Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.



Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.

Конституционное правонарушение - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.

Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д.

В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.

Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.

Формы конституционной ответственности –

- отмена или приостановление антиконституционного акта;

- отрешение от должности;

- признание выборов или результатов референдума недействительными

- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;
- досрочное расформирование подотчетного органа.

 

5. Источники конституционного права.

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

1. Конституция Российской Федерации — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства.

2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России.

3. Статус других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации.

4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения; принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов; утверждение описания и порядка использования государственных символов России; назначение и проведение референдумов; определение режима военного положения; введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях и т.д. Федеральные законы России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. В Конституции установлено верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

6. Акты палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа. СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

Декларации.

8. Постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

12. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. Решения Конституционного Суда. КС не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

15. Акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.

Источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права.

 

6. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений. Виды конституционно-правовых отношений.

Специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем.

1)Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2)Им свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3)Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержание которого составляет юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм — это правила поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Правоотношения общего характера - конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации.

Правовые состояния. От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Постоянные и временные. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм. С выполнением заложенных в них правил правоотношения прекращаются.

По целевому назначению принято различать: правоустановительные правовые отношения в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения. В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

7. Субъекты конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства — Российская Федерация и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, избирателей, отдельные граждане. В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть в определенных случаях и иностранные граждане, и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства). В приведенном примере о лишении своего имущества иначе как по решению суда данное правило распространяется в равной мере и на иностранных граждан, и лиц без гражданства.

 

8. Предмет науки российского конституционного права. Место в системе наук и структура науки российского конституционного права.

Предметом Конституционного права являются базовые общественные отношения, основополагающие для всех общественных и политических институтов российского государства. Эти отношения служат фундаментом российской государственности, являются системообразующими, они возникают во всех сферах жизнедеятельности государства и его граждан: политической, экономической, социальной, духовной и других. Отношения, регулируемые Конституционным правом, возникают в связи с закреплением и регулированием:

Устройства государства – отношения определяющие суверенитет государства, его форму, субъектов государственной власти, способы ее практической реализации.

Основ экономической системы – отношения определяющие формы собственности существующие в государстве, гарантии защиты прав собственника, способы хозяйственной деятельности.

Основ правового статуса граждан – это одни из важнейших отношений, имеющих огромное значение для признания государства демократическим и правовым. Данные отношения включают принципы взаимосвязи общества, государства и личности, основные права, свободы и обязанности граждан, а также правовые гарантии их соблюдения и защиты.

Основ федерализма – эти отношения определяются федеративным устройством Российской Федерации. Они закрепляют принципы единства и целостности государства, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, их взаимоотношения между собой.

Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления – эти отношения устанавливают механизм осуществления власти в государстве, виды государственных органов, их компетенцию, формы деятельности.

Вышеперечисленные отношения составляют систему Конституционного права как одной из отраслей российского права.

Наука Конституционного права является составной частью всей юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль российского права – Конституционное право. Наука Конституционного права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, изучает нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.

Нормы конституционного права исходя их структуры предмета регулирования можно разделить на две группы: (1) гражданско-публичное право, включающее нормы о статусе граждан – права человека, статус представителей отдельных социальных групп (беженцы, иностранные граждане), гражданство, специальные правовые режимы (военное и чрезвычайное положение) и (2) государственное право, предмет которого ограничивается установлением системы органов государственной власти и их функционированием, полномочиями, взаимодействием между собой и т.п..

Наука Конституционного права исследует следующие теоретические проблемы:

Народное представительство;

Государственный, национальный, народный суверенитет;

Федерализм;

Автономия;

Формы государственного и территориального устройства;

Правовой статус личности;

Организация гражданского общества;

Государственная власть.

 

9. Методы науки российского конституционного права.

Исторический метод. Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии. Наука изучает историческое развитие всех правовых институтов, выявляет их связь с общественными процессами, оценивает их реальность. Наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

Сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм различных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений. В сравнительном плане оцениваются нормативные акты различных стран мира, государств, бывших союзных республик СССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости и сходных основ, на базе которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Системный метод. В научных исследованиях необходим системный подход к объектам, составляющим предмет изучения. Наука рассматривает саму отрасль конституционно права как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается анализу и система каждого правового института.

Большое внимание уделяется определению места отрасли в общей системе права Российской Федерации, ее соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, ограничению конституционно-правовых отношений от других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает выявлять эффективность действия правовых норм, определять их влияние на общественные процессы. Количественный фактор — важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми номами. Поэтому наука анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер, регулируемых одноименной отраслью общественных отношений, и на их основе делает необходимые выводы. Так, научный интерес имеют данные об участии избирателей в выборах, уровне их активности, количественные показатели о формах связи депутатов с избирателями и т.п.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом обеспечивается выявление условий, воздействующих на развитие общественного сознания, формирования общественного мнения, определяющих поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных правовых норм.

