекты. Даже создатели нашумевшего фильма «День Независимости» не обошли стороной «Зону-51». Что ж, высоченные заборы, окружающие «Зону-51», вовсе не преграда для современной техники. Заглянем за них! Из-под земли вырастают ангары, дома, громадные топливные резервуары и асфальтированные дороги — самая длинная тянется на 9 километров 600 метров. На фотографиях, сделанных со спутника, можно различить более ста построек — театр, плавательный бассейн, несколько общежитий и множество служебных зданий. Настоящий городок! Самое примечательное его сооружение — это «Ангар-18». Размеры его так велики, что в нем уместится самолет вкупе с космическим кораблем «Спейс шаттл». Многие полагают, что все эти наземные сооружения — своего рода айсберг. Видимое — лишь малая часть целого. Вся территория под этой зоной занята обширными бункерами, пересечена километровыми туннелями. А из специального терминала в Лас-Вегасском аэропорту изо дня в день в воздух взмывают «Боинги-737». Они доставляют на работу в пустынные районы Невады до полутора тысяч человек. Все это — сотрудники «Зоны-51». Вокруг зоны разъезжают джипы с сидящими в них охранниками из частной фирмы. Если они застанут в опасной близости от зоны каких-нибудь незваных зевак, тем придется выложить 6000 долларов штрафа. Однако люди, снедаемые тайной «Зоны-51», готовы пуститься на самые необычные хитрости, лишь бы что-нибудь выведать. Между тем велико число тех, кто готов охотно поделиться секретами «Зоны-51». Стоит лишь журналистам посетить крохотный бар, который расположен по соседству с базой и носит выразительное название Little A'Le'Inn («Маленький И.Н. Планетянин»), как они непременно наткнутся на несколько красноречивых и красных от выпитого физиономий, готовых немедленно поведать свои душераздирающие истории. Микрофоны их, правда, смущают. Нельзя ли без них? Приходится соглашаться на «пару слов без микрофона». Вот тогда и услышишь о том, что в «Зоне-51» якобы хранятся НЛО и инопланетяне, обнаруженные в 1947 году в местечке Розуэлл (штат Нью-Мексико). Порой «летающие тарелки» взмывают с территории зоны в воздух и движутся так причудливо, как неспособен двигаться ни один аппарат, сотворенный человеком… Нормального человека, углубившегося в дебри конспирологии, быстро начинает мутить: поверь поклонникам этой науки, и весь мир превратится в жалкую игрушку таинственных сил. Всюду заговорщик будет сидеть на заговорщике и заговорщиком погонять. В паутине подобных рассказов поневоле потеряешь почву под ногами. «— Знаете, почему церэушники застрелили Джона Кеннеди? Потому что он до черта знал об инопланетянах! А вы разве не слышали, что спецслужбы подмешивают в нашу питьевую воду особый наркотик, чтобы все стали как шелковые? А знаете, что в самом конце Второй мировой нацисты высадились на Луне? У них там теперь свои колонии! Это мы, американцы, так и не сумели долететь до Луны. Репортаж? Что репортаж? Его же снимали прямо в телестудии. Вы же видели, что там не было никаких нацистов? Значит, не было и Луны. Это все декорации!» А как же тогда «летающие тарелки»? Они-то летали над «Зоной-51» или как? А эти инопланетяне, живые или мертвые — тоже выдумки? Фальшивка? Что же породило слухи о том, что американское правительство прячет в «Зоне-51» прилетевших к нам «чужаков»? Оказывается, в основе всех этих слухов таятся сообщения о «летающей тарелке», якобы разбившейся близ Розуэлла, и ее погибшем экипаже. Все эти «вещдоки» бесследно исчезли. Остались лишь слова, например, лаконичное заявление старшего лейтенанта пресс-службы ВВС Уолтера Хота: «Вчера подтвердились слухи о неопознанных летающих объектах. Служба связи 509-й бомбардировочной эскадрильи сообщила, что при содействии одного из фермеров и местного шерифа обнаружена “летающая тарелка”. Объект приземлился в окрестностях ранчо неподалеку от Розуэлла и доставлен в расположение ближайшей части. Подробности переданы в вышестоящие инстанции»… Итак, в июне или июле 1947 