Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности совместимости рациональных и иррациональных типов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рациональность — иррациональность не дополняющий признак. Различие по этому параметру воспринимается наиболее остро: люди этих типов отличаются друг от друга мышлением, поведением, образом жизни. Партнерам часто не хватает взаимопонимания, слишком уж разные у них способы существования на земле. В крайнем варианте про позицию иррационального можно сказать: «Судьба придет, на печке найдет». Такая позиция непонятна рациональному, он может не успеть понять, что это его судьба, быстро сориентироваться и схватить свою синюю птицу. Рационального угнетает ожидание случая, он предпочитает запланированные действия. Про его позицию, в крайнем случае, можно сказать: «Не мытьем, так катаньем». Иррационального угнетает ежедневное и планомерное исполнение обязательных действий, которые совсем не обязательно ведут к удаче и при этом отвлекают внимание, мешают замечать изменения ситуации. Непонимание может упираться даже в такое: один считает, что работать нужно непременно за письменным столом, и заставляет так же поступать другого. А тому и на коленке прекрасно пишется, стол его угнетает, лишает вдохновения. Просто каждому свое, не следует никому навязывать свои методы, иначе один другому кажется несобранным, а второй первому — занудой. Плодотворное сотрудничество возможно, когда оба ценят, что для дела нужны одновременно и высокая восприимчивость, и последовательность в выполнении планов. При этом партнерам необходимы взаимное уважение, достаточная свобода и отсутствие давления друг на друга. Отношения между такими разными людьми будут складываться очень хорошо, когда у них есть общая цель. Их может объединять важное для обоих дело, или идея, или взаимное стремление к радостям жизни, или обеспечение благополучия и достатка, — цели могут быть разными, сколько людей, столько мнений. Здесь важно, что цель общая. Пара оказывается очень эффективной в ее достижении, так как один будет выбирать методы, ведущие к успеху, а другой постарается увидеть открывающиеся возможности. Здесь уместно поговорить о шаблонах в воспитании и самовоспитании. Пара рациональных функций (логика — этика) ориентируется на нормы, наработанные обществом. Это необходимо для передачи опыта,, накопленного в социуме. Иррациональные функции (сенсорика — интуиция) ориентированы непосредственно на мир, чтобы человек не терял связь с реальностью. Как рациональный, так и иррациональный подход необходим человечеству. Нужны и передача опыта (чтобы не повторять ошибок), и восприятие нового (для развития). Для выживания каждого биологического вида необходимы как механизм наследственности, так и механизм изменчивости. Поэтому, хотя признаки рациональность — иррациональность не являются дополняющими для конкретных людей, оба они необходимы обществу, один не может существовать без другого, это привело бы к катастрофическим последствиям. Однако, каждый человек должен выбрать свой путь в жизни, понять, чем именно он ценен, не доверять слепо чужому опыту, не ориентироваться только на догмы учителей и воспитателей. Если провести аналогию с «Puzzle», то, конечно, собирать картинку по шаблону проще, чувствуешь себя увереннее. Но в жизни шаблон ведь всегда из прошлого. Будущее может иметь в виду совсем другой рисунок. И для нас важно не потерять себя, не упустить свои возможности и раскрыть полностью собственную индивидуальность. Виды деятельности для рационалов и иррационалов (По рекомендациям В. В. Гуленко)
Характерные понятия для признаков рациональность — иррациональность:
Кроме того: Рациональные: порядок, иерархия, подготовить, преднамеренно, неоспоримо, обдуманно, инерционность, парадигма, очевидный, организованный, вышеуказанный, как ранее говорилось, как было обещано, подытожить, предписание, зарезервировать, обремененный, преемственность, заготовка, «семь раз отмерь», консервативный, традиции, выверенный, подготовить решение, сделать вывод. Иррациональные: авантюра, внезапно, в то же время, попутно, между делом, несмотря на, имея в виду, кроме того, спорадический, всплеск, озарение, взрывной характер, импровизация, экспромт, находчивость, воспламениться, мозговой штурм, фривольный, новаторский, генерация, образ, переменчивый. Соционическая консультация. Далеко не всегда себя оправдывает традиционное разделение обязанностей на мужские и женские. Чаще необходим современный подход, учитывающий их соответствие сильным и слабым функциям партнеров. Разберем