Объект и предмет психологии менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет психологии менеджмента



Основные понятия: менеджмент, менеджер, психология менеджмента

Менеджер — это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

Психологию менеджмента - междисциплинарное научно-практическое направление, цель которого — исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной системы хозяйствования.

Объект и предмет психологии менеджмента

Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях, деятельность которых подчинена общественно полезным целям.

Предмет психологии менеджмента составляют психологические явления организаций.

3. Краткое содержание моделей менеджмента

 

Индивидуальная (американская) модель – основана на инструментальном подходе, культивировании индивидуализма, ориентации на утилитаризм. Обычно проявляется в поощрении индивидуальных инициатив, личной ответственности, формализованная структура управления и процедуры контроля, быстрый карьерный рост и др.

Групповая (японская) модель – демонстрирует достижения национальной культуры, в основе которого лежат коллективизм, стремление к достижениям и гармониям. Формы проявления: поощрение групповых инициатив, групповая ответственность, продвижение в карьере зависит от стажа работы, «пожизненный» найм, з/п зависит от групповых показателей и др.

Клановая (арабская) модель – родственные связи с подчиненными, оценка человека, а не его работы, клановый подход в построении структур управления, стиль управления – ориентационный, продвижение в карьере зависит от доверия и уважения руководителя, зависимость з/п от лояльности работника к руководителю и др.

4. Краткое содержание школ менеджмента

«Научная школа управления» Фредерика Уинслоу, Тейлора

12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

отчетливо поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписания, нормализация условий труда, нормирование операций, письменные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность.

 

«Классическая школа» Анри Файоля
принципов управления всей организацией:

 

1. первоначальная функция

2. полномочия и ответственность.;

3. дисциплина

4. единоначалие;

5. единство направления

6. подчиненность личных интересов

7. скалярная цепь;

8. порядок;

9. справедливость;

10. стабильность.

 

«Школа человеческих отношений»
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов, где система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

 

 

Понятие о психике

Психика — это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Структура и функции психики

 

Структура и функции психики:

Психический процесс — психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции.

Психическое состояние — устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое свойство — устойчивое образование, определяющее количественно-качественный уровень его поведения и деятельности.

Психические образования - обеспечивают выполнение основных функций психики:отражение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности человека.

 

Психика и особенности строения мозга

Психика человека является функцией мозга — составной части нервной системы.

Деятельность всего организма обеспечивается нервной системой, которая выполняет передачу информации и переработка полученной информации и программирование соответствующей реакции (центральная нервная система).

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. В головном мозге расположены высшие центры регуляции всех органов и систем организма. Спинной мозг — это канал, через который головной мозг «руководит» телом.

Ощущение, восприятие и мышление как составляющие единого процесса отражения действительности

Ощущение — процесс отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Восприятие — процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

 

Функции, свойства и виды внимания

Внимание — процесс произвольной или непроизвольной направленности и сосредоточенности психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Функции внимания

Отбор значимых воздействий.

Игнорирование (торможение, устранение) несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

Удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Регуляция и контроль.

Свойства внимания

Объем внимания - измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация внимания - степень сосредоточения на объекте (объектах).

Распределение внимания - умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания — направленность внимания в процессе деятельности.

Отвлекаемость внимания - периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Переключение внимания - перестройка внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Виды внимания

1. Непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то особенностей этого объекта.

2. Произвольное внимание (активное, волевое) — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

3. После произвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

 

 

Виды, свойства памяти. Классификация видов памяти

Память — процесс отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Различают:

представления памяти — воспроизведение явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

представления воображения — представления о предметах и явлениях,

ассоциации по смежности — объединяют два явления, связанных во времени или пространстве;

ассоциации по сходству — связывают два явления, имеющих сходные черты;

ассоциации по контрасту — связывают два противоположных явления.

смысловые ассоциации — связывают два явления, которые и в действительности постоянно связаны.

Классификация видов памяти

P непроизвольная: информация запоминается сама собой без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (развита в детстве);

P произвольная: информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.

P Мгновенная память — связана с удержанием от 0,3 до 1 секунды точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки информации;

P Кратковременная память — сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток.

P Оперативная память — рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких минут).

P Долговременная память — хранит информацию в течение длительного срока.

 

Функции речи

Сигнификативная функция - отличает речь человека от коммуникации животных.

Функция обобщения - связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Интеллектуальная функция - дает возможность быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным, логически соразмеренным и соотнесенным.

Коммуникативная — функция передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

Виды речи

Речь может быть активной (говорение, письмо) или пассивной (слушание, чтение).

Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование».

