Психологическая структура личности педагога: направленность, компетентность, профессионально важные качества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая структура личности педагога: направленность, компетентность, профессионально важные качества.



А.К. Маркова выделяет в структуре личности педагога мотивацию личности (пед. направленность), свойства личности (пед. сп-ти, характер, его черты, психич. процессы и состояния личности) и интегральные хар-ки личности (пед. самосознание, ИСД, креативность). Пед. направленность включает целостные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности библиографа: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Профессиональная направленность – это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности библиографа, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к библиотечной деятельности, а также общественную активность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др.

Профессионально-важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения библиотечной интеллигенции.


35. Профессиональные деструкции педагогов: выученная беспомощность, профессиональное отчуждение, профессиональные деформации,

профессионально обусловленные акцентуации.38. Психологические особенности обучаемости. Роль обучаемости в профессиональной деятельности. (вместе с 35)
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.В современной педагогической литературе выделяются следующие типы профессиональной деформации личности педагога:

а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы.в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета.г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов:1) Авторитарность педагога обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.2) Демонстративность - качество личности, проявляется в желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. 3) Дидактичность - выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании.4) Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.5) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.6) Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. 7) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. 8) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогическихпроблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. 9) Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

Профессиональное отчуждение как деструкция профессиональной направленности личности педагога возникает в процессе профессионального развития педагога, проявляется в профессиональной деятельности в виде отстранённой профессиональной позиции в профессиональном взаимодействии и имеет ряд особенностей.Профессиональное отчуждение - это феномен, несущий не только негативные, но и позитивные личностные и социальные функции. Отчуждение, являясь механизмом социализации, персонализации, самоопределения, позволяет профессионалу проанализировать свой опыт и в дальнейшем его присваивать, управлять самим собой, заново «обретать» себя, свою профессиональную идентичность. Изменения психологических особенностей профессионального отчуждения на различных этапах профессионального становления педагога имеют неоднозначный характер. Профессиональное становление педагога является нелинейным и разнонаправленным процессом изменения личности.В процессе профессиональной деятельности в структуре личности и характера педагога проявляются акцентуации. Акцентуации характера могут развиваться под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют свойства нервной системы, особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: 1) обобщенность мыслительной деятельности-ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; 3) гибкость мыслительной деятельности; 4) устойчивость мыслительной деятельности; 5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

36. Понятие о ценностных ориентациях, влияющих на профессиональные намерения личности (что такое ценностные ориентации, что значимо…можно готовить по ЗЕЕРУ).

Ценностные ориентации -это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общихмировоззренческих ориентиров. Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к деду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведении и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

Идеал -- это представление человека о том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступает в виде совокупности норм повеления. Формируются идеалы под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.

37. Личностно ориентированное содержание профессионального образования (переформулированный вопрос: компетентностный подход в проф. Образовании… это и 35 и 36 вопрос вместе).


38. Психологические особенности юности: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования возраста.

Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Cоциальная ситуация развития в юношестве задается противоречием биологической зрелости и социальной незрелости (отображается в самочувствии в виде противоречий «чувства взрослости»).В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных в социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится множество критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего и жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

2) отношение к труду (как к умственному, так и кфизическому). Готовность и способность овладеть определенной профессией;3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;4) формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу и одобрение. Новообразования: Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Смысл жизни – это важнейшее новообразование ранней юности. Появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.


39. Факторы, влияющие на развитие личности: природная среда, социальный фактор и др.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы. Биологические факторы. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы. Социальные факторы. Среда. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Социальные факторы. Воспитание Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.


40. Основные функции педагога профессиональной школы.

Функции педагога профессиональной шкролы:

1.Цлевые функции – способствуют профессиональному развитию и обучению профессии:А) обучающаяБ) воспитывающаяВ) развивающая Г)мотивирующая 2.Операциональные функции – это средства, которые обеспечивают достижения целевых функции:А) методическияБ) организаторская

В) диагностическаяГ) инновационнаяД) производственно – технологическая – отличает деятельность педагога профессиональной школы от деятельности любого другого педагога; ремонт и наладка производственных средств, разработка технических документаций к этим средствам, демонстрация рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения. Компетенции педагога профессиональной школы: 1.Гностические компетенции – способность и готовность получать новую информацию, выделять в ней главное, систематизировать, обобщать. 2.Дидактические компетенции – способность и готовность определять цели обучения, выбирать адекватные формы и методы обучения, доступно объяснять материал.3. Коммуникативно – режиссерские – способность и готовность к адекватной перцепции (восприятию) своих студентов, коллег, проявлять экспрессию (выразительность речи), к внушению, ораторские умения. 4.Прогностические компетенции – способность и готовность прогнозировать успешность учебно-воспитательного процесса, развитие личности студента. 5.Рефлективные компетенции – способность и готовность к самооценке своей деятельности, своего профессионального поведения к самопознанию.6. Идеологические компетенции – способность им готовность проводить политико-воспитательную работу среди студентов.