пример. Представим, что к нам за консультацией обратилась пара в которой все четыре юнговские функции представлены в сильном варианте, а так, как раз и случается в дополняющих семьях. Какие домашние заботы соответствуют четырем юнговским функциям? Логика: организация дел, наведение порядка, понимание формальностей, занятия математикой, языком (грамматикой) Этика: налаживание психологического климата семьи, занятия музыкой, контакты с врачами, продавцами, учителями организация развлечений, дипломатические обязанности. Сенсорика: поддержание дисциплины, приготовление пищи, уборка, наведение уюта, забота о здоровье, защита территории, обеспечение стабильности, мелкий ремонт, шитье, вязанье. Интуиция: видение возможностей, планирование перспектив, развитие способностей, предупреждение об опасностях. Естественно, разумнее выбирать себе обязанности в соответствии со своими сильными функциями. Пусть каждый делает то, что ему легче и приятнее, и при этом чувствует себя незаменимым. Это значительно более успешная позиция, чем мучаться, делая то, что трудно, при этом видеть, что плохо получается, и еще заботиться, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна». Тогда удастся избежать многих семейных неприятностей. Однако не всегда бывает так, что все четыре юнговские функции в семье сильны. Представим теперь, что за консультацией обратилась пара, в которой в сильном варианте представлены только три юнговских функции. Тогда одна из функций неизбежно выступает как слабая. Мы должны дать прогноз возможных проблем и способы компенсации недостающих обоим супругам качеств через сильные функции пары. Вариант I. Слабая функция в паре — сенсорика. Типичные проблемы: усталость от бытовых проблем, затягивающиеся болезни, слабая дисциплина, покушения на территорию со стороны родственников, соседей и т.п. В таком случае сильной у обоих партнеров будет интуиция. Через интуицию можно снять часть сенсорных проблем. — Надо изыскать возможность уменьшить до минимума домашнюю работу. — Применять в быту новейшие достижения техники. — Шире использовать полуфабрикаты, готовые продукты. — Заранее готовиться к возможным болезням: собирать информацию об оздоровлении и лечении, иметь под рукой необходимые средства лечения, знать, куда можно обратиться за помощью. Предпринимать необходимые меры профилактики. — При необходимости начинать лечение сразу, не откладывая ни на минуту, чтобы не было осложнений. — Включать в домашнюю работу всех членов семьи в соответствии с их возможностями. — Чаще отдыхать, поддерживая здоровье. — Не требовать невозможного от партнера. Некоторые сенсорные задачи можно перераспределить на дополняющие функции партнеров — логику и этику. С помощью логики решают вопросы: целесообразны ли обильные ежедневные обеды, слишком частые генеральные уборки и т.п. Формальная логика поможет навести порядок и осознать свои права на территорию. Решения о том, где заработать деньги, и умение освоить новую технику тоже находятся в ведении логики. С помощью этики решают вопросы снятия напряжений от бытовых неурядиц, вовлечения всех членов семьи в помощь по хозяйству, привлечения консультантов и исполнителей со стороны: врачей, дизайнеров, строителей, слесарей. А также вопросы отношений с посягающими на территорию семьи. Вот примеры того, как сказываются на жизни семьи учет или игнорирование этих правил. Пример 1. В семье мама и папа интуиты, дети сенсорики. Родители не только на работе занимались физическим трудом, но и дома старались все делать своими руками, никогда не пользовались услугами прачечной, обувной мастерской, кулинарии: «так экономнее». Очень внимательные к общественному мнению, они и детей своих держали в жестких рамках, подавляли: «чтобы были не хуже, чем у других». Перегружаясь при этом сверх меры, они уже недооценивали своих интуитивных способностей: умения предвидеть развитие событий, представить последствия своих действий, оценить адекватно способности своих детей и направить их соответственно. В результате и сын и дочь при первой же возможности создали свои Семьи, причем оба брака оказались неудачными, скоропалительными. лишь бы поскорее уйти от родительской опеки. Дочь так и говорила: «Я сбежала замуж». А ведь мы привыкли считать, что если родители прожили вместе всю жизнь, то и их дети создадут, скорее всего, крепкие дружные семьи. Здесь очень важно понять, что мучениями, жертвами счастья не достичь. Пример 2. Тоже семья двух интуитов, а дети сенсорики. Но в отличие от первой, у родителей высшее образование, широкие духовные интересы, в семье ценят