Классификация видов речи

Говорение, Чтение, Письменная речь

14. Интеллект как совокупность психических познавательных процессов личности

Интеллект — система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект — глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т. е. интеллект — это способность человека адаптироваться к окружающей среде.

 

Понятие и сущность личности

Личность – человек, рассматриваемый как сознательное разумное существо, обладающее речью, способностью к труду и находящийся в определенных отношениях с другими людьми.

Личность характеризуется 5 потенциалами:

1. познавательным (гносеологическим) – объем и качество информации, которым располагает личность.

2. ценностным – приобретенное в процессе социализации.

3. творческим – полученное личностью и самостоятельно выработанное умения, навыки, способности.

4. коммуникативным – общительность.

5. художественным – уровень, интенсивность, содержание, потребности.

 

Волевые качества личности

Целеустремленность — способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.

Решительность способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Инициативность способность человека действовать творчески; Самостоятельность способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Дисциплинированность — способность человека соблюдать порядок, определенные правила.

Самообладание способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками.

Настойчивость — способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями.

Энергичность способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил.

Исполнительность способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения.

 

Воздействие имиджа на людей

Воздействие имиджа на людей происходит по схеме поэтапного управления их поведением: привлечение внимания - пробуждение интереса - создание потребности - спровоцированное действие. Такая схема очень хорошо прослеживается в высокопрофессиональной телевизионной рекламе (например, в рекламе напитков).

Личный магнетизм человека проявляется в его умении привлечь к себе внимание и вызвать неподдельный интерес окружающих, несмотря на внешние данные и речевые особенности.

Понятие и структура общения

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

коммуникативная, состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Содержание и цели делового общения

По содержанию, деловое общение может быть представлено как материальной, когнитивной, деятельной, мотивационной.

Цель общения – то, ради чего возникает у человека данный вид активности.

 

Этикет делового человека

Этика делового общения – формирование норм, представлений, правил отношения и поведения людей в процессе различных видов общения общими нравственными принципами. Этика общения проявляется в отношении между предприятием и социальной средой, руководителем и подчиненными.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.
Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

 

Психология власти и влияния

Власть подразумевает способность одного человека влиять на другого, находящегося в зависимом положении.

Руководитель, управляя трудовым коллективом, оказывает на него влияние. В результате изменяется поведение подчиненных, а также взаимоотношения между ними. В современной организации практически никто не будет полностью подчиняться приказам одного лица только потому, что он — начальник. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования коллектива (группы) необходимо надлежащим образом применять власть.

Основные понятия: менеджмент, менеджер, психология менеджмента

Менеджер — это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

Психологию менеджмента - междисциплинарное научно-практическое направление, цель которого — исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной системы хозяйствования.

Объект и предмет психологии менеджмента

Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях, деятельность которых подчинена общественно полезным целям.

Предмет психологии менеджмента составляют психологические явления организаций.

3. Краткое содержание моделей менеджмента

 

Индивидуальная (американская) модель – основана на инструментальном подходе, культивировании индивидуализма, ориентации на утилитаризм. Обычно проявляется в поощрении индивидуальных инициатив, личной ответственности, формализованная структура управления и процедуры контроля, быстрый карьерный рост и др.

Групповая (японская) модель – демонстрирует достижения национальной культуры, в основе которого лежат коллективизм, стремление к достижениям и гармониям. Формы проявления: поощрение групповых инициатив, групповая ответственность, продвижение в карьере зависит от стажа работы, «пожизненный» найм, з/п зависит от групповых показателей и др.

Клановая (арабская) модель – родственные связи с подчиненными, оценка человека, а не его работы, клановый подход в построении структур управления, стиль управления – ориентационный, продвижение в карьере зависит от доверия и уважения руководителя, зависимость з/п от лояльности работника к руководителю и др.

4. Краткое содержание школ менеджмента

«Научная школа управления» Фредерика Уинслоу, Тейлора

12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

отчетливо поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписания, нормализация условий труда, нормирование операций, письменные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность.

 

«Классическая школа» Анри Файоля
принципов управления всей организацией:

 

1. первоначальная функция

2. полномочия и ответственность.;

3. дисциплина

4. единоначалие;

5. единство направления

6. подчиненность личных интересов

7. скалярная цепь;

8. порядок;

9. справедливость;

10. стабильность.

 

«Школа человеческих отношений»
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов, где система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

 

 

Понятие о психике

Психика — это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Структура и функции психики

 

Структура и функции психики:

Психический процесс — психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции.

Психическое состояние — устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое свойство — устойчивое образование, определяющее количественно-качественный уровень его поведения и деятельности.

Психические образования - обеспечивают выполнение основных функций психики:отражение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.053 с.)