В задачу науки входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы правовых отношений.

 

10. Источники, основные функции и направления развития науки российского конституционного права.

Источниками науки конституционного права служат и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает Конституция Российской Федерации.

Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность.

Развитие науки конституционного права России на современном этапе: Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права, признания её принципов безусловно истинными и незыблемыми. Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, она освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии одной марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества — перехода на рыночную форму хозяйствования, признания множественности форм собственности, в том числе частной собственности.

Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества.

 

Понятие конституции.

К. в современном понимании впервые появились в 17-18 веках в ходе буржуазных революции, хотя представления о К. сложились гораздо раньше, термин К встречается в работах Аристотеля (она упоминается как строение государства, его устройство). К. происходит от лат. - «устанавливаю». В РИ акты римских императоров – это К. В Средневековье – К. –акты о феод вольностях. Что касается современных терминов: К. (Авакьян) – это основной закон государства, выражающий волю народа в целом, либо отдельных социальных слоев, групп общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. К. (Козлова, Кутафин) – это единый, обладающий особыми свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности граждан. К. (Баглай) – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, закрепляющий принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. К. (в формальном смысле) – нормативно-правовой акт, обладающей наивысшей юридической силой («закон законов»). В некоторых странах К. в формальном смысле отсутствует. До 1918г. Российской К. в формальном смысле не было. К. (в материальном смысле) – нормативно-правовой акт группы нормативно-правовых актов, которые регулируют определенны круг общественных отношений, т.е. организацию государственной власти, территориальное устройство государства, права свободы человека и гражданина. К. в материальном смысле присуща в любой стране. До 1918г. в России были и основные законы.

К. – это нормативно-правовой акт обладающей высшей юридической силой, принимаемой в особом порядке и регулирующей наиболее важные общественные отношения в сфере основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, основ государственного устройства, основ организации публичной власти.

 

Сущность конституции.

Необходимо понять, чью волю выражает К.

Существует несколько теорий сущности К.:

1)теория общественного договора. Согласно этой теории все члены общества собрались и заключили договор, который закрепляет положение о том, на каких условиях учреждается данное общество и по каким правилам оно живет.

2)теологическая теория. Согласно этой теории К. – это воплощение божественных предписаний. В ней закрепляются идеи высшей справедливости и разума.

3)школа естественного права говорит о том, что сущность конституции – воплощение в ней многовекового опыта. И по мнению сторонников, что только в К., в которой воплощается многовековой опыт.

4)теория самоограничения государственной воли. Государственная власть путем создания К. сама себя ограничивает.

5)марксистско-ленинская теория. К. закрепляет волю господствующего класса.

Виды конституции:

Это связано с тем, что в современном мире достаточно большое число К. И всех их можно по каким-то основаниям классифицировать для того, чтобы понять особенности данного акта.

1)по форме: писаные (К., выраженные в нормативно-правовом акте, они м.б. кодифицированными (делятся на развернутые (более детально регулируют общественные отношения) и не развернутые и не кодифицированными) и неписаные.

2)по порядку принятия: октроированные и не октроированные. Октроированные – «дарованные» (Великобритания даровала конституцию своим колониям). Не октроированные – К., которые были приняты на референдуме и К., принятые с помощью учредительного органа. Есть харизматическая К., которые написаны под лидера гос-ва.

3)по порядку изменения: гибкие и жесткие. Гибкие – это К. в которые изменения в которые вносятся в таком же порядке, как и в текущее законодательство (все конституции советского периода). Жесткие – нынешняя К., для изменения ее глав требуется жесткая и сложная процедура.

4)по времени действия: постоянные и временные. Постоянные – принимаются на неопределенный период времени, временные – как правило указывается либо дата, либо какое-то событие, при наступлении которого К. перестает действовать.

5)по закрепляемой форме государственного устройства: федеративные и унитарные. Федеративные делятся на К. федеральные и К. субъектов федерации.

6)по закрепляемой форме правления: монархические и республиканские.

7)в зависимости от закрепляемого политического режима: тоталитарные и демократические.

8)по степени соответствия реальной действительности: фиктивные и реальные. Фиктивные – положение формальной К. не соответствует реально существующим общественным отношениям. К. – программный и перспективный характер.

9)по объектам конституционного регулирования: К. старого времени и К. нового времени. У К. старого времени значительно уже круг объектов. Первые К. лишь регулировали основы государственного строя и права и свободы человека и гражданина.

 

Требование к кандидату в судь КСРФ. Прававое положнени судей КС (поломочия, несменяемость, неприкость, гарантии правового положения судей).

