Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи бихевиоризма и их развитие в социальной практике

Поиск

Бихевиоризм – наука о поведении людей(Джон Уотсон), а также животных(Эдвард Ли Торндайт). Одно из направлений психологии возникшее в 1913 году после публикации работы Джона Уотсона(основателя направления) „Психология с точки зрения бихевиориста“, определявшее облик американской психологии в начале ХХ века. Психологи-бихевиористы радикально изменили представление о психике. Они признавали лишь поведение человека, как составляющую его разума, устраняя сознание. В дальнейшем последователи бихевиоризма, т.н. необихевиористы(начало 30-х годов), частично признали сознание, но отрицали необходимость его изучения, исключая его из психологии.

Основные идеи

Бихевиоризм исключил сознание из психологии, однако существование его не отрицает.

Объект изучения – поведение

Поведение – ответные двигательные акты организма на раздражения(стимулы), идущие из внешней среды.

Основной метод – наблюдение, экспериментальное изучение реакции организма с целью выявления доступных математическому описанию связей между реакцией и средой.

Бихевиористы считают, человек – это реактивная система, а его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему человек должен стремиться, а чего избегать.

Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Если связывать безусловные стимулы с первоначально нейтральными, то через некоторое время нейтральный стимул приобретает признаки безусловного и способствует той же реакции. Пример – ребенку показывают белого кролика(нейтральный стимул), а затем создают шум(безусловный стимул), который заставляет ребенка плакать. При повторении этого процесса много раз, ребенок начинает плакать уже при виде кролика. Тем не менее, это обратимый процесс. При исключении безусловного стимула, нейтральный теряет его признаки.

Основная «формула»: (S à R)+(SàR)+…, где S – стимул, а R – реакция на этот стимул. Была приведена Уотсоном в его первой работе. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Что заставила дополнить эту формулу.

(S+i)àR, где i- индивидуальны психологические особенности личности

SàR1, где R1, R2, R3 … - разные варианты реакции на один и тот же стимул

R2

R3

Фридерик Варух Скиннер

R±à(SàR)

+ - положительное подкрепление(увеличивает вероятность повторения подкрепляющего д-я в будущем)

– - отрицательное(уменьшает)

Развитие

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия,рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

 

Билет 46.

1. Основные идеи гештальт-психологии и возможности их применения на практике.


Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости»; «фактор сходства»; «фактор хорошего продолжения»; «фактор общей судьбы». В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

Идеи:

1) функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных предметов

2) изучение психики происходит с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам

3) феномен «инсайта» (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры

4) предметом исследования стали потребности, эмоции, воля

Возможности их применения на практике:

Гештальт-терапия
Гештальт-терапия (англ. gestalt therapy) — направление психотерапии, развившееся во 2-й пол. XX в., основывающееся на понятиях классической гештальт-психологии, в частности, на понятиях гештальта, фигуры и фона и на теории поля К. Левина. В то же время в Г.-т. можно найти элементы самых разных психологических и философских течений — психоанализа, экзистенциализма, психодрамы, феноменологии, дзэн-буддизма и др. Создатель Г.-т. — амер. психиатр Фредерик (Фриц) Перлз (Perls, 1893-1970). Он считал, что человека следует рассматривать как целостную живую систему, включенную во взаимодействие с окружающим миром, причем сама психологическая жизнь человека — это процесс образования гештальтов, т. е. целостных образов наличной ситуации. Под целостностью организма понимается в данном случае нераздельность и взаимопроникновение физической и ментальной активности человека. Любой аспект поведения человека рассматривается как проявление целого — его бытия. В норме бытие человека осуществляется «здесь и теперь», в контексте наличной ситуации.

Невротическая личность в данном подходе — это человек, не способный жить в настоящем, поскольку он несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В результате, ему не хватает энергии для того, чтобы полностью осознавать и действовать в настоящем. Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту сосредоточиться на том, что он переживает «здесь и теперь», путем «замыкания» незавершенных гештальтов. Г.-т. также м. б. соотнесена с феноменологией, т. к. предполагается, что описание происходящего «здесь и теперь» важнее объяснения его причин. На основании описанных положений, по мнению гештальт-терапевтов, развитие человека вплотную связано с расширением зон самоосознавания (self-awareness). Развивая самоосознавание, человек становится более самодостаточным, он может опереться на себя и более полно взаимодействовать с миром. Основными препятствиями на пути к самоосознаванию Перлз называет 4 типа невротических механизмов (4 типа нарушения контактной границы): интроекция, проекция, слияние (конфлюэнция) и ретрофлексия. Позже к этому списку были добавлены механизмы дефлексии и изоляции. (А. А. Корнеев.)

Гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

47.Основные идеи гуманистической психологии и их влияние на теорию и практику оказания психологической помощи

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Представители – Г.Олпорт, Г. Мюррей, А.Маслоу, К. Роджерс.

 

Основные идеи:

-Каждый человек уникален: человек открыт миру, переживание человеком мира и самого себя в мире является главной психологической реальностью

-человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

-человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе

-человек-это активное, творческое существо

 

Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Положение Роджерса об активной роли клиента оказала значительное влияние на все формы психологической помощи и консультации.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

 

 

48 вопрос.

Психические образования и психические состояния: раскрыть понятие, элементы и механизм формирования в структуре психики, их роль и значение в анализе личностных свойств.

 

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков, умений, привычек

Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий.

Роль:Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе

Формирование:Психологические исследования вскрыли многие важные черты и механизмы процесса формирования знаний. Обнаружилось, что переработка сведений начинается не после восприятия (наблюдения) предметов или явлений, а уже в ходе самого восприятия. Оказалось, что восприятие как бы отбирает одни объекты и совсем не замечает других. Результаты всей дальнейшей мыслительной переработки (сравнение, обобщение) во многом зависят от того, что именно заметил человек в объектах. Отбор этот зависит от трех главных факторов:

1) строения самого объекта (какие черты в нем более ярко выражены);

2) личного опыта (какие черты наиболее знакомы);

3) методики обучения (какие черты выделяет, подчеркивает учитель или отмечают ученики).

 

навыки — это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.

Роль:Навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения.

формирование: В ходе формирования навыка выделяется много частных фаз, объединяемых в более общие периоды.

1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им.

2. Второй период — период автоматизации движения.

3. В третий, последний период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.

Роль:Создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Формирование:Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

 

Привычкисложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности.

 

Формирование:При формировании привычки, неоднократно выполненяется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия — приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенное..., которое стало автоматическим и совершается без усилий»

Роль:Жизненно важные, общественно ценные П. облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицат. – дезорганизуют поведение

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - это целостные, временные и динамичные характеристики психической деятельности

Роль: Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства

Механизм формирования:Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния, а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний является ее субъективная, личная оценка человеком

 

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в деятельности, являются следующие.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности.Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности

Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания.

Фрустрация — психическое, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю.

Состояние релаксации - это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил.

Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Состояние бодрствования - противопоставляется состоянию сна.При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

 

49. Социализация индивида: понятие и содержание процесса, провести анализ условий и факторов, влияющих на процесс формирования личности.

 

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, это процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.


Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально – деловыми отношениями.


Факторы социализации.
Огромное количество разнообразных условий, действующих на человека, принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. Об одних факторах известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
1) Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2) Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
3) Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4) Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.009 с.)