года (даже дату случившегося мы не можем точно установить) некий фермер по имени Уильям Брезел обнаружил в одиннадцати километрах от ранчо какие-то странные обломки. Восьмого июля упомянутый выше Уолтер Хот признал в обращении к журналистам — очевидно, в устном обращении, — что военные утаили найденную ими «летающую тарелку». В тот же день агентство United Press Association распространило эту информацию, и газеты растиражировали сенсационную новость. Однако военные быстро дезавуировали признание офицера Хота. Согласно их новому заявлению, в окрестностях ранчо рухнул метеоаэростат. Публика потеряла интерес к «тайнам Розуэлла». Не успокоились лишь поборники НЛО. Они кропотливо разыскивали очевидцев того знаменитого падения и вновь и вновь ворошили давно забытое прошлое. При этом не раз случались казусы, и в пользу инопланетян высказывались призраки не от мира сего. Так, в 1990 году кто-то из журналистов умудрился побеседовать по телефону с одним из свидетелей, который, как выяснилось, почил в бозе еще в году 1951-м. Популярностью у сторонников внеземной жизни пользовалась и некая медсестра, побывавшая в Розуэлле сразу после падения и даже видевшая «чужаков». Казалось, что может быть надежнее, чем признание подобного очевидца? Вот только саму эту сестру никто отродясь не видывал. «Никто из достоверно существовавших свидетелей тех событий, что происходили в Розуэлле, никогда не видел никаких инопланетян или их трупов и даже не упоминает о них», — признает Ули Тиме, представляющий CENAP (Центральную исследовательскую сеть необычных небесных феноменов). Он сам занимался расследованием того приснопамятного факта и установил, что инопланетяне — это «лишь выдумка, не имеющая ничего общего с реальностью и теми событиями, что разыгрались в июле 1947 года». В июне 1997 года руководство американских ВВС опубликовало отчет под названием «Розуэллский доклад: дело закрыто». В нем сообщается, что, как установлено, в период с 1954 по 1959 год во время испытаний боевых самолетов с них сбрасывали манекены, напоминавшие человеческие фигуры. Они падали в районе Розуэлла, и, возможно, именно их видели так называемые очевидцы, которые по прошествии столь долгого времени несомненно путались, припоминая сроки тогдашних событий, и ошибочно датировали их 1947 годом. Опубликовав «Розуэллский доклад», американские военные обратились к истинной подоплеке тогдашних событий, в то время как в 1947 году отмахнулись от публики, придумав насквозь лживую историю с разбившимся метеоаэростатом. С помощью этой неуклюжей выдумки они пытались скрыть от общественности проект, носивший ту же степень секретности, что и разработка атомной бомбы. Лишь в 1970-е годы его секретность была несколько уменьшена. Речь идет о проекте «Mogul» — создании военных аэростатов, коим надлежало регистрировать атомные взрывы в верхних слоях атмосферы. Напомним, что в то время американцы напряженно ожидали взрыва первых советских атомных бомб. Для этого и запускали подобные баллоны типа «Mogul». По всей видимости, один из них рухнул близ Розуэлла. Обломки «НЛО», которые мы видим на фотографиях, точь-в-точь напоминают детали аэростата «Mogul». Как известно, поклонники НЛО апеллировали еще и к такому «надежному» доводу, как черно-белая пленка, на которой якобы запечатлено вскрытие настоящего инопланетянина. Однако в доказательства она вряд ли годится — уж слишком напоминает фальшивку. Эту «документальную» ленту (в общей сложности 22 ролика 16-миллиметровой пленки) якобы сняли на секретной базе в штате Огайо (по другим данным, на базе ВВС США в Форт-Уэрт, штат Техас). Легенда говорит, что впоследствии этого «инопланетянина», равно как и нескольких его сородичей, доставили в «Зону-51». Там они по сей день якобы и хранятся в замороженном виде. Впрочем, медики, просмотрев эту пленку, заявили, что на ней показано вскрытие человека, страдавшего при жизни от специфического наследственного заболевания. Чуть позже появилось