книги, разнообразные интеллектуальные увлечения. Детей здесь не подавляют, а используют естественное стремление сенсориков включиться в хозяйственные заботы, научиться готовить. В результате обе дочки удивительно гармонично развиты. Они поражают не только своим интеллектуальным уровнем, начитанностью, разнообразием интересов, но и хозяйственностью, заботливостью, умением организовать свои дела. Вариант II. Слабая функция в паре — интуиция. Типичные проблемы: растерянность при неожиданных переменах, трудности в определении реальных возможностей, способностей, неадекватное планирование. Мелочи перекрывают целостное видение жизни. Компенсирующей функцией здесь будет сенсорика, которая сильна у обоих партнеров. Вот как можно через сенсорику решить часть проблем, связанных с недостаточно сильной интуицией. — Поддерживать надежность и стабильность жизни, не стремиться иметь все сразу. — Обеспечивать некоторый запас здоровья и ресурсов на непредвиденный случай. — Присущую волю направить на адаптацию к новым обстоятельствам. Чувствовать себя сильными, чтобы не бояться перемен. — Не навязывать свою волю друг другу, а ориентироваться на взаимный комфорт. С помощью логики продумывают планы, их адекватность реальности. Надо только иметь в виду, что такие планы не должны быть долгосрочными. Логический анализ ситуации поможет также предсказать ее стандартное течение, если не возникнут неожиданности. Этика поможет увидеть общее состояние отношений в паре и подкорректировать их. Можно почувствовать, как завышенные или заниженные ожидания напрягают партнера. Этик же должен взять на себя заботу об эмоциональном отвлечении от страха перемен и подыскать, если необходимо, подходящего консультанта. Пример. Семья двух сенсориков поддержала стремление дочери стать художником-ювелиром: у нее явный талант, да к тому же и денежно, что для сенсориков очень важно. Сына отдали учиться бальным танцам, он довольно быстро начал получать первые места на конкурсах, дипломы и медали, что для сенсориков не менее важно. Но через некоторое время стало заметно, что дети теряют интерес, «киснут». В чем причина? В ситуации «здесь и сейчас», которую хорошо ощущают сенсорики, все было сделано замечательно. Однако, дети не видели в этом перспективы. К счастью, родители вовремя обратились за помощью. Выяснилось, что дети оба логики, причем логика у обоих — творческая функция. Значит, и перспективы нужно связывать с ней. Изучение компьютера открыло им новые горизонты. Дочь теперь художник, работающий на компьютере, и зарабатывающий не меньше, чем ювелир. Сын с удовольствием изучает математику и информатику в математической школе, а красиво двигаться под музыку он уже научился, этого достаточно. Вариант III. Слабая функция в паре — этика. Типичные проблемы: недостаток проявления чувств, сопереживания, сочувствия, эмоциональной поддержки. Неумение творчески подойти к общению, проявить дипломатичность. Неадекватность эмоциональных реакций. Компенсирующей функцией здесь будет логика, которая сильна у обоих партнеров. Вот как можно через логику решить часть проблем, связанных с недостаточно сильной этикой. — Изучать и соблюдать правила этикета, которые в данном случае служат защитой. — Сознательно нарабатывать навыки общения. — Вместе обсуждать проблемы, связанные с работой, общими делами, воспитанием детей. — Стараться понимать и быть понятым. — Завести семейные традиции, сплачивающие семью: интересные совместные поездки, походы в театр, в музеи, чтение вслух. В такой семье интуит может спланировать семейные мероприятия, порадовать своих чем-нибудь новеньким, придумать необычную форму поздравления именинника или проведения досуга, проявит особенное внимание к старым и малым. Сенсорик в свою очередь позаботится об уюте, комфорте, вкусных семейных ужинах и праздничных пирогах, позаботится о здоровье своих близких, что немаловажно для хорошего настроения. Вариант IV. Слабая функция в паре — логика. Типичные проблемы: трудности в заработке денег и организации дел, нетворческое отношение к порядку (от музейной чистоты до полного запустения, но без учета того, что порядок для людей, а не люди для порядка). При общей душевности — взаимное непонимание, несоблюдение правил этикета. Неумение занять место в иерархии и соответственно настроить детей. Компенсирующей функцией здесь будет этика, сильная у обоих партнеров. С ее помощью можно решить часть этих проблем. — По сложным, запутанным проблемам находить советчиков среди приятелей-логиков или обращаться к специалистам. — Налаживать хорошие отношения как у себя на работе, так