Требования, Судьей КСРФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Срок полномочий судьи КСРФ. Судья КСРФ назначается на должность на срок двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи КСРФ семьдесят лет. Назначение на должность судьи КСРФ на второй срок не допускается. Судья КСРФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Гарантии независимости судьи КСРФ. Независимость судьи КСРФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи КСРФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством КСРФ для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей КСРФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Судья КСРФ несменяем.

Судья КСРФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия КСРФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья КСРФ, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

Должностное лицо, произведшее задержание судьи КСРФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом КСРФ, который в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия.

Судья КСРФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании КСРФ, а также за принятое КСРФ решение.

Народный суверенитет: понятие и проблемы. Вопросы о национальном суверенитете. Национальные отношения в современной России.

В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, вы­ступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-по­литический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, само­стоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его не­зависимость во внешних сношениях. Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наибо­лее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот. Выражением народного суверенитета является признание народа в качестве верховного носителя всей власти. Наличие суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социаль­ных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собст­венных интересах. Способами осуществления народного суверенитета являются: соз­дание суверенного и независимого государства, свободное присоедине­ние к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Воля народа является единственным базисом демократического го­сударства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления); представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, представляющие его). Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демо­кратии, так как они равным образом важны для реализации народо­властия. Народ выступает как носитель власти в РФ на трех уровнях: федеральном (как многонациональный народ всей России); региональном (как народ каждого из субъектов РФ); местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).

Национально-культурная автономия. Особенности правового положения коренных малочисленных народов в РФ. Права человека на определение и указание своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Индивидуальное национальное самоопределение:

это свободное определение собственной национальной принадлежности;

выбор национального языка;

выбор национальной культуры;

национальное равноправие каждого индивида и невозможность ущемления прав по этническому признаку.

Коллективное национальное самоопределение или самоопределение этнической общности:

это самоидентификация (осознание себя этническим единством и самостоятельный выбор названия);

это форма национального языка и национальной культуры, экономики;

национально-социальной структуры;

формирование национальной политической системы и создание национальной государственности.

Национальная государственность - это организация политической власти в районах компактного проживания социально-этнических общностей.

Форма национальной государственности включает в себя:

Нацию, которая компактно заселяет территорию. Заселение бывает двух видов: абсолютное (в данном районе проживает большинство из всех представителей данного этноса) и относительное (в рамках национальной государственности проживают не большинство данного этноса, но больше чем в других местах компактного поселения).

Особую организацию органов государственной власти и местного самоуправления, предполагается особый механизм учета интересов титульной национальности.

Содержание национальной государственности:

Создание условий приоритетного развития титульной национальности.

Обеспечение равноправного развития и гарантированность прав других национальностей, исторически проживающих на этой территории.

Национальная государственность может иметь разный статус:

Суверенная государственность, т.е. отдельно существующее государство.

Субъект федерации.

Территориально-автономное образование.

Национальная территория муниципального единства или поселения.

Разные этнические группы имеют разные возможности по созданию своей национальной государственности. Поэтому создание национальной государственности не является обязательным элементом в формировании этноса, но ускоряет его развитие, т.к. обеспечивает официальное закрепление территории расселения данного этноса. По мировым правилам, национальная государственность может создаваться только по месту своей исторической родины, и если там проживает этнос. Вопрос об исторической родине дискуссионный. Право социально-этнической общности на самоопределение - это ее право свободно решат вопросы своего развития в политической, социально-экономической и культурной сферах на основе взаимоуважения с окружающими этносами.

На экологическую сферу национального самоопределения есть два взгляда:

Право этноса на благоприятную окружающую среду.

Как свобода от влияния других этносов (которые своей деятельность загрязняют окружающую среду), надо лишить равных прав все этносы во всех сферах жизни, кроме титульной национальности. Сторонники этого подхода против межрасовых браков. Можно заметить, что эта теория ведет к геноциду.

Национальный суверенитет имеет те же сферы реализации, что и право национальной общности на самоопределение. Но право это возможность, а национальный суверенитет - это реальная возможность и свобода для каждой социально-этнической общности решать все вопросы своего развития во всех сферах (социально-экономической, политической, культурной, экологической) на основе взаимоуважения с другими этносами.

Национальный суверенитет нельзя сводить к власти нации, т.к. у них разные цели: у национального суверенитета – свобода национального саморазвития, а власть выступает только в роли средства. У нации непосредственной целью является власть. В моноэтническом государстве по кругу субъектов, национальный и народный суверенитет пересекаются, но таких государств практически нет. Поэтому в многонациональной стране субъектом народного суверенитета является диалектическая сумма всех национальных суверенитетов на данной территории. Здесь мы говорим не о власти, а о совластии всеми этносами данной территории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.073 с.)