и другое объяснение, столь же безрадостное для «уфологов»: в США отыскался живой участник тех съемок! По ею словам, фильм был полностью фальсифицирован. Вскрытию подвергалась кукла, причем ловкие махинаторы выполнили эту процедуру по всем врачебным канонам. Значит, кто бы ни лежал под ножом медика, он явно «упал не с Луны», а был обыкновенным манекеном. Но поклонники ненаучной фантастики не унимаются. В 1989 году некий Роберт Лэзар, выступая на одном из частных телеканалов, вдохновенно вещал о том, что ему якобы довелось работать в секторе S-4 «Зоны-51», где он видел НЛО. «“Летающая тарелка”, — разглагольствовал он, — сделана словно из воска. Ее разогревают, а потом охлаждают. Поэтому линии получаются мягкими и округлыми; нет никаких острых граней или внезапных переходов. Возникает ощущение, что вся тарелка целиком отлита из единого целого». В достоверности его слов быстро усомнились, особенно когда выяснилось, что этот Лэзар подделал несколько своих институтских аттестатов и кроме того влип в какую-то темную историю. «У нас на базах нет никаких НЛО, — клянется Мери Фелто, пресс-секретарь американских ВВС. — Все происходящее там засекречено совсем по другим причинам!». Теперь-то мы знаем, что у загадочных обитателей «Зоны-51» не было шестипалых рук и «громадных глаз, черных как смоль». Были лишь два коротких крыла. Но даже с птицами их можно сравнить лишь метафорически, ибо это были железные птицы: боевые самолеты… Снова перенесемся в те январские дни 1955 года, когда над пустынями Аризоны и Невады кружил небольшой одномоторный самолет. Сидевшие в его кабине Дорси Каммерир и Тони Ле Вир являлись весьма важными персонами: первый был представителем фирмы «Локхид», а второй — летчиком-испытателем сверхзвукового истребителя F-104, выпущенного той же фирмой. Теперь руководство фирмы в сотрудничестве с ЦРУ решило оборудовать секретный полигон для испытаний нового самолета-шпиона (холодная война была тогда в самом разгаре!). «Я точно знал, что было нужно, — вспоминал позднее Ле Вир. — Какое-нибудь нормальное пересохшее озеро!» Этим «нормальным» озером и оказалось местечко Грум-Лейк. Уже в августе 1955 года отсюда взмыли в небо первые самолеты-шпионы U-2. Позднее за ними последовал их преемник — A-12, а также самолеты-невидимки, неуловимые для вражеских радаров: бомбардировщик SR-71 (известный как «Blackbird») и F-117A. Сегодня, как полагают военные эксперты, в «Зоне-51» испытывают самолет, скорость которого в пять раз превышает скорость звука. Возможно, здесь испытывают также беспилотные летательные аппараты и вертолеты-«невидимки». Однако никто этого в точности не знает, ведь речь идет о секретных военных объектах. Никто не знает также, сколько средств приходится вкладывать в пресловутую «Зону-51». Поэтому остается лишь верить слухам: всего лишь час полета некоторых бомбардировщиков обходится в сто тысяч долларов. Ежегодно «Зона-51» — эта черная дыра, разверзшаяся посреди американского штата Невада, — поглощает до полутора миллиардов долларов. С уверенностью мы можем сказать лишь одно: в будущем поток денежных средств, вливаемых сюда, непременно возрастет. Споры вокруг «Зоны-51», пожалуй, никогда не утихнут, а сплетни не улягутся. Впрочем, не все эти слухи и домыслы, витающие вокруг «Зоны-51», порождены лишь игрой праздного ума. Так, британский еженедельник «Обсервер» сообщил, что в 1990-е годы шесть сотрудников зоны погибли из-за неосторожного обращения с новыми и высокотоксичными красителями и топливами (согласно другим источникам, погиб лишь один из сотрудников, остальные пятеро заболели раком печени). Пострадавшим не сообщили, какие именно вещества стали причиной их смертельных недугов. Известны также факты, доказывающие, что еще в 1980-е годы здесь незаконно сжигали токсичные вещества. Но в любом случае ни тогда ни теперь в «Зоне-51» не ступала нога инопланетян. Здесь хватает своих секретов. Военных…
КТО-ТО В ПОЛЕ СТАЛ ХОДИТЬ…