и с учителями ребенка, что обеспечит более высокое место в иерархии и взрослым и детям. Для взрослых это обычно ведет и к более высокому заработку. — Стремиться учитывать чувства партнера, ставить себя на его место. — Поменьше друг друга воспитывать, следить за своими эмоциями. Интуит в такой паре пусть возьмет на себя заботу о развитии взаимоотношений, а сенсорик — позаботится о том, чтобы правила семьи и порядок были удобными, легко выполнимыми. Мы видим, что при некоторых усилиях со стороны партнеров и при ясном понимании своих трудностей, существует способ удовлетворительно справиться с проблемами слабой функции в паре. Бывает, что в паре слабы не одна, а две или три функции. Это как раз те случаи, когда супруги похожи характерами, но нет дополнения. Описанный способ помогает улучшить жизнь семьи и в этих случаях. Задача соционики — помочь людям увидеть их сильные качества, научить применять их для достижения целей. Полезные подсказки. Если мы хотим предугадать основные качества незнакомого нам человека, то в этом нам может помочь типология. В большинстве случаев (мы здесь, естественно, не учитываем явные отклонения в состоянии здоровья, развитии интеллекта и т.п.) мы увидим, кто будет самым: — Сильным — сенсорик. Он силен физически, у него же сильная воля. — Быстрым — интуит. Будучи включенным в процесс, он выигрывает соревнования в скорости у сенсориков. Другое дело, что иногда, «витая в облаках», он может пропустить то, на что нужно было бы отреагировать. — Общительным — этик. Он умеет зажечь своими эмоциями, сказать подходящие к случаю слова, выразить сочувствие и поддержку. — Рассудительным — логик. В своих рассуждениях он придерживается истины, целесообразности. — Восприимчивым — иррационал. Он открыт для восприятия новых ощущений и возможностей. — Целеустремленным — рационал. Для него очень важно иметь четкую цель, к которой он стремится. — А вот умным, порядочным, человечным может быть представитель любого типа. Это общечеловеческие качества. Мы часто задаем такие вопросы на занятиях, зная о соблазне некоторых людей все упрощать и называть умными логиков, а порядочными и человечными этиков. Вот, что интересно: еще ни один этик не согласился быть глупым, как и ни один логик — непорядочным и бесчеловечным. И это верно. Умными и порядочными не рождаются, а становятся в процессе воспитания и развития. Заключение. Мы призываем заинтересованного читателя не упускать случая понаблюдать, как проявляются в людях типологические черты. Естественно, при этом нельзя забывать, что соционический тип — это структура, каркас личности. Сто разных людей одного и того же типа, имея несомненное сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга во всем. Каждая личность имеет свои привычки, свой уровень интеллекта, свои представления о добре и зле и многое, многое другое. Это личные человеческие качества, поддающиеся воспитанию, развитию, коррекции. Наблюдая за людьми (а у нас уже накопился немалый опыт наблюдений в различных ситуациях, в разных социальных слоях, возрастных группах, в городе и в деревне, наших соотечественников и иностранцев), мы каждый раз видим подтверждение тому, что состояние человеческой психики определяется как ее постоянной частью — психологическим типом, неизменным на протяжении всей жизни человека, так и переменной частью, связанной с воспитанием и развитием, личностным ростом и жизненным опытом. Если мы хотим помочь человеку разобрать его проблемы, ни одной из этих частей пренебрегать нельзя. Следует помнить, что постоянная, типологическая составляющая психики не мешает развитию личности, никак его не сдерживает (как часто бывает неверно понята типология). Типологические различия влияют на личностный рост не более, чем различия пола. Соционический тип не ограничивает свободы развития, не мешает индивидуальности, но его знание помогает «не наломать дров». Поверьте, очень часто приходят на консультацию люди, «изломанные», измученные борьбой за достижение идеала во всем. Пренебрегая своими сильными качествами («это же и так легко!», «что в этом особенного?»), они заставляли себя «быть как все», уделяли внимание только своим слабым чертам. И каков результат? Это усталые от жизни, невротизированные люди, не сумевшие состояться ни в чем. Люди, стремящиеся «победить себя», не очень хорошо понимают, что в результате этой борьбы с собой они не победят себя, а победят себя, т.