Психологические особенности подросткового возраста: социальная ситуация развития, физическое развитие, «чувство взрослости». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности подросткового возраста: социальная ситуация развития, физическое развитие, «чувство взрослости».

Поиск

Подростковый возраст (11–14 лет). Период кардинальной перестройки организма. Интенсивное физическое и физиологическое развитие происходит разновременно у девочек и мальчиков и значительно варьируется. Психофизиологическое развитие выражается в половом созревании, обусловленном эндокринными изменениями в организме. Скачок в росте, появление вторичных половых признаков, неравномерное развитие сердечно-сосудистой системы порождают эмоциональную нестабильность. Половое созревание усиливает половую идентификацию. Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте повышают интерес к своей внешности и инициируют формирование нового образа физического «я». Промежуточное положение подростков в системе «ребенок – взрослый», неадекватная психофизиологическая перестройка организма приводят к подростковому кризису, который порождает личностную нестабильность и психическую напряженность.

 

Социальная ситуация развития существенно не меняется. Система социальных отношений и социальная роль прежние. Своеобразие социальной ситуации развития заключается в том, что это переходный возраст (подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый). Такое промежуточное положение в обществе порождает у подростков чувство неуверенности, нестабильности.

Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер основных психологических новообразований. К ним в первую очередь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрослом. Своеобразие данного состояния заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него

отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетворяется. Поиск себя, своего места в обществе взрослых побуждает подростка

обратиться к своему внутреннему миру, инициирует рефлексию по поводу собственной внешности, выраженности своих способностей, нравственных качеств. Такое пристрастное отношение к себе приводит к росту самосознания и развитию самооценки.

Следующим важным психологическим новообразованием является нравственная регуляция своего поведения, проявляющаяся в высокой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Стремление к эмансипации от взрослых, возросшая самостоятельность, неудовлетворенное чувство взрослости, эмоциональная нестабильность инициируют потребность в общении со сверстниками. Принадлежность к группе формирует социально значимое качество – корпоративность.

Особенности психического развития подростка заключаются в общем интеллектуальном развитии, в основном воображения и рефлексивного мышления. Особых достижений в области познавательных процессов психологи не отмечают.

 

 

19. Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психологические новообразования.
Молодость (24–27 лет). Это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К сожалению, в данном возрасте многие молодые люди становятся безработными, разводятся, осваивают асоциальные и противоправные формы поведения. Ведущей деятельностью на стадии профессиональной адаптации является нормативно одобряемая деятельность, т. е. деятельность, способы осуществления которой уже сложились в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и технологической документации. В условиях отсутствия профессионального опыта она выполняет развивающую, личностнообразующую функцию. Освоение этой деятельности и связанного с ней социально профессионального поведения приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинает испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологически насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии.

 

 

20) Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психологические новообразования.

Молодость (24–27 лет). Это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К сожалению, в данном возрасте многие молодые люди становятся безработными, разводятся, осваивают асоциальные и противоправные формы поведения. Ведущей деятельностью на стадии профессиональной адаптации является нормативно одобряемая деятельность, т. е. деятельность, способы осуществления которой уже сложились в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и технологической документации. В условиях отсутствия профессионального опыта она выполняет развивающую, личностнообразующую функцию. Освоение этой деятельности и связанного с ней социально профессионального поведения приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинает испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологически насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.

Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии.

 

21 ) Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика зрелости.

Древняя китайская классификация:

Молодость (до 20 лет)

Возраст вступления в брак (до 30 лет)

Возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет)

Возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет)

Последний период творческой жизни (до 60 лет)

Желанный возраст (до 70 лет).

Старость (свыше 70 лет).

Классификация Пифагора (VI в. до н. э.):

Период становления (0–20 лет)

Молодой человек (20–40 лет)

Человек в расцвете сил (40–60 лет)

Старый и угасающий человек (60–80 лет).

 

Зрелость: социальная ситуация и ведущие потребности

Зрелость (28–60 лет). Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на

конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека.

Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма. Все эти профессионально обусловленные изменения

способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду. Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-

психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь.

 

22) Понятие геронтогенеза. Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях онтогенетического развития личности.
Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер.Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Наблюдается профессиональная индукция. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полу-ченного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистическойоптации. В 14— 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я». Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».Для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.Зрелость. (28-60)Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека..Пожилой возраст. (60-75)Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 ~ 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал.Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение своей ненужности и бесполезности. Старчество.(75-90)

23. Сущность профессионального самоопределения личности как определение личностью своего места в мире профессий.