После десятилетий забвения феномен «ведьминых кругов» вновь на какое-то время привлек к себе внимание общественности. В конце 1990-х годов появилось несколько документальных фильмов, снятых на полях Англии. В стороне же от взгляда журналистов идет исследовательская работа, которая не прекращалась с конца 1980-х годов. Она ведется исключительно любительскими организациями, и, хотя ее результаты не способны опровергнуть устойчивое убеждение в том, что все «круги» — дело рук ловких фальсификаторов, все же выяснилось, что некоторые из них, возможно, являются результатом воздействия некой микроволновой энергии, природа которой остается пока необъясненной. …В 2001 году сезон возникновения «кругов» чуть-чуть запоздал, в Англии они начали появляться на месяц позже обычного. Скептики были убеждены, что «запаздывание» «кругов» объясняется очень просто: из-за эпидемии афты, которая обрушилась на страну, большинство фальсификаторов, обычно занимающихся изготовлением этих «кругов», сидят дома. Незадолго до этого уже состоялся судебный процесс против одного из создателей «кругов», но, несмотря на риск, его коллеги продолжили свое дело, и изображения, которые появились в том году, отличались необыкновенной красотой и сложностью. Когда фермеры в конце весны вышли на свои поля, по всему Объединенному королевству они насчитали 88 фигур (в сравнении со 134 за весь предыдущий год). Следуя схеме, повторяющейся каждый год, самые эффектные образования появились в конце сезона. Пик пришелся на ночь с 11 на 12 августа 2001-го, когда на вершине Молочного холма в Уилтшире возникла фигура в виде спирали диаметром в 24 метра, состоящей из 409 «кругов». Интересно, что она появилась всего за одну ночь, в которую шел проливной ливень, что, без сомнения, не было бы благоприятным фактором для любого фальсификатора. Кроме того, площадь, на которой возникла фигура, обладает весьма изрезанным рельефом, и фальсификаторы-люди могли бы выбрать более ровный участок, заботься они о легкости исполнения. Энтузиасты-исследователи были единодушны: фигура не сфальсифицирована. Не было замечено ни отпечатков человеческих ног, ни ямок от вешек, которыми могли отмечаться важные точки на схеме. Но самое важное, что растения в зоне фигуры претерпели изменения, которые могло оставить только воздействие микроволн… В первые годы изучения «ведьминых кругов» исследователи столкнулись с проблемой отсутствия критериев, позволявших отличить «круги», созданные людьми, от «кругов», имеющих иную природу. Первое сколько-нибудь серьезное изучение этого феномена провел в 1989 году Уильям С. Левенгуд из биофизической лаборатории «Пинландия» в Грасс-Лейк (Мичиган, США), получивший образцы растений из двух зон «кругов» в Англии. Левенгуд обнаружил, что в растениях произошли изменения по сравнению с контрольными образцами растений, взятых из зоны снаружи «кругов». Это открытие стало основой работы, которая длится уже 13 лет. Несмотря на то что некоторые группы самых активных британских фальсификаторов, так называемые «The circlemakers Makers», утверждают, что абсолютно все образования в Объединенном королевстве — дело их рук, имеются доказательства, что дело не всегда обстоит так. В июле 1992 года было проведено даже своеобразное соревнование, в котором участвовали все лучшие создатели «кругов». Им требовалось изготовить полную фигуру за одну ночь при соблюдении строгих ограничений. Результаты получились весьма впечатляющими, хотя далеко не всегда участникам удавалось соблюсти точность исполнения «кругов». В итоге соревнование показало, что люди способны создавать удивительные фигуры. А в августе 2000 года Колин Эндрюс, весьма авторитетный эксперт в данной области, заявил, что приблизительно 80 процентов из 300 «кругов», которые появились в Англии в 1999–2000 годах, созданы людьми. Оставшиеся 20 процентов — все довольно простые образования — по его мнению, имели иное происхождение. Эндрюс проводил свое исследование при помощи частного