7.Организационно – методические – способность и готовность разрабатывать методические материалы. 8.Организационно – педагогические – способность и готовность управлять студенческим коллективом, организовать эффективность процесса познания и правильную подачу знаний и умений на знаниях.9.Специальные компетенции - способность и готовность показать и передать профессиональные знания.

Профессионально-педагогическое общение: сущность, стили взаимодействия педагога (что именно нужно: процесс обучения это, особенности профессионального педагогического общения, стили взаимодействия педагога (авторитарный, демократический, либеральный)).

Педагогическое общение – это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение – процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяются позиция и педагога, и детей в общении. стиль общения - это индивидуальные приемы, способы, личные качества педагога, которые помогают ему осуществлять взаимодействие с учениками, с коллективом учеников и коллегами.Начнем с авторитарного стиля. При разумном авторитарном стиле нередко формируются, закрепляются положительные качества школьников: исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Однако в ситуации, когда не требуются проявления инициативы, ограничивается самостоятельность, у ученика чаще формируются несамостоятельность, безынициативность, тормозится творческое развитие. В другом случае педагог, действуя авторитарно, но, опираясь на свой авторитет в глазах ребят, целенаправленно вносит в общение школьников те или иные позитивные ценности.Воспитатель при авторитарном стиле “видит” своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия-несоответствия школьным нормам поведения и правилам организационной деятельности. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.При демократическом стиле развиваются способности школьников к сотворчеству, инициативность, творческое начало, умение конструктивно решать конфликты. Этот стиль имеет свои трудности: внешняя организованность ребят формируется замедленно, не всегда у них высок уровень ответственности, исполнительности.Педагог при таком стиле понимает своих школьников более личностно, точнее всего видит, понимает деятельностные и творческие качества учеников. У учеников появляется уверенность в себе, развивается самоуправление. Основные способы общения – просьба, совет, информация.Последствия либерального (его можно назвать и попустительским) стиля неоднозначны. Последствия во многом определяются индивидуальными и групповыми особенностями школьников. Если подобрались в классе ребята относительно культурные, с интересом друг к другу и к коллективной жизни, то в таком случае можно говорить о формировании самостоятельности и инициативности. Если же в классе оказались ребята безразличные друг к другу, с невысоким культурным и творческим потенциалом, то никаких позитивных педагогических последствий не дождаться. Также неоднозначны и последствия для педагога. Если “попустительство” - следствия безразличия учителя к школьникам, то его знание, понимание ребят неточно и случайно. Если же педагогу свойственны интерес, внимание к школьникам, а “либерализм” - осознанно принятая педагогическая позиция, то результатом может быть относительно глубокое, разностороннее понимание учеников.

42. Проблемы периодизации становления личности в зарубежной психологии. (можно взять возрастную переодизацию Фрейда, Эрика Эриксона)

Свою модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической Эта модель — первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона.На этой стадии приобретается сила воли. Наличие воли не подразумевает упрямства, оно означает умение контролировать свои потребности, оценивать их и различать. Человек учится принимать решения, несмотря на неизбежную фрустрацию.) Младенчество: Базисное доверие против базисного недоверия.

