Поп-арт. Переходный этап от авангарда к модернизму (1950-е – 1960-е годы)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поп-арт. Переходный этап от авангарда к модернизму (1950-е – 1960-е годы)



Поп-арт - одно из наиболее распространенных направ­лений в англо-американском искусстве сере­дины XX века, оказавшее влияние и на искус­ство других стран. Один из наиболее ярких феноменов модернизма, на основе которого, так или иначе, модифицируя его основные элементы и приемы, формировались многие художе­ственные практики второй половины XX века.

Возник в начале 1950-х годов практически одно­временно в Великобритании и США как ре­акция на элитарность наиболее продвинутых к тому времени авангардныхнаправлений искусства (в частности, на абстрактное искусство, абст­рактный экспрессионизм). Своего апогея дос­тиг в 1960-егоды. Поп-арт является типичным продук­том технологического индустриального об­щества массового потребления. В нем нашла своеобразное художественное выражение принципиальная антиномия того времени:романтизация индустриального общества массового потребления (его идеалов, куми­ров, имиджей, стереотипов, технологии и его продукции), и иро­ническое дистанцирование от этого обще­ства, иногда даже неприятие и резкий протест против него. Первый член этой оппозиции, как правило, все-таки преобладал в поп-арте.

 

 

Начальные теоретические разработки поп-арта появились в Англии в период 1952-55 годов, ког­да в Институте современного искусства в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков (среди них Р.Хэмилтон, Э.Паолоцци, Л.Эллуэй, Р.Бэнхем и др.). Позже к ним присоедини­лись такие ставшие известными в поп-арте фигуры, как П.Блейк, Р.Б.Китай, Д.Хокни, А.Джонс, П.Филлипс. Слово «Поп» было введено критиком Эллуэем для обозначения факти­чески нового эстетического сознания,новой эстетической позиции, которая утверждала художественную значимость предметов, собы­тий, фрагментов повседневностимассового че­ловека индустриального общества, до этого считавшихся в художественно-эстетической элите нехудожественными, антихудожествен­ными, кичем,дурным вкусом и т.п. Поп-арт пред­принял масштабную и результативную по­пытку уравнять их в правах с феноменами «высокой культуры», слить элитарную куль­туру с потребительской популярной субкультурой. Сво­ими предтечами поп-артисты справедливо считали М.Дюшана с его peди-мэйд,дадаистаК.Швиттерса, отчасти Ф.Леже сего романтизацией машинного миро-человека.

 

Художники поп-арта открыли своеобразную поэти­ку массовой продукции городской культуры, находя ее в банальных и тривиальных вещах, событиях, жестах, в окружающей их потреби­тельской среде и коммерциализованной ре­альности: в голливудских боевиках и популяр­ных «звездах», в газетных и журнальных фото,в американском жизненном стандарте, осно­ванном на техническом прогрессе, в рекламе, афишах, плакатах, газетах, в предметах домаш­него обихода, комиксах, научной фантастике, бульварной литературе и т. п. Изымая элементы и имиджи массовой культуры из повседневной среды и помещая их в контекст художественного пространства, поп-артисты строили свои произведения на основе игры смыслами массовых стереотипов.

 

Ранние произведения поп-арта выполнялись в техниках коллажаили традиционной живо­писи с элементами коллажа. Среди первых программных для поп-арта работ, получивших хре­стоматийную известность, были коллажи Э.Паолоцци «Я была игрушкой богатого муж­чины» (1947) и Р.Хэмилтона «Что собственно делает сегодня наш домашний очаг иным и столь привлекатель­ным?» (1956). Элементы изображения — вырез­ки из рекламных проспектов и популярных журналов. В обеих работах присутствует девиз нового направления — словечко «POP».

 

В дальнейшем используемые материалы и техника создания поп-произведений суще­ственно расширяются и усложняются. В тради­ционную живопись активно внедряются ино­родные элементы — обломки гипсовых изоб­ражений, предметы повседневной действи­тельности, фотографии, детали машин и т.п. Появляются поп-скульптуры, объекты, ассамбляжи, инсталляции, в которых используются самые различные материалы, в том числе и в большом количестве вещи, бывшие в упот­реблении, то есть содержимое мусорных ящи­ков, помоек и свалок. Часто создаются компо­зиции из упаковочного картона, тары потреби­тельских товаров и т.п. материалов. Художни­ки не ограничиваются только статическими произведениями — они создают поп-артистские действа — хэппенинги, энвайронменты и т.п. акции,которые в дальнейшем становятся особенно характерны для представителей американского поп-арта.