детектива и тщательно изучал физические свидетельства. Он открыл, что фальшивые «круги» довольно легко вычисляются по следам, оставленным создателями, — таким, как ямы от вешек, необходимых для осуществления правильного рисунка. Неоспоримым признаком поддельности фигуры служат также борозды, которые оставляет дорожный каток. Без этих борозд каток просто не может пройти по полю. Другой — естественной — причиной появления «ведьминых кругов» могут являться огненные шары (шаровые молнии?), представляющие собой странные светящиеся явления в небе. В своей книге «Тайная история ведьминых кругов» Терри Уилсон упоминает случай Уильяма Лузли, который 4 октября 1871 года видел два объекта в форме ярко светящихся дисков или шаров. На следующий день местные жители обнаружили на поле «круг» с примятой травой. А в 1991 году, когда появилась знаменитая треугольная фигура на поле в Бербери, некоторые свидетели тоже утверждали, что видели странные огни в небе, а другие слышали сильный шум и пульсирующее жужжание. В 1991 году британский исследователь Стив Александер заснял на видео слабый огненный круг, висевший над полем. Огоньки в этом круге пульсировали, но сам он оставался неподвижным. С тех пор многие зафиксировали на видеопленке подобные же огни. Чаще всего это огненные шары размером с баскетбольный мяч. На пленке, отснятой Дональдом Флетчером 7 августа 1999 года, можно видеть светящуюся сферу, которая прилетела к месту над «ведьминым кругом». Оказавшись в границах «круга», она резко изменила направление. Учитывая гипотезу доктора Левенгуда о том, что «ведьмины круги» образуются вихрями плазмы, которая излучает микроволны, многие исследователи считают, что огненные сферы имеют прямое отношение к созданию подобных «кругов». Ряд исследований был проведен группой под руководством голландского физика Элтьо Хазельхоффа. Если не считать Левенгуда, он является единственным, кто сумел опубликовать научную работу поданному феномену в журнале «Физиология растений». Хазельхофф пытался построить математическую модель, которая объяснила бы увеличение в размерах узелков на стеблях, находившихся в центре одной фигуры, и уменьшение узелков вплоть до полного исчезновения у растений, находившихся вне этой фигуры. По его модели, речь идет о каком-то особом распределении электромагнитного излучения, имевшего конкретный источник. Модель подобного распределения можно создать, если положить электрическую лампочку на землю. Прямо под лампочкой свет будет интенсивным, но прямо пропорционально расстоянию от нее его интенсивность будет уменьшаться, пока он не исчезнет вовсе. Когда Хазельхофф применил эту модель с переменными размерами к узелкам на стеблях растений, используя микроволны, излучаемые сферическим источником света, находившимся в покое, то получил результаты, прекрасно совпадающие с теми, которые можно обнаружить в «ведьминых кругах». Учитывая, что его работа была принята и одобрена в серьезном научном журнале, можно считать доказанным, что некоторые «ведьмины круги» образовались в результате воздействия огненных шаров. Может быть, речь идет о шаровых молниях? В 2000 году в Англии был снят документальный фильм, вызвавший к жизни несколько интересных гипотез. Некоторые основывались на строго научной базе, а другие представляли собой скорее метафизические теории. В числе называвшихся причин можно было встретить природные физические силы, инопланетян, существ из других измерений и даже божественные проявления. Однако никто пока не приблизился к окончательной разгадке этой тайны. Но мы можем сказать с уверенностью: что бы ни было таинственным источником этого явления, оно оказывает определенное воздействие на человечество, раздвигая пределы нашего познания, расширяя рациональное видение мира. Что бы ни являлось причиной появления «ведьминых кругов», они напоминают нам о подлинных чудесах природы, присутствующих в нашей жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.02 с.) |