е. потерпят поражение. Видимо, очень важно отделять понятие «совершенствоваться» (это процесс, он бесконечен, пока мы живые люди, а значит, имеем недостатки) от понятия «совершенство» (это уже результат, которого так соблазнительно достичь, но, к сожалению, невозможно). Именно поэтому соционика никогда не концентрирует внимание на слабых функциях человека. Большое значение придается его сильным качествам, которые не все из нас умеют оценить по достоинству. Отказ от проявления своих сильных качеств -это уход от ответственности перед другими людьми. Кажется уместной такая аналогия: у каждого человека есть две опоры -две его сильные функции. Это как две ноги, на которых мы стоим. Стремление развить у себя все четыре юнговские функций до уровня сильных напоминает попытку ходить на четырех ногах (так устойчивее), что весьма подходит обезьянам, но негоже человеку. Соционика здесь пересекается с классическим психоанализом. Так по Фрейду, лишь подавление инстинктов без честного их признания не даст положительного результата. Человек должен понять свои инстинкты и слабости и быть предельно честным с самим собой. Но как этого достичь? Соционика дает один из путей такого осознания. И хотя он не претендует на всеохватность, но дает понятную и четкую информационную базу для этого. Развитие слабых функций происходит значительно успешнее, если не направлять внимание непосредственно на них, а развивать общий объем интеллекта, поднимать уровень культуры, опираться на собственный жизненный опыт. Тогда и слабые функции подтянутся за сильными — за счет увеличения общего объема обработки информации. При этом все-таки лучше знать, что нам легко развивать, а что трудно, где путь, ведущий к успеху именно нас. Здесь есть одна трудность: надо иметь мужество быть несовершенным, понимать, что мы живые люди, а не ангелы. Ведь, в сущности, наша цель помочь людям стать немного счастливее, а вовсе не сделать из них богочеловеков, полностью лишенных недостатков. В принципе, все прекрасные качества можно развивать у себя. Необходимо только соблюдать правила психогигиены, аналогичные тому, что женщине не стоит поднимать вес более 20 кг. Можно просто надорваться, поднимая больше. Точно так же можно «надорваться», выбирая себе работу, связанную, например, с болевой функцией (местом наименьшего сопротивления). Не следует вредить собственному здоровью, пытаясь развить у себя какие-то качества только потому, что они есть у других людей, если для нас они сложны, неудобны. Не лучше ли ценить и развивать собственные достоинства и научиться уважать достоинства и учитывать слабости других людей, принимать себя и других такими как мы есть. Неумение мерить других иначе, чем по себе, приводит к неприятию других людей, неумению оценить их по достоинству. Так же не следует мерить себя по другим. Соционика помогает нам понять, что все мы разные, но каждый из нас нужен обществу, вносит в него свой неповторимый вклад. Список литературы. 1. З. Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. 2. К.Г. Юнг. Психологические типы. — СПб.: «Ювента» — М.: «Прогресс — Универс», 1995. 3. А. Аугустинавичюте. О дуальной природе человека. Киев: Изд-во Международного института соционики, 1997. 4. А. Аугустинавичюте. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995. 5. А. Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1991. 6. А. Аугустинавичюте. Социон. Соционика, ментология и психология личности, № 5, 1996. 7. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М.: НПП «Менатеп-Траст», 1994. 8. А. Аугустинавичюте. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1995. 9. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: «Бахрах», 1996. 10. Myers, Isabel Briggs, and McCaulley, Mary H. Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers-Briggs Type Indicator. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1985. 11. Б. Шнейдерман. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. Пер. с англ. — М.: «Радио и связь», 1984. 12. А. Аугустинавичюте. Тест Изабеллы Майерс — Бриггс из Цюриха. В кн.: А. Аугустинавичюте. Соционика: Психотипы. Тесты. — М.: ACT, СПб.: «Terra Fantastica», 1998. 13.0. Крегер и Дж. М. Тьюсон. Типы людей: Как 16 типов личности помогают преуспеть в жизни, любви, работе. — М.: «Персей», «Вече», «ACT», 1995. 14. О. Крегер и Дж. М. Тьюсон. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. — М.: «Персей», «Вече», «ACT», 1995. 15. О. Крегер и Дж. М. Тьюсон. 16 дорог любви. Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любви. — М.: «Персей», «Вече», «ACT», 1995. 16. П. Тигер, Б. Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание. — М.: «Армада», 1996. 17. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: «Медицина», 1983. 