Экспрессионизм. Драма личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспрессионизм. Драма личности



Экспрессионизм - специфический метод художественного творчества, характерный для некоторых групп и отдельных художников авангарданачала XX века и особенно — немецкого авангар­да. Считается, что экспрессионизм — это наибольший вклад, который немецкие художники внесли в искусство XX века. Суть его заключается в обостренном выражении с помощью исклю­чительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррацио­нальных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драмати­ческого спектров: тревоги, страха, безысход­ности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезнен­ной страстности, глубокой неудовлетворен­ности, ностальгии и т.п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истерич­ность, мрачный эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающе­го мира и призывы о помощи содержат мно­гие произведения экспрессионизма.

 

Этот смысл термина экспрессионизм не сразу утвер­дился в науке. В начале 1910-х гг. им обо­значали нередко более широкий круг аван­гардных явлений в искусстве, связанный с теми или иными деформациями видимой действительности. Наряду с собственно эк­спрессионистами сюда относили и фовистов, кубистов, иногда и некоторых постимпрессионистов. Только в более поздний период сложилось современное понимание экспрессионизма, которое также не отличает­ся четкой определенностью границ (хроно­логических, стилистических, персоналистических). Однако центральным и наиболее характерным для экспрессионизма принято считать дея­тельность, прежде всего, немецких худож­ников, связанных с группой «Die Briicke» («Мост») (организована в Дрездене в 1905 году студентами архитектуры Э. Л. Кирхнером,, Э. Хэкелем, К. Шмит-Роттлуфом, в которую входили также Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер; в 1911 году группа переселилась в Берлин, прекратила свое существование в 1913 году); альманахом «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»), организованным В. Кан­динским и Ф. Марком в 1911 году (эта группа распалась в 1914 году в результате начавшейся войны), и с галереей, издательством и одно­именным журналом «Der Sturm» (Берлин, 1910-1932 гг.).

 

Периодом расцве­та экспрессионизма считаются 1905-1920 годы, т. е. время вокруг Первой мировой войны и социальных по­трясений в Европе (в Германии, прежде все­го), когда именно экспрессионизм в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и по­трясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно — художе­ственно-интеллектуальных кругов.

 

Прямыми предшественниками (или ран­ними представителями) экспрессионизма считают Ван Гога, бельгийца Энсора, норвежца Мунка. Работа Мунка «Крик» (1895) фактически яв­ляется квинтэссенцией экспрессионистской выразительности. Здесь ощущение самой метафизики крика (некой неумолимо надви­гающейся апокалиптичности бытия) переда­ется не только изображением самой крича­щей фигурки на мосту, но и всей системой композиционно-пластической организации произведения. Однако сам прием экс­прессивного выражения с помощью цвета и формы тех или иных экстремальных состояний человеческой психики, глубинных со­стояний души и духа человека встречается в истории искусства с древних времен. Его можно найти в искусстве народов Океании и Африки, в средневековом немецком ис­кусстве (особенно в готической скульптуре и живописи), у Грюневальда, Эль Греко (по­здний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, предста­вителей европейского символизма и стиля модерн. В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали или создавали отдельные экспрессионистские ра­боты многие художники. Среди них можно назвать Кандинского, Шагала, Пикассо. В са­мой Германии в духе экспрессионизма работали М. Бекманн, А. фон Явленский, Г. Гросс, О. Дикс; в Австрии — О. Кокошка, Э. Шиле; во Фран­ции Ж. Руо и X. Сутин.

 

Для всех представителей экспрессионизма характерно стремление как можно выразительнее за­фиксировать свои переживания, свой чув­ственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный опыт исключи­тельно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации об­лика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей. Повышенное напряжение цветовых контра­стов, выявление структурного костяка пред­мета, активное использование контура, в графике — черного пятна, обострение кон­трастов черное — белое, черное — цветное, усиление энергетики формы путем деформа­ции и использования открытых кричащих цветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур — характерные черты экспрессионистского языка в изобразитель­ном искусстве. Многие из этих приемов ак­тивно использовали и довели до логическо­го завершения представители некоторых на­правлений в живописи середины и второй половине XX века. Так на грани предметно-беспред­метных изображений с агрессивно напря­женными цветоформами работали участни­ки группы «Cobra» (датчане Йорн и Педерсен, бельгиец Алехински, голландцы Аппель, Корнель, Констант). Экспрессио­нистские традиции в абстрактном искусстве продолжили абстрактный экспрессионизм и ташизм(Д. Поллок).

