Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая культура личности

Поиск

Психологическая культура личности - составная часть базовой культуры личности, позволяющая ей эффективно самоопределяться и реализовываться в социуме.

Содержание воспитательной работы по формированию психологической культуры личности направлено на развитие творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации. Формирование психологической культуры основано на гуманистических отношениях между субъектами воспитания, личностном опыте обучающегося.

- Условия воспитания психологической культуры личности:

а) создание творческой среды, способствующей развитию личности на основе значимых интересов;

б) переживание ситуации успеха;

в)наличие атмосферы безопасности, доверия, принятия и эмоциональной поддержки;

г) создаваемый и переживаемый совместно с педагогом опыт осознания себя, своих отношений с другими, перспектив собственного роста.

- Учет возрастных особенностей в процессе воспитания психологической культуры личности.

а) воспитанники организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования:

- формирование психических свойств, обеспечивающих развитие познавательной активности и основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти);

- создание предпосылок для мотивации учения и психологической готовности ребенка к получению общего среднего образования, формирование произвольных форм поведения.

б) обучающиеся на I ступени общего среднего образования:

- расширение сферы представлений о себе, как о личности;

- поведенческая и коммуникативная рефлексия;

- формирование системы межличностных отношений;

- интерес к внутреннему миру человека (в том числе к собственному).

в) обучающиеся на II ступени общего среднего образования;

- пополнение психологических знаний, психологического опыта;

- развитие чувства сопричастности к коллективу и социальным ценностям;

- приобретение опыта творческой деятельности, самопознания и самовоспитания.

г) обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в организациях начального и среднего профессионального образования:

- освоение базовых компонентов психологической культуры;

- становление нравственного самосознания;

- актуализация творческих ресурсов;

-освоение психологических основ профессиональных взаимоотношений.

д) обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования:

- организация оценочной и рефлексивной деятельности;

- формирование навыков и умений эффективной адаптации к перемене условий существования;

-совершенствование коммуникативных способностей.

Самоорганизация жизнедеятельности. Формирование личностной системы ориентиров. Дифференцирование профессиональных намерений.

Самосовершенствование - это внутренне мотивированная самостоятельная деятельность личности, направленная на самоопределение в системе жизненных ценностей и целей, наращивание позитивных и подавление негативных личностных качеств, обусловленная потребностью в самоутверждении, творчестве, обретении авторитета, осознании своей социальной значимости.

Содержание воспитательной работы по формированию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности заключается в воспитании у обучающихся навыков самоисследования; разработке программ самосовершенствования и проектирования своего будущего; в воспитании потребности к самотворчеству как значимой деятельности; в обогащении представлений обучающегося о качествах, составляющих личное достоинство человека (доброй воле, трудолюбии, гражданской ответственности, порядочности и др.).

- Условия воспитания потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности:

а) участие обучающихся в общественной и социально значимой деятельности, мотивация к самосовершенствованию;

б) систематическая работа с обучающимися по расширению представлений о себе, формированию адекватной оценки себя и других, обучение проектированию целей и средств достижения образа желаемого будущего.

- Учет возрастных особенностей в процессе формирования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности:

а) воспитанники организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования:

- появление социальных мотивов, стремления к самоутверждению и получению одобрения со стороны окружающих людей;

- становление потребности в достижении успехов;

- появление самосознания в форме оценки собственных личностных качеств.

б) обучающиеся на I ступени общего среднего образования:

- формирование самооценки и уровня притязаний. В данный возрастной период возникает осознанное отношение к себе, к окружающим людям, событиям; формируются мотивы достижения успехов и избегания неудач. Образцом для подражания становится взрослый из ближайшего окружения обучающегося.

в) обучающиеся на II ступени общего среднего образования:

- возникновение новых мотивов учения, повышение познавательной и творческой активности;

- формирование системы личностных ценностей. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение; формируется отношение к себе как к личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

г) обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в организациях начального и среднего профессионального образования:

- расширяется опыт самоисследования, вырабатываются методы и приемы самосовершенствования;

- происходит становление мировоззрения, возникновение личностных эмоциональных отношений между девушками и юношами.

д) обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования:

- осознание своего назначения и места в жизни, своих особенностей и возможностей;

- проявление внутренней позиции взрослого;

- расширение системы ценностей;

- профессиональное и личностное самоопределение;

- реализация в профессиональной, социальной и семейной сфере.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия друг на друга субъектов социального мира, в результате которого формируются общественные и межличностные отношения, обеспечивается организация жизнедеятельности социума, осуществляется взаимный обмен информацией, чувствами, реализуется совместная деятельность. Социальное взаимодействие затрагивает мотивационную, познавательную и поведенческую сферы личности, обеспечивая тем самым ее полноценное развитие.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры социального взаимодействия состоит в развитии у обучающегося навыков взаимодействия в микросоциальной (семья, учебный класс, учебная группа, педагоги, объединение по интересам, дружеская компания) и макросоциальной среде (учебное заведение и его социокультурное пространство, общество, поликультурный мир).

- Условия воспитания культуры социального взаимодействия:

а) знание и учет индивидуально-психологических особенностей личности, ее социальных ожиданий и ориентаций; закономерностей жизнедеятельности в социуме;

б) включение обучающихся в содержательную деятельность в сфере социального взаимодействия;

в) систематический мониторинг процесса становления личности, анализ позиции обучающегося в сфере социального взаимодействия;

г)поддержка активной социально значимой позиции обучающегося.

- Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры социального взаимодействия:

а) воспитанники организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования:

- овладение системой социальных ролей в процессе игровой деятельности;

- формирование социальных мотивов (сопереживание, стремление помочь другому человеку и др.).

б) обучающиеся на I ступени общего среднего образования:

- происходит усвоение элементарных норм, форм и правил культурного поведения, овладение системой социальных ролей в процессе игровой и учебной деятельности.

в) Обучающиеся на II ступени общего среднего образования:

- усвоение жизненных целей и ценностей, ролевых форм поведения через общение со сверстниками, в рамках молодежной субкультуры;

- социальное взаимодействие направлено на получение признания в процессе учебной и досуговой деятельности.

г) обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в организациях начального и среднего профессионального образования:

- завершение формирования системы социальных установок;

- реализация потребностей в самовыражении и социальном признании.

д) обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования:

- стремление к самореализации и получению одобрения в значимых сферах жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.007 с.)