 

Зачинателями поп-арта в Америке считаются Р.Раушенберги Дж.Джонс. В дальней­шим когорту американских поп-артистов по­полнили такие фигуры, как Э.Уорхол,РЛих-тенштейн, К.Ольденбург, Т.Вессельман, Дж.Розенквист, Ж.Сигал и др. Из европейских мастеров поп-арта (имевшего во Франции название «Нового реализма»)наи­большую известность приобрели Арман (Ар­манд Фернандес), Ники де Сен-Фаль, Христо. По своему духу и внутренней ориентации поп-арт вошел в историю культуры все-таки как продукт американской индустриально-потребительской цивилиза­ции. Именно в США он достиг необычайного размаха и очень быстро был признан в художе­ственных кругах в качестве влиятельнейшего движения в искусстве второй половины XX века. По со­держанию, материалу, манере исполнения и типам артефактов художники поп-арта сильно отли­чаются друг от друга и этим еще раз косвенно демонстрируют свою глубинную принадлеж­ность к пестрой, хотя и стандартизированной повседневностимассового общества.

 

Д.Джонс чаще всего пользуется средствами живописи, близкими к абстрактному экспрес­сионизму. Однако известность ему приносят почти иллюзионистские, натуралистические изображения американского флага в различ­ных вариантах и масштабах.

Для Т.Вессельмана характерна по­этизация идеализированно-рекламной эро­тичности женского тела. Его композиции со­стоят обычно из плоскостного упрощенно-си­луэтного изображения обнаженных женских фигур часто в откровенно сексуальных позах на постели или в ванной, выполненного ярки­ми масляными или акриловыми красками (иногда с элементами коллажа), в сочетании с некоторыми конкретно-предметными фрагментами интерьера.

 

Р.Лихтенштейн делал полумеханическим способом картины на холсте в духе журналь­ных комиксов — увеличивая их в масштабе. К.Ольденбург создавал объекты и инстал­ляциииз самых различных материалов. Здесь и сочетания реальных предметов с раскра­шенными гипсовыми муляжами (как прави­ло, скоропортящихся продуктов питания — кусков мяса, овощей, хлеба); и антропомор­фные композиции из фигур, вырезанных из упаковочного картона; и инсталляции из са­мых разнообразных предметов, частично рас­писанных маслом; это и серия мягких надув­ных предметов обихода: унитаз, пишущая ма­шинка, телефон-автомат, пылесос и т.п.; это, наконец, целые интерьеры комнат, воспроиз­веденные в натуральную величину из реаль­ных вещей в пространстве музея (например, «Спальня» в Музее современного искусства во Франкфурте и подобные интерьеры в дру­гих музеях мира). Э.Уорхолсоздавал шелкографические серии на основе фотографий Мерилин Монро, отдельных фрагментов ее лица (губ, глаз), долларовых купюр, бутылок колы и т.п. P.Payшенбергсочетал живописную технику с созданием объектов и инсталляций из самых различных материалов (как прави­ло, недолговечных, обиходных ) — так назы­ваемую «комбинированную живопись».

 

Дж. Розенквист писал яркими, часто ядовито режущими глаз синтетическими красками огромные многометровые композиции, набранные из иллюзорно выписанных элементов, фраг­ментов, символов научно-технического про­гресса XX века. Ж.Сигал создавал, как правило, пространственные группы из белых гипсо­вых фигур-муляжей людей в натуральную величину. Некоторые работы Сигала и осо­бенно композиции, ассамбляжи, инсталля­ции Э.Кинхольца с антропоморфными фи­гурами, собранными из обломков и деталей технических приборов и машин, имеют жут­коватый абсурдно-сюрреалистическийхарактер. В них с особой силой выявляется абсурдность и бессмысленность той «идеальной» повседневности современ­ного массового общества, которую идеали­зирует американская государственная маши­на и романтизировали некоторые ранние поп-артисты. С экспрессивной пронзитель­ностью выражена в некоторых из них внут­ренняя экзистенциальная опустошенность человека этого общества.

 

В целом поп-арт фактически подвел черту под традиционными видами изобразительного искусства, доведя их до логического завер­шения, и открыл путь принципиально но­вым типам художественных практик, осваи­вающих самые различные пространства с по­мощью всего множества визуально воспри­нимаемых форм, предметов и способов не­утилитарной деятельности современного ху­дожника. В частности, поп-арт подготовил почву для концептуализма и постмодернизма.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.007 с.)