23. Краткая характеристика основных подходов к периодизации профессионального становления личности (Что именно рассказывать в этом вопросе: Что такое самоопределение? Самоопределение на разных этапах профессионализации.) Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.Периодизация по Климову: 1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями. 3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. 4. Стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. 5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. 6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет. 7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. 8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне. 9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. А.К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии: 1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация человека в профессии; 3) гармонизация человека с профессией. Человек работает как бы "играючи", легко выполняя задания по освоенным технологиям; 4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начинают даже переживать и волноваться из-за того, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. 5) этап свободного владения несколькими профессиями. Здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом. 6) этап творческого самоопределения себя как Личности (!). Это предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы. периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы: 1. Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже - и на основании осознания своих способностей (13-14 лет). 2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). 3. Пробный этап. Здесь человек "пробует" себя в качестве полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными работниками (25-30 лет). 4. Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет); 5. Этап поддержания, сохранения достигнутых. Именно здесь решается вопрос - получится ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет). 6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более). Если сравнивать периодизации разных авторов, то различие в них объясняется не только различием в теоретико-методологических взглядах, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества. Так, например, в периодизации отечественного психолога Е.А. Климова профессиональное самоопределение (стадия "оптации") занимает период от 11-12 до 14-18 лет, а у американского психолога Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап "разведки") - от 14 до 25 лет. Вероятно, в американском обществе человеку все-таки предоставляется больше времени на обдумывание выбора и на пробу своих сил в разных видах деятельности. Если сравнивать периодизации различных авторов, анализирующих взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека переосмысливать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Заметим, что для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности. 18:33:37  

 

 

Краткая характеристика основных подходов к периодизации профессионального становления личности (Что именно рассказывать в этом вопросе: Что такое самоопределение? Самоопределение на разных этапах профессионализации.)

Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.Периодизация по Климову: 1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями. 3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. 4. Стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. 5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. 6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет. 7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. 8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне. 9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень.

А.К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии: 1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация человека в профессии; 3) гармонизация человека с профессией. Человек работает как бы "играючи", легко выполняя задания по освоенным технологиям; 4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начинают даже переживать и волноваться из-за того, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. 5) этап свободного владения несколькими профессиями. Здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом. 6) этап творческого самоопределения себя как Личности (!). Это предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.

периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы: 1. Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже - и на основании осознания своих способностей (13-14 лет). 2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). 3. Пробный этап. Здесь человек "пробует" себя в качестве полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными работниками (25-30 лет). 4. Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет); 5. Этап поддержания, сохранения достигнутых. Именно здесь решается вопрос - получится ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет). 6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Если сравнивать периодизации разных авторов, то различие в них объясняется не только различием в теоретико-методологических взглядах, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества. Так, например, в периодизации отечественного психолога Е.А. Климова профессиональное самоопределение (стадия "оптации") занимает период от 11-12 до 14-18 лет, а у американского психолога Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап "разведки") - от 14 до 25 лет. Вероятно, в американском обществе человеку все-таки предоставляется больше времени на обдумывание выбора и на пробу своих сил в разных видах деятельности. Если сравнивать периодизации различных авторов, анализирующих взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека переосмысливать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Заметим, что для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности.

25. Этапы профессионального становления личности: основные психологические новообразования каждого этапа (переформулированный вопрос: новообразование психики на разных возрастных этапах).

Новообразования: 1. Младенец (0 – 1 год). Ориентирование в окружающем пространстве, комплекс оживления; первая эмоциональная начальная форма понимания речи (интонация речи); подражательность. 2. Раннее детство (1-3 года). Развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых замещений, открытия, появление чувства личности. На этой базе появляется произвольное поведение, т. е. самостоятельность. Ранний возраст как ситуативный (или «полевое поведение»), т. е. поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. 3. Младший школьный возраст (3-7 лет). Способность распознавать людей, героев, персонажей, сказок, страх, половая идентификация, психологическая готовность к школе. 4. Младший школьный возраст (7-10 лет). Произвольность, рефлексия и внутренний план действий. Значимым является еще одно новообразование – умение управлять собственным поведением, т. е. саморегуляция поведения. Идентификация с другими. 5. Подростки (11 – 14 лет). Формирование обобщенной самооценки, дружба, чувство взрослости, нравственная регуляция и рефлекс мышления. 6. Ранняя юность (15-18). Самоуважение, самооценка, самоопределение, чувство одиночества. 7. Юность (18-23). Понимание своего индивидуального единства и отличия от других. интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. формирование нравственного самосознания. дифференциация половых ролей. самоопределение в будущем, выбор профессии. своеобразие акцентуации характера. появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. 8.Молодость (24-27). Система профессионально ЗУН, социальная профессиональная самостоятельность, формирование опыта, квалификация профессионально значимых качеств. 9. Зрелость (28 -60).сверхнормативная профессиональная деятельность, профессиональная позиция, профессионально обусловленные черты характера и профессиональная деформация, самоактуализация. 10. Пожилой возраст(60 -70). Социальная активность, бытовая активность, религиозная активность, мудрость. 11.Старчество (75 -90). Умиротворенность, желание в смерти, социальная не интерференция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.62 (0.009 с.)