Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология общения как отрасль психологической науки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности. Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть, любыеформы общения , принадлежащие к специфическим формам совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват (от лат. derivatus - отведенный, derivo - отвожу, образуют: производное от чего то первичного). Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей. Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Как пример, имеем фатичное (от лат. Fatuus - глупый, пустой) общение, в деятельном аспекте бессодержательным, целью которого является поддержание самого процесса общения. Идея автономности и самоценности общения (А. Реан, Я. Коломинский) обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком), во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса). По мнению ученых, субъектность общения не сводится к упрощенному представлению об этом процессе, а к обязательности абсолютного равенства партнеров. Однако общим и неизменным условием рассмотрения любого взаимодействия как общение, является отказ от категории объекта воздействия. Именно поэтому манипулятивное общение, которое строится по принципу «субъект - объект», общением как таковым не может быть. Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями. Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному: · как особый вид деятельности; · как специфическая социальная форма информационной связи; · как форма взаимодействия субъектов; · как самостоятельная и сведенная к деятельности категория; · как процесс межличностного взаимодействия; · как обмен мыслями, чувствами и переживаниями; · как существенный аспект человеческой деятельности; · как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей; · как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений. Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что деятельность человека во всех ее модификациях, и общение индивида с другими людьми переплетены в его жизни теснейшим образом и фактически ни одна из них невозможна без другой. Из этого следует, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот. И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался. То есть индивид действует так: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д. Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы. Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и.т.д. В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия. Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном. Исследование Д. Ельконина показали, что проявлением подлинной потребности ребенка в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении. В конечном счете можно утверждать, что процесс вхождения ребенка в социум, усвоение его норм и ценностей охватывает потребность в общении, приобретения, расширения, совершенствования, обогащения и закрепления межличностных и социальных связей. Вообще, современные теоретические и экспериментальные разработки проблем общения в социальной психологии, изучают особенности не только учитывая то, каким образом общается субъект (форма, способы взаимодействия), но и с учетом содержания общения, т.е. тем, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения. Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются. Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер, ведь свести в одно короткое формулирование всю совокупность смысловых и содержательных аспектов социальных связей и межличностных отношений невозможно. Учитывая сказанное, остановимся на таком определении этого понятия. Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы. Это широкое понимание общения, а узкий его контекст - межличностного общения - указывает на процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияния, восприятия друг друга и т.д.) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида. В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.008 с.) |