18. К. Леонгард. Акцентуированные типы личности. — Киев: «Вища школа», 1981. 19. Э. Кречмер. Строение тела и характер. — Гос. изд-во Украины, 1924. 20. С. И. Чурюмов. Соционика как методология. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1996. 21. Keirsey, David & Bates, Marilyn. Please Understand Me. Character and Temperament Types. Gnoseology Books Ltd., 1984. 22. А. В. Букалов. Соционика — новый подход к пониманию человека и общества. // Соционика, ментология и психология личности,№ 1, 1996. 23. Т. Н. Прокофьева, Е. А. Удалова. Один из способов осуществления процесса дуализации. Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1997. 24. В. Д. Ермак. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Соционика, ментология и психология личности, №№ 5-6, 1997. 25. В. В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. — Новосибирск: «РИПЭЛ» 1995. 26. Г. Р. Рейнин. Морфология малых групп. Рукопись. -Л., 1986. 27. Ф. Я. Шехтер, Л. Н. Кобринская. Малые группы в соционике. «1б»,№2, 1990. 28. В. В. Гуленко. Интровертная соционика. Соционика, ментология и психология личности, № 4, 1996. 29. Г. А. Шульман. Периодическая система социона, — доклад на семинаре «Соционика — целенаправленное формирование коллективов», 1988. 30. Т.Н. Прокофьева, Е.А. Удалова. Геометрия интертипных отношений. Соционика, ментология и психология личности, №№4-5, 1997. 31. В. В. Гуленко, В.В. Мегедь. Совместимость и дуальность. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995. 32. С. В. Филимонов. Признак рациональность — иррациональность в соционике, или о двух типах в типе. Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1997. 33. С. И. Чурюмов. Соционические акцентуации. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995. 34. И. Г. Самойлова. Интегральный тип информационного метаболизма малой группы в производственной организации. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. — Ярославль, 1996. 35. Е. А. Румянцева. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. — Ярославль, 1997. 36. Л. Д. Столяренко. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 37. Н.Р. Якушина, Е.С. Синицын. Соционика в сократовских диалогах. — Новосибирск: «СО РАСХН», 1995. 38. А. Аугустинавичюте. На подступах к соционике. В кн.: А. Аугустинавичюте. Соционика: Психотипы. Тесты. — М.: «ACT», СПб.: «Terra Fantastica», 1998. 39. В.В. Гуленко, В.П. Тыщенко. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997. 40. А. В. Букалов. Структура и размерность функций информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1995. 41. Ф. Я. Шехтер. Признак «экстраверсия — интроверсия» в соционике. Соционика, ментология и психология личности, № 3, 1997. 42. А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. — М.: «ACT», СПб.: «Terra Fantastica», 1998. 43. А. Аугустинавичюте. Теория признаков Рейнина. Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-5, 1998. 44. Д. Шарп. Типы личности. Юнговская модель типологии. -Воронеж, 1994. 45. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб.: «Лениздат», 1992. 46. И. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике. Знание -сила, №№ 1,3-10, 1992. 47. А.В. Букалов, А.Г. Бойко. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. — Киев: Редакция газеты «Соборна Укража», 1992. 48. А. Л. Панченко, Т. Т. Панченко, Н. Л. Красноперова. Введение в соционику. — Барнаул, 1993. 49. К. В. Павлов. Ваш психологический тип, — Киев: «КОФР», 1996. 50. С. Чяснавичене. Искусство и практика общения. — Вильнюс: «Скирма»,1994. 51. Е. С. Филатова. Соционика для Вас. — Новосибирск: «Сибирский хронограф» — СПб.: «Питер», 1994. 52. Е. С. Филатова. Соционика в портретах. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1996. 53. Е. С. Филатова. Искусство понимать себя и окружающих. — СПб.: «Дельта», 1998. 54. И. Калинаускас. Жить надо! — СПб, 1994. 55. О.Б. Слинько. Люди в вашем деле: Энциклопедия соционического менеджмента. — Киев: «Трамвай», 1996. 56. В. Стратиевская. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни, — М.: «МСП», 1997. 57. О. И. Масляев. Психология личности. — Донецк: «Сталкер», 1997. * Здесь следует отметить, что А. Аугустинавичюте, разрабатывая идеи соционики. не была знакома с теорией Майерс — Бриггс. Из-за существовавшего тогда «железного занавеса» западная литература была недоступна для ученых в СССР. А. Аугустинавичюте познакомилась с типоведением, когда в соционике уже были достигнуты значительно более важные результаты. (Прим. авт.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.012 с.) |