В результате достижения баланса между базовым доверием и базовым недоверием появляется новая способность или сила — надежда. Сила надежды проистекает из трех основных источников. Первый — отношение матери к своему собственному детству, ее желание и необходимость передать своему ребенку опыт предыдущего поколения — культуру бабушки. Второй — сами отношения матери и ребенка, взаимность и отзывчивость, растущая при здоровых связях. И наконец, различные социальные учреждения, религиозные обряды или воодушевляющие советы, призванные укрепить или восстановить детское чувство надежды.) Раннее детство: Автономия против стыда и сомнения. На этой стадии приобретается сила воли. Наличие воли не подразумевает упрямства, оно означает умение контролировать свои потребности, оценивать их и различать. Человек учится принимать решения, несмотря на неизбежную фрустрацию.) Дошкольный возраст Инициативность против чувства вины. На этой стадии ребенок может делать больше, чем раньше, и должен научиться устанавливать себе ограничения. Решительность, сила этой стадии коренится в игре и фантазии. Игра для ребенка — то же самое, что обдумывание и планирование для взрослого. Школьный возраст: Трудолюбие против неполноценности.Это стадия систематического обучения, смена игры ощущением работы. Большое значение придается отношению и оценке других людей. Главное достоинство и сила данной стадии — компетентность,базирующаяся на осознании своего мастерства, развитии общих способностей и практических навыков Отрочество: Идентичность против спутанной идентичности. Базовая способность этой стадии — верность. На пороге зрелости человек сталкивается с необходимостью делать карьеру и выбрать прочную систему ценностей. На этой стадии мы впитываем культурные, этические и религиозные ценности. Молодость: Интимность против изоляции. Кризисом на данной стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Без ощущения близости и преданности другому мы можем оказаться в одиночестве и не сумеем поддерживать полноценные личные взаимоотношения. Это стадия развития новой способности — любви.) Зрелость: Генеративность против стагнации. На данной стадии развивается новая способность — забота. Ядром этой способности и силы является кормление детей. Речь идет не только о нашем потомстве, но также о порождениях нашего ума и сердца — идеях, идеалах и творениях. В зрелом возрасте мы должны быть востребованы, иначе страдаем от нарциссизма и погруженности в себя. Старость: Целостность против отчаяния. Это период столкновения человека с предельными заботами. Те, кто в старости впадает в отчаяние, испытывают горечь по поводу того, что могло бы быть, но не случилось, такие люди постоянно сожалеют о том, «что было бы, если...» Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании, в отрицании общественных институтов и другого образа жизни.


43. Функции последипломного профессионального образования.

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Стандарт предусматривает следующие формы обучения: 1. Первичная специализация 2. Сертификационные циклы (СЦ). 3. Циклы тематического усовершенствования (ТУ). 4. Профессиональная переподготовка – от 3,5 до 7 мес. (не менее 504 часов). Содержание последипломного педагогического образования должно заключаться не только в обогащении и обновлении предметных и дидактико-методических знаний и не в простом присоединении к ним психологического смысла, а должно обеспечить развивающий эффект через внедрение форм и методов активного обучения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельное творческое решение педагогами профессиональных проблем. Кроме того, игровое моделирование как активный метод обучения является не только адекватным психологическим закономерностям личности на этапе зрелости, но и рассматривается как одна из основных форм психологической помощи личности, обеспечивающая ее внутреннюю активность, ответственность, осознанность, то есть саморазвитие, самокоррекцию.Именно активные методы обучения в целом и игровое моделирование в частности, на наш взгляд, имеют значительный ресурс для профессионального развития педагогов, их профессиональной самоорганизации, а также отвечают современным тенденциям мирового и отечественного последипломного образования.Последипломное педагогическое образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие таких профессиональных качеств специалиста, которые обеспечат актуализацию внутренних ресурсов педагогов, то есть таких акмеологических инвариант (А.А. Деркач) или синергетических, бифуркационных единиц, которые стимулируют собственную внутреннюю самопознавательную и саморазвивающую активность личности, сохраняют ее здоровье в условиях негативных воздействий социальной и профессиональной среды.

 

44. Основные формы последипломного образования.

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Стандарт предусматривает следующие формы обучения: 1. Первичная специализация 2. Сертификационные циклы (СЦ). 3. Циклы тематического усовершенствования (ТУ). 4. Профессиональная переподготовка – от 3,5 до 7 мес. (не менее 504 часов).Содержание последипломного педагогического образования должно заключаться не только в обогащении и обновлении предметных и дидактико-методических знаний и не в простом присоединении к ним психологического смысла, а должно обеспечить развивающий эффект через внедрение форм и методов активного обучения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельное творческое решение педагогами профессиональных проблем. Предметом последипломного профессионального образования являетсяпрофессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация специалиста.Формы последипломного образования: Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виденаставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства. Супервизорство представляет собой систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов(адаптантов). Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлениемтехники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрываот работы.Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии,

профессиональное воспитание специалистов. Дополнительное профессионально–педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Формула непрерывного образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Технологии обучения, используемые в системе дополнительного образования, определяются следующими психологическими особенностями взрослых:

невысоким уровнем обучаемости, обусловленным снижением с возрастом умения учиться и познавательных способностей;условной готовностью к профессиональному обучению, определяемой существенными различиями учебной и профессиональной деятельности

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.021 с.)