 

По своим эстетическим принципам, твор­ческим задачам и установкам экспрессионизм — это как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техно­генной цивилизации с ее рационалистической и прагматической регламентацией всей жизни человека. Это последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художествен­ных формах. В этом плане он является пол­ной противоположностью почти одновре­менно с ним зародившемуся футуризму. Пе­ред угрозой научно-тех­нического прогресса экспрессионизм стремился отыскать, сохранить, выразить некие изначальные принципы человеческого существования, первобытные инстинкты жизни, реализуя в этом плане один из главных тезисов эстети­ки Ницше -инстинкт против разума.

 

Ф. Марк вслед за Кандинским стремился к выраже­нию в искусстве духовного начала и с горечью констатировал «всеобщую незаинтересован­ность человечества в новых духовных ценно­стях». Путь к ним многие экспрессионисты усматривали в жизни и творчестве примитив­ных народов, в их органическом единстве с природой и космосом. Этим единством орга­нического (животного, в частности) мира и космоса в целом, идеями «мистико-имманентной конструкции» мироздания (усмотрен­ной Марком еще у Эль Греко) пронизано все его творчество. Оно характерно и для русско­го варианта экспрессионизма — неопримитивизма Н.Гон­чаровой и М.Ларионова. Природно-эроти-ческие и почти пантеистические начала ма­нифестируются во многих полотнах Кирхнера, Шмит-Роттлуфа, О. Мюллера. В работах этих художников об­наженные тела органично вписаны в ланд­шафт, составляя его цвето-пластические доми­нанты. Антиурбанистическим (в широком смысле, то есть антицивилизационным, ан­тимилитаристским) духом наполнены работы М. Бекмана, Г. Гросса, О. Дикса. Новый взгляд на христианство стреми­лись выразить Э. Нольде и Ж. Руо.

 

Принципы экспрессионизма были характерны и для представителей других видов искусства пер­вой трети XX века. В архитектуре они хорошо просматриваются у А. Гауди, Ле Корбюзье. В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоцио­нальности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям, изломанному на­пряженному стилю) характерны для писателей, группировав­шихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. Среди наиболее ярких фигур писате­лей-экспрессионистов можно назвать име­на Г. Метерлинка, Л. Франка, Ф. Кафки,ран­него Л. Андреева. Черты экспрессионизма орга­нично вошли в художественные языки мно­гих крупных писателей и драматургов второй половине XX века.

 

Черты экспрессионизма характерны для кино­языка целого ряда мастеров того времени, ибо немое монохромное кино требовало по­вышенной экспрессии от собственно визу­альных элементов киноязыка — обостренно­го динамизма действия, контрастов света и тени, деформации предметов, использова­ния крупных планов, наплывов, утрирован­ной жестикуляции, гротескной мимики ак­теров, создания предельно напряженного ирреального кинопространства и т. п. Большое место в фильмах экспрессиони­стов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров). Героями многих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т.п. (режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др.).

 

В музыке пред­течей экспрессионизма считается Вагнер, а собственно к экспрессионизму относят, прежде всего, «нововенцев» А. Шён­берга(сотрудничавшего с «Синим всадни­ком»), А. Берга,отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера. Черты экспрессионизма усматриваются у моло­дых Прокофьева и Шостаковича, у Бартока, Онеггера, Бриттена. К специфически экспрессионистским харак­теристикам музыкального языка относят по­вышенную диссонансность гармоний, болез­ненную изломанность мелодики, вязкость фактуры, использование жестких, пронзи­тельных звучаний, прерывистость вокальной линии, инструментальную трактовку вокаль­ных партий, возбужденную речитацию, пере­плетение пения с разговорной речью, использование возгласов и криков. Многие из этих элементов музыкального языка экспрессионизма были абсо­лютизированы и иногда доведены до принци­пиального абсурданаиболее продвинутыми композиторами второй половины XX века.

Лекция 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)